ДИСКУССИИ
© Коллектив авторов, 2015 УДК 616.31+61:[378-3
ДИСКУССИЯ: ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИМУЛЯТОРОВ 1 И 2 УРОВНЕЙ РЕАЛИСТИЧНОСТИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ
А.В. СЕВБИТОВ1, О.И. АДМАКИН1, Ю.Л. ВАСИЛЬЕВ1, Е.А. СКАТОВА1, Н Е. МИТИН2
Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова, г. Москва (1)
Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, г. Рязань (2)
DISCUSSION: THE FEATURES OFUSING OF THE 1-ST AND 2-ND LEVELREALITYSIMULATORS IN THE DENTISTRY STUDENTS TRAINING
A.V. SEVBITOV1, O.I. ADMAKIN1, U.L. VASILIEV1, E.A. SKATOVA1, N.E. MITIN2
Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow (1) Ryazan State Medical University, Ryazan (2)
В статье рассмотрены особенности преподавания на стоматологического факультете с использованием симуляторов 1 и 2 уровней реалистичности. Показаны достоинства и недостатки данных типов, которые могут быть компенсированы переходом на более реалистичные уровни, в т.ч. с применением виртуальных технологий, основанных на обратной связи.
Ключевые слова: симуляторы, стоматология, реалистичность, обучение, обратная
связь.
The article describes the features of teaching in the faculty of dentistry using simulators 1 and 2 levels of realism. Advantages and disadvantages of these types which can be offset by the transition to more realistic levels, including using virtual technology, based on the feedback.
Keywords: simulation, dentistry, realistic training, feedback.
Данная публикация открывает цикл статей посвященных актуальной проблеме высшего медицинского образования - си-муляционной стоматологии.
Активное развитие и внедрение цифровых технологий в образовательном процессе позволяет не только качественно оценить уровень полученных знаний, но и на примере обучения врача-стоматолога позволяет сделать моделирование основных этапов лечебного процесса.
Моделирование является полезным инструментом для обучения. Оно подходит дляоценки эффективности, но нет до-статочныхдоказательств влияния использования этойтехнологии обучения на повышение качестваоказания медицинской помощи. Необходимысистемность и стандартизация для оценки эффективности такого обучения, а также для еготиражи-рования разными преподавателями. Необходимо отметить, что помимо самого тренажера для качественной имитации профессиональной деятельности необходима медицинская мебель и оборудование, а также медицинские расходные материалы и постоянный регулярный (по графику) поток сменных частей ктренажерам [9].
Рядом авторов предлагается рассматривать симуляционные технологии в обучении рядовых студентов не только как составную часть клинической подготовки, а более того, как один из механизмов, запускающих и формирующих клиническое мышление на высоком и мотивированном уровне [2].
Краеугольным камнем любого образовательного процесса в медицине являются вопросы этики и безопасности связанных с работой с пациентом. Известно, что чем ниже уровень подготовки специалиста, тем выше вероятность врачебной ошибки, которая может быть довольно-
таки высокой на начальном уровне овладения мануальными навыками. Работа на симуляторе позволяет максимально точно оценить уровень освоения мануальным навыком, а также программировать изменение виртуальной среды в ходе зачетно-экзаменационного блока. В связи с этим возрастает необходимость более активного использования симуляторов на доди-пломном и рубежном уровнях.
Использование фантомов и симуля-торов в образовательном процессе позволяют существенно снизить эмоциональный барьер, который препятствует студенту выполнить предполагаемые лечебные процедуры. Поэтому единственным эффективным и безопасным методом обучения на сегодняшний день являются си-муляторы разного уровня реалистичности и антропоморфные андроиды.
Работа на фантомах позволяет студенту освоить необходимые умения, не нанося урон здоровью человека, научить работать в соответствии с современными алгоритмами оказания помощи, повысить уровень выполнения сложных медицинских манипуляций, оценить эффективность собственных действий. Сценарный подход к обучению, моделирование клинических ситуаций значительно повышает усвояемость умений и поднимает обучение на качественно новый уровень образования [1, 4].
