Научная статья на тему 'Перестройка методического обеспечения в соответствии с ФГОС на кафедре хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии'

Перестройка методического обеспечения в соответствии с ФГОС на кафедре хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕСТРОЙКА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / REBUILDING OF METHODOLOGICAL SUPPORT / МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / MODULAR SYSTEM OF EDUCATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полякова В. В., Родионов Н. Т.

В статье говориться о перестройке методического обеспечения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на кафедре хирургической стоматологии. Изложены актуальные проблемы медицинского обеспечения процесса обучения студентов и их профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полякова В. В., Родионов Н. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses rebuilding of the methodological support in accordance with the Federal State Educational Standard at the Department of Surgical Dentistry. Current problems of medical support of the educational process and professional training are highlighted as well.

Текст научной работы на тему «Перестройка методического обеспечения в соответствии с ФГОС на кафедре хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии»

УДК 616.31-089:378.147

ПЕРЕСТРОЙКА МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НА КАФЕДРЕ ХИРУРГИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ И ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ХИРУРГИИ

Полякова В.В., Родионов Н.Т.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д.28

Резюме. В статье говориться о перестройке методического обеспечения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на кафедре хирургической стоматологии. Изложены актуальные проблемы медицинского обеспечения процесса обучения студентов и их профессиональной подготовки.

Ключевые слова: перестройка методического обеспечения, модульная система образования, профессиональная подготовка.

REBUILDING OF METHODOLOGICAL SUPPORT IN ACCORDANCE WITH THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD AT THE DEPARTMENT OF SURGICAL DENTISTRY AND ORAL AND MAXILLOFACIAL SURGERY

Polyakova V. V., Rodionov N.T.

Smolensk State Medical University, 214019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia

Abstract. The article discusses rebuilding of the methodological support in accordance with the Federal State Educational Standard at the Department of Surgical Dentistry. Current problems of medical support of the educational process and professional training are highlighted as well.

Key words: rebuilding of methodological support, modular system of education, professional training.

В последние годы в нашей стране проводятся важные реформы по улучшению высшего образования, направленные на повышение качества подготовки специалистов. Высшее стоматологическое образование вступает в качественно новую фазу своего развития.

Важнейшей целью нашей кафедры является подготовка специалиста с глубоким теоретическим уровнем знаний, и обладающего необходимым объемом практических навыков. Значительно расширились требования к методическому обеспечению учебного процесса.

В настоящее время подготовка студентов проводится в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) 2011 года по специальности 060201 - стоматология [2]. Обучение студентов на кафедре хирургиче-

ской стоматологии и челюстно-лицевой хирургии осуществляется по 9 самостоятельным модулям.

На третьем курсе студенты изучают модуль «Хирургия полости рта» базовая (обязательная часть) и два модуля «Современные методы лечения больных с сочетанной и комбинированной травмой органов и тканей челюстно-лицевой области» и «Заболевания слюнных желез» относятся к вариативной части. Вариативная часть дает возможность получить углубленные знания и навыки для будущей успешной профессиональной деятельности.

На четвертом курсе продолжаем изучение модуля «Хирургия полости рта» и модуль «Онкостоматология». На пятом курсе - «Заболевания головы и шеи», «Челюстно-лицевая и гнатическая хирургия», «Клиническая стоматология», «Имплантология и реконструктивная хирургия полости рта», «Пародонтология (хирургический раздел)».

Разработанные сотрудниками кафедры учебно-методические комплексы включают рабочие программы, методические рекомендации для преподавателей, методические указания для студентов, материалы текущего и итогового контроля знаний студентов, а также матрицы общекультурных и профессиональных компетенций, которыми должен овладеть будущий врач [1].

Для эффективного ведения учебного процесса постоянно пополняются наглядные пособия: фантомы, таблицы, рентгенограммы, модели, маски, муляжи, фотоальбомы больных, кинофильмы, тематические стенды, презентации. На кафедре имеются компьютеры, ноутбуки. Студенты занимаются в специально оборудованных учебных комнатах в зависимости от темы, которую они изучают: «Воспаление», «Травматология челюстно-лицевой области», «Онкология головы и шеи».

