Научная статья на тему 'Непрерывное медицинское образование (НМО) как обязательное постоянное обучение по программам повышения квалификации'

Непрерывное медицинское образование (НМО) как обязательное постоянное обучение по программам повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1595
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ / ПЕРВИЧНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ / CONTINUOUS MEDICAL EDUCATION / UNIVERSITY GRADUATES / PRIMARY ACCREDITATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Морозов В. Г., Левченкова Н. С.

В статье описано непрерывное медицинское образование (НМО), которое является дополнительным профессиональным образованием и осуществляется посредством реализации программ повышения квалификации и переподготовки. Развитие системы НМО происходит в целях выполнения положений Федерального закона от 21ноября 2011 г. №323 -ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где установлено, что медицинские работники обязаны повышать свою квалификацию и не реже 1 раза в 5 лет проходить аккредитацию в соответствии с порядком, установленным Минздравом России [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Морозов В. Г., Левченкова Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes continuous medical education (CME), which is secondary professional education carried out by means of skills upgrading and retraining programmes. The realization of the CME system is carried out according to Federal Law №323 dated 21, November 2011 "On the fundamentals of of protecting the health of citizens of the Russian Federation", where it is established that medical workers are required to improve their qualifications and to pass accreditation at least once every 5 years in accordance with the procedure established by the Ministry of Health Care of Russia.

Текст научной работы на тему «Непрерывное медицинское образование (НМО) как обязательное постоянное обучение по программам повышения квалификации»

эффективной борьбы с фальсификатами лекарственных средств [1].

Заключение. Реализация принципа непрерывности преподавания фармакологии и клинической фармакологии предполагает междисциплинарное взаимодействие с целью преемственности и последовательности формирования у студентов общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Это в свою очередь требует оптимизации учебно-методического процесса с учетом гармонизации терминов, классификаций лекарственных препаратов, научно-практической значимости различ-

ных источников информации по фармакологии. Такой подход позволяет формировать специалиста, способного проводить современную, эффективную, безопасную, индивидуализированную фармакотерапию с использованием научных данных по фармакокинетике, фармакодинамике и фармакогенетике. Это требование соответствует современным международным кли-нико-фармакологическим стандартам по рациональному применению лекарств с учетом принципов доказательной медицины.

Литература

1. Аксенова-Сорахтей Ю.Н., Новиков В.Е., Пожилова Е.В. и др. Фармацевтические и юридические аспекты фальсификации лекарственных средств // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. - 2016. - Т. 15, № 2. - С. 102-111.

2. Иванюшина В.А., Александров Д.А., Мусабиров И.А. Структура академической мотивации // Вопросы образования. - 2016. - № 4. - С. 229-247.

3. Клинические рекомендации для практикующих врачей, основанные на доказательной медицине / под.ред. И.Н. Денисова, В.И. Кулакова, Р.М. Хаитова // Издат. дом «ГЭО-ТАР-МЕД», 2001. - 1244 с.

4. Левченкова О.С., Новиков В.Е., Пожилова Е.В. Митохондриальная пора как мишень фармакологического воздействия // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. - 2014. - Т. 13, № 4 - С. 24-33.

5. Новиков В.Е. Традиционные и новые методы в преподавании фармакологии // Экспериментальная и клиническая фармакология. - 1996. - Т. 59, № 4. - С. 70-72.

6. Новиков В.Е. Традиции и новации в преподавании медико-биологических дисциплин // Смоленский медицинский альманах. - 2015. - № 2. - С. 29-34.

7. Новиков В.Е., Пожилова Е.В., Климкина Е.И. Нравственное воспитание в медицинском образовании в современных условиях // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. - 2014. - Т. 13, № 1. - С. 76-78.

8. Пожилова Е.В., Новиков В.Е., Левченкова О.С. Активные формы кислорода в физиологии и патологии клетки // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. - 2015. - Т. 14, № 2 - С. 13-22.

9. Пожилова Е.В., Новиков В.Е., Левченкова О.С. Митохондриальный АТФ-зависимый калиевый канал и его фармакологические модуляторы // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. - 2016. - Т. 14, № 1. - С. 29-36.

