Министерство образования и науки РФ
Правительство Пензенской области Академия информатизации образования Академия проблем качества РФ Российская академия космонавтики им. К.Э.Циолковского Российская инженерная академия Вычислительный центр РАН им. А.А.Дородницына Институт испытаний и сертификации ВВТ ОАО «Радиотехнический институт имени академика А.Л.Минца» ОАО «УПКБ ДЕТАЛЬ», ОАО «РУБИН» ОАО «НИИФИ», ОАО «ПНИЭИ», ФГУП ФНПЦ «ПО СТАРТ», НИКИРЭТ, ЗАО «НИИФИиВТ» ОАО «ППО ЭЛЕКТРОПРИБОР», ОАО «РАДИОЗАВОД» Пензенский филиал ФГУП НТЦ «АТЛАС» ОАО «ТЕХПРОММАШ», МИЭМ НИУ ВШЭ, Евразийский Национальный университет им. Л.Н. Гумилева Сургутский институт мировой экономики и бизнеса «ПЛАНЕТА» Пензенский государственный университет
АадижУ{%шсж
ТРУДЫ
МЕЖДУНАРОДНОГО СИМПОЗИУМА
НАДЕЖНОСТЬ И КАЧЕСТВО
II то^
ПЕНЗА 2015
УДК 621.396.6:621.315.616.97:658:562 Т78
Труды Международного симпозиума «НАДЕЖНОСТЬ И КАЧЕСТВО»:
T78 в 2 т. - Пенза : ПГУ, 2015. - 2 том - 384 с.
ISBN 978-94170-818-5(т.1) ISBN 978-94170-818-8
В сборник трудов включены доклады юбилейного ХХ-го Международного симпозиума «Надежность и качество», проходившего с 25 по 31 мая 2015 г. в городе Пензе.
Рассмотрены актуальные проблемы теории и практики повышения надежности и качества; эффективности внедрения инновационных и информационных технологий в фундаментальных научных и прикладных исследованиях, образовательных и коммуникативных системах и средах, экономике и юриспруденции; методов и средств анализа и прогнозирования показателей надежности и качества приборов, устройств и систем, а также анализа непараметрических моделей и оценки остаточного ресурса изделий двойного назначения; ресурсосбережения; проектирования интеллектуальных экспертных и диагностических систем; систем управления и связи; интерактивных, телекоммуникационных сетей и сервисных систем; экологического мониторинга и контроля состояния окружающей среды и биологических объектов; исследования физико-технологических процессов в науке, технике и технологиях для повышения качества выпускаемых изделий радиопромышленности, приборостроения, аэрокосмического и топливно-энергетического комплексов, электроники и вычислительной техники и др.
Оргкомитет благодарит за поддержку в организации и проведении Международного симпозиума и издании настоящих трудов Министерство образования и науки РФ, Правительство Пензенской области, Академию проблем качества РФ, Российскую академию космонавтики им. К. Э. Циолковского, Российскую инженерную академию, Академию информатизации образования, Вычислительный центр РАН им. А. А. Дородницына, Институт испытаний и сертификации ВВТ, ОАО «Радиотехнический институт имени академика А.Л. Минца», ОАО «УПКБ ДЕТАЛЬ», ОАО «НИИФИ», ФГУП «ПНИЭИ», ОАО «РУБИН», ОАО «РАДИОЗАВОД», ОАО «ППО ЭЛЕКТРИПРИБОР», ФГУП «ПО «СТАРТ», НИКИРЭТ - филиал ФГУП «ПО «СТАРТ», Пензенский филиал ФГУП НТЦ «АТЛАС», ОАО «ТЕХПРОММАШ», МИЭМ НИУ ВШЭ, Евразийский Национальный университет им. Л.Н. Гумилева, Сургутский институт мировой экономики и бизнеса «ПЛАНЕТА»,Пензенский государственный университет.
Сборник статей зарегистрирован в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ) с 2005 г.
