Научная статья на тему 'Разработка и предварительная оценка эффективности современных автоматизированных технологий обучения мануальным навыкам по специальности стоматология'

Разработка и предварительная оценка эффективности современных автоматизированных технологий обучения мануальным навыкам по специальности стоматология Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
415
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОМАТОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЬЮТЕРНЫЙ СИМУЛЯТОР / МАНУАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / DENTISTRY / GRADUATE AND POSTGRADUATE EDUCATION / COMPUTER SIMULATION SYSTEM / MANUAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумилович Богдан Романович, Косолапов Владимир Петрович, Ростовцев Владимир Владимирович, Лазутиков Олег Владимирович, Подопригора А. В.

Современный уровень развития стоматологических технологий выдвигает качественно новые требования по методикам обучения практическим умениям как на этапе вузовского, так и послевузовского образования. Актуальность проблемы подтверждается и обширной законодательной базой. На сегодняшний день, традиционная система практической подготовки медицинских кадров в России не отвечает требованиям безопасности при оказании пациентам медицинской помощи. До сих пор во многих учебных заведениях не полностью соблюдаются требования согласно которому к оказанию медицинской помощи гражданам допускаются студенты, не только успешно прошедшие необходимую теоретическую подготовку, но и имеющие практические навыки, приобретенные на муляжах (фантомах). Освоение практических навыков с помощью симуляционного тренинга исключает риск для жизни и здоровья пациента и обучаемого, позволяет проводить занятия по индивидуальной образовательной программе без учета режима работы клиники и рабочего графика преподавателя, дает возможность многократной отработки навыка и доведения манипуляции до автоматизма, обеспечивает объективный контроль качества ее выполнения, без труда моделирует редкие патологии и клинические случаи, позволяет снизить стресс, возникающих у молодых специалистов при проведении первых вмешательств на реальных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шумилович Богдан Романович, Косолапов Владимир Петрович, Ростовцев Владимир Владимирович, Лазутиков Олег Владимирович, Подопригора А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development and preliminary evaluation of modern automated technologies training manual skills for dental specialties

The present level of development of dental technology shifts qualitatively new requirements on teaching practical skills both at the university and postgraduate education. The urgency of the problem is confirmed by extensive legislative framework. Today, the traditional system of practical training of health personnel in Russia does not meet the safety requirements in the provision of patient care. Until now, many schools do not fully comply with the requirements under which to provide medical assistance for citizens allowed students not only successfully completed the required theoretical knowledge, but also have the practical skills acquired on models (phantoms). The development of practical skills using a simulation training eliminates the risk to life and health of the patient and the student, allows classes in the individual educational program without taking into account the mode of the clinic and the work schedule of the teacher, allows multiple skills training and bringing manipulation to automatism, provides an objective quality control of its performance, easily simulates rare pathology and clinical cases, to reduce stress encountered by young professionals during the first surgery on real patients.

Текст научной работы на тему «Разработка и предварительная оценка эффективности современных автоматизированных технологий обучения мануальным навыкам по специальности стоматология»

УДК: 616.31+681.136.54

РАЗРАБОТКА И ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ МАНУАЛЬНЫМ НАВЫКАМ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СТОМАТОЛОГИЯ

Б.Р. Шумилович, В.П. Косолапое, В.В. Ростовцев, О.В. Лазутикое, А.В. Подопригора

ГБОУ ВПО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации г. Воронеж, Россия

Аннотация. Современный уровень развития стоматологических технологий выдвигает качественно новые требования по методикам обучения практическим умениям как на этапе вузовского, так и послевузовского образования. Актуальность проблемы подтверждается и обширной законодательной базой. На сегодняшний день, традиционная система практической подготовки медицинских кадров в России не отвечает требованиям безопасности при оказании пациентам медицинской помощи. До сих пор во многих учебных заведениях не полностью соблюдаются требования согласно которому к оказанию медицинской помощи гражданам допускаются студенты, не только успешно прошедшие необходимую теоретическую подготовку, но и имеющие практические навыки, приобретенные на муляжах (фантомах). Освоение практических навыков с помощью симуляционного тренинга исключает риск для жизни и здоровья пациента и обучаемого, позволяет проводить занятия по индивидуальной образовательной программе без учета режима работы клиники и рабочего графика преподавателя, дает возможность многократной отработки навыка и доведения манипуляции до автоматизма, обеспечивает объективный контроль качества ее выполнения, без труда моделирует редкие патологии и клинические случаи, позволяет снизить стресс, возникающих у молодых специалистов при проведении первых вмешательств на реальных.

