Научная статья на тему 'Использование междисциплинарного взаимодействия для оптимизации изучения курса фармакологии'

Использование междисциплинарного взаимодействия для оптимизации изучения курса фармакологии Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
439
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАКОЛОГИЯ / КЛИНИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / PHARMACOLOGY / CLINICAL PHARMACOLOGY / INTERDISCIPLINARY INTERACTION

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Воробьева В.В., Новиков В.Е., Климкина Е.И.

В статье проведен анализ процесса формирования синтезирующих и интегративных отношений между фармакологией и клинической фармакологией как воплощение межпредметных связей в едином учебно-методическом процессе. Цель установления взаимодействия формирование специалиста, способного проводить современную, эффективную, безопасную, индивидуализированную фармакотерапию на основе полученных знаний о рациональном применении лекарств по современным клинико-фармакологическим стандартам с учетом принципов доказательной медицины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the process of development of a synthesizing and integrative relationship between Pharmacology and Clinical Pharmacology as the realization of interdisciplinary communication in the educational process. The purpose of the above-mentioned interaction is the formation of a specialist competent enough to prescibe modern, efficient, safe and individualized pharmacotherapy based on the knowledge of the rational use of drugs according to modern clinical and pharmacological standards taking into account the principles of evidence-based medicine.

Текст научной работы на тему «Использование междисциплинарного взаимодействия для оптимизации изучения курса фармакологии»

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

УДК 615.03(07.07):378.147

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ФАРМАКОЛОГИИ

Воробьева В.В., Новиков В.Е., Климкина Е.И.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28

Резюме. В статье проведен анализ процесса формирования синтезирующих и интегратив-ных отношений между фармакологией и клинической фармакологией как воплощение межпредметных связей в едином учебно-методическом процессе. Цель установления взаимодействия - формирование специалиста, способного проводить современную, эффективную, безопасную, индивидуализированную фармакотерапию на основе полученных знаний о рациональном применении лекарств по современным клинико-фармакологическим стандартам с учетом принципов доказательной медицины.

Ключевые слова: фармакология, клиническая фармакология, междисциплинарное взаимодействие

THE USE OF INTERDISCIPLINARY INTERACTION TO OPTIMIZE THE STUDY OF

THE PHARMACOLOGY COURSE

Vorobieva V. V., Novikov V.E., Klimkina E.I.

Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskoy St., 28

Summary. The article analyzes the process of development of a synthesizing and integrative relationship between Pharmacology and Clinical Pharmacology as the realization of interdisciplinary communication in the educational process. The purpose of the above-mentioned interaction is the formation of a specialist competent enough to prescibe modern, efficient, safe and individualized pharmacotherapy based on the knowledge of the rational use of drugs according to modern clinical and pharmacological standards taking into account the principles of evidence-based medicine. Key words: Pharmacology, Clinical Pharmacology, interdisciplinary interaction

Изучение предмета фармакология базируется на знаниях, умениях и компетенциях, полученных студентами в процессе изучения таких медико-биологических дисциплин, как биология и общая генетика, химия, анатомия человека и гистология, нормальная физиология и патология. Достижения фундаментальных исследований в биохимии, молекулярной биологии, иммунохимии, раскрытие тончайших механизмов функционирования нервной системы, регуляции межклеточных взаимо-

действий чрезвычайно обогатили и фармакологию [4, 8, 9].

В свою очередь, фармакология рассматривается как предшествующая дисциплина, необходимая для освоения практически всех клинических дисциплин, в частности терапии, кардиологии, гастроэнтерологии, пульмонологии, аллергологии. Невозможно представить изучение психиатрии без знания нейролептиков или антидепрессантов, а анестезиологии - без знания анестетиков и анальгетиков. Взаимодействие и

взаимообогащение между различными дисциплинами позволяет формировать специалиста, обладающего обширным объемом теоретических знаний, способного успешно решать профессиональные задачи, умеющего провести дифференциально-диагностический поиск, оказать в полном объеме, соответствующую современным стандартам, медицинскую помощь.

Наиболее тесные, междисциплинарные связи существует между фармакологией и клинической фармакологией, и тому есть рациональное обоснование. Только преемственность и непрерывность в изучении фармакологии как медико-биологической и клинической дисциплины (сначала изучение экспериментальной, затем клинической фармакологии) могут дать наиболее прочные и глубокие знания, выработать необходимые умения и практические навыки в этой важнейшей для врача области знаний.

