Научная статья на тему 'Освоение практических навыков по врачебной рецептуре - залог безопасной фармакотерапии'

Освоение практических навыков по врачебной рецептуре - залог безопасной фармакотерапии Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
236
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРАЧЕБНАЯ РЕЦЕПТУРА / ЛЕКАРСТВЕННЫЙ ПРЕПАРАТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MEDICAL PRESCRIPTION / MEDICINAL PREPARATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / HIGHER MEDICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Новиков В.Е., Левченкова О.С., Воробьева В.В.

Профессиональная компетентность специалиста с высшим медицинским образованием предполагает владение навыками составления рецептурных прописей на лекарственные препараты в любых лекарственных формах. В статье проводится анализ допускаемых медицинскими работниками ошибок при оформлении рецептурных прописей, обсуждается их негативное значение в обеспечении эффективной и безопасной фармакотерапии. Рассматриваются вопросы оптимизации формирования практических навыков по врачебной рецептуре у студентов в период обучения в медицинском ВУЗе. Формирование этой компетенции является непременным условием подготовки высококвалифицированных специалистов и залогом безопасной фармакотерапии в будущем. Предлагается системный подход к процессу формирования данной компетенции, в котором должны участвовать клинические кафедры. Способствовать реализации этой практической составляющей в профессиональном образовании будет повышение требовательных мер к медицинским работникам по правильному составлению рецептурных прописей и оформлению рецептов со стороны регуляторных органов по контролю лекарственного обеспечения и со стороны фармацевтических учреждений, осуществляющих отпуск лекарственных препаратов по рецептам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRACTICAL SKILLS IN MEDICAL PRESCRIPTION - THE KEY OF SAFE PHARMACOTHERAPY

The professional competence of a specialist with higher medical education involves the skills of prescription writing for medicinal preparations in any drug forms. Common errors in prescription writing made by medical staff, their negative value in ensuring effective and safe pharmacotherapy are analyzed in the article. The necessity of optimizing the formation of practical skills in making of medical prescription in students during the study period at a medical academy is discussed by authors. The formation of this competence is an obligatory condition for the training of highly qualified specialists and guarantee of safe pharmacotherapy in the future. The system approach with participation of clinical departments for this competence development is suggested in the article.The increase of requirements to the medical staff on proper medical prescription writing from the agency of medicinal preparation control and pharmaceutical organizations engaged by prescription drug can contributes the realization of the competence in professional education.

Текст научной работы на тему «Освоение практических навыков по врачебной рецептуре - залог безопасной фармакотерапии»

УДК615.11 + 615.45

ОСВОЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПО ВРАЧЕБНОЙ РЕЦЕПТУРЕ - ЗАЛОГ БЕЗОПАСНОЙ ФАРМАКОТЕРАПИИ Новиков В.Е., Левченкова О.С., Воробьева В.В.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 Резюме: Профессиональная компетентность специалиста с высшим медицинским образованием предполагает владение навыками составления рецептурных прописей на лекарственные препараты в любых лекарственных формах. В статье проводится анализ допускаемых медицинскими работниками ошибок при оформлении рецептурных прописей, обсуждается их негативное значение в обеспечении эффективной и безопасной фармакотерапии. Рассматриваются вопросы оптимизации формирования практических навыков по врачебной рецептуре у студентов в период обучения в медицинском ВУЗе. Формирование этой компетенции является непременным условием подготовки высококвалифицированных специалистов и залогом безопасной фармакотерапии в будущем. Предлагается системный подход к процессу формирования данной компетенции, в котором должны участвовать клинические кафедры. Способствовать реализации этой практической составляющей в профессиональном образовании будет повышение требовательных мер к медицинским работникам по правильному составлению рецептурных прописей и оформлению рецептов со стороны регуляторных органов по контролю лекарственного обеспечения и со стороны фармацевтических учреждений, осуществляющих отпуск лекарственных препаратов по рецептам.

Ключевые слова: врачебная рецептура, лекарственный препарат, профессиональная компетентность, высшее медицинское образование.

THE PRACTICAL SKILLS IN MEDICAL PRESCRIPTION - THE KEY OF SAFE

PHARMACOTHERAPY

Novikov V.E., Levchenkova O.S., Vorobieva V.V.

Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskoy St., 28.