УДК 614.25+614.23(071):374.6

НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (НМО) КАК ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ

ПОСТОЯННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Морозов В.Г., Левченкова Н.С.

Смоленский государственный медицинский университет,

Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28

Резюме. В статье описано непрерывное медицинское образование (НМО), которое является

дополнительным профессиональным образованием и осуществляется посредством реализации программ повышения квалификации и переподготовки. Развитие системы НМО происходит в целях выполнения положений Федерального закона от 21ноября 2011 г. №323 —ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где установлено, что медицинские работники обязаны повышать свою квалификацию и не реже 1 раза в 5 лет проходить аккредитацию в соответствии с порядком, установленным Минздравом России [3]. Ключевые слова: непрерывное медицинское образование, выпускники вузов, первичная аккредитация.

CONTINUOUS MEDICAL EDUCATION (CME) AS COMPULSORY PERMANENT TRAINING ON PROFESSIONAL DEVELOPMENT PROGRAMS

Morozov V.G., Levchenkova N.S.

Smolensk State Medical University, 210019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia

Summary. The article describes continuous medical education (CME), which is secondary professional education carried out by means of skills upgrading and retraining programmes. The realization of the CME system is carried out according to Federal Law №323 dated 21, November 2011 "On the fundamentals of ofprotecting the health of citizens of the Russian Federation", where it is established that medical workers are required to improve their qualifications and to pass accreditation at least once every 5 years in accordance with the procedure established by the Ministry of Health Care of Russia.

Key words: continuous medical education, university graduates, primary accreditation.

Введение. Под непрерывным медицинским образованием (НМО) понимается, развитие или повышение уровня знаний, приобретение новых навыков, совершенствование профессиональной деятельности и создание связей, которые врач использует для оказания медицинских услуг больным и обществу, а также помощи коллегам (Американская медицинская ассоциация, 2007; Аккредитационный совет по непрерывному образованию, 2007). Понятие «непрерывное профессиональное развитие» (НПР) шире и получило распространение в ряде стран мира. По определению Стантона и Гранта, НПР включает в себя, помимо дидактических, и другие методы образования, концепции самообучения и индивидуального развития и рассматривает организационные и системные факторы (Stanton, Grant, 1997). Трудно, если вообще можно, сказать с какой либо определенностью, когда непрерывное медицинское образование (НМО) сформировалось как самостоятельная концепция, отличная от концепции высшего медицинского образования первого и второго уровней. Несмот-

ря на существование НМО в качестве самостоятельной формальной концепции, врачи веками поддерживали свою компетентность и, возможно, к концу своей врачебной деятельности практиковали лучше, чем в ее начале, что внутренне присуще процессу рефлексивного обучения и показывает профессионализм врачей и их саморегулируемое обучение. Конечно, столетие назад обучение и подготовка, полученные врачом за годы обучения в медицинской школе, считались достаточными для него (редко для нее) на весь период врачебной деятельности. Совершенствование подготовки по специальности после Первой мировой войны и основание специализированных колледжей, академий и обществ привели к появлению ряда тенденций в эволюции НМО как последней, наиболее длительной фазы медицинского образования.

Цель настоящей работы - информировать сотрудников и студентов СГМУ о непрерывном процессе повышения квалификации специалистов, который направлен на улучшение результатов лечения пациентов

и повышение безопасности медицинской помощи. В настоящее время во многих странах используют не только термин НМО, но и термин «непрерывное профессиональное развитие», которое включает кроме совершенствования профессиональных знаний и умений по своей специальности получение дополнительных компетенций: по управлению качеством медицинской помощи, разработке клинических рекомендаций, управлению отделением и др.

Непрерывное медицинское образование (НМО) - это образовательная деятельность, направленная на поддержание, развитие или повышение уровня знаний, приобретение новых знаний, умений и навыков, совершенствование профессиональной компетенции и создание связей, которые врач использует для оказания медицинских услуг больным и обществу, а также для помощи коллегам.НМО, по сути, является общепризнанной совокупностью знаний и навыков, которые врач получает при изучении фундаментальных медицинских наук, клинических дисциплин и общественного здравоохранения.