Р е д а к ц и о н н а я к о л л е г и я :
Юрков Н. К. - главный редактор Трусов В. А. - ответственный секретарь Баннов В. Я. - ученый секретарь Волчихин В. И., Абрамов О. В., Авакян А. А., Дивеев А.И., Иофин А. А., Каштанов В. А., Майстер В. А., Острейковский В.А., Петров Б. М., Писарев В. Н., Роберт И. В., Романенко Ю. А., Северцев Н. А., Садыков С. С., Садыхов Г. С., Увайсов С. У.
ISBN 978-94170-818-5(т.1) ISBN 978-94170-818-8
© Оргкомитет симпозиума, 2015 © ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», 2015
УДК 616.314-002
Севбитов А.В., Кузнецова М.Ю., Браго А.С.
ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России, Москва, Россия
СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Введение. Одной из важнейших задач обучения студентов на стоматологическом факультете, наряду с получением фундаментальных знаний и развитием клинического мышления, является формирование мануальных навыков [1]. С учетом грядущих изменений в постдипломном медицинском образовании роль симуляционного обучения, несомненно, возрастает. Введение нового ФГОС также имеет направленность на формирование профессиональных компетенций. Основным методом пропедевтического курса обучения является отработка препарирования на фантомных установках с искусственными зубами. У студентов есть возможность научиться четко, точно проводить врачебные манипуляции. Однако без значительного расширения и усовершенствования фантомного курса невозможно улучшить эффективность подготовки кадров стоматологов в вузе [1,2] . Одним из способов этого усовершенствования является обучение студентов-стоматологов с использованием симуляционной установки. Симуляционные установки имеют несколько значительных преимуществ перед традиционными фантомными установками: симулятор позволяет не только оценить конечный результат, но и сохранять запись о всей процедуре, что дает возможность преподавателю скорректировать работу студента уже во время проведения манипуляции, отменить неверно выполненные действия и дать возможность осуществить их еще раз. Кроме того, симуляционная бормашина обеспечивает высокоточную имитацию реальной клинической ситуации и обратную тактильную связь, практически идентичную реальной [3,4]. Также немаловажным моментом является снижение затрат на расходные материалы для фантомных установок.
Цель работы: оценить эффективность освоения практических навыков студентов стоматологического факультета с использованием симуляционной установки на примере обучения навыку препарирования полостей 1 класса по Блэку с использованием симулятора MOOG.
Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 120 студентов 2 курса, которые были разделены на 2 группы по 60 чело-
век. В первой группе студенты обучались навыкам препарирования на симуляторе и затем на фантомных установках. Во второй группе препарировали только на фантомных установках. Участникам первой группы давалось две попытки препарирования на симуляторе, при этом виртуальный анализатор оценивал качество работы по размеру и глубине полости. Непосредственно в эксперименте оценивалось время препарирования полости 1 класса по Блэку на искусственном зубе. Качество препарирования оценивалось преподавателем по 5-бальной шкале.
Результаты исследования. В первой группе средний коэффициент ошибок по глубине полости уменьшился с 27% при первой попытке до 12% при второй попытке. Во второй группе средний коэффициент ошибок составил 26% и 19% соответственно. Коэффициент зафиксированных ошибок по размеру полости в первой группе также снизился: от 26% на первом этапе до 13% - на втором. Во второй группе результаты препарирования были значительно хуже, коэффициент ошибок по размеру полости уменьшился с 27% до 22%.
Время, затраченное студентами 1 группы на препарирование полости 1 класса, в среднем в 2,5 раза превысило соответствующий показатель у студентов 2 группы. При этом оценку «отлично» в первой группе получили 60%, во второй - всего лишь 20%. Оценку «хорошо» - 20% и 10% соответственно. Большинство (70%) студентов второй группы получили оценку «удовлетворительно», тогда как в первой группе «удовлетворительно» выполненных работ оказалось 20%.
Заключение. Результаты нашего исследования подтверждают несомненную эффективность предварительного обучения мануальным навыкам на симу-ляционных установках. Увеличение времени препарирования в первой группе студентов по сравнению со второй говорит лишь о тщательности и большей осознанности проведения манипуляции. Кроме того, использование симуляторов помогает преподавателю более детально оценивать прогресс студентов и эффективность их обучения конкретному мануальному навыку.
ЛИТЕРАТУРА
1. Еричев В.В., Арутюнов А.В. и др. Процесс формирования мануальных навыков студентов стоматологического факультета на кафедре ортопедической стоматологии ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - №10. - С. 129-131.