Организация фантомного обучения, в дополнение к традиционным занятиям на стоматологических кафедрах, в совокупности с производственной практикой по стоматологическим специальностям, является эффективным методом повышения качества практических навыков у будущих врачей-стоматологов [3].
Во время подготовки, студент стоматологического факультета проходит
несколько этапов или курсов. Первый этап или изучение пропедевтики стоматологических заболеваний (введение в специальность) помимо информации о специальности в целом, принципах работы, особенностях эксплуатации аппаратов и применения стоматологических материалов, показаний и противопоказаний к ним, осваивает такой важный раздел, как фантомное или симуляционное обучение.
Зная важность роли мотивации в формировании привычки, студентам предлагается использовать в обучении различные симуляторы: от примитивных схем и таблиц до сложных, антропоморфных киборгов, позволяющих максимально приблизить условия учебной аудитории к клинике.
Предклинический курс стоматологии включает в себя несколько разделов: терапевтическая стоматология (реставрация и эндодонтия), ортопедическая стоматология и хирургическая стоматология. Возможность проведения данных курсов обеспечивается современным оборудованием, которым оснащены учебные классы кафедры пропедевтики стоматологических заболеваний, в частности, фантомными установками.
Известно, что симуляторы подразделяются на 7 уровней реалистичности [5].
В условиях предклинического обучения большой популярностью пользуются симуляторы 1 и 2 уровней реалистичности.
На первой или визуальном уровне в образовательном процессе предполагается использовать традиционных технологий в виде таблиц, схем и анатомических моделей. Задачей симуляторов первого уровня является формирование осознанной траектории действий при конкретных задачах. На данном этапе возможно использование как увеличенных моделей для более детальной проработки структурной орга-
низации объекта, так и моделей в натуральную величину.
После формирования у студентов теоретических знаний по предмету, представляется возможным переходить к следующему уровню реалистичности. Симу-лятор 1 уровня реалистичности: увеличенная модель зуба в разрезе.
На втором уровне реалистичности, подразумевающего проработку тактильных ощущений, становится возможным преобразовать теоретические представления в реальный продукт.
Промежуточным этапом перехода на 2й уровень могут служить привычные на стоматологических факультетах практики препарирования пластиковых линеек, где студенты учатся тактильному контакту стоматологического наконечника с твердым объектом, осваивают навыки маневрирования, производя фиксированные движения по плоскости и в глубину.
Задачей симуляторов 2 уровня является имитация сопротивления тканей в ответ на физическую нагрузку. Примером может служить сопротивление твердых тканей зуба при отработке навыков одонтопрепарирова-ния. Симуляторами 2 уровня реалистичности в стоматологии являются классические фантомные головы с зубами и имитацией мягких тканей средней и нижней трети лица, а также органов полости рта.
На данном уровне принципы антропоморфности не соблюдаются, однако представляется возможным выработать правильную траекторию лечебного процесса, сформировать мануальные навыки и осуществить контроль проведенных манипуляций.
Обучение инструментальной специальности всегда было одним из наиболее затратных, что может быть наглядно про-демонстировано на примере модуля
Рис. 1. Симулятор 2 уровня реалистичности
«одонтопрепарирование твердых тканей зуба» при отработке навыков по лечению кариеса или препарировании зуба под коронку. В ходе одонтопрепарирования студенты необратимо нарушают целостность
фантомных зубов, как коронковой части, так и системы корневых каналов, а возможные ошибки в ходе образовательного процесса диктуют необходимость иметь дополнительные наборы зубов.
Рис 2. Препарирование фантомного зуба под ортопедическую конструкцию
В связи с этим, участие в образовательном процессе симуляторов 2 уровня реалистичности являются важным, но затратным компонентом, амортизация которого может быть достигнута путем внедрения симуляторов более высокого уровня реалистичности, в т.ч. и виртуально-реальных аппаратов.
