Научная статья на тему 'Опыт реализации программы непрерывного медицинского образования на кафедре терапии и клинической фармакологии Института дополнительного профессионального образования Башкирского государственного медицинского университета и перспективы дальнейшего развития'

Опыт реализации программы непрерывного медицинского образования на кафедре терапии и клинической фармакологии Института дополнительного профессионального образования Башкирского государственного медицинского университета и перспективы дальнейшего развития Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
178
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (НМО) / ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / CONTINUING MEDICAL EDUCATION (CME) / PROFESSIONAL DEVELOPMENT PROGRAMS

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Бакиров А.Б., Назарова Л.Ш., Абдрахманова Е.Р., Мингазетдинова Л.Н., Калимуллина Д.Х.

Цель работы заключалась в проведении анализа результатов реализации программы непрерывного медицинского образования (НМО) на кафедре терапии и клинической фармакологии Института дополнительного профессионального образования (ИДПО) Башкирского государственного медицинского университета (БГМУ) и определении перспектив ее дальнейшего развития. В 2016-2017 гг. сотрудниками кафедры были разработаны 15 дополнительных профессиональных программам повышения квалификации (ДПП ПК) НМО по 8 специальностям. В 2017 г. на кафедре терапии и клинической фармакологии ИДПО БГМУ было проведено 9 циклов ПК НМО, на которых успешно обучился 191 врач. Результаты анализа позволяют сделать вывод об успешном старте реализации программы НМО на кафедре терапии и клинической фармакологии ИДПО БГМУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Бакиров А.Б., Назарова Л.Ш., Абдрахманова Е.Р., Мингазетдинова Л.Н., Калимуллина Д.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF THE IMPLEMENTATION OF THE CONTINUING MEDICAL EDUCATION PROGRAM AT THE DEPARTMENT OF THERAPY AND CLINICAL PHARMACOLOGY OF INSTITUTE OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF BASHKIR STATE MEDICAL UNIVERSITY AND PROSPECTS OF ITS FURTHER DEVELOPMENT

The aim of the study was to analyze the implementation results of the continuing medical education (CME) program at the Department of Therapy and Clinical Pharmacology of Institute of Additional Professional Education of Bashkir State Medical University (BSMU) and to determine prospects for its further development. Between 2016 and 2017, the staff of the department developed 15 additional professional programs of the CME in 8 specialties. In 2017 year, the Department of Therapy and Clinical Pharmacology of Institute of Additional Professional Education of Bashkir State Medical University conducted 9 cycles for successful educational training of 191 doctors. The results of the analysis allow to draw a conclusion about the successful start of the implementation of the CME program at the Department of Therapy and Clinical Pharmacology of Institute of Additional Professional Education of Bashkir State Medical University.

Текст научной работы на тему «Опыт реализации программы непрерывного медицинского образования на кафедре терапии и клинической фармакологии Института дополнительного профессионального образования Башкирского государственного медицинского университета и перспективы дальнейшего развития»

УДК 378:614.23

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА КАФЕДРЕ ТЕРАПИИ И КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ ИНСТИТУТА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА И ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ

1 1 Л I 1 1

Бакиров А.Б. ' , Назарова Л.Ш. , Абдрахманова Е.Р. ' , Мингазетдинова Л.Н. ,

1 1 12 Калимуллина Д.Х. , Ахметзянова Э.Х. , Гимаева З.Ф. '

1ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, г. Уфа, Россия 2ФБУН «Уфимский НИИ медицины труда и экологии человека», г. Уфа, Россия Цель работы заключалась в проведении анализа результатов реализации программы непрерывного медицинского образования (НМО) на кафедре терапии и клинической фармакологии Института дополнительного профессионального образования (ИДПО) Башкирского государственного медицинского университета (БГМУ) и определении перспектив ее дальнейшего развития. В 2016-2017 гг. сотрудниками кафедры были разработаны 15 дополнительных профессиональных программам повышения квалификации (ДПП ПК) НМО по 8 специальностям. В 2017 г. на кафедре терапии и клинической фармакологии ИДПО БГМУ было проведено 9 циклов ПК НМО, на которых успешно обучился 191 врач. Результаты анализа позволяют сделать вывод об успешном старте реализации программы НМО на кафедре терапии и клинической фармакологии ИДПО БГМУ.