Ключевые слова: стоматология, образование, компьютерный симулятор, мануальные навыки.

Изменение потребностей общественного развития в условиях реформирования современного российского образования обусловливает его постепенный переход в режим инновационного развития.

Современный уровень развития стоматологических технологий выдвигает качественно новые требования по методикам обучения практическим умениям как на этапе вузовского, так и послевузовского образования. Актуальность проблемы подтверждается и обширной законодательной базой [Федеральный Закон об образовании в Российской Федерации № 273 от 29.12.2012, Постановле-

ние Правительства Российской Федерации № 1069 от 21.12. 2012].

К сожалению, существующая на сегодняшний день методика обучения мануальным навыкам на фантомах не обеспечивает должного уровня практических умений [М.Д. Горшков, А. Л. Колыш, 2012]. При традиционной системе практической подготовки медицинских кадров в России выше риск для пациентов; лечебные мощности используются неэффективно и не по назначению; в ходе выполнения учебной манипуляции требуется присутствие наставника; обучение зависит от графика

—--—-

~ 25 ~

—--—

работы клиники и наличия изучаемой патологии; нет возможности повтора манипуляции или вмешательства. Кроме того, оценка уровня практической подготовки обучающихся, проводится субъективно, отсутствует единая система ее объективной оценки [Н.Б. Найговзина, В.Б. Филатов, ЕЮ. Гущина, 2013].

На сегодняшний день традиционная система практической подготовки медицинских кадров в России не отвечает требованиям безопасности при оказании пациентам медицинской помощи, чем противоречит положениям Федерального закона Российской Федерации № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». До сих пор во многих учебных заведениях не полностью соблюдаются требования Приказа МЗиСР РФ № 30 от 15.01.2007 г. «Об утверждении порядка допуска студентов высших и средних медицинских учебных заведений к участию в оказании медицинской помощи гражданам», согласно которому к оказанию медицинской помощи гражданам допускаются студенты, не только успешно прошедшие необходимую теоретическую подготовку, но и имеющие практические навыки, приобретенные на муляжах (фантомах).

Освоение практических навыков с помощью симуляционного тренинга исключает риск для жизни и здоровья пациента и обучаемого, позволяет проводить занятия по индивидуальной образовательной программе без учета режима работы клиники и рабочего графика преподавателя, дает возможность многократной отработки навыка и доведения манипуляции до автоматизма, обеспечивает объективный контроль качества ее выполнения, без труда моделирует редкие патологии и клинические случаи, позволяет снизить стресс, возникающих у молодых специалистов при проведении первых вмешательств на реальных пациентах [А.И. Николаев, Л.М. Цепов, 2009; В.А. Ку-бышкин, 2012; Ahlberg G., 2007; Larsen C.R., 2009; Rodgers D.L., 2009].

В современной медицине выделяют три основные направления симуляционного тренинга [Is-senberg S.B. et all, 2001; Gaba D., 2004; Alinier G., 2007]:

1) стандартизированный пациент;

2) роботы-симуляторы пациента или манекены более простой конструкции;

3) виртуальные симуляторы-тренажеры отдельных манипуляций и оперативных вмешательств.

