Научная статья на тему 'Реализация практической составляющей при подготовке специалиста-стоматолога на кафедре терапевтической стоматологии'

Реализация практической составляющей при подготовке специалиста-стоматолога на кафедре терапевтической стоматологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / МАНУАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / METHODS OF TEACHING / MANUAL SKILLS / PRACTICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Е.В., Цепов Л.М., Николаев А.И., Галанова Т.А., Тургенева Л.Б.

Статья посвящена подготовке стоматологических кадров на кафедре терапевтической стоматологии Смоленского государственного медицинского университета. Рассмотрены особенности практической подготовки, приобретения мануальных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Е.В., Цепов Л.М., Николаев А.И., Галанова Т.А., Тургенева Л.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON IMPLEMENTATION OF THE PRACTICAL COMPONENT IN TRAINING OF A DENTAL SPECIALIST AT THE DEPARTMENT OF DENTISTRY

The article describes the content of dental specialists training at the Department of Dentistry of Smolensk State Medical University. Features of practical training as well as manual skills acquisition at the Department of Dentistry are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Реализация практической составляющей при подготовке специалиста-стоматолога на кафедре терапевтической стоматологии»

УДК 616.31(075.8)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА-СТОМАТОЛОГА НА КАФЕДРЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ Петрова Е.В., Цепов Л.М., Николаев А.И., Галанова Т.А., Тургенева Л.Б.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 Резюме: Статья посвящена подготовке стоматологических кадров на кафедре терапевтической стоматологии Смоленского государственного медицинского университета. Рассмотрены особенности практической подготовки, приобретения мануальных навыков. Ключевые слова: методы обучения, мануальные навыки, практическая подготовка.

ON IMPLEMENTATION OF THE PRACTICAL COMPONENT IN TRAINING OF A DENTAL SPECIALIST AT THE DEPARTMENT OF DENTISTRY Petrova E.V., Tsepov L.M., Nikolaev A.I., Galanova T.A., Turgeneva L.B.

Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskoy St., 28.

Summary: The article describes the content of dental specialists training at the Department of Dentistry of Smolensk State Medical University. Features of practical training as well as manual skills acquisition at the Department of Dentistry are considered in the article. Key words: methods of teaching, manual skills, practical training.

Введение

Отличительной особенностью государственных образовательных стандартов третьего поколения является использование компетентностного подхода для определения требований к выпускникам и содержанию образовательной программы. Перед преподавателями вуза в настоящее время стоит сложная методическая задача - реализовать на практике компетентностный подход, сформировать у обучающихся готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни и практической деятельности. Именно такая задача сформулирована в современных нормативных документах (профессиональный стандарт врач-стоматолог, утвержденный приказом № 227н Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 мая 2016 г.; регистрационный номер 812) и подтверждается требованиями к уровню подготовки выпускников.

Современная концепция развития высшего медицинского образования ориентирована на такую модель подготовки специалистов здравоохранения, которая могла бы обеспечить решение ряда задач: подготовку мотивированного специалиста; обеспечение выпускников необходимым для профессиональной деятельности объемом теоретических знаний, практических навыков и умений; формирование навыков работы с источниками информации и умения осуществлять самостоятельную профессионально-познавательную деятельность [2].

Практическая подготовка играет важную роль при формировании ключевых компетен-

ций обучающегося в вузе (системные компетенции - способность учиться, способность работать самостоятельно, межличностные компетенции: способность работать в команде, способность к критике и самокритике, способность приобретать навыки толерантных межличностных отношений, которые формируют приобретение инструментальных компетенций: профессиональных мануальных навыков, освоение компьютерной грамотности, умение работать с источниками информации). Практическая составляющая обучения в вузе содержит различные виды учебной и самостоятельной работы студентов. К их числу относятся: решение ситуационных задач на семинарских и практических занятиях, учебная и производственная практика, научно-исследовательская работа на кафедрах, самостоятельная работа студентов по освоению практической составляющей программы обучения - выполнение рефератов, презентаций, участие студентов в конференциях. На клинических кафедрах, в том числе и на кафедре терапевтической стоматологии, для качественной подготовки студентов важна как фундаментальная теоретическая подготовка, так и овладение необходимыми практическими навыками, сформированное клиническое мышление. Результативность практической подготовки студентов устанавливается по мере освоения ими образовательной программы с помощью соответствующих средств оценивания (опрос, тестовые задания и т.п.).