Ключевые слова: непрерывное медицинское образование (НМО), программы повышения квалификации

Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

EXPERIENCE OF THE IMPLEMENTATION OF THE CONTINUING MEDICAL EDUCATION PROGRAM AT THE DEPARTMENT OF THERAPY AND CLINICAL PHARMACOLOGY OF INSTITUTE OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION OF BASHKIR STATE MEDICAL UNIVERSITY AND PROSPECTS OF ITS FURTHER

DEVELOPMENT

17 1 1 7 1

Bakirov A.B.1'2, Nazarova L.Sh.1, Abdrakhmanova E.R., Mingazetdinova L.N.1, Kalimullina D.Kh.1, Akhmetzyanova E.Kh.1, Gimaeva Z.F.1'2

1Bashkir State Medical University, Ufa, Russia 2Ufa Research Institute of Occupational Medicine and Human Ecology, Ufa, Russia The aim of the study was to analyze the implementation results of the continuing medical education (CME) program at the Department of Therapy and Clinical Pharmacology of Institute of Additional Professional Education of Bashkir State Medical University (BSMU) and to determine prospects for its further development. Between 2016 and 2017, the staff of the department developed 15 additional professional programs of the CME in 8 specialties. In 2017 year, the Department of Therapy and Clinical Pharmacology of Institute of Additional Professional Education of Bashkir State Medical University conducted 9 cycles for successful

educational training of 191 doctors. The results of the analysis allow to draw a conclusion about the successful start of the implementation of the CME program at the Department of Therapy and Clinical Pharmacology of Institute of Additional Professional Education of Bashkir State Medical University.

Key words: continuing medical education (CME), professional development programs

Authors declare lack of the possible conflicts of interests.

На сегодняшний день медицина является одной из наиболее активно развивающихся отраслей науки. Сведения и рекомендации по оптимальным стратегиям диагностики, лечения и профилактики заболеваний непрерывно обновляются, что является залогом дальнейшего совершенствования системы здравоохранения, повышения качества оказания медицинской помощи и улучшения демографических показателей. Для успешного внедрения в практику современных технологий, отвечающих международным требованиям и стандартам, необходимо постоянное совершенствование и освоение врачами новых компетенций. Реализация данной цели в Российской Федерации осуществляется путем развития системы непрерывного медицинского образования (НМО). В ноябре 2013 г. Министром здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцовой был подписан приказ "Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций" (приказ Минздрава России № 837 от 11.11.2013) [1]. Согласно данному приказу, в 2014-2015 гг. организациями, осуществляющими образовательную деятельность, совместно с общественными профессиональными медицинскими организациями и органами государственной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения отрабатывался проект непрерывного профессионального медицинского образования, а целевой аудиторией модели являлись врачи-терапевты участковые, врачи-педиатры участковые, врачи общей практики (семейные врачи) [1, 2]. В проекте принимали участие 16 образовательных организаций Минздрава России, 11 общественных профессиональных медицинских организаций, 10 органов исполнительной власти в сфере здравоохранения субъектов РФ [2].

Проект реализовывался с учетом принципов НМО [2]:

• непрерывности обучения (отдельными модулями, циклами, путем прохождения отдельных учебных мероприятий в течение всего календарного года);

• применения электронного обучения и дистанционных образовательных

• технологий (ДОТ) (доля дистанционных технологий и электронного обучения в образовательной программе должны составлять не менее 50%);

• учет наиболее актуальных проблем практического здравоохранения при формировании программ;

• сетевое взаимодействие образовательных и профессиональных общественных медицинских организаций.

Приказом Минздрава РФ № 328 от 09.06.2015 "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 ноября 2013 г. № 837 «Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций»" приказ Минздрава РФ от 11.11.2013 № 837 был переименован (новая редакция: "Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования специалистов с

высшим медицинским образованием в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, с участием медицинских профессиональных некоммерческих организаций") [3]. В приказ Минздрава РФ от 11.11.2013 № 837 были внесены изменения, согласно которым расширена целевая аудитория и участники проекта («... реализуется на территории Российской Федерации путем обучения специалистов с высшим медицинским образованием (далее - врачи) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, по дополнительным профессиональным

программам повышения квалификации»), а срок реализации модели пролонгирован до конца 2020 г. [2, 3].

Цель работы заключалась в проведении анализа результатов реализации программы НМО на кафедре терапии и клинической фармакологии Института дополнительного профессионального образования (ИДПО) Башкирского государственного медицинского университета (БГМУ) и определении перспектив ее дальнейшего развития.

