Научная статья на тему 'Мотивация в структуре формирования профессионально-педагогической компетентности преподавателя медицинского вуза'

Мотивация в структуре формирования профессионально-педагогической компетентности преподавателя медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MOTIVATION / SCIENTIFIC-EDUCATIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL-EDUCATIONAL COMPETENCE / OF HIGHER MEDICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пожилова Е.В., Новиков В.Е.

Мотивация является значимым фактором в структуре формирования профессиональной и педагогической компетентности преподавателей медицинских ВУЗов. В статье рассматриваются возможные причины снижения привлекательности научно-педагогического труда в настоящее время.Одной из таких причин может быть затянувшаяся реформа системы высшего медицинского образования. Обсуждаются вопросы повышения мотивации в научно-педагогической деятельности преподавателей ВУЗов. Повышение значимости мотивационного фактора в структуре формирования профессиональной и педагогической компетентности преподавателей является залогом качественного образовательного процесса и подготовки высококвалифицированных специалистов..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivation is a significant factor in the formation of professional and educational competence of medical university teachers. The article discusses the possible reasons for the decrease in attractiveness of scientific and educational work nowadays. The protracted reform of higher medical education may be one of the reasons. There are discussions of the motivation in scientific and educational activity of university teachers. The growing importance of the motivational factor in the formation of professional and educational competence of teachers is the keystone to success of quality educational process and training of highly qualified specialists.

Текст научной работы на тему «Мотивация в структуре формирования профессионально-педагогической компетентности преподавателя медицинского вуза»

4. Система менеджмента качества. Сборник документов по учебно-методической работе ИГМУ. - Ч. 1. - Иркутск, 2012. - 72 с.

5. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие / С.Б. Ступина. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. -52 с.

6. Цепов Л.М., Николаев А.И., Петрова Е.В. и др. Трудности в общении студента и пациента (на примере кафедры терапевтической стоматологии) // Смоленский медицинский альманах. Педагогика высшей школы. Педагогическое проектирование и педагогические технологии / Под ред. И.В. Отвагина. - Смоленск: Изд-во СГМУ, 2016. - № 2. - С. 151-155.

7. Шлейкин А.Г., Окуловская Н.В., Кулаев Д.Х. Обратная связь в оценке качества преподавания в высшей школе // Труды конгресса «Профессиональное образование, наука, инновации в XXI веке». - СПб., 2009. - С.95-98.

УДК 61(071.1):378.12+378.147:61(071.1)

МОТИВАЦИЯ В СТРУКТУРЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МЕДИЦИНСКОГО

ВУЗА

Пожилова Е.В., Новиков В.Е.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28.

Резюме. Мотивация является значимым фактором в структуре формирования профессиональной и педагогической компетентности преподавателей медицинских ВУЗов. В статье рассматриваются возможные причины снижения привлекательности научно-педагогического труда в настоящее время.Одной из таких причин может быть затянувшаяся реформа системы высшего медицинского образования. Обсуждаются вопросы повышения мотивации в научно-педагогической деятельности преподавателей ВУЗов. Повышение значимости мотивационного фактора в структуре формирования профессиональной и педагогической компетентности преподавателей является залогом качественного образовательного процесса и подготовки высококвалифицированных специалистов. Ключевые слова: мотивация, научно-педагогическая деятельность, профессионально-педагогическая компетентность, высшее медицинское образование.

THE MOTIVATION IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL-EDUCATIONAL COMPETENCE OF MEDICAL UNIVERSITY TEACHER

Pozhilova E.V., Novikov V.E.

Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya St., 28.

Summary.Motivation is a significant factor in the formation of professional and educational competence of medical university teachers. The article discusses the possible reasons for the decrease in attractiveness of scientific and educational work nowadays. The protracted reform of higher medical education may be one of the reasons. There are discussions of the motivation in scientific and educational activity of university teachers. The growing importance of the motivational factor in the formation of professional and educational competence of teachers is the keystone to success

of quality educational process and training of highly qualified specialists.

Key words: motivation, scientific-educational activity, professional-educational competence, of higher medical education.