Медицинское сообщество уже давно обратило внимание на новые возможности симуляционных технологий [Е.М. Хаматханова, Д.Н. Дегтярев, Н.П. Марчук, 2012]. Позиция руководящих отраслевых органов, в целом, совпадает с мнением медицинского сообщества. Так, приказами Министерства установлена продолжительность обучающего симуляционного курса в интернатуре в объеме 72 академических часа, а в ординатуре — 108 академических часов [Приказы МЗиСР РФ от 05.12.2011 № 1476н и № 1475н соответственно]. В 2008 году зарегистрирован и начал издаваться профильный журнал «Виртуальные технологии в медицине». В 2012 г. создана РОСОМЕД — общероссийская общественная организация «Российское общество симуляционного обучения в медицине». РОСОМЕД способствует внедрению в медицинское образование и практическое здравоохранение симуляционных технологий для приобретения навыков и умений, проведения сертификации и аттестации, выполнения научных исследований и испытаний медицинской техники и технологий без риска для пациентов. Практически во всех вузах уже имеются действующие центры практических навыков.

Но существует целый ряд проблем современного симуляционного обучения в России характерных как для общемедицинского образования в целом, так и для стоматологического в частности: отсутствие единых методик и стандартов обучения, принятых на общероссийском уровне; учебные центры вузов разобщены; несогласованность отдельных программ, отсутствие преемственности отдельных курсов; нехватка преподавателей, владеющих методиками симуляционного обучения; низкая мотивация преподавателей и студентов; недостаток финансирования.

Таким образом, необходима разработка, апробация и внедрение в учебный процесс программ симуляционного обучения по различным разделам стоматологии, рекомендаций по методическому и организационному обеспечению симуляционно-го обучения, разработка типовых проектов и моделей оснащенности симуляционных центров раз-

—--—-

~ 26 ~

—---

.личных уровней, единых критериев оценки эффективности симуляционного обучения, единой системы аттестации и сертификации обучающихся на основе симуляционных технологий и установления порядка их допуска к клинической деятельности; единых критериев оценки уровня практического мастерства, адаптация зарубежного опыта к российским условиям, что и определило актуальность данного исследования [Б.Р. Шумилович, 2014].

Цель и задачи исследования. В свете решений Болонской декларации врач-стоматолог должен обладать значительным объемом знаний и пониманием фундаментальных биомедицинских, технических и клинических наук, а также обладать необходимым уровнем мануальных навыков. Поэтому для осуществления успешной подготовки будущего стоматолога одной из основных целей педагогического процесса является повышение эффективности обучения и повышения уровня практических умений по одонтопрепарированию, при использовании в образовательном процессе вир-туально-симуляционных методик.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1) разработать, апробировать и провести клиническую оценку эффективности методики вирту-ально-симуляционного обучения одонтопрепарированию по модулю «Кариесология и заболевания твердых тканей зубов»;

2) разработать, апробировать и провести клиническую оценку эффективности методики вир-туально-симуляционного обучения одонтопрепарированию по модулю «Простое протезирование, несъемное протезирование»;

3) дать сравнительную характеристику клинической эффективности разработанных и традиционных методик обучения и повышения уровня практических умений по одонтопрепарированию;

4) на основании полученных результатов, разработать стандарты объективной оценки приобретенных навыков и умений и порядка допуска к клинической деятельности.

Материал и методы исследования. В соответствии с целью и задачами исследования в период с 2013—2016 гг. был изучен и проанализирован уровень мануальных навыков 156 студен-

тов 2 курса, проходящих обучение по модулю «Кариесология и заболевания твердых тканей зубов», и 82 студентов 3 курса, проходящих обучение по модулю «Простое протезирование, несъемное протезирование». Исследование проводилось в 3 этапа. 1 этап — определение исходного уровня, 2 этап — оценка уровня мануальных навыков после курса обучения на виртуальном симуляторе CDS 100 компании EPED (Тайвань) и на 3 этапе оценивалось клиническое применение приобретенных умений и вероятность совершения врачебной ошибки. В качестве контрольных величин брались данные, полученные аналогичными методами у студентов, проходивших курс обучения на 1 год ранее по стандартной программе обучения практическим умениям. Таким образом, в настоящее время обе изучаемые группы студентов обучаются на 4 и 5 курсах соответственно, ведут клиническую деятельность и сейчас проводится сравнительная характеристика эффективности исследуемых методов обучения практическим умениям.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования студентам предлагался курс обучения на компьютерном симуляторе CDS 100 компании EPED (Тайвань, рис. 1). Уровень соответствия клинической ситуации 97%. Принцип работы симулятора построен на двухсторонней связи компьютерной трекинговой системы и датчиков, расположенных на наконечнике и фантоме (рис. 2), что дает возможность для постоянного объективного компьютерного контроля над ходом выполненных операций при различных видах механической обработки зубов.