Материалы и методы исследования. Для проведения исследования были проанализированы учебно-методические материалы, результаты опросов обучающихся о качестве преподавания, а также данные официальных отчетов кафедры терапии и клинической фармакологии ИДПО БГМУ за 2017 год. Построение диаграмм и математическая обработка результатов была выполнена с использованием программ Microsoft Word 2010, Microsoft Excel 2010.

Результаты и обсуждение.

В рамках приказа Минздрава России № 837 от 11.11.2013 (в ред. с изменениями, внесенными приказом Минздрава РФ № 328 от 09.06.2015) на кафедре терапии и клинической фармакологии ИДПО БГМУ в 2016-2017 гг. были разработаны 15 дополнительных профессиональных программам повышения квалификации (ДПП ПК) НМО (таблица 1). Указанные ДПП ПК НМО направлены на обучение врачей по 8 специальностям: Терапия, Общая врачебная практика (семейная медицина) (ОВП), Гастроэнтерология, Клиническая фармакология, Кардиология, Пульмонология, Ревматология, Эндокринология. Продолжительность циклов составляет 36 академических часов.

Таблица 1

Перечень ДПП ПК НМО, разработанных сотрудниками кафедры терапии и клинической фармакологии ИДПО БГМУ в 2016-2017 гг.

Наименование цикла

Количест во часов

Наименование специальности

«Основные стандарты и клинические рекомендации в пульмонологии. Критерии качества медицинской помощи больным с заболеваниями органов дыхания»

36

Терапия, Пульмонология, ОВП

«Интерстициальные заболевания легких»

36

Терапия, ОВП Пульмонология,

«Клиника, диагностика и лечение эндокринной патологии»

36

Терапия

«Организация оказания медицинской

36

Терапия, ОВП

помощи по профилю «Терапия»»

«Болезни сердечно-сосудистой системы в 36 Терапия

практике терапевта»

«Клиника, диагностика и лечение заболеваний органов дыхания» 36 Терапия

«Клиника, диагностика и лечение 36 Терапия

заболеваний органов пищеварения»

«Болезни пищевода, желудка, 12типерстной кишки и поджелудочной железы» 36 Гастроэнтерология, Терапия, ОВП

«Болезни печени и желчевыводящей системы» 36 Гастроэнтерология, Терапия, ОВП

«Болезни кишечника» 36 Гастроэнтерология,

Терапия, ОВП

«Основные стандарты и клинические 36 Гастроэнтерология

рекомендации в гастроэнтерологии. Критерии качества медицинской помощи больным с заболеваниями органов пищеварения»

«Клиническая фармакология средств, применяемых в кардиологии» 36 Клиническая фармакология, Терапия, ОВП, Кардиология

«Клиническая фармакология в практике терапевта» 36 Клиническая фармакология, Терапия, ОВП

«Современные клинические рекомендации и стандарты ведения пациентов эндокринологического профиля» 36 Эндокринология, Терапия, ОВП

«Клиника, диагностика и лечение диффузных заболеваний соединительной ткани» 36 Ревматология, Терапия, ОВП

В 2017 г. на кафедре терапии и клинической фармакологии ИДПО БГМУ было проведено 9 циклов ПК НМО. Оценка распределения циклов в течение календарного года показала, что в I квартале было проведено 3 цикла, во II, III, IV кварталах - по 2 (рис. 1).

Распределение циклов ПК НМО в течение года

IV квартал 22,22%

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

Рис. 1 - Распределение циклов ПК НМО на кафедре терапии и клинической фармакологии ИДПО БГМУ в течение 2017 г.

По программе НМО на кафедре терапии и клинической фармакологии ИДПО БГМУ в 2017 году был обучен 191 врач, из них в I квартале - 72, во II - 48, в III - 56, в IV - 15 (рис. 2). Общее число курсантов на кафедре за 2017 год составило 431, таким образом, доля обучающихся по программе НМО достигла отметки 44,32%.

Следует отметить, что 17,80% специалистов прибыли на циклы ПК НМО из сельской местности, 3,66% - из других регионов России.

Распределение числа обучившихся в течение года

IV квартал .