В 1970 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендовала создание клинической фармакологии как медицинской дисциплины. Такое решение было продиктовано тем, что в предшествующие данному событию годы стала бурно развиваться фармакологическая наука, возникло огромное количество лекарств. В 50-е годы были получены препараты, сохранившие свою актуальность и в современной клинической практике: хлорпромазин, диазе-пам, галотан, изониазид, дексаметазон, пропранолол, дихлортиазид, метронида-зол. Шестидесятые годы ознаменовались созданием группы цефалоспоринов, ри-фампицина, блокаторов Н1 - гистамино-вых рецепторов, блокаторов кальциевых каналов, индометацина, фуросемида. В 70-е годы получены синтетические аналоги простагландинов, ингибиторы ангиотен-зинконвертирующего фермента, цимети-дин, первые гиполипидемические средства. Именно подобный лекарственный «взрыв» на рубеже 60-х и 70-х годов, приведший к появлению огромного количества эффективных лекарственных препаратов и расцвету фармацевтической промышленности, стал мощным толчком для возникновения клинической фармакологии.

Внедрение в учебный процесс нового предмета поставило перед преподавателями кафедр фундаментальной фармакологии необходимость реализации принципа непрерывности освоения учебного материала, который предполагает преемственность между теоретическим предметом и клинической дисциплиной. Многие десятилетия учебный процесс на кафедрах фармакологии предполагал изучение, прежде всего, эффектов лекарственных препаратов. С этой целью проводились многочисленные показательные опыты на здоровых и модельных животных, призванные продемонстрировать эффект лекарственного препарата, дополняемые другими видами учебной деятельности [5, 6]. Однако с внедрением в учебный процесс клинической фармакологии акценты стали меняться, и построение учебного процесса некоторым образом трансформировалось в соответствии с проблемами, которые решает клиническая фармакология, то есть доказательности эффективности и безопасности лекарственного лечения.

Оказалось недостаточным формирование знаний основных механизмов действия лекарственных средств, возникла необходимость внедрения идей доказательной медицины в учебный процесс. Каждое клиническое решение по фармакотерапии должно базироваться на строго доказанных научных фактах в отношении лекарственных препаратов. Практическая доказательная медицина (evidence-based medicine) в процессе принятия клинических решений руководствуется наиболее достоверными сведениями об эффективности лечения, полученными из опубликованных высококачественных клинических исследований (двойные слепые рандомизированные) и систематических обзоров (Cochrane Collaboration, Britich Medical Journal, Neu England Journal of Medicine, The Lancet и др.) [3].

Интенсивно возникающие интегратив-ные отношения в виде междисциплинарных связей между фармакологией и клинической фармакологией нашли отражение в конкретном содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса, призванных выполнить не только образо-

вательную, но и развивающую функцию в едином пространстве образовательного процесса. В этом контексте потребовалось пересмотреть все элементы учебно-методического комплекса, предназначенного для подготовки обучающихся 3-го курса по дисциплине «Фармакология». В частности, пересмотру подверглись классификации лекарственных средств по всем изучаемым темам, перечни вопросов для самостоятельной и аудиторной подготовки по теории и врачебной рецептуре, вопросы для самоконтроля знаний, ситуационные задачи и справочные данные по основным формам выпуска лекарственных препаратов [6]. Как бы ни были интересны фармакологические эффекты многих лекарственных средств, например, таких как дибазол, октадин, резерпин, левомицетин, ме-тамизол и др., эмпирически доказавших свою эффективность, пришлось резко ограничить время, отведенное на их изучение или полностью отказаться от их характеристики с учетом специальных рекомендаций ВОЗ (запрете об использовании). И эти шаги оправданны, так как по эффективности и безопасности устаревшие препараты уступают современным лекарствам (ингибиторы АПФ, фторхинолоны, селективные ингибиторы ЦОГ и др.), изучение и внедрение которых в клиническую практику проводилось на основе принципов доказательной медицины [3].

Еще одной задачей, решение которой настоятельно требует преемственность преподавания между фармакологией и клинической фармакологией, является гармонизация номенклатуры лекарственных средств. Внедрение в учебный процесс международных непатентованных наименований лекарственных препаратов позволяет идентифицировать и систематизировать номенклатуру лекарств, освободить студента от запоминания многочисленных торговых названий и направить его познавательную энергию на усвоение наименования конкретной фармацевтической субстанции посредством единого «родового» названия. Запоминание данного названия позволяет студенту четко ориентироваться в группах лекарственных препаратов (групповой принадлежности), напри-

мер, столь многочисленных, как группы бета-адреноблокаторов или блокаторов кальциевых каналов.Подобный шаг тем более важен, что каждый врач в своей практике будет вынужден обращаться к федеральному закону ФЗ № 61 от 12.04.2010 «Об обращении лекарственных средств», который развивает нормы практического использования международных непатентованных названий.