Согласно определению НМО в широком смысле, какое было дано выше, всякая непрерывная образовательная деятельность, помогающая врачам справляться со своими профессиональными обязанностями более эффективно и продуктивно, представляет собой НМО. Курсы менеджмента необходимы врачам, ответственным за управление медицинской организацией; курсы по методологии образования в рамках НМО желательны для врачей, занимающихся преподавательской деятельностью в медицинских школах, а курсы практического менеджмента - для врачей, которые хотят улучшить качество оказания медицинских услуг больным.

Однако не всякая непрерывная образовательная деятельность, в которую может быть вовлечен врач, является НМО. Врачи могут участвовать в непрерывной полезной образовательной деятельности, которая не имеет непосредственного отношения к их работе; такая деятельность не является НМО. Непрерывная образовательная деятельность, отвечающая непрофес-

сиональным образовательным потребностям или интересам врача, например персональное финансовое планирование, увлечение литературой или музыкой, тренинг эффективности родителей, не являются НМО.

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», непрерывное медицинское образование (НМО) является дополнительным профессиональным образованием, которое осуществляется посредством реализации программ повышения квалификации и переподготовки [4].

Непрерывное медицинское образование (НМО) - это пожизненный цикл образования врача. Теоретически он назначается со студенческой скамьи и продолжается до выхода на пенсию. Это новый подход государства к медицинскому образованию по формуле «Век живи - век учись». Результатом каждого 5-летнего периода в НМО является Аккредитация врача - новая форма государственного допуска к занятию должности врача.

Актуальнее говорить только о тех программах ДПО, которые дают право на занятие должности врача, - это в основном сертификационные циклы. Последний такой сертификат будет выдан врачу РФ до конца 2020 г. Но с 2016 года меняется подход к получению знаний в рамках этих традиционных 144 часов (1 месяц). Теперь врач должен получить 108 часов в ВУЗе и 36 часов по линии СтАР, то есть 25 процентов образовательного времени.

Сегодня Минздрав РФ через Координационный Совет по образованию предлагает два типа образовательных программ: посредством очного участия в образовательных мероприятиях и второй механизм - путем изучения электронных образовательных модулей [2]. Первые, то есть образовательные мероприятия ДПО: конгрессы, симпозиумы, коллоквиумы, тренинги, мастер-классы, практикумы, и другие научно-практические мероприятия, входящие в Календарь официальных мероприятий, организуемых СтАР и (или) поддерживаемые СтАР, уже получили «народное» наименование - УМ, то есть Учебное мероприятие. А что касается электронных ме-

роприятий, то они как раз позволяют врачу повышать квалификацию, не отрываясь от производственного процесса. Такой тип дистанционного обучения тоже получил «народное наименование» - ЭУМ, то есть Электронный учебный модуль. При ЭУМ врач, изучив из дома лекционный материал по системе интернет, сдает по результатам изучения материала тест по формату «выбрать правильный ответ» и получает по электронной почте специальное свидетельство красно-белой расцветки - цвета флага СтАр, код которого он вводит в «личный кабинет» на сайте www.стар-обр.рф или www.star-edu.ru. При посещении очных занятий, то есть УМ, такой сертификат с кодом ему будет вручен лично в руки, но он также вводит уникальный код с этого сертификата в свой «личный кабинет» на сайте СтАр. Пропорции УМ и ЭУМ определены Минздравом РФ как 20 часов ЭУМ и 16 часов УМ. Это также один раз в пять лет, вплоть до конца 2020 года.

Для любого врача РФ, который получит сертификат специалиста начиная с 2016 года, процесс НМО должен начинаться уже на следующий день, так как врач сразу вступает в свой персональный пятилетний цикл аккредитационного процесса. Первые пять лет стоматолог будет работать на основании вновь полученного сертификата, но при этом он ежегодно должен набирать себе кредиты для будущего аккредитаци-онного процесса. В соответствии с этими принципами, каждый врач должен за год накопить не менее 50 кредитов (54 часов образовательной активности), а за 5 лет -250 кредитов. Именно их наличие явится условием допуска к процессу предстоящей аккредитации, которая с 2021 года заменит сертификацию врачей. Еще при принятии Федерального закона № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» был предусмотрен переход я 2016 года на новую систему допуска медработников к профессиональной деятельности. До этого основой допуска было наличие сертификата специалиста [6].

