УДК 378:61
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Левченкова Н.С., Николаев А.И., Петрова Е.В., ЦеповЛ.М., Нестерова М.М., Антонова А.Н.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 Резюме: Рассмотрены вопросы по учебной мотивации и повышению качества обучения при подготовке студентов в высшей медицинской школе. Проведен анализ преподавания дисциплин по терапевтической стоматологи. Установлена потребность в улучшении материально-технического обеспечения практических занятий.
Ключевые слова: учебная мотивация, высшее медицинское образование, педагогические приемы, метод обучения, процесс обучения.
STUDENTS MOTIVATION TO STUDY AT STOMATOLOGICAL FACULTY AND QUALITY IMPROVEMENT OF TRAINING PROCESS
Levchenkova N.S., Nikolaev A.I., Petrova E.V., Tsepov L.M.,Nesterova M.M., Antonova A.N.
Smolensk State Medical University, 210019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia
Summary: Aspects of students' motivation and improvement of training in high medical schools are subject of this article. It represents analysis of teaching approaches thru therapeutic stomatology disciplines. The need to improve material and technical support of practical training is proved. Key words: therapeutic dentistry, higher medical education.
Актуальность исследования
Успешность учебных занятий, как правило, измеряется степенью удовлетворенности студентов качеством образовательного процесса. Следовательно, особую актуальность обретает обратная связь со студентами как непосредственными потребителями образовательных услуг. Современная высшая медицинская школа нуждается в более эффективной обратной связи обучающих (научно-педагогических работников кафедр) с обучаемыми (студентами) не только с на уровне вуза и/или факультета, но и с работодателями (руководителями ЛПУ/МО различного уровня). Это, как указывают И.Г. Ибрагимов и соавторы (2017), обусловлено тем, что требования бизнеса и бюджета к своим работникам меняются значительно быстрее, чем прежде. Отмечается [7], что в создавшихся в настоящее время условиях работы вузов в России системный подход к мотивации деятельности отсутствует: нет требуемых обратных связей между качеством образования выпускников и уровнями социального комфорта (благосостоянием, общественным признанием, ресурсами и перспективами для развития) университетских администраторов и научно-педагогических работников. Образование - длительный, последовательный процесс, в котором у обучаемых будут формироваться компетентности. Создается впечатление, что в последнее десятилетие в высшем
образовании, и особенно в стоматологическом, «наступила эра компетентности». Это задано ФГОС, по которому результаты освоения выпускниками образовательных программ сформулированы в виде компетенций. Формирование компетентности выпускника является, в свою очередь, основанием для определения перечня дисциплин учебного плана и их содержания [6]. К сожалению, во многих образовательных организациях лишь формально переписывают в образовательную программу компетенции из ФГОС, не задумываясь над внедрением новой деятельностной системы обучения [3]. Научно-педагогическими работниками высшей школы не всегда уделяется должное внимание условиям успешного обучения. В настоящее время одной из наиболее актуальных задач высшей медицинской школы является формирование у студентов адекватной мотивационной структуры учебной деятельности с целью обретения высокой профессиональной компетентности [5].
Цель исследования
Изучение внутренней и внешней мотивации учебной деятельности и определение степени удовлетворенности качеством образовательного процесса студентов стоматологического факультета Смоленского государственного медицинского университета (ФГБОУ ВО «СГМУ» МЗ РФ) на кафедре терапевтической стоматологии.
Материал и методы исследования
В исследовании приняли участие 66 студентов 3,4,5 курсов стоматологического факультета ФГБОУ ВО «СГМУ», которые обучаются на кафедре терапевтической стоматологии.
Мнение студентов об их удовлетворенности качеством предоставляемых образовательных услуг определялись через такие составляющие учебно-образовательного процесса, как:
1. Уровень и объем знаний, предлагаемых кафедрой.
2. Преподаватели, их личные качества, уровень знаний, стиль преподавания.
3. Организация учебного процесса (условия обучения).
4. Доступность учебных материалов на сайте Университета/едином образовательном портале.
5. Доступность учебной и учебно-методической литературы на кафедре.
6. Возможность формирования практических навыков (фантомы, муляжи и др.).
7. Оснащенность кафедры современным оборудованием и его доступность.
8. Обеспеченность учебными пособиями и другими материалами.
9. Возможность дистанционной формы обучения (технологий самообучения).
10. Квалификация профессорско-преподавательского состава.
11. Презентация учебного материала с использованием мультимедийного оборудования.
Методом опроса было использование депер-сонифицированной анкеты-опросника, разработанной в МГМСУ Анкета состояла из 7 вопросов:
1. Лично Вы удовлетворены качеством образовательных услуг, предоставляемых кафедрой?
2. Как Вы оцениваете уровень преподавания дисциплин на кафедре?
3. Оцените влияние различных факторов на качество обучения/усвоение предмета на кафедре.