Одним из основных факторов, влияющих на качество образовательного процесса, является уровень профессиональной компетентности преподавателя ВУЗа. В последние годы социальный статус преподавателей ВУЗов (как и вообще преподавателей) значительно изменился. Из числа уважаемых и престижных профессия преподавателя ВУЗа перешла в разряд непривлекательных, низкооплачиваемых. Возникло очевидное социальное противоречие. С одной стороны, преподавательская деятельность обладает значительным научно-образовательным потенциалом и предназначена выполнять высокую миссию в обществе по профессиональному воспитанию граждан, так как общество заинтересовано в высокопрофессиональных кадрах и образовательных услугах. Но, с другой стороны, наблюдается слабая мотивация преподавателей к научно-исследовательской и педагогической деятельности, нежелание молодых перспективных специалистов связывать свою трудовую деятельность с педагогическим трудом.

Преподаватели высшей медицинской школы представляют собой особую категорию научно-педагогических работников, имеющих наряду с общепедагогическими функциями, специфические условия и методы работы, особые квалификационные и личностные характеристики. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателей медицинских ВУЗов является залогом успешной деятельности образовательного учреждения и востребованности его выпускников на рынке труда.

Компетентность - это совокупность свойств (характеристик) личности, позволяющих ей качественно выполнять определенную деятельность, направленную на разрешение проблем (задач) в какой-либо отрасли. Кроме понятия «компетентность», различают близкое ему понятие «компетенция». Компетенция - это то, в чем человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетенция - это

характеристика не физического лица, а параметр социальной роли человека. Если человек соответствует этой социальной роли, то считается, что он обладает компетентностью по данному кругу вопросов [8].

В процесс формирования профессиональной компетентности преподавателя высшей медицинской школы интегрированы профессиональные показатели (знания, умения и навыки по специальности) с педагогическими компетенциями, служащими показателями способности преподавателя применять эти знания и умения в педагогической практике (педагогическое мастерство). Профессиональная компетентность преподавателя медицинского вуза включают в себя следующие основные виды деятельности: педагогическая (учебно-методическая), научно-

исследовательская, воспитательная, лечебно-профилактическая (для преподавателей клинических кафедр). Все вышеперечисленные виды деятельности взаимосвязаны, для их выполнения преподавателю необходимы определенные качества личности, такие как эрудиция, высокий уровень культуры и нравственности, порядочность, справедливость и доброжелательность, уравновешенность и терпеливость, настойчивость и толерантность. Кроме того, преподаватель высшей школы должен любить педагогическую деятельность, проявлять инициативность и целеустремленность, иметь творческий подход к решению учебно-воспитательных задач, заниматься самообучением и саморазвитием. Сегодня, например, общепринятое традиционное обучение в чистом виде уже не только не современно, но и не способно обеспечить должную подготовку специалистов медицинского профиля. Поэтому в учебном процессе медицинских ВУЗов активно применяются методы обучения с использованием электронных ресурсов, си-муляционные и интерактивные технологии [2, 3]. Появление в арсенале педагогики инновационных обучающих технологий

требует от научно-педагогических работников постоянного совершенствования своих профессионально-педагогических компетенций. Преподаватель медицинского ВУЗа - это еще и ученый-исследователь, который не только сам занимается научными изысканиями и привлекает к этой работе студентов, но знает и умеет использовать современные достижения медицинской науки в образовательном процессе [4, 6, 7]. Педагогические коллективы должны быть заинтересованы (мотивированы) на достижение данных целей.

Таким образом, мотивация является значимым компонентом в структуре основных факторов, обеспечивающих формирование профессионально-педагогической компетентности преподавателя медицинского ВУЗа. Но, к сожалению, сегодня мотивационный компонент утратил свою значимость в этой структуре, что привело к снижению привлекательности научно-педагогической деятельности и, логично предположить, к снижению качества образовательных услуг. Снижение мотивации преподавателей ВУЗов к совершенствованию образовательных услуг и развитию своей профессионально-педагогической компетентности обусловлены многими объективными причинами, в том числе недостойной оценкой со стороны государства педагогического труда. По уровню жизни и материального обеспечения преподаватели ВУЗов наряду с работниками культуры, здравоохранения, дошкольного и школьного образования находятся в группе малообеспеченных. Одним из негативных факторов, приведших к снижению мотивации преподавателей, на наш взгляд, является затянувшаяся реформа российского образования. Постоянная модернизация государственных образовательных стандартов, учебных планов, непродуманное «совершенствование» устоявшихся учебно-методических подходов и традиций привели к тому, что и без того напряженный психо-эмоциональный труд преподавателей стал еще более напряженным из-за неопределенности принимаемых решений и непредсказуемости последствий. Зная все это, молодые перспективные врачи-специалисты не изъяв-

ляют желания идти в преподаватели медицинских ВУЗов. Работающие же преподаватели нередко находятся в состоянии психо-эмоционального выгорания, безропотно и безынициативно выполняют свои функциональные обязанности. Образовательный процесс все больше утрачивает такие важные составляющие компоненты, как творчество, нравственность [5] и, наоборот, все больше приобретает негативные тенденции - формализм, субъективизм, нигилизм. Печально, но эти тенденции носят системный характер. Такие изменения в системе медицинского образования уже привели к появлению специалистов, способных совершать безнравственные поступки, фальсифицировать медицинские услуги и лекарственные препараты [1].