Литература
1. Бекмурадов Б.А. Оценка результатов эндодонтиче-ского лечения зубов с применением различных методов обтура-
ции / Б.А. Бекмурадов, Ш.Ф. Джураева // Наука молодых (Eruditio .Гиуешиш). -2014. - № 1. - С. 100-104.
2. Процесс формирования мануальных навыков студентов стоматологического факультета на кафедре стоматологии ГБОУ ВПО КУБГМУ Минздрава России / В.В. Еричев [и др.] // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 10. - С. 129-131.
3. Коротких Н.Г. Диагностика и прогнозирование течения абсцессов и флегмон лица с помощью иммунологиче-
ских методов / Н.Г. Коротких, Г.В. Тобоев // Рос. медико-биол. вестн. им. акад. И.П. Павлова. - 2009. - № 3. - С. 142-146.
4. Муравьев К.А. Симуляционное обучение в медицинском образовании - переломный момент / К.А. Муравьев, А.Б. Ходжаян, С.В. Рой // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 10-13. - С. 534-537.
5. Митин Н.Е. Анализсовременных методов оценки и регистрации окклюзии зубов на этапах стоматологического лечения / Н.Е. Митин, Л.П. Набатчикова, Т.А. Васильева // Рос. медико-биол. вестн. им. акад. И.П. Павлова. - 2015. - № 3. - С. 134-139.
6. Михальченко Д.В. Роль симуля-ционного обучения в системе подготовки врача-стоматолога на примере фантомного центра Волгоградского медицинского университета // Д.В. Михальченко, А.В. Михальченко, А.В. Порошин // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 31. - С. 126-128.
7. Пешков В.А. История становления зубоврачебной помощи в рязанской области / В.А. Пешков // Рос. медико-биол. вестн. им. акад. И.П. Павлова. -2015. - №2. - С. 93-96.
8. Севбитов А.В. Симуляционное обучение студентов стоматологического факультета / А.В. Севбитов, М.Ю. Кузнецова, А.С. Браго // Труды международного симпозиума "Надежность и качество". - 2015. - Т. 2. - С. 370.
9. Концепция симуляционного обучения на базе фантомных центров освоения практических навыков стоматологических факультетов вузов / А.В. Севбитов
[и др.] // Маэстро стоматологии. - 2015. -№2(58). - С. 102-103.
10. Севбитов А.В. Развитие симуляционного обучения в России / А.В. Севбитов, Д.В. Михальченко // Экономика и менеджмент в стоматологии. - 2015. -№2(46). - С. 83.
11. Симуляционное обучение по специальности "Лечебное дело" / сост. М.Д. Горшков; под ред. проф. А.А. Сви-стунова. - М.: Изд-во Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, 2013. - С. 278-287.
12. Анализ результатов изучения расположения височно-нижнечелюстных суставов при мезиоокклюзии, сочетающейся с врождённым сквозным односторонним несращением верхней губы, альвеолярного отростка и нёба / Ф.Я. Хорошилкина [и др.] // Рос. медико-биол. вестн. им. акад. И.П. Павлова. - 2010. - № 4. - С. 136-142.
13. Анализ функционирования центров моделирования в системе подготовки медицинских кадров / Л.Б. Шубина [и др.] // Виртуальные технологии в медицине: научно-практический журнал. - 2012. -№1(7). - С. 7-12.
14. The Simodont in dental education / IR1 Boer [et al.] // Ned TijdschrTandheelkd. - 2012. - №119(6). - Р. 294-300.
15. Clinical simulation: importance to the internal medicine educational mission / P.E. Ogden [et al.] // Am J Med. - 2007. - № 120 (9). - Р. 820-824.
16. Murin S. Simulation in procedural training: at the tipping point / S. Murin, N.S. Stollenwerk // Chest. - 2010. - №137. -Р. 1009-1011.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Митин Николай Евгеньевич - к.м.н., доц., зав. кафедрой ортопедической стоматологии и ортодонтии, ГБОУ ВПО РязГ-МУ Минздрава России, г. Рязань. E-mail: [email protected]