2. Леонтьев В.К., Максимовский Ю.М. и др. О подготовке и усовершенствовании кадров для стоматологии // Экономика и менеджмент в стоматологии. - 2000. - №2. - С. 7-17.
3. Митин Н.Е., Набатчикова Л.П. Перспектива методик обучения студентов на кафедре // Материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Современные подходы к формированию образовательного процесса в целом в медицинском вузе: опыт, проблемы, перспективы» (к 70-летию основания Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П.Павлова) \ под общ.ред. проф. Р.Е. Калинина, проф. Ю.Ю. Бяловского - Рязань: РязГМУ - 2013. -С. 142-144.
4. Филип Поленц и соавт. Виртуальная хирургия как новый метод обучения в стоматологической практике // Виртуальные технологии в медицине. - 2012. - №2(8) - С. 13-17.
УДК 616.314-002
Севбитов А.В., Шакарьянц А.А., Скатова Е.А., Кузнецова М.Ю.
ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России, Москва, Россия
АНАЛИЗ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ПАЦИЕНТОВ С ОЧАГОВОЙ ДЕМИНЕРАЛИЗАЦИЕЙ ЭМАЛИ В СТАДИИ ДЕФЕКТА МЕТОДОМ ИНФИЛЬТРАЦИИ В СОЧЕТАНИИ С РЕСТАВРАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ
Введение. Лечение данной категории пациентов до недавних пор заключалось либо в трудоемких методах ремотерапии, либо реставрации, в результате чего иссекалось большое количество здоровых тканей. Инфильтрация пораженных кариесом участков ткани материалом Icon позволяет пропитывать и герметизировать полимерной смолой поврежденную эмаль и создает условия для естественной реминерализации кариозного поражения [1,3]. Производители рекомендуют использовать
Icon, только на начальных стадиях кариозного процесса без нарушения целостности эмали, так как данный препарат лишь пропитывает структуру пятна, но не восстанавливает поврежденные участки поверхности зуба. В связи с этим, мы задумались над тем, как можно усовершенствовать данную технологию и каким образом можно расширить показания для применения этой методики для лечения кариеса в стадии дефекта [4,6,7,8]. После этого, возник вопрос о возможности приме-
нения данного препарата в сочетании с другими реставрационными технологиями. Предложенная методика лечения очаговой деминерализации эмали (ОДЭ) в стадии дефекта методом инфильтрации в сочетании с различными реставрационными технологиями позволяет значительно снизить объем препарированных тканей [2,5].
Материалы и методы исследования. Было проведено анкетирование 30 пациентов в возрасте от 14 до 55 лет обоего пола с ОДЭ в стадии дефекта до и после лечения. В группе исследования лечение пациентов проводилось методом инфильтрации в сочетании с различными реставрационными технологиями, в контрольной группе — традиционным методом препарирования с последующей реставрацией.
Для проведения сравнительного анализа основных показателей стоматофобии были изучены результаты анкетирования пациентов до и после лечения по шкале Modified Dental Anxiety Scale (MDAS).
Результаты исследования. В исследуемой группе, до лечения отмечен рост стоматологической тревожности по шкале MDAS и показатель в среднем равен 11,68, в контрольной группе 12,6. По мере накопления стоматологических проблем у пациентов возрастает страх перед стоматологическим вмешательством.
Иная ситуация определена у пациентов исследуемых групп после лечения, где колебания показателя имели тенденцию к уменьшению и показатель был в среднем равен 7,12. В контрольной группе, отмечен рост стоматологической тревожности по шкале MDAS. До лечения показатель был равен 12,6, а после 14,0. Это свидетельствует о повышении уровня стоматофобии при лечении очаговой деминерализации эмали в стадии дефекта посредством применения классической реставрации.
По результатам анкетирования до лечения выявлено, что 42% опрошенных испытывают боязнь/волнение, нейтрально относятся к предстоящему вмешательству 26,6% респондентов и 10% опрошенных охарактеризовали свои ощущения как крайне неприятные. Мнения пациентов контрольной и исследуемых групп после проведенного стоматологического вмешательства были различны. В группе исследования 76% опрошенных указали, что лечение прошло легче, чем ожидалось, причем положительным фактором они сочли сокращение времени препарирования вращающимся инструментом.