Summary: The professional competence of a specialist with higher medical education involves the skills of prescription writing for medicinal preparations in any drug forms. Common errors in prescription writing made by medical staff, their negative value in ensuring effective and safe pharmacotherapy are analyzed in the article. The necessity of optimizing the formation of practical skills in making of medical prescription in students during the study period at a medical academy is discussed by authors. The formation of this competence is an obligatory condition for the training of highly qualified specialists and guarantee of safe pharmacotherapy in the future. The system approach with participation of clinical departments for this competence development is suggested in the article.The increase of requirements to the medical staff on proper medical prescription writing from the agency of medicinal preparation control and pharmaceutical organizations engaged by prescription drug can contributes the realization of the competence in professional education.

Keywords: medical prescription, medicinal preparation, professional competence, higher medical education.

Среди огромного количества практических навыков, которые осваивают в период обучения в медицинском вузе будущие врачи, особое место занимают навыки составления рецептурных прописей. К сожалению, освоению этих навыков незаслуженно уделяется недостаточное внимание как со стороны преподавательского корпуса, так и со стороны обучающихся. Как результат, для многих дипломированных врачей правильное составление рецептурной прописи представляется довольно сложной задачей. Поэтому они

нередко вместо оформления рецепта на лекарственный препарат пишут просто его название на обычной бумаге в виде «шпаргалки» для больного, в которой указывают, что и как он должен принимать. Такое отношение к рецептурным лекарственным препаратам недопустимо ни с медицинской, ни с юридической точек зрения [1]. Оно свидетельствует о существовании определенной проблемы с реализацией этой практической составляющей (врачебная рецептура) в медицинском образовании [3, 6].

Проведенный нами анализ показал, что каждый 3-4 рецепт, оформленный врачами в больницах, поликлиниках, амбулаториях и других лечебно-профилактических учреждениях, имеет различного рода ошибки. Порой такие ошибки являются довольно грубыми и попросту недопустимы во врачебной рецептуре. Отпуск лекарственного препарата и режим его применения по неправильной рецептурной прописи грозит серьезными последствиями для здоровья и жизни пациента. Тем более, что у многих препаратов терапевтические и токсические эффекты напрямую связаны с особенностями режима их применения [2, 4, 7]. Некоторые лекарственные средства обладают дозозависи-мым эффектом, чем объясняется их протектив-ное либо деструктивное воздействие на клетки и ткани организма. Например, препарат может одновременно обладать прооксидантным и ан-тиоксидантным действием [5, 8, 9]. С учетом того, что доля рецептурных препаратов составляет до 75% среди всех зарегистрированных лекарств, вероятность неблагоприятных реакций от фармакотерапии по «дефектурным» прописям существенно повышается. Отсюда возрастает значимость знаний, умений и практических навыков по врачебной рецептуре в обеспечении эффективной и безопасной фармакотерапии.

Профессиональная компетентность специалиста с высшим медицинским образованием предполагает, в том числе, владение навыками составления рецептурной прописи на лекарственные препараты в любых лекарственных формах. Согласно законодательству РФ все прописи на лекарственные препараты оформляются только на официальных рецептурных бланках. Причем рецепт оформляется на латинском языке, кроме паспортной части (Inscripcio -надпись) и сигнатуры (Signatura - обозначение), которые пишутся на русском языке. Допускаемые врачами ошибки по составлению рецептурных прописей и оформлению рецептов на различные лекарственные формы мы разделили на следующие 5 групп, которые по мере убывания могут быть представлены с комментариями в такой последовательности:

1. Ошибки в написании латинских названий лекарственных веществ, лекарственных форм и других латинских терминов. Это очень распространенные ошибки, хотя сравнительно безобидные. Они включают неправильное написание букв, несоблюдение склонений и па-

дежей латинского языка, неправильные сокращения слов. Нередко названия лекарственных веществ даются в англоязычной транскрипции. Такие ошибки могут поставить в тупик фармацевта и привести к неправильным действиям по отпуску лекарственного средства. Некоторые лекарственные препараты имеют созвучные наименования, поэтому в рецепте должно быть четкое написание слов без грамматических ошибок.

