Научная статья на тему 'Совершенствование учебного процесса на профильных кафедрах стоматологического факультета'

Совершенствование учебного процесса на профильных кафедрах стоматологического факультета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Н. Т. Родионов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование учебного процесса на профильных кафедрах стоматологического факультета»

Н.Т. Родионов

13

были Д.М.Н., профессор Н.В. Гинали, доценты: А.И. Николаев, О.Ю. Кузьминская, Е.П. Евневич, ассистенты, кандидаты медицинских наук: Л.А, Разумовский, Ю.П. Суханов, Л.В. Рутковская, ассистенты: Т.С. Степанова, С.А. Василевский и многие другие.

Кафедра стоматологии детского возраста очень тесно работает с практическим здравоохранением. В связи с внедрением последипломного обучения на базе кафедры подготовлены 53 ординаторов, 49 врачей-интернов, проведено 19 циклов усовершенствования стоматологов и зубных врачей, проведена стажировка 82 врачей.

Сотрудники кафедры еженедельно консультируют больных, участвуют в клинических конференциях, проводят семинары и декадники, циклы усовершенствования для врачей Смоленской, Брянской, Калужской, Орловской областей.

Значительный вклад в работу практического здравоохранения вносит Ассоциация стоматологов Смоленской области, президентом которой является доцент Б.В. Котомин, в 80-е годы возглавивший детскую стоматологическую службу области.

Смоленская область является регионом с высокой распространенностью' кариеса, а содержание фтора в питьевой воде очень низкое.

Сотрудники ведут исследования по проблемам профилактики и оптимизации лечения кариеса зубов, пародонта у детей и подростков.

Так, анализ результатов «Комплексной программы профилактики кариеса зубов у детей и болезней пародонта для населения Смоленской области», которая включает использование в детском питании фторированного молока, проведен в кандидатской диссертации доцента кафедры Кузьминской О.Ю. (рук. доц. Котомин Б.В.). Положительные результаты применения такого продукта позволили увеличить объём производства и использовать его в дошкольных учреждениях. Результаты диссертационных исследований асс. Утюжа A.C., доц. Евневич Е.П. (рук. Д.М.Н., проф. Гинали Н.В.), асс. Рут-ковской Л.В. (рук. К.М.Н., доц. Николаев А.И.) внедрены и также используются для профилактики кариеса и болезней пародонта, их лечения.

Педагогический коллектив кафедры, используя свой опыт исследовательской и практической работы, стремится внести достойный вклад в развитие детской стоматологии, совершенствование теоретической и практической подготовки врача-стоматолога детского.

УДК 616.31:378(07.07)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ПРОФИЛЬНЫХ КАФЕДРАХ

СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Н.Т. Родионов

ГОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия»

Проблема повышения качества образования постоянно находится в центре внимания высшей медицинской школы. Преподавание на стоматологическом факультете СГМА преследует интегративное выполнение главной цели додипломной подготовки - овладение основными принципами диагностики, лечения и профилактики наиболее распространённых заболеваний. С начала организации профильных кафедр (1967 г.) понимание

этой задачи и преломление через неё содержания лекций и практических занятий оценивается как единственный фактор реализации образовательной программы, государственного образовательного стандарта по специальности 040400 «Стоматология». В этой связи основной задачей сотрудников профильных кафедр было и остаётся постоянное совершенствование учебно-воспитательного процесса.

Методическая работа - главнейшая составляющая учебного процесса, направлена на повышение качества преподавания и улучшения усвоения студентами учебного материала. На всех кафедрах имеются комплекты тематических лекций, учебно-методических пособий для практических замятий, большая часть из них, а так же учебники и руководства для студентов изданы с грифом УМО. Созданы банки тестовых заданий, клинических ситуационных задач для контроля знаний студентов на практических занятиях, зачетах, курсовых и государственном экзаменах. Для эффективного ведения учебного процесса имеются и постоянно пополняются наглядные пособия: фантомы, кино-, диафильмы, слайды, модели и маски, таблицы и муляжи, фотоальбомы больных, тематические стенды и др. Используются диапроекторы, мультимедийные аппараты и др.