Современное медицинское образование стремительно меняется: появляются электронные библиотеки, дистанционное обучение, внедряются обучающие симуляционные технологии, помогающие отработать профессиональные мануальные навыки, без которых работа современного стоматолога невозможна. Сегодня обучение ведется по федеральным образовательным стандартам третьего поколения, уже имеется первый опыт проведения первичной аккредитации выпускников.

Организация учебного процесса на кафедре терапевтической стоматологии отвечает принятым требованиям к содержанию подготовки современных специалистов-стоматологов системы здравоохранения. При обучении студентов используются как устоявшиеся методы, так и активные и интерактивные формы. Среди активных форм и методов обучения важную роль играют ролевые игры. В соответствии с тематическими планами занятий по всем преподаваемым на кафедре терапевтической стоматологии дисциплинам («Ка-риесология», «Медицинская реабилитация», «Эндодонтия», «Пародонтология», «Герон-тостоматология»,«Клиническаястоматология». «Реставрация», «Отбеливание») предусмотрено по одному занятию, которое проводится в виде ролевой игры. Игра представляет собой групповое упражнение по выработке у будущих врачей практических умений и навыков диагностики, дифференциальной диагностики и принятия оптимальных решений по лечению больных в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную патологию. В результате этого студенты получают новое и конкретное представление о сущности своей будущей профессиональной деятельности [1, 3]. В учебном процессе кафедры осуществляются интерактивные формы и методы обучения: проблемные лекции; лекции-визуализации с применением мультимедийных технологий, семинары со студентами 5 и 4 курсов с применением «мозговой атаки» (с разбором клинических ситуаций по проблемам пародонтологии и заболеваний слизистой оболочки рта, языка и губ), используются творческие задания для студентов с созданием презентаций и обсуждением их на семинарах и др. Особенно важными остаются курация больных на практических занятиях, клинические разборы, особенно на консультациях, проводимых преподавателя-

ми кафедры. Защита студентами клинических учебных историй болезни по разделу «Карие-сология» также способствует формированию и развитию клинического мышления и совершенствованию профессиональных навыков работы с больными. Формирование научно-исследовательских навыков будущих специалистов успешно проходит при выполнении заданий по учебной практике НИР, с последующей защитой выполненной работы, выступлениями на заседаниях научного кружка, студенческих научных конференциях вуза. Для формирования и совершенствования практических навыков используются муляжи, фантомы, удаленные зубы. Однако мы твердо убеждены, что в практической подготовке студента никакой фантом (симулятор) не может заменить пациента, с которым работает студент в амбулаторных условиях. Однако необходимо отметить, что студенты, которые успешно осваивали первоначально практические навыки на фантомах, быстрее и более уверенно переходили к практической части работы с пациентами.

Цель исследования

Определение удовлетворенности обучающихся (студентов) применением различных методов обучения и оценка влияния образовательных технологий на качество обучения на кафедре терапевтической стоматологии.

