Научная статья на тему 'Интеграция симуляторов 5 уровня реалистичности в образовательный процесс на стоматологическом факультете'

Интеграция симуляторов 5 уровня реалистичности в образовательный процесс на стоматологическом факультете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНАЯ РЕАНИМАЦИЯ / СИМУЛЯТОР / СТОМАТОЛОГИЯ / ОБУЧЕНИЕ / CARDIOPULMONARY RESUSCITATION SIMULATOR / DENTISTRY / TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Севбитов А.В., Адмакин О.И., Васильев Ю.Л., Скатова Е.А., Митин Н.Е.

В статье рассмотрена концепция применения симуляторов 5 уровня реалистичности. Симуляционное обучение в медицинском образовании, является современной технологией обучения и оценки практических навыков, умений, основанная на реалистическом моделировании, имитации, клинической ситуации. В результате работы на симуляторах 5 уровня студент овладевает навыками работы и особенностями эксплуатации оборудования, приписанного к конкретному медицинскому подразделению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Севбитов А.В., Адмакин О.И., Васильев Ю.Л., Скатова Е.А., Митин Н.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration simulator 5 levels of realism in the educational process at the faculty

The article discusses the concept of application-level simulations 5 realism. Simulation training in medical education, is a modern technology training and assessment of practical skills, abilities, based on a realistic simulation, the clinical situation. As a result, work on the simulator Level 5 student masters the skills and characteristics of operation of the equipment, assigned to a particular health unit.

Текст научной работы на тему «Интеграция симуляторов 5 уровня реалистичности в образовательный процесс на стоматологическом факультете»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

© Коллектив авторов, 2016 УДК 616.31:[61:378-3

ИНТЕГРАЦИЯ СИМУЛЯТОРОВ 5 УРОВНЯ РЕАЛИСТИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС НА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

А.В. СЕВБИТОВ1, О.И. АДМАКИН1, ЮЛ. ВАСИЛЬЕВ1, Е.А. СКАТОВА1, НЕ. МИТИН2, М.И. ГРИШИН2

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, г. Москва (1)

Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова, г. Рязань (2)

В статье рассмотрена концепция применения симуляторов 5 уровня реалистичности. Симуляционное обучение в медицинском образовании, является современной технологией обучения и оценки практических навыков, умений, основанная на реалистическом моделировании, имитации, клинической ситуации. В результате работы на симуляторах 5 уровня студент овладевает навыками работы и особенностями эксплуатации оборудования, приписанного к конкретному медицинскому подразделению.

Ключевые слова: сердечно-легочная реанимация, симулятор, стоматология, обучение.

INTEGRATION SIMULATOR 5 LEVELS OF REALISM IN THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE FACULTY

A.V. SEVBITOV1, O.I. ADMAKIN1, YU.L. VASIL'EV1, E.A. SKATOVA1, N.E. MITIN2, M.I. GRISHIN2

First Moscow state medical University, Moscow (1) Ryazan State Medical University, Ryazan (2)

The article discusses the concept of application-level simulations 5 realism. Simulation training in medical education, is a modern technology training and assessment of practical skills, abilities, based on a realistic simulation, the clinical situation. As a result, work on the simulator Level 5 student masters the skills and characteristics of operation of the equipment, assigned to a particular health unit.

Keywords: cardiopulmonary resuscitation simulator, dentistry, teaching.

Данная статья продолжает цикл статей, посвященных симуляционному обучению на стоматологическом факультете, начатом в 4 номере 2015 года.

Активное развитие и внедрение цифровых технологий в образовательном процессе позволяет не только качественно оценить уровень полученных знаний, но и на примере обучения врача-стоматолога

позволяет сделать моделирование основных этапов лечебного процесса [ 1].

Студент медицинского вуза обязан знать и уметь выполнять необходимый набор медицинских манипуляций. Симу-ляционное обучение, как обязательный компонент профессиональной подготовки, предоставляет каждому обучающемуся возможность выполнить профессиональную деятельность в соответствии с профессиональными стандартами (порядками) оказания медицинской помощи [2, 3].

В мире накоплен довольно большой опыт работы в области симуляции. Тем не менее, методика применения и оценки качества симуляционных технологий в медицине до сих пор неоднозначна. Остаются открытыми такие вопросы, как: частота проведения занятий, методика обучения, модель симуляционного сценария, параметры оценки работы студента и т.д.

Симуляционное обучение становится важным этапом практической подготовки врачей. Но важно определить, на каком этапе реализации программ обучения, какие симуляторы надлежит использовать. Внедрение системы симуляционного обучения в сфере здравоохранения позволяет использовать его для объективной оценки уровня практического мастерства [4].

Материалы и методы

Симуляционная форма учебного процесса, при котором обучаемый действует в специально созданной имитированной обстановке, является наиболее приемлемой. Главные качества симуляционного обучения - полнота и реалистичность моделирования объекта в определенной ситуации, дающая возможность приобрести необходимые теоретические и практические знания, отрабатывать конкретные навыки, не нанося ущерб здоровью человека [5, 6]. Безусловно, наиболее актуальной областью медицины, где данный обучающий метод может и должен применяться, является скорая и неотложная медицинская помощь [7, 8].