Вот какую оценку методической работе дал начальник главного управления учебных заведений Министерства здравоохранения РФ профессор H.H. Володин: «Сегодня мы можем констатировать, что уровень учебной литературы, создаваемой сотрудниками МГСУ, а так же преподавателями Смоленской и Волгоградской медицинских академий, весьма высок. Именно эти учебные заведения задают тон в методике преподавания по стоматологическим специальностям по всей России. Люди, которые пишут эти учебники, безусловно, авторитеты в своей области, они всегда используют новейшие достижения отечественной и мировой науки» [1].

Лекции в их классическом представлении являются ведущей, стержневой формой учебно-воспитательного процесса. Значимость клинической лекции определяется её новизной, информативностью, ораторским мастерством лектора, его личными качествами, обеспеченностью современными демонстративными средствами и др. Они являются экономически очень выгодной методологией потому, что преподносят информацию одновременно большой группе студентов. Безусловно, это основной легко доступный поставщик большого объёма современной научной информации, поэтому повышению качества лекций на

кафедрах уделяется постоянное внимание. Лекции читают опытные преподаватели: профессора, доценты, ассистенты. При этом они используют новейшие научные данные, которые отсутствуют в учебных пособиях, уделяют внимание вопросам, имеющим практическую значимость и т.д. Проведенное нами анкетирование 3, 4 и 5 курсов свидетельствует о том, что 82% студентов-стоматологов положительно оценивают значение лекции в подготовке к практическим занятиям и экзаменам. Посещаемость лекций лучше на тех кафедрах факультета, где систематически проводится контроль знаний лекционного материала на практических занятиях, зачётах и экзаменах.

Главной задачей практических занятий является не только получение знаний и умений, но и необходимость научить студента клинически мыслить, что в дальнейшем так важно для практической деятельности врача. Известно, что 50% качества подготовки специалистов зависит от умственных способностей студента, 25% связано с его мотивацией к учёбе и 25% с качеством педагогического процесса. На протяжении длительного периода времени в обучении, оценке знаний и практических навыков студентов эффективно используются испытанные временем традиционные методы: опрос студента, клинический разбор больных и проведение лечебных мероприятий, написание и защита историй болезни, рефераты, курсовые, государственные экзамены и др.

В последние годы одним из важнейших путей оптимизации учебного процесса является повышение эффективности преподавания за счет широкого внедрения в педагогический процесс методов активного проблемного обучения, предполагающих в нем участие всех студентов. Важное место в этом занимает контроль знаний, так как отсутствие контроля «расслабляет» студента, ведет к пассивному восприятию небольшой части учебного материала. На практических занятиях используется исходный, текущий и заключительный тестовый контроль знаний, студенты решают клинические ситуационные задачи, проводятся деловые игры и др. По нашему мнению, несмотря на неко-

И.Т. Родионов

15

торые положительные стороны тестового контроля (особенно 1 и 2 уровня) в целом он не отражает полноты знаний студента и не позволяет проанализировать его мыслительную деятельность Тестовый контроль больше формирует память, но обучающая его функция недостаточна.

Лучшей формой практической подготовки, как известно, является непосредственная работа с больным, позволяющая формировать клиническое мышление у студента. За последние годы обострилась проблема подбора «тематических» больных, недостаточное их количество на студенческом приеме, а так же во время производственной практики. Большую помощь в этих случаях оказывает решение ситуационных клинических задач, позволяющих выяснить компетентность студента по различным вопросам изучаемого предмета и смежных дисциплин. В беседе со студентом при неточном ответе преподаватель может задать наводящий вопрос, что позволит ему логически найти правильный ответ, раскрыть свои знания. Решение задач базируется не только на теоретических знаниях, но и на опыте приобретённого в ходе обследования и лечения больных. Перспективной формой контроля знаний студентов являются деловые игры, которые предполагают нестандартное мышление, формируют навыки и умения, повышают мотивацию к обучению.

Специфика подготовки врача-стоматолога состоит в том, что большая часть учебного времени должна быть использована для приобретения практических навыков. Современная морально-этическая и правовая ситуация не позволяет студентам стоматологам младших курсов приводить инвазивные методы лечения больных (лечение зубов, протезирование, оперативные вмешательства и др.). Поэтому в подготовке студентов неизмеримо велика роль пропедевтического курса Только лишь на фантомах и лабораторных моделях студент может получить необходимый объем практических навыков, который позволит ему в будущем участвовать в лечении пациентов под контролем преподавателя. На практических занятиях со старшекурсниками 85% учебного времени

отводится для работы с больными, при этом основное внимание уделяется развитию продуктивного клинического мышления. Выполненная лечебная работа вносится в дневник практических навыков и учитывается в рейтинговой оценке учебной деятельности студентов.