Методика

Для определения удовлетворенности обучающихся (студентов) применением различных методов обучения и для оценки влияния образовательных технологий на качество обучения на кафедре терапевтической стоматологии была использована анонимная анкета. В анкетировании участвовали 66 студентов 3-5 курсов стоматологического факультета СГМУ, обучающихся на кафедре терапевтической стоматологии. Используемая анкета состояла из 8 утверждений, требующих, чтобы студент высказал свое отношение к их влиянию на качество обучения на кафедре терапевтической стоматологии:

1) устный разбор на лекции / семинаре / практическом занятии на качество обучения на кафедре терапевтической стоматологии: влияет / не влияет / затрудняюсь ответить;

2) объяснение с помощью наглядных пособий на качество обучения на кафедре терапевтической стоматологии: влияет / не влияет / затрудняюсь ответить;

3) применение симуляционных технологий

(фантом, муляж, манекен, тренажер, симулятор) на качество обучения на кафедре терапевтической стоматологии: влияет / не влияет / затрудняюсь ответить;

4) презентация учебного материала с использованием мультимедийного оборудования на качество обучения на кафедре терапевтической стоматологии: влияет / не влияет / затрудняюсь ответить;

5) самостоятельное изучение и самоконтроль во внеучебное время на Едином образовательном портале на качество обучения на кафедре терапевтической стоматологии: влияет / не влияет / затрудняюсь ответить;

6) дистанционный контакт и обратная связь с преподавателем (скайп, портал, электронная почта и др.) на качество обучения на кафедре те-

Обсуждение результатов исследования

Обращает на себя внимание тот факт, что по результатам анкетирования студентов наибольшее влияние на качество обучения оказывают работа на лекциях, семинарах и практических занятиях, на фантомах, тренажерах, симуляторах и использование мультимедийного оборудования, позволяющего лучше иллюстрировать и визуализировать изучаемый материал. Для успешного освоения учебного материала особенно студентами-стоматологами, в том числе и для приобретения мануальных навыков, важную роль играют зрительное восприятие с предварительной демонстрацией (как преподавателем, так и с помощью мультимедийных технологий) выполнения различных диагностических и лечебных манипуляций.

Таким образом, реализация принципа практической направленности обучения предполагает организацию деятельности, направленной

рапевтической стоматологии: влияет / не влияет / затрудняюсь ответить;

7) использование учебных материалов на электронном носителе на качество обучения на кафедре терапевтической стоматологии: влияет / не влияет / затрудняюсь ответить;

8) использование учебного кино- или видеофильма на качество обучения на кафедре терапевтической стоматологии: влияет / не влияет / затрудняюсь ответить.

Полученные данные обработаны с применением методов статистического анализа для определения различий относительных величин, выраженных в процентах (%).

Результаты исследования

Результаты, полученные в процессе исследования, представлены в таблице 1.

на освоение обучающимися не только предметных, но и межпредметных планируемых результатов обучения и формирование клинического мышления. Для этого на кафедре терапевтической стоматологии широко используются ситуационные задачи различной степени трудности и проблемности.

Заключение

Для эффективного достижения целей и результатов работ, ориентированных на реализацию принципа практической направленности в обучении, на наш взгляд, необходимо придерживаться следующих рекомендаций.

1. Успех в обучении умениям, практическим навыкам определяется во многом преемственностью, их последовательным развитием от одной темы к другой, от семестра к семестру, от курса к курсу. Преподаватель должен непрерывно контролировать степень освоения обучающимися практических навыков.

Таблица 1.

Влияние образовательных технологий на качество обучения на кафедре терапевтической стоматологии по данным опроса-анкетирования обучающихся (студентов)

Образовательные технологии влияет не влияет затрудняюсь ответить

Устный разбор на лекции/семинаре/практическом занятии 61 (92,5±3,2%) 3 (4,5±2,5%) 2 (3±2,1%)

Объяснение с помощью наглядных пособий 62 (94±2,9%) 3 (4,5±2,5%) 1 (1,5±1,4%)

Применение симуляционных технологий (фантом, муляж, манекен, тренажер, симулятор) 63 (95,5±2,5%) 1 (1,5±1,4%) 2 (3±2,1%)

Презентация учебного материала с использованием мультимедийного оборудования 50 (78,5±5,2%) 9 (13,6±4,3%) 7 (10,6±3,8%)

Самостоятельное изучение и самоконтроль во внеучебное время на Едином образовательном портале 39 (59,1±5,9%) 14 (21,2±5%) 13 (19,7±4,8%)