2. Вторая по частоте встречаемости группа рецептурных ошибок связана с оформлением сигнатуры, которая, как известно, предназначена и пишется для пациента и содержит исключительно важную информацию о том, как следует принимать лекарственный препарат. Необоснованное упрощение сигнатуры (например, «внутрь», «наружно», «парентерально»), ее неконкретность (например, принимать по 1-3 таблетки 2-4 раза в день в течение 10-14 дней), произвольные и непонятные сокращения слов (например, по 1т х 3 р/д п/е) способны не только свести на нет эффективность назначенной врачом фармакотерапии, но и привести к развитию серьезных нежелательных реакций. Например, применение антибактериальных препаратов по такой непонятной и неконкретной сигнатуре вряд ли остановит развитие инфекционного процесса, а будет способствовать развитию антибиотикорезистентности. Непонятная сигнатура в рецепте снижает комплаентность (выполнение пациентом предписаний врача), и как следствие, доверие пациента врачу.

3. Нарушение (несоблюдение) структуры рецептурной прописи. Например, не указано, в какой лекарственной форме следует отпустить прописываемое лекарство. Многие лекарственные вещества выпускаются в нескольких лекарственных формах. Более того, нередко одна и та же лекарственная форма препарата выпускается с разным количеством (дозой) действующего вещества (mite - минимальная дозировка, semi - средняя дозировка, forte - высокая дозировка), разным временем его высвобождения (retard - пролонгированное высвобождение, rapidretard - высвобождение двухфазное) и длительностью действия в организме (lente - медленно, Semilente - не очень медленно, ultralente -очень медленно). В зависимости от указанных фармацевтических особенностей, казалось бы, одни и те же лекарственные препараты имеют разные режимы применения, а порой и разные

показания к применению. Поэтому в рецептурной прописи должны быть соблюдены и четко прописаны все структурные компоненты, включая разновидности лекарственных форм.

4. Нерациональный выбор дозы и концентрации лекарственного вещества, лекарственной формы, пути введения и режима применения препарата. Это грубые ошибки, которые представляют реальную угрозу здоровью пациента. Такие ошибки, как правило, связаны с недостаточными знаниями в области фундаментальных основ и закономерностей фармакологии. Фармакотерапия многими лекарственными средствами предполагает, что в течение курса лечения пациента они должны применяться в разных дозах. Например, лечение начинают с половинной дозы препарата (для предупреждения так называемого «эффекта первой дозы»), затем дозу постепенно увеличивают до достижения необходимого терапевтического эффекта. Другие препараты, наоборот, в первый день назначают в ударных дозах, затем переходят на поддерживающие дозы. Для третьих препаратов после курсового применения и достижения лечебного эффекта требуется постепенное снижение дозы с целью предупреждения возможного развития синдромов «отмены» и «отдачи». В рецепте должны быть соответствующие указания по дозированию и режиму применения лекарственного средства.

5. Нерациональная пропись в рецепте одновременно нескольких лекарственных препаратов, способная привести к развитию лекарственных взаимодействий между ними (фармакокинетических или фармакодинамиче-ских). Наиболее часто в рецептах встречаются нерациональные прописи по фармакокинетиче-скому типу взаимодействия между лекарственными веществами. Например, назначаются одновременно лекарственные препараты, способные вытеснять друг друга из связи с белками плазмы, либо индукторы и ингибиторы ми-кросомальных ферментов печени.

Рецептурные прописи на различные лекарственные формы, как и формы рецептурных бланков, как известно, унифицированы и регламентируются нормативными документами (Приказ МЗ РФ от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных

бланков, их учета и хранения», Приказ МЗ РФ от 11.07.2017 № 403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения...»). С 1 июля 2013 года в нашей стране согласно Приказу МЗ РФ от 20.12.2012 № 1175н предусмотрено назначение и выписывание лекарственных препаратов в рецептах по международным непатентованным наименованиям (МНН), при отсутствии МНН - по группировочным наименованиям. За несоблюдение этого требования и другие нарушения при выписывании рецептов предусмотрена административная ответственность. Сегодня ужесточаются требования к аптечным организациям и повышается ответственность-фармацевтических работников за отпуск без рецептов лекарственных препаратов из перечня рецептурных лекарственных средств.

В Приказе МЗ РФ № 403н (пункт 15) определен порядок работы должностных лиц с неправильно выписанными рецептами. Фармацевтический работник (провизор, фармацевт), выявивший неправильно выписанный рецепт, должен зарегистрировать такой рецепт в специальном журнале с указанием выявленных нарушений в оформлении рецепта, ФИО выписавшего его медицинского работника, наименования медицинской организации, в которой он работает, принятые меры.