Технические возможности прибора предусматривают как обучающий режим с теоретической и практической частями, так и режим экзамена с возможностью задавать вид и параметры препарирования.

В список предлагаемых заданий входят:

1) препарирование кариозных полостей всех классов по Блэку (рис. 3), включающее в себя все основные виды препарирования (под композит, вкладку, амальгаму и т. д.), всего 10 уроков;

2) препарирование под несъемные ортопедические конструкции (рис. 4, цельнолитая коронка, металлокерамика, безметалловая керамика, виниры и т. д.) зубов различной анатомической принадлежности, всего 6 уроков.

—--—-

~ 27 ~

—--—

Рис. 1. Компьютерный стоматологический симулятор CDS 100

Рис. 2. Ключевые узлы компьютерного стоматологического симулятора CDS 100

Рис. 3. Препарирование кариозной полости

Рис. 4. Препарирование, несъемное протезирование

Рис. 5. Препарирование кариозной полости: а — контроль объема препарирования; б — контроль рельефа препарирования

б

а

—--—-

~ 28 ~

а б

Рис. 6. Препарирование под несъемную конструкцию:

а — сравнительная характеристика; б — контроль объема препарирования

Программное обеспечение прибора русифицировано, понятно и доступно даже для неподготовленного пользователя. Объем моделирования клинических ситуаций охватывает практически весь список патологии твердых тканей зуба. Несомненным преимуществом прибора, не имеющего аналогов на отечественном рынке, является возможность тактильного контакта пользователя с фантомом, с последующей оценкой ошибок и возможностью их исправлений (рис. 5—6). Кроме того, имеется постоянная возможность обновления программного обеспечения.

В настоящее время для учебных заведений, имеющих укомплектованные фантомные классы,

производителем предлагается прибор DDS 100, который представляет собой комплект ключевых узлов компьютерного симулятора и предназначен для проведения up grade уже имеющегося оборудования с созданием соответствующих технических возможностей.

Как уже упоминалось, оценка эффективности обучения на симуляторе проводилась исходя из результатов трехмесячного цикла обучения.

К сожалению, существующая на сегодняшний день методика обучения мануальным навыкам на фантомах не обеспечивает должного уровня практических умений (табл. 1).

Таблица 1

Оценка итогового уровня практических навыков в исследуемых группах учащихся при обучении согласно существующим стандартам

Целевая Критерии уровня практических навыков

аудитория учащихся Юридическая Уровень Возможности Вероятность

возможность практических совершенствования врачебноИ

клиническои знании и умении практических навыков ошибки

деятельности

Студенты 0 4—5 2 3—4

(кариесология)

Студенты 0 3—4 2 4—5

(несъем. прот.)

—--—-

~ 29 ~

—--—

Основными недостатками существующей методики обучения являются:

— работа на стандартных фантомах исключает «обратную связь»;

— контроль над основными параметрами манипуляций (объем удаленных тканей, геометрия препарирования и т.д.) со стороны преподавателя только субъективный, «на глаз»;

— планирование объема манипуляций, контроль над некоторыми параметрами (гладкость поверхности, повреждение соседних зубов, повреждение пульповой камеры и т. д.) невозможен.

Таким образом, из табл. 1 видно, что наибольшие затруднения у студентов вызывают манипуля-

Оценка вышеприведенных критериев проводилась по стандартной методике и включала в себя: Вероятность врачебной ошибки: 5 — очень высокая, более 50% (неправильная диагностика, неправильное планирование лечения, незнание и/или грубые ошибки в технологии стоматологических манипуляций);

4 — высокая, 30—50% (неполная диагностика, грубые ошибки в планировании лечения, незнание и/или грубые ошибки в технологии стоматологических манипуляций, которые сами могут стать причиной осложнений);

3 — средняя, 10—30% (правильная диагностика, неполный объем и/или незначительные ошибки при планировании лечении, ошибки в технологии стоматологических манипуляций);

2 — низкая, до 5% (правильная диагностика, адекватное планирование лечения, незначительные ошибки в технологии стоматологических манипу-

ции, связанные с механической обработкой опорных зубов при несъемном протезировании. Вышеуказанные недостатки существующей системы приобретения практических навыков устраняются при обучении на компьютерных стоматологических симуляторах.