Рядом автороврассматривается принцип последовательного обучения, который заключается в следующих этапах:

1) анкетирования обучающихся для выявления исходного уровня знаний и навыков проведения СЛР,

2) наглядной теоретической подготовки в виде лекций и семинарских занятий с использованием презентаций,

3) практического освоения алгоритма выполнения СЛР и отработки манипуляций под руководством с обсуждением ошибок и последующим самостоятельным закреплением техники,

4) экзамена с раздельной оценкой итоговых теоретических знаний и практических навыков.

Результаты и их обсуждение

Проведение последовательного (поэтапного) симуляционного обучения методике сердечно-легочной реанимации позволяет в короткие сроки повысить эффективность теоретической и практической подготовки обучающихся.

Для реализации поэтапного обучения нами были выбраны симуляторы 5 уровня реалистичности, на которых возможно моделирование обстановки стоматологического кабинета, где располагается фантом 3 уровня реалистичности [9, 10].

Задачей данного уровня является имитация медицинской среды и формирование навыков работы в условиях, приближенных к реальным.

В результате работы на симуляторах 5 уровня студент овладевает навыками работы и особенностями эксплуатации оборудования, приписанного к конкретному медицинскому подразделению. Реальная эргономика позволяет выработать более точную последовательность действий, особенностей перемещения в пространстве и повысить уровень моторики.

Примером может служить имитация неотложного состояния в условиях стоматологического кабинета: в качестве пациента выступает симулятор 3 уровня реалистичности для отработки навыков оказания сердечно-легочной реанимации, изображенный на рисунке 1 [11]. Эффективность и скорость реабилитации занимают важное место в стоматологии [12].

Рис. 1. Тренажеры сердечно-легочной и мозговой реанимации в условиях стоматологического кабинета

Выводы

Актуальность выбора связана с возрастающей потребностью врачей в знаниях и навыках по оказанию СЛР. Увеличение продолжительности жизни, повышение материально-технического оснащения и, в целом, увеличение процентного соотношения пациентов пожилого и старческого возраста диктует необходимость учитывать не только особенности метаболизма и лекарственного взаимодействия, но и вероятность возникновения неотложных состояний на приеме у врача. В связи с этим студенты должны быть готовы не только оказать неотложную помощь, но и ориентироваться в кабинете. Использование фантомов 5 уровня реалистичности полностью отвечают поставленным требованиям и могут применяться в образовательных учреждениях.

Литература

1. Севбитов А.В. Особенности использования симуляторов 1 и 2 уровней реалистичности в обучении студентов стоматологических факультетов // Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2015. №4. С. 139-143.

2. Багирова Г.Г. Кафедра поликлинической терапии или кафедра общей практики // Терапевтический архив. 2004. №1. С. 89-90.

3. Симуляционное обучение по специальности «Лечебное дело» / сост. М.Д. Горшков; под ред. проф. А.А. Свисту-нова. М.: Изд-во Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, 2013. С. 278-287.

4. Коннова Т.В. Особенности учебного процесса с использованием симулято-ров в Самарском Государственном медицинском университете // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16, №5-4. С. 1507-1510.

5. Горбань В.В. Эффективность внедрения симуляционной методики «сердечно-легочная реанимация» на этапе постградуального образования // Международный журнал экспериментального образования. 2013. №4. С. 89-91.

6. Севбитов А.В., Михальченко Д.В. Развитие симуляционного обучения в России // Экономика и менеджмент в стоматологии. 2015. №2(46). С. 83.

7. Багдасарьян А.С. Отработка практических навыков сердечно-легочной реанимации в условиях учебного модуля государственного учреждения здравоохранения В кн.: Медико-социальные аспекты лечебно-диагностической помощи в современны условиях: сб.ст. / под общ. ред. В.В. Колесникова. 2008. С. 12-15.

8. Филимонов В.С., Талибов О.Б, Верт-кин А.Л. Эффективность симуляци-онной технологии обучения врачей по ведению пациентов в критических ситуациях // Врач скорой помощи. 2010. №6. С. 9-19.

9. Севбитов А.В., Кузнецова М.Ю., Бра-го А.С. Симуляционное обучение студентов стоматологического факультета: Труды международного симпозиума «Надежность и качество». 2015. Т. 2. С. 370.

10. Севбитов А.В. Концепция симуляци-онного обучения на базе фантомных центров освоения практических навыков стоматологических факультетов вузов // Маэстро стоматологии. 2015. №2 (58). С. 102-103.

11. Методические рекомендации по проведению реанимационных мероприятий Европейского Совета по реаниматологии, Москва. 2007. С. 213.

12. Харитонов Д.Ю., Митин Н.Е., Гришин М.И. Новый способ внесения лекарственных препаратов на раневую поверхности при непосредственном зубочелюстном протезировании. Кли-нико-экспериментальное исследование // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2015. №4. С. 116-120.