В процессе обучения под руководством преподавателей студенты не только овладевают умением применять на практике приобретенные теоретические знания, но и обогащают свой опыт общения с больными, что имеет очень важное значение как с сугубо лечебной, так и морально-этической точек зрения. Успешному решению этих задач способствует клинический разбор тематических больных, находящихся на лечении в челюстно-лицевом отделении СОКБ и в поликлинике.

В учебном процессе у каждого обучающегося есть «Дневник учета практической работы студента». В дневнике определен необходимый минимум манипуляций, который должен быть выполнен студентом в течение каждого семестра. Ежедневно студент заполняет дневник, занося в него количество выполненных операций и манипуляций с учетом уровня их освоения. В конце цикла преподаватель оценивает уровень практической подготовки студента и выставляет оценку в его дневнике.

Особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, на которую выделено значительное количество академических часов по требованиям ФГОС к образовательным стандартам [3]. Модульное обучение дает возможность обучающимся самостоятельно работать с предложенной

ему учебной программой. На страничке кафедры, расположенной на сайте академии, представлены все необходимые материалы для самостоятельной работы.

На кафедре есть «Методический кабинет», где находятся методические разработки для студентов по каждой теме занятия, ситуационные задачи для самостоятельной работы, учебно-методические пособия, разработанные сотрудниками кафедры, необходимая учебная литература.

Для углубленного изучения темы предлагаются задания, не входящие в план лекционных и практических занятий, в виде рефератов, презентаций, обзоров литературы.

Более 50% занятий проводятся в поликлинике, где студенты осваивают амбулаторные операции. Амбулаторный прием больных проводится на 7 креслах в двух кабинетах на базе областной стоматологической поликлиники. На третьем, четвертом и пятом курсах по 9 групп или 54 подгруппы. Разместить студентов в 2-х кабинетах и 3-х учебных комнатах, согласно расписанию, не представляется возможным. Поэтому занятия приходится проводить в три смены.

Отсутствие собственной клинической базы, устаревшее оборудование являются главными трудностями подготовки высококвалифицированных специалистов-стоматологов.

Прослеживается общая тенденция к снижению количества пациентов на студенческом приеме. До 2013/2014 учебного года студенческий прием проводился в трех поликлиниках города Смоленска. В настоящее время - всего в одной (областная стоматологическая поликлиника).

Создание необходимой материальной базы связано с определенными затратами. Но эти затраты несоизмеримы с тем ущербом, который может быть нанесен больному из-за недостаточной подготовки молодых специалистов.

Несмотря на вышеизложенные трудности, задача кафедры хирургической стоматологии готовить специалистов, умеющих в условиях практического здравоохранения оказывать эффективную хирургическую помощь больным как в типичных, так и не-

процесса и компьютеризации. Учитывая специфику преподавания на кафедре хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, необходимо для полноценного обучения за каждым преподавателем закреплять не более 5-6 студентов.

Будущий врач должен овладеть всем спектром общекультурных и профессиональных компетенций. Реально оценивать ситуацию соответствия современного уровня подготовки врача-стоматолога изменяющимся запросам практического здравоохранения.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060201 «Стоматология» [Текст]: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.01.2011 г.

2. Козырев, О.А. Методические указания по составлению и оформлению учебно-методических комплексов [Текст] / О.А. Козырев, М.А. Матусков. - Смоленск, 2011. - 30 с.

3. Самостоятельная работа студентов - важнейший компонент образования в медицинском вузе [Текст] / А.Б. Ходжаян [и др.] // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2011. - № 2. - С. 136-137.

стандартных случаях, весьма часто встречающихся в практике врача-клинициста. 4.

Выводы

Главными условиями улучшения преподавания на кафедре являются:

1. Сохранить все ценное, что накоплено преподавателями кафедры в области методики подготовки специалистов. .

2. Рационально и творчески использовать учебный план для регулирования учебного времени (аудиторного и внеауди- . торного).

3. Повышать научный уровень учебного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.