Клинический диагноз
П рименение стандартов
Предварительный диагноз
Применение стандартов
Алгоритмизация мышления
Клиническое
мышление.
Самостоятельная
работа студента!
Выделение ведущего симптома или синдрома
Рис. 1. Этапы клинического мышления. Литература
1. Артюхина А.И., Гетман Н.А., Голубчикова М.Г. и др. Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе: учеб-метод. пособ. /Под ред. Лопано-вой Е.В. - Омск: ОмГМА, 2012. - 198 с.
2. Маслова Н.Н., Юрьева Н.В., Малахов И.С. и др. Возможности образовательной среды в формировании потенциала студентов медицинского ВУЗа. //Вестник СГМА. - 2014. -Специальный выпуск. - С. 123-126.
3. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. - М.: Академия, 2011. - 192 с.
4. Шарф И.В. Реализация самостоятельной работы студента в компетентностной модели. // Высшее образование в России. - 2011. - № 6. - С. 99-105.
УДК 616.31(083.13):378.147
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРЕПОДАВАНИИ И ПРАКТИКЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ
ЦеповЛ.М., Николаев А.И., Петрова Е.В., ЛевченковаН.С., Галанова Т.А., Нестерова М.М.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28
Резюме. Рассматриваются проблемы, возникшие в связи с внедрением в учебный процесс образовательных программ, нуждающиеся в модернизации, основной смысл которой должен сводиться к логической последовательности и преемственности освоения материала; комплексного изучения (усвоения и освоения) знаний и навыков, необходимых любому врачу-стоматологу при самостоятельной работе. Стоматолог должен готовиться не по только
и не столько на фантомах и симуляторах, в симуляционно-тренинговых центрах, а в клинических условиях вместе с преподавателем - у кресла с пациентом.
Ключевые слова: преподавание, терапевтическая стоматология, междисциплинарное преподавание.
INTERDISCIPLINARY PROBLEMS OF TEACHING AND THERAPEUTIC DENTAL
PRACTICE
Tsepov L.M., Nikolaev A.I., Petrova E. V., Levchenkova N.S., Galanova T.A., Nesterova M.M.
Smolensk State Medical University, 210019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia
Summary. The aim of the study is a review of the problems that have arisen due to the introduction of new educational programs in the process of teaching. The main aim of modernization is logical sequence and continuity of learning; comprehensive study (mastering and adoption) of knowledge and skills which are necessary to any dentist in independent work.
A dentist should be trained not only with the help of phantoms and simulators, in simulation training centers, but also in the clinical setting with the teacher -near the patient's chair. Key words: teaching, therapeutic dentistry, teaching in different disciplines.
Введение. Подготовка кадров для оказания стоматологической помощи населению являлась и является актуальной задачей отечественного образования и здравоохранения. На заслушивании в парламенте страны министр
здравоохранения В.И. Скворцова заявила [7], что укреплять здравоохранение надо через доступность и качество медицинской помощи, путем совершенствования первичного звена, развития кадрового потенциала, информационных цифровых технологий и высокотехнологичных методов лечения.
За последние три года в медицинских вузах страны обновлены все образовательные программы в рамках новых государственных образовательных стандартов. Программы обучения обогащаются современными биомедицинскими и клиническими блоками. Существенное развитие получает практическая подготовка в симуляционно-тренинговых центрах. В Государственную Думу будет внесён законопроект, закрепляющий обязательность применения протоколов лечения на всей территории страны. С 2016 года в СГМУ внедрена система допуска к профессиональной деятельности - первичная аккредитация, основанная на реализации профессиональных стандартов
Состояние здоровья современного человека, а точнее - его нездоровья, представляющее сочетание взаимосвязанных и взаимообусловленных форм патологии различных органов и систем, ставит перед врачом любой специальности сложную задачу - взглянуть на организм пациента как на единое целое и наметить план его обследования, лечения и реабилитации.
В литературе последних лет широко освещается понятие коморбидности (КМ) -одновременного поражения двух и более органов и систем организма. Несмотря на разнообразие определений КМ, значение термина наиболее полно отражает следующее: под заболеваниями или нарушениями, которые коморбидны конкретному заболеванию, понимаются такие нарушения, которые встречаются при этом заболевании наиболее часто и имеют совместные с ним этиологические или патогенетические звенья.
Интеграция деятельности различных специалистов стоматологического профиля (стоматолог детского возраста, терапевт, хирург, ортопед, ортодонт, физиотерапевт), но в рамках одной медицинской специальности (стоматологии) стала обычным делом [1].
Междисциплинарная связь представляет собой процесс содружества учебных
предметов, отражающих единые, непрерывные и целостные явления профессиональной деятельности. Она рассматривается как интеграция, как процесс объединения учебных дисциплин в свете познавательных и технологических проблем [6].
Цель - анализ интегративной деятельности в преподавании и практике терапевтической стоматологии в современных условиях.
Сотрудниками кафедры терапевтической стоматологии СГМУ за последнее десятилетие публиковались работы, освещающие вопросы преподавания пародон-тологии [11], физиотерапии [9] на стоматологическом факультете. Особое значение придается выработке у студентов и преподавателей алгоритма лечебных вмешательств при хроническом апикальном периодонтите [3]. При этом обращается внимание на формирование у студентов-стоматологов профессиональной компетенции по профилактике стоматологических заболеваний у взрослых [12]. Важное значение в преподавании различных разделов терапевтической стоматологии приобретают и ролевые игры [4, 10].
В последние годы появилось большое количество научных исследований, убедительно показывающих, что интеграция мобильных технологий в учебный процесс может коренным образом модернизировать систему обучения [8].