В настоящее время в РФ обсуждается и планируется к внедрению система электронных рецептов, что, безусловно, позволит уменьшить количество ошибок в рецептах, особенно тех, которые связаны с несоблюдением структуры рецепта и написанием латинских терминов. Однако, оформляя любой рецепт, даже электронный, врач должен составить сигнатуру для конкретного пациента, подобрать для него оптимальную лекарственную форму, дозу и режим применения препарата. Без соответствующих практических навыков по врачебной рецептуре правильно заполнить электронную форму рецептурного бланка будет сложно.

Таким образом, для обеспечения необходимой эффективности и безопасности фармакотерапии, проводимой с помощью рецептурных лекарственных препаратов, медицинским работникам необходимы соответствующие знания и практические навыки по рецептуре. В медицинском вузе освоению практических навыков по врачебной рецептуре должно уделяться большее внимание, а сам процесс освоения

этой компетенции носить системный характер. Получив знания по структуре рецепта и латинской терминологии при изучении латинского языка (1 курс), освоив умения и практические навыки по составлению рецептурных прописей на различные лекарственные формы при изучении общей рецептуры на кафедре фармакологии (3 курс), дальше студенты старших курсов должны постоянно тренировать и отрабатывать практические навыки по врачебной рецептуре на клинических кафедрах при изучении вопросов фармакотерапии различных нозологий и патологических состояний. Такой подход позволит будущему специалисту выработать прочные навыки по рецептуре, что в дальнейшем обеспечит ему свободное владение этой компетенцией в практической врачебной деятельности.

Заключение

Значимым фактором в структуре формирования профессиональной компетентности будущего врача является освоение практических

ЛИТЕРАТУРА

навыков составления рецептурных прописей на различные лекарственные формы. Освоению навыков врачебной рецептуры в период обучения в медицинском вузе следует уделять должное внимание, так как формирование этой компетенции является непременным условием подготовки высококвалифицированных специалистов и залогом безопасной фармакотерапии в будущем. В процессе формирования данной компетенции должны участвовать клинические кафедры, а сам процесс носить системный характер. Несомненно, способствовать реализации этой практической составляющей в профессиональном образовании будет повышение требовательных мер к медицинским работникам по правильному составлению рецептурных прописей и оформлению рецептов как со стороны регуляторных органов по контролю лекарственного обеспечения, так и со стороны фармацевтических учреждений, осуществляющих отпуск лекарственных препаратов по рецептам.

1. Аксенова-Сорахтей Ю.Н., Новиков В.Е., Пожилова Е.В., Барановская Е.А., Климкина Е.И. Фармацевтические и юридические аспекты фальсификации лекарственных средств // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. - 2016. - Т. 15, № 2. - С. 102-111.

2. Левченкова О.С., Новиков В.Е. Индукторы регуляторного фактора адаптации к гипоксии // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П. Павлова. - 2014. - № 2. - С. 133-143.

3. Новиков В.Е.Традиции и новации в преподавании медико-биологических дисциплин // Смоленский медицинский альманах. - 2015. - № 2. - С. 29-34.

4. Новиков В.Е., Левченкова О.С. Митохондриальные мишени для фармакологической регуляции адаптации клетки к воздействию гипоксии // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. - 2014. - Т. 12, № 2. -С. 28-35.

5. Новиков В.Е., Левченкова О.С., Пожилова Е.В. Роль активных форм кислорода в физиологии и патологии клетки и их фармакологическая регуляция // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. - 2014. - Т. 12, № 4. - С. 13-21.

6. Новиков В.Е., Пожилова Е.В., Климкина Е.И. Нравственное воспитание в медицинском образовании в современных условиях // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. - 2014. - Т. 13, № 1. - С. 76-78.

7. Пожилова Е.В., Новиков В.Е., Левченкова О.С. Регуляторная роль митохондриальной поры и возможности ее фармакологической модуляции // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. - 2014. - Т. 12, № 3. -С. 13-19.

8. Пожилова Е.В., Новиков В.Е., Левченкова О.С. Активные формы кислорода в физиологии и патологии клетки // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. - 2015. - Т. 14, № 2. - С. 13-22.

9. Пожилова Е.В., Новиков В.Е., Новикова А.В. Фармакодинамика и клиническое применение препаратов на основе гидроксипиридина // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. - 2013. - Т. 12, № 3. - С. 56-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.