4. Как влияют различные характеристики преподавателей кафедры на качество образования/ усвоение предмета?
5. Какие, факторы, на Ваш взгляд, более способствуют успешному обучению на кафедре?
6. Как влияет применение образовательных технологий на качество обучения на кафедре?
7. Своевременно ли обновляются на кафедре стенды с необходимой Вам информацией?
Цифровой материал был подвергнут статистической обработке относительных величин (выраженных в %), и достоверность различий их проведена с учетом рекомендаций, представленных в пособии «Основы научно-литературной работы в медицине» [4].
Результаты исследования и их обсуждение (таблица 1).
Таблица 1.
Анализ удовлетворенности качеством образовательных услуг, предоставляемых кафедрой
терапевтической стоматологии СГМУ
№ п/п Анализируемые показатели
1 Лично Вы удовлетворены качеством образовательных услуг, предоставляемых кафедрой?(один ответ)
скорее удовлетворен - 59 (89,3±3,8%) скорее, не удовлетворен - 4 (6 ±2,9%) затрудняюсь ответить - 3 (4,7±2,6%)
2 Как Вы оцениваете уровень преподавания дисциплин на кафедре? (по 10-балльной шкале: 1 - очень низкий, 10 - очень высокий)
1 2 3 4 5 2 (3±2,1%) 6 2 (3±2,10/о) 10(15+4,4% 8 29(44±6%) 9 9(13,8±4,2% 10 14(21,2±5%)
3 Оцените влияние различных факторов на качество обу вариант в кажд чения/усвоение предмета на кафедре? (выберите \ой строке)
Факторы влияет не влияет затрудняюсь ответить
Уровень и объем знаний, предлагаемых кафедрой 63 (95,5+2,5%) 3 (4,5±2,5%)
Преподаватели, их личные качества, уровень знаний, стиль преподавания 65 (98,5+1,4%) 1 (1,5±1,4%)
Организация учебного процесса (условия обучения) 65 (98,5+1,4%) 1 (1,5±1,4%)
Доступность учебных материалов на сайте университета/едином образовательном портале 54 (82±4,7%) 2 (3±2,1%) 10 (15±4,4%)
Доступность учебной и учебно-методической литературы 62 (94±2,9%) 2(3±2,1%) 2 (3±2,1%)
Возможность формирования практических навыков (фантомы, муляжи и др.) 64 (97±2,1%) 2 (3±2,1%)
Личная заинтересованность обучаемого 64 (97±2,1%) 1 (1,5±1,4) 1 (1,5±1,4%)
№ п/п Анализируемые показатели
Посещаемость занятий
4 Как влияют различные характеристики преподавателей кафедры на качество образования/ усвоение предмета? (выберите вариант в каждой строке)
Характеристика влияет не влияет затрудняюсь ответить
Уровень и объем знаний преподавателя по дисциплине 63 (95,5±2,5%) 3 (4,5±2,5%)
Наличие ученой степени/звания 17 (25,75±5,3%) 32 (48,5±6,1%) 17 (25,74±5,3%)
Опыт преподавательской деятельности 50 (75,8±5,2%) 4 (6±2,9%) 12 (18,2±4,7%)
Умение изложить материал логично, доступным, понятным языком 62 (94±2,9%) 2 (3±2,1%) 2 (3±2,1%)
Умение заинтересовать предметом 62 (94±2,9%) 2 (3±2,1%) 2 (3±2,1%)
Доброжелательное отношение к студентам 61 (92,5±3,2%) 2 (3±2,1%) 3 (4,5±2,5%)
Требовательность к дисциплине 53 (80,5±4,8%) 3 (4,5±2,5%) 10 (15±4,4%)
Объективность/справедливость в оценке знаний студентов 62 (94±2,9%) 1 (1,5±1,4%) 3 (4,5±2,5%)
5 Какие, факторы, на Ваш взгляд, более способствуют успешному обучению на кафедре? (один ответ)
Факторы
1. оснащенность кафедры современным оборудованием и его доступность 50 (75,8±5,2%)
2. обеспеченность учебными пособиями и другими материалами 8 (12,1 ±4%)
3. возможность дистанционной формы обучения (технологий самообучения 0
4. квалификация профессорско-преподавательского состава 8 (12,1 ±4%)
6 Как влияет применение образовательных технологий на качество обучения на кафедре (выберите вариант в каждой строке)
Образовательные технологии влияет не влияет затрудняюсь ответить
1. Устный разбор на лекции/семинаре/практическом занятии 61 (92,5±3,2%) 3 (4,5±2,5%) 2 (3±2,1%)
2. Объяснение с помощью наглядных пособий 62 (94±2,9%) 3 (4,5±2,5%) 1 (1,5±1,4%)
3. Применение симуляционных технологий (фантом, муляж, манекен, тренажер, симулятор) 63 (95,5±2,5%) 1 (1,5±1,4%) 2 (3±2,1%)
4. Презентация учебного материала с использованием мультимедийного оборудования 50 (78,5±5,2%) 9 (13,6±4,3%) 7 (10,6±3,8%)
5. Самостоятельное изучение и самоконтроль во вне-учебное время на Едином образовательном портале 39 (59,1±5,9%) 14 (21,2±5%) 13 (19,7±4,8%)
6. Дистанционный контакт и обратная связь с преподавателем (скайп, портал, электронная почта и др.) 36 (54,6±6,1%) 15 (22,1 ±5,1%) 15 (22,7±5,1%)