7,85% - I квартал

37,70%

III квартал 29,32%

I квартал

II квартал

III квартал

IV квартал

II квартал 25,13%

Рис. 2 - Распределение числа обучившихся на циклах ПК НМО на кафедре терапии и клинической фармакологии ИДПО БГМУ в течение 2017 г.

Анализ с учетом специальностей показал, что наибольшее число врачей обучались на циклах ПК НМО по Терапии (114 человек), Гастроэнтерологии (40 человек), Эндокринологии (24 человека) (рис. 3). Полученные данные отражают высокую потребность в специалистах соответствующего профиля, а также служат подтверждением удовлетворенности курсантами качеством преподавания, так как выбор в пользу обучения на кафедре терапии и клинической фармакологии ИДПО осуществлялся ими на добровольной основе.

Распределение числа обучившихся по специальностям

100,00% 80,00% 60,00%% 40,00°% 20,00%% 0,00% 1

59,69%

20,94%

12,57% 4,19% 2,09% 0,52%

ш - х

-I-г

о* #

Л* .О XV

</ ^ ^

</ ^ с/

/

/

Рис. 3 - Распределение числа обучившихся на циклах ПК НМО на кафедре терапии и клинической фармакологии ИДПО БГМУ по специальностям

Результаты опросов, проведенных в ходе реализации программы НМО на кафедре терапии и клинической фармакологии ИДПО БГМУ, также свидетельствуют о полной удовлетворенности врачей уровнем преподавания дисциплин и о положительном отношении врачей к изменениям, происходящим в системе медицинского образования. Учитывая вышесказанное, а также достаточное число курсантов (в том числе из сельской местности, из других регионов РФ) и разнообразие специальностей обучившихся, можно сделать вывод об успешном старте реализации программы НМО на кафедре терапии и клинической фармакологии ИДПО БГМУ.

При анализе перспектив развития программы НМО следует отметить необходимость постоянной актуализации материалов уже существующих, а также разработки и внедрения новых ДПП ПК. В современной системе здравоохранения наметилась тенденция к увеличению числа медицинских осмотров, в проведении которых участвуют врачи различных профилей. Обучение на таких циклах требует кооперации знаний в области профессиональных болезней и узких специальностей. Наличие на кафедре терапии и клинической фармакологии ИДПО БГМУ преподавателей, обладающих действующими сертификатами по нескольким специальностям, в том числе по терапии, профессиональным болезням, гастроэнтерологии, эндокринологии, кардиологии и другим, позволило предположить целесообразность включения в учебный план кафедры ДПП ПК НМО, освещающих вопросы проведения медицинских осмотров. Пилотный цикл ДПП ПК НМО "Медицинские осмотры: предварительные и периодические, организация, проведение" был проведен кафедре терапии и клинической фармакологии ИДПО БГМУ в I квартале 2018 года. Продолжительность цикла составила 72 часа, число

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обучившихся - 17, что говорит о востребованности соответствующей ДПП ПК и необходимости ее дальнейшего внедрения в учебный план кафедры.

Список литературы:

1. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 11 ноября 2013 г. № 837 "Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций" [Электронный ресурс] // Министерство здравоохранения Российской Федерации. - 11 ноября 2013. -URL: https://www.rosminzdrav.ru/documents/8961-prikaz-ministerstva-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii-ot-11-noyabrya-2013-g-837-ob-utverzhdenii-polozheniya-o-modeli-otrabotki-osnovnyh-printsipov-nepreryvnogo-meditsinskogo-obrazovaniya-dlya-vrachey-terapevtov-uchastkovyh-vrachey-pediatrov-uchastkovyh-vrachey-obschey-praktiki-semeynyh-vrachey-s-uchastiem-obschestvennyh-professionalnyh-organizatsiy.

2. Реализация модели отработки основных принципов НМО в 2014-2015 [Электронный ресурс] // Координационный совет по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения Российской Федерации. - URL:

http://www.sovetnmo.ru/pages/basic_2015.html?SSr=390133ed6806ffffffff27c_07

e2031c062724-454d

3. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 9 июня 2015 г. № 328 "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 ноября 2013 г. № 837 "Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций" [Электронный ресурс] // Министерство здравоохранения Российской Федерации. - 09 июня 2015. - URL: https://www.rosminzdrav.ru/documents/9408-prikaz-ministerstva-zdravoohraneniya-rf-ot-9-iyunya-2015-g-328

Поступила/Received: 25.06.2018 Принята в печать/Accepted: 14.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.