Так как использование компьютерного симу-лятора юридически доступно для всех категорий учащихся, итоговый уровень их практических умений будет также равнозначным и зависящим только от их теоретической подготовки.

В таблице 2 представлены результаты цикла обучения на симуляторе с характеристикой критериев уровня мануальных навыков курсантов.

ляций не способные кардинально повлиять на результат лечения);

1 — очень низкая, 1—2% (безукоризненное владение технологиями, способность абстрактного сравнения их эффективности).

Возможности совершенствования практических навыков:

1 — нет возможности;

2 — низкая возможность (возможность получения навыков, на стандартных фантомах и/или визуально в качестве ассистента врача);

3 — средняя (возможность приобретения навыков вместе с клиническим стажем);

4 — высокая (приобретение навыков на компьютерных симуляторах).

Юридическая возможность клинической деятельности:

0 — нет;

1 — есть.

Таблица 2

Оценки исходного и итогового уровня практических навыков в группе учащихся при обучении с использованием компьютерного симулятора CDS 100

Целевая аудитория учащихся Критерии уровня практических навыков

Юридическая возможность обучения Уровень практических знаний и умений Возможности совершенствования практических навыков Вероятность врачебной ошибки

исходн. итог. исходн. итог. исходн. итог. исходн. итог.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Студенты (кариесология) 1 1 3—4 8 2 4 4—5 2

Студенты (несъем. прот.) 1 1 4 8 2 4 3—4 2

—--—-

~ 30 ~

—--—

Критерии оценки практических знаний и умений:

1 — незачтено: отсутствие знаний и умений выполнения практических навыков;

2 — незачтено: фрагментарные знания и умения в выполнении практических навыков;

3 — незачтено: не владение или отсутствие четких представлений о выполнении практических навыков, умений и манипуляций, предусмотренных учебной программой по стоматологии; не способность использовать практические навыки и умения в конкретных ситуациях.

4 — зачтено: освоение части практических навыков, умений и манипуляций, предусмотренных программой; способность использовать их при ведении больных в стандартных ситуациях; при этом допускается наличие единичных существенных ошибок при демонстрации навыков и умений.

5 — освоение основной части практических навыков, умений и манипуляций, предусмотренных учебной программой, способность использовать их в стандартных ситуациях при ведении больных, при этом допускается наличие единичных ошибок;

6 — владение всеми навыками, предусмотренными учебной программой; при этом допускается наличие нескольких незначительных ошибок, способность осознанно использовать навыки, умения и манипуляции при ведении больных;

7 — владение всеми навыками, манипуляциями и умениями, предусмотренными учебной программой при ведении больных в классических клинических ситуациях и при выполнении комбинированных заданий, наличие незначительных ошибок;

8 — осознанное (уверенное) владение всем перечнем навыков, манипуляций и умений, предусмотренных программой при ведении больных в классических ситуациях и при выполнении комбинированных заданий, при этом допускается наличие единичных незначительных ошибок;

9 — совершенное владение всеми навыками, манипуляциями и умениями, способность их использовать в нестандартных ситуациях, при этом проявить высокий уровень самостоятельности и эрудиции;

10 — безукоризненное владение всем перечнем навыков, умений и манипуляций в нестандартных ситуациях, способность к импровизации в нестандартных ситуациях.