Таким образом, подобная трансформация методических подходов междисциплинарного взаимодействия в преподавании фармакологии оправдана не только с позиций оптимизации учебно-методического процесса, мотивации студента [2], но и с позиций отдаленных перспектив формирования профессиональных и нравственных качеств наших выпускников [8]. Пребывание современного врача в условиях непрерывного информационного потока требует самостоятельного периодического обновления и пересмотра профессиональных знаний с учетом последних достижений фармакологической науки путем формирования системного подхода к анализу медицинской информации, основанной на принципах доказательной медицины. Фактически, уже на 3-м курсе у студентов закладывается фундамент для дальнейшего постдипломного образования и самообразования специалистов по вопросам рациональной фармакотерапии, способность к анализу современных источников информации для врачей, в том числе клинических рекомендаций (Evidence Based Medicine Guidelines) [3]. Только сформировав на начальных этапах изучения предмета фармакологии навыки отбора научно-практической информации по принципу эффективности и безопасности определенных фармакологических вмешательств (с учетом степени доказательности) или их неэффективности, можно подготовить специалистов, способных действовать согласно современным клинико-фармакологическим стандартам, призванным эффективно решать конкретные клинические задачи, взаимодействовать со страховыми компаниями и добиваться повышения качества медицинской помощи. Знания фармакологии необходимы и для

эффективной борьбы с фальсификатами лекарственных средств [1].

Заключение. Реализация принципа непрерывности преподавания фармакологии и клинической фармакологии предполагает междисциплинарное взаимодействие с целью преемственности и последовательности формирования у студентов общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Это в свою очередь требует оптимизации учебно-методического процесса с учетом гармонизации терминов, классификаций лекарственных препаратов, научно-практической значимости различ-

ных источников информации по фармакологии. Такой подход позволяет формировать специалиста, способного проводить современную, эффективную, безопасную, индивидуализированную фармакотерапию с использованием научных данных по фармакокинетике, фармакодинамике и фармакогенетике. Это требование соответствует современным международным кли-нико-фармакологическим стандартам по рациональному применению лекарств с учетом принципов доказательной медицины.

Литература

1. Аксенова-Сорахтей Ю.Н., Новиков В.Е., Пожилова Е.В. и др. Фармацевтические и юридические аспекты фальсификации лекарственных средств // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. - 2016. - Т. 15, № 2. - С. 102-111.

2. Иванюшина В.А., Александров Д.А., Мусабиров И.А. Структура академической мотивации // Вопросы образования. - 2016. - № 4. - С. 229-247.

3. Клинические рекомендации для практикующих врачей, основанные на доказательной медицине / под.ред. И.Н. Денисова, В.И. Кулакова, Р.М. Хаитова // Издат. дом «ГЭО-ТАР-МЕД», 2001. - 1244 с.

4. Левченкова О.С., Новиков В.Е., Пожилова Е.В. Митохондриальная пора как мишень фармакологического воздействия // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. - 2014. - Т. 13, № 4 - С. 24-33.

5. Новиков В.Е. Традиционные и новые методы в преподавании фармакологии // Экспериментальная и клиническая фармакология. - 1996. - Т. 59, № 4. - С. 70-72.

6. Новиков В.Е. Традиции и новации в преподавании медико-биологических дисциплин // Смоленский медицинский альманах. - 2015. - № 2. - С. 29-34.

7. Новиков В.Е., Пожилова Е.В., Климкина Е.И. Нравственное воспитание в медицинском образовании в современных условиях // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. - 2014. - Т. 13, № 1. - С. 76-78.

8. Пожилова Е.В., Новиков В.Е., Левченкова О.С. Активные формы кислорода в физиологии и патологии клетки // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. - 2015. - Т. 14, № 2 - С. 13-22.

9. Пожилова Е.В., Новиков В.Е., Левченкова О.С. Митохондриальный АТФ-зависимый калиевый канал и его фармакологические модуляторы // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. - 2016. - Т. 14, № 1. - С. 29-36.

УДК 614.25+614.23(071):374.6

НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (НМО) КАК ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ

ПОСТОЯННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Морозов В.Г., Левченкова Н.С.

Смоленский государственный медицинский университет,

Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28

Резюме. В статье описано непрерывное медицинское образование (НМО), которое является

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.