Это не просто замена названия, а принципиально новая система, которая должна продемонстрировать, что у врача достаточно профессионализма, чтобы занимать-

ся тем или иным видом деятельности. Поэтому пришли к выводу, что внедрять систему аккредитации необходимо поэтапно. 29 декабря 2015 года В.В. Путин подписал поправки к 323-му закону, которые делегируют Министерству здравоохранения РФ право определять этапность внедрения процедуры аккредитации [5]. В 2016 году она коснется выпускников, которые заканчивают обучение в соответствии с федеральными образовательными стандартами. Реализация стандартов была начата в 2011 году, а пятилетний срок обучения предусмотрен для стоматологов и провизоров. В последующем, когда речь будет идти об аккредитации работающих врачей, будет иная процедура [1]. После получения по-следнегосертификата специалиста в ближайшие 5 лет врач включается в систему непрерывного профессионального образования.

На официальном сайте

edu.rosminzdrav.ru размещены образовательные программы и мероприятия, проводимые профессиональными сообществами. Участие в них будет засчитываться в образовательную активность врача и через 5 лет у него сформируется образовательное портфолио. К нему будет прикрепляться профессиональное портфолио и на основе этих двух документов аккредитационная комиссия будет оценивать возможность специалиста продолжать свою профессиональную деятельность.

В рамках непрерывного медицинского образования предполагается накопление 50 часов в течение года - соответственно, в течение 5 лет получается 250 часов.

Врач самостоятельно может выбрать себе образовательный модуль, который может предусматривать и симуляционное обучение, и стажировку по определенным вопросам. Эта обязательная часть, но он ее выбирает сам. Помимо того, в образовательную активность засчитывается участие в образовательных мероприятиях, конгрессах, съездах, конференциях профессиональных сообществ в объеме не более 14 часов в год. Эти мероприятия попадают в нашу базу, и экспертная комиссия подтвердит, что они не содержат скрытой рекламы и соответствуют другим обязательным

требованиям.

Третий элемент, тоже 14 часов в год -самостоятельное обучение, дистанционные образовательные технологии. Сегодня переходим к контролю качества медицинской помощи на основе клинических рекомендаций. Соответственно, мы разрабатываем образовательные модули, которые позволяют врачу и изучить эти протоколы, и проверить на «входном» и на «выходном» тесте, насколько он их освоил. То есть врач

полностью формирует для себя индивидуальную образовательную траекторию, выбирая мероприятия этих трех форматов.

Заключение. Внедрение НМО позволит модернизировать существующую систему дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования, что в итоге обеспечит существенное повышение квалификации медицинских кадров.

Литература

1. Приказ Минздрава РФ № 334н от 2 июня 2016 года «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов».

2. Приказ Минтруда РФ № 227н от 10 мая 2016 года «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-стоматолог».

3. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016).

4. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016).

5. Федеральный закон от 29.12.2015 г. № 389-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

6. Федеральный закон от 30.12.2015 г. № 432-ФЗ «О внесении изменений в статью 25 закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

УДК 61(071.1):378.147+614.252

ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Остапенко В.М., Шкитин В.А., Коноплева Е.Л., Соколова М.Г.

Смоленский государственный медицинский университет, 214019, Россия, г. Смоленск, ул. Крупской, 28

Резюме. На основе анализа действующего законодательства, документов, определяющих цели, принципы, содержание и стандарты высшего образования, а также учитывая педагогический опыт преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин в медицинском вузе, в работе прослежена эволюция подходов к формированию общекультурных и универсальных компетенций. Показан разрыв между декларируемыми задачами, принципами и реальными реформами. Предложены возможные пути участия научно-педагогических работников в формировании общекультурных и профессиональных компетенций. Ключевые слова: общекультурные компетенции, общепрофессиональные компетенции, профессиональные компетенции, универсальные компетенции, гуманитарное образование в высшей медицинской школе, федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, профессиональный стандарт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.