References

1. Sevbitov AV. Osobennosti ispol'zovanija simuljatorov 1 i 2 urovnej realistichnosti v obuchenii studentov stomatologi-cheskih fakul'tetov [Features of the use of simulators 1 and 2 levels of realism in training students of dental faculties]. Nauka molodyh (Eruditio Juvenium) [Science of the young (Eruditio Juvenium)] . 2015; 4: 139-143. (in Russian)

2. Bagirova GG. Kafedra poliklinicheskoj terapii ili kafedra obshhej praktiki [Department of outpatient therapy, or the Department of General Practice]. Tera-pevticheskij arhiv [Therapeutic Archives]. 2004; 1: 89-90. (in Russian)

3. Simuljacionnoe obuchenie po spe-cial'nosti «Lechebnoe delo» [Simulation training on specialty «General Medi-

cine»] sost. M.D. Gorshkov; pod red. prof. A.A. Svistunova. M.: Izd-vo Per-vogo MGMU im. I.M. Sechenova; 2013. 278-287. (in Russian)

4. Konnova TV. Osobennosti uchebnogo processa s ispol'zovaniem simuljatorov v Samarskom Gosudarstvennom medi-cinskom universitete [Features of the educational process with the use of simulators in the Samara State Medical University/. Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk [Bulletin of Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences/. 2014; 16(5-4): 1507-1510. (in Russian)

5. Gorban' VV. Jeffektivnost' vnedrenija simuljacionnoj metodiki «serdechno-legochnaja reanimacija» na jetape post-gradual'nogo obrazovanija [The effectiveness of the implementation of the simulation methods «CPR» on stage postgradualnogo education]. Mezhduna-rodnyj zhurnal jeksperimental'nogo obrazovanija [International journal of experimental education/. 2013; 4: 89-91. (in Russian)

6. Sevbitov AV, Mihal'chenko DV. Razvi-tie simuljacionnogo obuchenija v Rossii [Development of a simulation study in Russia]. Jekonomika i menedzhment v stomatologii [Economy and Management in dentistry/. 2015; 2(46): 83. (in Russian)

7. Bagdasar'jan AS. Otrabotka prakti-cheskih navykov serdechno-legochnoj reanimacii v uslovijah uchebnogo mod-ulja gosudarstvennogo uchrezhdenija zdravoohranenija [Practical skills in car-diopulmonary resuscitation training module under the public health institutions]. In: Mediko-social'nye aspekty le-chebno-diagnosticheskoj pomoshhi v so-vremenny uslovijah: sb.st./pod obshh. red. V.V. Kolesnikova [Medical and social aspects of treatment and diagnostic care in modern conditions: a collection of scientific papers/. 2008; 12-15. (in Russian)

8. Filimonov VS, Talibov OB, Vertkin AL. Jeffektivnost' simuljacionnoj tehnologii

obuchenija vrachej povedeniju pacientov v kriticheskih situacijah [The effectiveness of medical simulation training technology for the management of patients in critical situations]. Vrach skoroj po-moshhi [Emergency doctor]. 2010; 6: 919. (in Russian)

9. Sevbitov AV, Kuznecova MJu, Brago AS. Simuljacionnoe obuchenie studen-tov stomatologicheskogo fakul'teta [Simulation training of students of the Faculty of Dentistry]. Trudy mezhdunarod-nogo simpoziuma «Nadezhnost' ika-chestvo» [Proceedings of the international symposium «Reliability and quality»] . 2015; 2: 370. (in Russian)

10. Sevbitov AV. Koncepcija simuljacion-nogo obuchenija na baze fantomnyh cen-trov osvoenija prakticheskih navykov stomatologicheskih fakul'tetov vuzov [The concept of a simulation training based on phantom centers of development of practical skills of dental facul-

ties]. Majestro stomatologii [Maestro dentistry]. 2015; 2(58): 102-103. (in Russian)

11. Metodicheskie rekomendacii po prove-deniju reanimacionnyh meroprijatij Evropejskogo Soveta po reanimatologii [Guidelines for the resuscitation of the European Resuscitation Council]. Moscow; 2007. 213 p. (in Russian)

12. Haritonov DJu, Mitin NE, Grishin MI. Novyj sposob vnesenija lekarstvennyh preparatov na ranevuju poverhnosti pri neposredstvennom zubocheljustnom pro-tezirovanii. Kliniko-jeksperimental'noe issledovanie [A new way of introducing drugs to the wound surface in the immediate dentoalveolar prosthesis. Clinico-Experimental Study]. Rossijskij mediko-biologicheskij vestnik imeni akademika I.P. Pavlova [I.P. Pavlov Russian Medical Biological Herald]. 2015; 4: 116120. (in Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Севбитов А.В. - Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, г. Москва.

E-mail: avsevbitov@mail.ru

Адмакин О.И. - Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, г. Москва.

Васильев Ю.Л. - Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, г. Москва.

E-mail: dr.vasiliev@gmail.com

Скатова Е.А. - Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, г. Москва.

E-mail: skatova@list.ru

Митин Н.Е. - ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России, г. Рязань.

E-mail: Nimitin@yandex.ru

Гришин М.И. - ГБОУ ВПО РязГМУ Минздрава России, г. Рязань.

E-mail: rznbooks@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.