Положительным моментом, способствующим развитию интереса к обучению, являются результаты лечения больных (изготовление протеза, вылеченные зубы, проведенные операции, положительные отзывы больных и др.). В настоящее время на кафедре терапевтической стоматологии в практику обучения студентов внедрены современные методы лечения больных «в четыре руки», изготовление пломб из композитов светового и химического отверждения и др. На кафедрах хирургической стоматологии и челюстно-лицевой .хирургии, ортопедической стоматологии и стоматологии детского возраста в учебном процессе используются новые технологии (дентальная имплантология, реконструктивная хирургия, литье под давлением зубных протезов, брекет-система и др.).

Согласно последнему учебному плану, на всех кафедрах проводятся элективные занятия, которые по Госстандарту образования составляют 10% учебного времени. Студент обязан выбрать для углубленного изучения интересующую его тему, которая не предусмотрена учебными программами (общество и личность, современные композиты, импланталогия, микропротезирование и др.).

Большое влияние на активизацию творческих способностей студентов оказывает работа в научно-практических кружках, где студенты приобщаются к исследовательской работе и осваивают тонкости специальности. Ежегодно в академии проводится «День науки» - итоговая научная студенческая конференция, на которой заслушиваются их лучшие работы. Студенты участвуют также в конференциях других медицинских вузов страны. Многие из них награждены Почетными грамотами, дипломами, ценными подарками и денежными премиями.

Определённое значение в подготовке квалифицированных специалистов является

производственная практика. Она позволяет студенту закрепить полученные в академии знания и умения, расширить кругозор в организации работы практического врача и др. Практические навыки, которые студент приобретает за время обучения - это не просто «рукоделие», а творчество, направленное на гуманную профессиональную ориентацию.

Важным инструментом управления образовательным процессом на факультете является рейтинговая оценка учебной работы студентов. Бально-рейтинговая система зачетных единиц повышает мотивацию студента к активной и систематической работе по освоению основ профессиональных знаний и умений. Рейтинг студента включает все практикуемые в академии виды учебной работы и контроля знаний по учебному плану, а также дополнительную деятельность: СНО, участие в олимпиадах, конкурсах, выступления на конференциях и др. Высокий рейтинг студента дает основания освободить его от зачета, назначить стипендию ученого Совета академии, рекомендовать в клиническую ординатуру, аспирантуру и др.

Побудительным стимулом в приобретении знаний и основным способом их контроля являются зачеты, курсовые (переводные) и государственные экзамены. В последние годы существенно изменились качество и форма их проведения, они стали трехэтапными.

1-й этап экзамена проводится в клинике, где студент должен показать знания и умения во время обследования больного, постановке диагноза, и в большинстве случаев проведении лечения под контролем преподавателей.

2-й этап — контроль по тестам, подготовленными сотрудниками кафедр и тестам МЗ РФ.

3-й этап — проведение собеседования по ситуационным клиническим междисциплинарным задачам с экзаменаторами и членами ИГАК.

Итоговая оценка на экзамене выставляется с учетом оценок трех этапов и итогового рейтинга знаний за время обучения в академии.

Анализ результатов государственной аттестации свидетельствует о том, что подготовка выпускников по специальности 040400 «Стоматология» соответствует требованиям государственного стандарта и они подготовлены для прохождения интернатуры и ординатуры. В последние 2 года на «отлично» и «хорошо» экзамен сдали 71% студентов, а количество дипломов с отличием составляет 12%. Заслуживает внимания тот факт, что 10-15% студентов обучавшихся в семестре на «хорошо» и «удовлетворительно» к государственному экзамену прибавили и показали хорошие знания.

Таким образом, подготовка врача-стоматолога является многогранным, сложным учебно-воспитательным процессом, который зависит от мотивации студента к учебе, квалификации педагогического корпуса, методического, материально-технического обеспечения и др. В подготовке специалистов необходимо наряду с традиционными методами использовать новые формы и методы активизации познавательной деятельности студентов, организации их самостоятельной и научно-исследовательской работы, ориентации учебного процесса на будущую деятельность выпускников.

Литература

1. Володин Н.Н. Панорама стоматологического образования // Кафедра. 2002. №1. С. 10-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.