Таким образом, применение компьютерного стоматологического симулятора CDS 100 в сочетании с базисной методикой обучения мануальным навыкам на этапах вузовского обучения студентов обеспечивает высокий уровень приобретения, а главное «выживаемости» практических умений, что, несомненно, способствует более качественной подготовке врача-стоматолога. В настоящее время проводится изучение «выживаемости» приобретенных знаний по результатам клинической деятельности данного контингента студентов. На основании полученных результатов был разработан соответствующий модуль симуляционного обучения который включен в рабочую программу обучения по специальности «стоматология». Кроме того, разрабатывается система индивидуального подхода к обучению практическим навыкам исходя из уровня базовой теоретической подготовки и психоэмоционального статуса студента. Планируемые оценки уровня приобретенных практических навыков представлены в табл. 3.

Таблица 3

Планируемые оценки уровня приобретенных практических навыков в группах учащихся при обучении с использованием компьютерного симулятора

Целевая аудитория учащихся Критерии уровня практических навыков

Юридическая возможность клиническоИ деятельности Уровень практических знаниИ и умений Возможности совершенствования практических навыков Вероятность врачебной ошибки

Студенты (кариесология) 0 8—10 4 1—2

Студенты (несъем. прот.) 0 8—10 4 1—2

—--—-

~ 31 ~

Since 1999

—--—

Исходя из вышесказанного, нам представляется весьма перспективным широкое использование компьютерного симуляционного обучения с эффектом обратной связи на этапах не только вузовского, но и послевузовского образования, так как его использование позволило получить убедительный практический эффект. Применение в образовательной программе CDS 100 позволяет добиться значительного снижения затраченного времени для достижения планируемого результата, использовать объективную оценку результатов обучения, как на промежуточном, так и на итоговом этапах и уже с самого начала обучения привести уровень мануальных навыков в соответствие с современными требованиями практической стоматологии.

Несмотря на достаточно высокую стоимость прибора, целесообразность его массового применение в педагогическом процессе продиктована его высокой эффективностью при обучении студентов, клинических ординаторов, аспирантов, а также начинающих врачей-стоматологов.

Выводы. Компьютерный стоматологический симулятор CDS 100 — первая и единственная на сегодняшний день на отечественном рынке система симуляционного обучения мануальным навыкам с функцией «обратной связи», уникальная разработка Тайваньской фирмы EPED. Прибор создан на основе компьютерного контроля выполняемых курсантом на фантоме манипуляций по механической обработке твердых тканей зуба в клинике терапевтической и ортопедической стоматологии с оценкой и возможностью исправления допущенных ошибок. Помимо обучающих, система содержит программу-экзаменатор, что обуславливает ряд ее неоспоримых преимуществ, а именно:

— возможность постоянного совершенствования уровня мануальных навыков и обучения новым технологиям с точки зрения юриспруденции;

— имитацию клинической ситуации в режиме реального времени до 97%;

— снижение вероятности совершения врачебной ошибки в будущей клинической деятельности слушателя;

— высокий уровень академической успеваемости обучающихся;

что позволяет рекомендовать широкое применение компьютерного стоматологического симулятора CDS 100 в сочетании с базисной методикой обучения мануальным навыкам на этапах как вузовского, так и послевузовского обучения студентов и молодых специалистов для обеспечения высокого уровня приобретения, а главное «выживаемости» практических умений, что, в свою очередь, несомненно, способствует более качественной подготовке врача-стоматолога.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шумилович Б.Р., Чесноков П.Е., Кунин В.А. Маркетинг и реклама в стоматологии // Материалы научно-практической конференции сотрудников ИДПО. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2012. С. 80—83.

2. Шумилович Б.Р., Губин М.А., Елькова Н.Л. Роль информационных технологий в современном постдипломном стоматологическом образовании // Материалы научно-практической конференции сотрудников ИДПО. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2012. С. 83—86.

3. Шумилович Б. Р., Спивакова И. А. Современные автоматизированные технологии в курсе симуляционно-го профессионального образования по специальности «стоматология» // Институт стоматологии. 2014. № 1(62). С. 28—30.

4. Общероссийская система симуляционного обучения, тестирования и аттестации в здравоохранении / Н.Б. Найговзина, В.Б. Филатов, М.Д. Горшков и др. // Виртуал. технологии в медицине. 2013. № 1 (9). С. 8.

