УДК 616.31-089:378.180.6
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ХИРУРГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ И ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ХИРУРГИИ Андрюшенкова Н.А., Сотникова М.В.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 Резюме: статья посвящена основным проблемам практической подготовки студентов стоматологического факультета на кафедре хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии.
Ключевые слова: профессиональные навыки, практическая подготовка, студенты стоматологического факультета, профессиональные компетенции.
PROBLEMS OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCES AT STUDENTS AT CHAIR OF SURGICAL STOMATOLOGY AND MAXILLOFACIAL SURGERY Andryushenkova N.A., Sotnikova M.V
Smolensk state medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya str., 28
Abstract: The article is devoted to the basic questions ofpractical training of the dental faculty students at the oral surgery and maxillofacial surgery department.
Key words: professional skills, practical training, students of the dental faculty, professional competence.
Преподавание на стоматологическом факультете СГМУ преследует выполнение важнейшей цели - подготовки молодого специалиста, владеющего основными принципами диагностики, лечения и профилактики наиболее распространенных стоматологических заболеваний. В этой связи основной задачей сотрудников кафедры хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии является постоянное осуществление и совершенствование учебно-воспитательного процесса в рамках федерального государственного образовательного стандарта [2, 3].
На кафедре проходят обучение студенты 3 (6 семестр),4 (7 семестр) и 5 (9-10 семестры) курсов стоматологического факультета. Подготовка специалистов базируется как на традиционном подходе - чтение лекций, проведение практических занятий, так и на самостоятельной познавательной деятельности студентов.
Методическая работа - главнейшая составляющая учебного процесса, направленная на повышение качества преподавания и улучшение усвоения студентами учебного материала. За многолетний период работы кафедры накоплен богатый учебно-методический материал, основанный на клиническом опыте, позволяющий преподавать дисциплину на высоком уровне. Опытными преподавателями осуществляется чтение лекций-визуализаций, на которых используются новейшие научные данные, уделяется внимание вопросам, имеющим практическую значимость. Кафедра располагает учеб-
но-методическими пособиями, необходимыми для проведения практических занятий. Созданы комплекты тестовых заданий, клинических ситуационных задач для контроля знаний студентов. Для эффективного ведения учебного процесса имеются и постоянно пополняются наглядные пособия: фантомы, учебные видеофильмы, презентации, модели, таблицы, муляжи, фотоальбомы, тематические стенды. Активно используется мультимедийная аппаратура и др. [1].
Как известно, лучшей формой обучения практическим навыкам является непосредственная работа с больным. Основная задача практических занятий состоит в подготовке будущих врачей к квалифицированному труду, в приобретении ими необходимых навыков и умений. Эта задача реализуется на базах ОГАУЗ «Смоленская областная клиническая стоматологическая поликлиника» и отделения челюстно-лицевой хирургии «Смоленской областной клинической больницы». Обучение осуществляется в хирургических стоматологических кабинетах, палатах, перевязочных и операционных. Студенты в процессе обучения участвуют в приеме амбулаторных пациентов, курируют больных в стационаре, присутствуют на операциях и перевязках. В 7 семестре студенты 4 курса проходят производственную практику на базе учреждений практического здравоохранения. Благодаря такой организации учебного процесса у студентов формируется клиническое мышление, появляются умения и необходимые навыки в выполне-
Кратко
167
нии основных стоматологических манипуляций в клинике хирургической стоматологии. Совершенствование практических, аналитических, творческих способностей студентов осуществляется в студенческом научном кружке [2, 3].
Однако следует отметить, что в рамках реализации практической составляющей профессиональной подготовки студентов существует целый ряд проблем. Так, отсутствует собственная клиническая база в СГМУ. В результате преподаватели вынуждены заниматься со студентами только в двух студенческих кабинетах, предназначенных для ведения практического приема больных, что является недостаточным для осуществления качественной подготовки. Поэтому иногда приходится вести занятия в 2-3 смены.
Количество студентов в группах составляет в среднем 14-15 человек, что затрудняет проведение полноценного практического занятия на клинической кафедре. Следует также заметить, что согласно существующему расписанию занятия у студентов 4 курса в 8 семестре на кафедре полностью отсутствуют. Получается, что перерыв в обучении хирургической стоматологии составляет целый семестр, а это явно не способствует выживаемости знаний, навыков и умений, полученных ранее.
Кафедре также приходится сталкиваться с проблемой трудоустройства преподавателей врачами-стоматологами по совместительству в лечебное учреждение для возможности ведения демонстративного приема больных. Однако такое трудоустройство не всегда реализуется в виду занятости штатных единиц практическими врачами, а у руководителей ЛПУ нет возможности выделить дополнительные врачебные ставки из-за ограниченного финансирования.
К сожалению, проблемой трудоустройства врача данный вопрос не ограничивается. Для
ЛИТЕРАТУРА
проведения полноценного приема необходимо обеспечение средним и младшим медицинским персоналом.
С другой стороны, в условиях современных правовых норм осуществление демонстративного приема возможно только при лояльном отношении пациентов к присутствию студентов во время обследования и лечения.
Также нельзя забывать и о том, что сейчас не существует клинической интернатуры, и специалист после аккредитации сразу может самостоятельно вести практическую деятельность. Это накладывает еще более серьезные требования к результатам обучения на кафедре, особенно по позициям «УМЕТЬ» и «ВЛАДЕТЬ».
В связи со сложившейся ситуацией можно рекомендовать следующие пути решения проблем практической составляющей занятия. Необходимо создание собственной клинической базы, что позволит вести практический прием пациентов. Уменьшение количества студентов в группах будет способствовать более качественному проведению подготовки. Наличие занятий у студентов 4 курса в 8 семестре позволит более последовательно и преемственно осуществлять обучение. В условиях отсутствия собственной клинической базы необходимо тесное и продуктивное сотрудничество вуза с органами практического здравоохранения по вопросам трудоустройства преподавателей и обеспечения учебного процесса средним и младшим медицинским персоналом. Современная морально-этическая и правовая ситуация не позволяет студентам проводить инвазивные методы лечения больных. Поэтому необходимым является оснащение кафедры современными фантомами, симуляторами, тренажерами, что позволит студентам получать и от-работывать необходимый объем практических навыков.
1. Алешкин И.Г., Хабудаева И.А., Рысина И.А. Анализ удовлетворенности студентов 3 курса стоматологического факультета процессом реализации образовательных программ на кафедре хирургической стоматологии и челюстно-ли-цевой хирургии. // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. - Из-во: Иркутский государственный медицинский университет (Иркутск), 2016. - № 5. - С. 211-214.
2. Володин Н.Н. Панорама стоматологического образования. //Кафедра. - 2002. - № 1. - С. 10-15.
3. Родионов Н. Т. Совершенствование учебного процесса на профильных кафедрах стоматологического факультета. // Вестник Смоленской медицинской академии. - 2007. - № 2. - С. 13-16.
168
Кратко