Восстановление стабильности в системе государственного регулирования высшего образования, что напрямую связано с завершением затянувшейся реформы образования, повышение статуса преподавателя медицинского ВУЗа в обществе (прежде всего, в среде медицинских работников) будут способствовать привлекательности научно-педагогического труда и мотивированному выбору молодыми специалистами научно-педагогической деятельности. В результате таких изменений преподаватели будут мотивированы к повышению своей профессионально-педагогической компетентности. Повышение значимости мотивационного фактора в структуре формирования профессиональной и педагогической компетентности преподавателей медицинских ВУЗов является залогом качественного образовательного процесса и подготовки высококвалифицированных специалистов.

Заключение. Профессионально-

педагогическая компетентность преподавателей медицинских ВУЗов является залогом качественного образовательного процесса и подготовки высококвалифицированных специалистов. Значимым фактором в структуре формирования профессиональной и педагогической компетентности преподавателей является мотивация. Но сегодня мотивационный компонент во многом утратил свою значимость. Научно-

педагогическая деятельность преподавателей медицинских ВУЗов потеряла привлекательность у молодых специалистов. Необходимы последовательные меры на государственном уровне по восстановлению привлекательности педагогического труда. Несомненно, способствовать этому будет завершение процесса реформирования го-

сударственных образовательных стандартов по специальностям высшего медицинского образования, а также достаточное материально-техническое оснащение медицинских ВУЗов в соответствии с современными научно-техническими достижениями в образовательном процессе.

Литература

1. Аксенова-Сорахтей Ю.Н., Новиков В.Е., Пожилова Е.В.и др. Фармацевтические и юридические аспекты фальсификации лекарственных средств // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. - 2016. - Т. 15, № 2. - С. 102-111.

2. Новиков В.Е. Традиционные и новые методы в преподавании фармакологии // Экспериментальная и клиническая фармакология. - 1996. - Т. 59, № 4. - С. 70-72.

3. Новиков В.Е. Традиции и новации в преподавании медико-биологических дисциплин // Смоленский медицинский альманах. - 2015. - № 2, - С. 29-34.

4. Новиков В.Е., Левченкова О.С., Пожилова Е.В. Роль активных форм кислорода в физиологии и патологии клетки и их фармакологическая регуляция // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. - 2014. - Т. 12, № 4. - С. 13-21.

5. Новиков В.Е., Пожилова Е.В., Климкина Е.И. Нравственное воспитание в медицинском образовании в современных условиях // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. - 2014. - Т. 13, № 1. - С. 76-78.

6. Пожилова, Е.В., Новиков, В.Е., Левченкова, О.С. Регуляторная роль митохондриальной поры и возможности ее фармакологической модуляции // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. - 2014. - Т. 12, № 3. - С. 13-19.

7. Пожилова Е.В., Новиков В.Е., Новикова А.В. Фармакодинамика и клиническое применение препаратов на основе гидроксипиридина // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. - 2013. - Т. 12, № 3. - С. 56-66.

8. Родиков М.В., Пахомова Р.А. Компетенции преподавателя медицинского вуза // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - № 12-5. - С. 929-932.

УДК 615.825:378.147

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ МОЛОДЫХ

СПЕЦИАЛИСТОВ

Сухарукова О.В., Губанов В.С., ОхапкинаЛ.П.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д.28.

Резюме. Современный период развития образования в России характеризуется активизацией процессов модернизации. В системе высшего образования формирование профессиональных компетенций специалистов лечебной физкультуры и спортивной медицины в различных областях знаний обеспечивается междисциплинарными образовательными программами. На современном этапе задачи профессионального образования в сфере лечебной физкультуры и спортивной медицины связаны с разработкой эффективной стратегии подготовки специалиста, готового к личностной саморегуляции, способного к результативной профессиональной деятельности и самостоятельному инновационному труду.

Ключевые слова: междисциплинарный подход, высшее профессиональное образование, клинические ординаторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.