Дистанционный контакт и обратная связь с преподавателем (скайп, портал, электронная почта и др.) 36 (54,6±6,1%) 15 (22,1±5,1%) 15 (22,7±5,1%)

Использование учебных материалов на электронном носителе 55 (83,3±4,5%) 6 (9,1±2,9%) 5 (7,6±3,2%)

Использование учебного кино- или видеофильма 57 (86,4±4,6%) 6 (9,1±2,9%) 3 (4,5±2,5%)

2. Обязательным условием эффективности практической деятельности выступает организация работы со средствами обучения, поскольку усвоенные приемы работы студенты переносят на другие источники знаний. Ведущую роль в решении задач обучения выполняют учебно-методические комплекты (учебники, рабочие тетради), а также приборы, модели (фантомы) и инструменты, демонстрации и мультимедийные технологии.

3. В выработке умений большое значение имеет система заданий, сложность которых нарастает постепенно не только в течение года, но и от курса к курсу. Подобная усложняющаяся систематическая работа способствует эффективному формированию умений студентов на этапах обучения.

4. Полноценное качественное формирование умений и практических навыков студентов невозможно без их отработки в реальных условиях (прием больных) в поликлинике на занятиях и про-

ЛИТЕРАТУРА

изводственной практике. Это условие требует организации практической работы. Особенностью ее у студентов-стоматологов является то, что такую работу невозможно организовать в больших по численности группах. Требуется создание малых групп (не больше 5-6 человек). Работая с больными в поликлинических условиях, студенты учатся общению с ними в разных клинических ситуациях, что позволяет сформировать умение ориентироваться, выделять главное, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи и совершенствовать коммуникативные функции.

5. Использовать игровые элементы, творческие задания можно и в целях активизации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.

Таким образом, грамотно выстроенная и реализованная преподавателем практическая работа способствует тому, что студенты осваивают универсальные и профессиональные компетенции.

1. Галанова Т.А., Петрова Е.В., Тургенева Л.Б. «Ролевые игры» как метод активного обучения студентов на кафедре терапевтической стоматологии // Смоленский медицинский альманах. Педагогика высшей школы. Педагогическое проектирование и педагогические технологии / Под ред. И.В. Отвагина. - Смоленск: Изд-во СГМУ, 2016. - № 2. -С. 161-164 (225 с).

2. Конопля А.И. Компетентностная модель подготовки специалиста-медика // Высшее образование в России. - 2010. -№ 1. - С. 98-101.

3. Цепов Л.М., Николаев А.И., Галанова Т.А. и др. Модульная программа компетентностного обучения студентов на кафедре терапевтической стоматологии // Смоленский медицинский альманах. Педагогика высшей школы. Вклад коллективов кафедр СГМА в совершенствование преподавания клинических, медико-биологических и гуманитарных дисциплин / Под ред. И.В. Отвагина. - Смоленск: Изд-во СГМУ, 2015. - № 2. - С. 250-254.

4. Петрова Елена Викторовна, доцент кафедры терапевтической стоматологии СГМУ, доцент, к.м.н., +7 (4812) 55-3203, elena-v-petrova@yandex.ru.

5. Цепов Леонид Макарович, профессор кафедры терапевтической стоматологии СГМУ, профессор, д.м.н., +7 (4812) 55-32-03, leonid_tsepov@mail.ru

6. Николаев Александр Иванович, заведующий кафедрой терапевтической стоматологии СГМУ, профессор, д.м.н., +7 910 788-50-88, anicolaev@inbox.ru

7. Галанова Татьяна Александровна, доцент кафедры терапевтической стоматологии СГМУ, к.м.н., +7 (4812) 55-32-03, tatyana.galanova@mail.ru

8. Тургенева Любовь Борисовна, доцент кафедры терапевтической стоматологии СГМУ, доцент, к.м.н., +7 (4812) 55-3203, lyu-turgeneva@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.