7. Использование учебных материалов на электронном носителе 55 (83,3±4,5%) 6 (9,1±2,9%) 5 (7,6±3,2%)
8. Использование учебного кино- или видеофильма 57 (86,4±4,6%) 6 (9,1±2,9%) 3 (4,5±2,5%)
7 Своевременно ли обновляются на кафедре стенды с необходимой Вам информацией? (один ответ)
1.да,всегда своевременно 26 (39,4±6%)
2. стенды есть, но информация устарела 7 (10,6 ±3,8%)
3. я не пользуюсь информацией, размещенной на стендах 30 (45,5 ±6,1%)
4. я не видел/а информационных стендов 3 (4,5±2,5%)
Заключение
Подводя итог изложенному выше, можно констатировать высокую степень удовлетворенности студентов отдельными составляющими учебного процесса на кафедре терапевтической стоматологии СГМУ:
1. У студентов практически нет нареканий к различным документам (учебным планам, рабочим программам, планам лекций и практических занятий), необходимым для четкого понимания очередности действий и требований, предъявляемых в процессе обучения;
2. Основная часть студентов, принявших участие в исследовании, полностью удовлетворены качеством методических материалов, размещенных
как в научной библиотеке СГМУ так и на сайте кафедры, оперативностью проверки работ студентов преподавателями и качеством рецензий (оценок?) на них;
Нами раскрыты отдельные болевые точки системы контроля, оценки результатов образования как на уровне деятельности преподавателя, так и структурного подразделения (кафедры) в условиях реализации компетент-ностного подхода в высшей медицинской школе. Мы разделяем тезис некоторых исследователей [2] законодательного побуждения работодателей (руководителей МО различного уровня) к участию не только оценки качества подготовки выпускников - молодых специа-
листов, но и их непосредственной подготовке. Повышению качества высшего образования может помочь промежуточная аттестация студентов с участием работодателей [8].
Пожелания, замечания и предложения, которые высказала часть студентов, будут переосмыслены научно-педагогическими работниками кафедры и учтены для дальнейшего совершенствования учебного процесса. Это, в свою очередь, позволит достичь более высоких показателей удовлетворенности студентов при освоении ими образовательных программ.
ЛИТЕРАТУРА
Условиями развития мотивации являются: переживание собственной включенности и причинности происходящего учебного процесса; ощущение собственной компетентности; реализация педагогических приемов с учетом «обратной связи» обучающихся с научно-педагогическими работниками кафедры, имеющими различный опыт и стаж работы, позволяет повысить качество высшего медицинского образования в условиях реализации ФГОС высшего образования и перехода к первичной аккредитации выпускников стоматологического факультета вуза.
1. Ефремова О.Н., Плотникова И.В., Павлик Н.Б. Оценка использования дистанционных технологий в образовательном процессе с позиции удовлетворенности студентов // Вестник высшей школы. - 2017. - № 5. - С. 70-74.
2. Ибрагимов Г.И., Ибрагимова Е.М., Бакулина Л.Т. Тенденции развития системы контроля и оценки результатов образования в высшей школе // Вестник высшей школы. - 2017. - № 12. - С. 10-14.
3. Конотоп А.В., Дамулин И.В., Струценко А.А. Организационно-педагогические условия формирования современного специалиста на примере образовательного процесса в медицинском вузе // Вестник высшей школы. - 2017. - № 11. -С. 41-45.
4. Маймулов В.Г., Лучкевич В.С., Румянцев А.П., Семенова В.В. Основы научно-литературной работы в медицине. -СПб: СПбГМА, 1996. - 128 с.
5. Малахова И.Г., Шкляев А.Е. Учебная мотивация студентов медицинского вуза и возможность ее повышения // Вестник высшей школы. - 2017. - № 4. - С. 34-36.
6. Перескокова Т.А., Соловьев В.П. Учебный процесс на основе принципа студентоцентрированности // Вестник высшей школы. - 2017. - № 2. - С. 60-68.
7. Розов Н.С. Преодолеть стагнацию университетского образования: от бюрократического контроля - к конкуренции качества // Вестник высшей школы. - 2017. - № 9. - С. 43-48.
8. Усманов В.В., Гуськова Т.В., Дурнева Я.С. Промежуточная аттестация студентов с участием работодателей как фактор повышения качества образования // Вестник высшей школы. - 2017. - № 8. - С. 68-72.