Мнения, что лечение прошло как и ожидалось или хуже, чем ожидалось, высказали немногие из опрошенных (20% и 4% соответственно). При этом 80% респондентов указали, что теперь у них нет причин бояться стоматологического вмешательства, если лечение будет проводиться по той же методике. В контрольной группе наблюдалась иная картина. Большинство пациентов (60%) указали, что лечение прошло как и ожидалось, 20% отметили, что лечение прошло хуже, чем они предполагали, и только 20% респондентов ответили, что лечение прошло легче, чем ожидалось. Анкетирование показало, что страх перед следующим посещением стоматолога остался прежним (80%).
Заключение. Применение методики лечения очаговой деминерализации эмали в стадии дефекта методом инфильтрации в сочетании с различными реставрационными технологиями позволяет значительно снизить объем препарированных тканей, что является преимуществом над традиционной методикой максимального иссечения патологически измененных тканей, применяемой в настоящее время. Применение данной технологии дает возможность минимизировать стресс, возникающий у пациентов при проведении стоматологических манипуляций, ввиду безболезненности метода инфильтрации и последующего минимального процесса препарирования.
При проведении данной методики возрастает суммарное время лечебной манипуляции (на 10-15 минут), однако сокращается время препарирования твердых тканей вращающимися инструментами, что было отмечено пациентами как позитивный фактор. Как следует из серии клинических случаев, выбор адгезивной системы и реставрационного материала зависит от предпочтений врача и специфики конкретной клинической ситуации. При анализе отдаленных результатов, который будет представлен в последующих статьях, при работе со стеклоионо-мерами отмечался наибольший процент изменения цвета реставрации и нарушения краевого прилегания, однако и без предварительной инфильтрации стеклоиономерные цементы показывают невысокие результаты в отдаленные сроки.
Таким образом, представленная работа дает возможность практикующим стоматологам расширить возможности применения современных реставрационных технологий за счет введения в алгоритм работы методики инфильтрации деминерализованных тканей зуба материалом Icon, а также предоставить пациентам более щадящую методику восстановления очаговой деминерализации эмали в стадии дефекта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Емелина Г.В., Гринин В.М., Иванов П.В., Кузнецова Н.К., Зюлькина Л.А. Анализ стоматологической заболеваемости в выборе методов и подходов индивидуальной профилактики кариеса зубов и заболеваний пародонта // Современные проблемы науки и образования. Эл. журнал. - 2011. - №2.
2. Курякина Н.В. Тревожность и депрессивность на стоматологическом ортопедическом приеме // Российский медико-биологический вестник им. акад. И.П. Павлова. - 2008. - №2. - С.143-146.
3. Леонтьев В.К., Пахомов Г.Н. Профилактика стоматологических заболеваний - М., 2006 - 450 с.
4. Недорезов В.Г., Цыганков А.И. Особенности контроля микроструктур методами электронной микроскопии // Труды международного симпозиума надежность и качество - 2014 - Т. 2. - с. 42-44.
5. Севбитов А.В., Гурьева З.А., Кузнецова М.Ю., Браго А.С., Канукоева Е.Ю. Влияние характеристик цвета: тона, насыщенности и светлоты на цветовосприятие врача-стоматолога // Стоматология для всех - 2014 - №3(68) - С. 54-56.
6. Царев А.Г., Наумова И.Ю., Таньков Г.В., Селиванов В.Ф., Кособоков А.С. Горизонтально-положительный анализ скрытых законтурных элементов плоской вершины на протяженном убывающем склоне растровой поверхности // Труды международного симпозиума надежность и качество - 2014 - Т. 2. - с. 30-34.
7. Paris S., Meyer-Lueckel H., Kielbassa A.M. Resin infiltration of natural caries lesions. J Dent Res 2007; 86: 7: 662-666.
8. Paris S., Meyer-Lueckel H. Masking of labial enamel white spot lesions by resin infiltra-tion-a clinical report. Quintes Int 2009; 40: 9: 713-718.