Как известно, в ходе традиционной лекции преподаватель является главным действующим лицом учебного процесса, передающим учебный материал в различной форме (т.е. с помощью слайд-презентаций, графиков, видеоматериалов и т.д.), а студенты пассивно воспринимают информацию (являясь по своей сути пассивными реципиентами знаний), имея возможность задавать вопросы в конце лекции.
В настоящее время считается [2], что для внедрения инновационной образовательной технологии необходимо: 1) использование структуры управления для внедрения инноваций; 2) оперативное реагирование на новые технологии, требования рынка и работодателей; 3) участие всех субъектов образовательного процесса, включая студентов, ординаторов, аспиран-
тов, преподавателей и администрации вуза, в обсуждении внедрения результатов инноваций.
Инновационные образовательные технологии представляют собой комплекс из трех составляющих [13]:
1) современное учебное содержание, хорошо структурированное и представленное в виде мультимедийных учебных материалов, передаваемых с помощью современных средств коммуникации;
2) современные методы обучения - активные методы формирования компетенций;
3) современная инфраструктура обучения, включающая информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие. Кафедры стоматологического профиля
при работе с т.н. модулями столкнулись с целым рядом особенностей и трудностей:
1) итоговые занятия (зачеты) по ведущим стоматологическим дисциплинам оказываются «сдвинутыми» на 9-й и 10-й семестры, так как существует проблема времени при контроле их усвоения;
2) преподавание модуля (например, по клинической стоматологии) осуществляется на разных кафедрах (терапевтическая, хирургическая, ортопедическая стоматология), а итог должен подводиться - на одной из них, завершающих этот модуль, и поэтому итоги освоения изучаемых тем этого модуля должны быть подведены и переданы той кафедре, которая «завершает» это преподавание;
3) существует проблема «временного» разрыва внутри одного модуля (например, модуль «кариесология» студенты изучают в 5,6,7-м семестрах, а затем после длительного перерыва - в 10-м семестре);
4) модуль «медицинская реабилитация» изучается в 6-м семестре, когда студенты еще не имеют необходимого объема знаний по стоматологии, неврологии, общей физиотерапии; освоение модуля «медицинская реабилитация» предусматривает не только усвоение теоретических аспектов, но и клиническую
практическую подготовку, что, например, на 3-м курсе практически невозможно;
5) производственная практика студентов 4-го курса в качестве помощника врача-стоматолога (терапевта) предусмотрена после 8-го семестра, а модуль «эндо-донтия» полноценно может быть освоен лишь в 9-м и 10-м семестрах;
6) имеет место значительный «перевес» учебных часов по лекциям в ущерб практической подготовке. Заключение. Таким образом, образовательные программы на стоматологическом
факультете нуждаются в модернизации, основной смысл которой должен сводиться к осмысленной последовательности и преемственности освоения материала; комплексному изучению (усвоения и освоения) знаний и навыков, необходимых любому врачу-стоматологу при самостоятельной работе. Стоматолог должен готовиться не по только и не столько на фантомах и симуляторах, в симуляционно-тренинговых центрах, а в клинических условиях вместе с преподавателем - у кресла с пациентом. Работать он будет самостоятельно!
Литература
1. Аболмасов Н.Н., Гинали Н.В., Забелин А.С. и др. Стоматология как основное звено интеграции специалистов различного профиля (к 90-летию Смоленской государственной медицинской академии) //Вестник Смоленской медицинской академии. - Смоленск, 2010. - С. 5-8.
2. Бубнов Г.Г., Никульчев Е.В., Плужник Е.В. Опыт внедрения инновационных информационных технологий а образовательную деятельность // Высшее образование в России.
- 2015. - № 1. - С. 159-161.
3. Галанова Т.А., Цепов Л.М., Николаев А.И. Алгоритм лечения хронического апикального периодонтита // Эндодонтия today. - 2009. - № 3. - C. 74-78.
4. Галанова Т.А., Петрова Е.В., Тургенева Л.Б. «Ролевые игры» как метод активного обучения студентов на кафедре терапевтической стоматологии // Материалы научного издания «Смоленский медицинский альманах»: http: // smolgmu.ru/index.php. - № 2. -2016. - С. 161-163.
5. Папырин А. Убеждать делами, а не словами // Медицинская газета № 95 от 16.12.2016.
- С. 4.
6. Перехожева, Е.В. Формирование профессиональной компетентности студентов технических вузов на основе междисциплинарной интеграции: автореф. дис. канд. пед. наук / Е.В. Перехожева. Чита, 2012. - 23 с.
7. Скворцова В.И. Задача - повышение доступности //Медицинская газета. - № 95. -16.12.2016. - С.4.
8. Титова С.В., Талмо Т. Модель интерактивной лекции на базе мобильных технологий // Высшее образование в России. - 2015. - № 2. - С. 126-135.
9. Тургенева Л.Б., Петрова Е.В. Физиотерапия в стоматологии: учебное пособие. Под ред. проф. Цепова Л.М. - Смоленск: СГМА, 2012. - 80 с.
10. Цепов Л.И., Лозбенев С.Н., Морозов В.Г. и др. Ролевые игры в преподавании терапевтической стоматологии (Учебно-методическое пособие для преподавателей). - Смоленск, 2009. - 11 с.
11. Цепов Л.И., Николаев А.И. О преподавании пародонтологии на стоматологическом факультете // Cathedra. - 2010. - № 33-34. - С. 86-88.
12. Цепов Л.М., Николаев А.И., Петрова Е.В. и др. Формирование у студентов-стоматологов профессиональной компетенции по разделу «профилактика стоматологических заболеваний» // Вестник СГМА. Спец. выпуск. - 2014. - С. 98-104.
13. Шестак Н.В., Подзолкова Н.М. Реализация образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий // Высшее образование в России. - 2015. -№ 7. - С. 131-139.