УДК 616.31:378.147
«РОЛЕВЫЕ ИГРЫ» КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ
Галанова Т.А., Петрова Е.В., Тургенева Л.Б.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28.
Резюме. Для улучшения усвоения дисциплин на кафедре терапевтической стоматологии мы применяем интерактивные методы обучения, в том числе ролевые игры. Использование такой игровой формы приближает практическое занятие к реальным условиям работы врача-стоматолога, позволяет повысить интерес студентов к дисциплине, формирует познавательную и профессиональную мотивацию, клиническое мышление будущего врача, а также коллективный подход к дальнейшей профессиональной деятельности. Ключевые слова: ролевая игра, студент, мотивация, коллективный подход.
ROLE-PLAY AS AN ACTIVE TECHNIQUE OF TEACHING STUDENTS AT THE THERAPEUTIC DENTISTRY DEPARTMENT
Galanova T.A., Petrova E.V., Turgeneva L.B.
Smolensk State Medical University,
28, Krupskaya St., Smolensk, Russia, 214019
Abstarct: To improve the process of teaching at the Therapeutic Dentistry Department interactive teaching methods, including role play are beneficially applied. Application of such forms of work brings practical training to the real working conditions of a dentist, enhances students' interest to dentistry, forms cognitive and professional motivation, clinical thinking of future doctors, as well as collective approach to professional activity.
Key words: role play, student, motivation, collective approach.
Согласно образовательному стандарту третьего поколения в настоящее время обучение студентов на кафедре терапевтической стоматологии проводится по следующим обязательным дисциплинам: «Ка-риесология и заболевания твердых тканей зубов», «Эндодонтия», «Пародонтология», «Геронтостоматология и заболевания слизистой оболочки рта», «Медицинская реабилитация», «Клиническая стоматология» и дисциплинам по выбору: «Основы эстетической и художественной реставрации зубов», «Современные методы отбеливания зубов».
Каждый студент должен иметь возможность овладеть учебным материалом по отдельным темам на разных уровнях, но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. Такой подход способствует готовности владеть системой знаний и умений и
творчески их использовать в профессиональной деятельности; квалифицированно решать профессиональные задачи; ориентироваться в многообразии учебных пособий, литературы и выбирать наиболее эффективные в применении к конкретной ситуации; стремиться к дальнейшему профессиональному, творческому росту. Предоставление свободы выбора важно, так как способствует развитию активности личности в учебном процессе, формированию познавательных интересов, креативных способностей, проявлению инициативы, самостоятельности, реализации личностного потенциала [3].
Наряду с приобретением теоретических знаний у студента стоматологического факультета должны формироваться клиническое мышление, развиваться способности и навыки самостоятельного принятия решений, что является необходимым в его
будущей профессиональной деятельности. Внедрение в учебный процесс интерактивных методов обучения, имитирующих профессиональную врачебную деятельность, является одним из путей решения данной задачи.
Для лучшего усвоения дисциплин на кафедре терапевтической стоматологии мы применяем интерактивные методы обучения с активным вовлечением студентов в образовательный процесс. Интерактивные методы обучения предусматривают активное взаимодействие не только преподавателя со студентами, но и самих студентов друг с другом в решении конкретной клинической ситуации. Это способствует моделированию клинической работы врача, создает максимально реальную модель профессиональной работы врача с больным.
Целесообразность использования именно активных методов согласуется и с данными экспериментальной психологии, согласно которым усваивается 10% материала, принятого на слух, 50% материала увиденного, и 90% из того, что обучающиеся сделали сами [1].
Одним из методов активного обучения является ролевая игра. Ролевые игры преподаватели модулей применяют при изучении тем занятий по диагностике, дифференциальной диагностике и лечению кариеса зубов, различных форм пульпита и периодонтита, заболеваний пародонта и слизистой оболочки рта.
Суть ролевой игры состоит в импровизированном разыгрывании клинической ситуации по выбранной теме модуля для данной группы студентов. В игре используются принцип игрового моделирования и принцип совместной деятельности [2].
Сценарий игры обычно выглядит следующим образом: преподаватель называет тему занятия, сообщает студентам, что разбор темы данного занятия будет проводиться с использованием имитационной ролевой игры, объясняет порядок проведения игры, называет роли и предлагает каждому студенту выбрать свою роль в игре: пациент, врач-стоматолог-терапевт, коллеги (ассистент стоматолога, врач-
рентгенолог, физиотерапевт, врач-стоматолог-хирург, врач-стоматолог-
ортопед), должностное лицо (заведующий терапевтическим отделением стоматологической поликлиники).
Студенту-пациенту преподаватель сообщает часть необходимой для игры информации: поставленный диагноз, результаты некоторых методов обследования (другие участники ролевой игры об этом не знают). В ходе игры студент-пациент «приходит» на прием к студенту-врачу-стоматологу-терапевту и предъявляет жалобы, характерные для данного диагноза. Студент-врач-стоматолог-терапевт согласно полученным данным в ходе обследования пациента должен поставить и обосновать диагноз, назначить лечение, заполнить «Медицинскую карту стоматологического больного». Студент-рентгенолог должен помочь при чтении рентгенограммы и описать ее в «Медицинской карте стоматологического больного». Для обоснования диагноза и составления плана лечения привлекают коллег: физиотерапевта, врача-стоматолога-хирурга, врача-
стоматолога-ортопеда. Заведующий терапевтическим отделением стоматологической поликлиники должен подтвердить постановку данного диагноза и прокомментировать план лечения. Ассистент стоматолога должен принести все необходимые инструменты и материалы для лечения, рассказать пациенту об особенностях проведения выбранных методов лечения.
За ходом игры наблюдает модератор. Эта роль отводится либо студенту с высоким уровнем подготовки, либо преподавателю, который следит за игрой и вносит коррективы в действия врача-стоматолога-терапевта и коллег.
Итогом ролевой игры являются постановка окончательного диагноза и составление плана лечения.
После этого преподаватель анализирует знания и практические навыки каждого участника ролевой игры, делая акцент на тех вопросах, которые наиболее эффективно помогали поиску необходимой информации для построения диагностиче-
альную модель профессиональной работы врача с больным, формируют компетент-ностный и коммуникативный подход к дальнейшей профессиональной деятельности. Однако такие формы обучения более приемлемы для студентов с хорошим и высоким уровнем подготовки, а обучение студентов с низким уровнем подготовки лучше проводить в традиционной форме.
Литература
1. Кудрявая, Н.В., Уколова, Е.М., Молчанов, А.С. и соавт. Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации [Текст] / Под редакцией академика РАМН, проф. Ющука Н.Д. - М: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - 304 с.
2. Марымова, Е.Б., Македонова, Ю.А., Фирсова, И.В. Ролевая игра как интерактивный метод обучения в медицинском вузе [Текст] // Наука и образование в XXI веке. - М. -2014. - Часть VII. - С. 18-20.
3. Мелехова, Л.И. Организация самостоятельной работы студентов в медицинском вузе [Текст]: методические рекомендации для преподавателей / Л.И. Мелехова, Н.Н. Ростова. - Кемерово, 2010. - 23 с.
ской гипотезы, определению лечебной тактики.
Важное место при проведении ролевых игр занимает система оценивания, которая базируется на экспертной оценке индивидуальной и командной работы студентов.
Заключение
Таким образом, «Ролевые игры» способствуют моделированию клинической работы врача, создают максимально ре-