5. Горшков М.Д., Колыш А. Л. История симуляци-онного обучения в России и за рубежом // Медицинское образование и профессиональное развитие. ГЭОТАР-Медиа, 2012. № 3. С. 126—127.

6. Шумилович Б.Р., Спивакова И.А., Ростовцев В. В. Способ оценки выживаемости приобретенных практических умений по препарированию твердых тканей зуба // Пат. 2578813 РФ, МПК С1 5/00 G09B 23/28 (2006.01). Общество с ограниченной ответственностью малое инновационное предприятие «Искусство стоматологии» (RU); заявл. 16.10.2014; опубл. 27.03.2016, бюл. № 9.

—--—-

~ 32 ~

Шумилович Б.Р. и др. Разработка и предварительная оценка эффективности современных...

--б^СФО^З--

DEVELOPMENT AND PRELIMINARY EVALUATION OF MODERN AUTOMATED TECHNOLOGIES TRAINING MANUAL SKILLS FOR DENTAL SPECIALTIES

B.R. Shumilovich, V.P. Kosolapov, V. V. Rostovtzev, O. V. Lazutikov, A. V. Podoprigova

Voronezh state medical University n.a. N.N. Burdenko Ministry of health of the Russian Federation Voronezh, Russia

Annotation. The present level of development of dental technology shifts qualitatively new requirements on teaching practical skills both at the university and postgraduate education. The urgency of the problem is confirmed by extensive legislative framework. Today, the traditional system of practical training of health personnel in Russia does not meet the safety requirements in the provision of patient care. Until now, many schools do not fully comply with the requirements under which to provide medical assistance for citizens allowed students not only successfully completed the required theoretical knowledge, but also have the practical skills acquired on models (phantoms). The development of practical skills using a simulation training eliminates the risk to life and health of the patient and the student, allows classes in the individual educational program without taking into account the mode of the clinic and the work schedule of the teacher, allows multiple skills training and bringing manipulation to automatism, provides an objective quality control of its performance, easily simulates rare pathology and clinical cases, to reduce stress encountered by young professionals during the first surgery on real patients.

Key words: dentistry, graduate and postgraduate education, computer simulation system, manual skills.

REFERENCES

1. Shumilovich B.R., Chesnokov P.E., Kunin V.A. Marketing i reklama v stomatologic Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii sotrudnikov IDPO. Voronezh, Izdatel'sko-poligraficheskij centr «Nauchnaja kniga», 2012. P. 80—83.

2. Shumilovich B.R., Gubin M.A., El'kova N.L. Rol' informacionnyh tehnologij v sovremennom postdiplomnom stomatologicheskom obrazovanii. Materialy nauchno-prak-ticheskoj konferencii sotrudnikov IDPO. Voronezh: Izda-tel'sko-poligraficheskij centr «Nauchnaja kniga», 2012. P. 83—86.

3. Shumilovich B.R., Spivakova I.A. Sovremennye avtomatizirovannye tehnologii v kurse simuljacionnogo professional'nogo obrazovanija po special'nosti «Stomato-logija». Institut stomatologii, 2014, no. 1(62), pp. 28—30.

4. Najgovzina N.B., Filatov V.B., Gorshkov M.D. et al. Obshherossijskaja sistema simuljacionnogo obuchenija, testirovanija i attestacii v zdravoohranenii. Virtual. tehno-logii v medicine, 2013, no. 1 (9), p. 8.

5. Gorshkov M.D., Kolysh A.L. Istorija simuljacionnogo obuchenija v Rossii i za rubezhom. Medicinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie, GJeOTAR-Media, 2012, no. 3, pp. 126—127.

6. Shumilovich B.R., Spivakova I.A., Rostovcev V.V. Sposob ocenki vyzhivaemosti priobretennyh prakticheskih umenij po preparirovaniju tverdyh tkanej zuba. Patent 2578813 RF, MPK SI 5/00 G09B 23/28 (2006.01). Ob-shhestvo s ogranichennoj otvetstvennost'ju maloe innova-cionnoe predprijatie «Iskusstvo stomatologii» (RU); zajavl. 16.10.2014; opubl. 27.03.2016, bjul. № 9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.