Научная статья на тему 'Модульная программа компетентностного обучения студентов на кафедре терапевтической стоматологии'

Модульная программа компетентностного обучения студентов на кафедре терапевтической стоматологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬ / MODULE / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / MODULAR SYSTEM OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цепов Л.М., Николаев А.И., Галанова Т.А., Левченкова Н.С., Петрова Е.В.

В статье представлена информация по содержанию образования в рамках ФГОС ВПО третьего поколения, по модульной системе преподавания, о роли преподавателя в данной системе; показаны преимущества и недостатки в системе модулей; расписана структура модуля. Данная информация позволит повысить качество и эффективность обучения в рамках вузовского и послевузовского компонента образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цепов Л.М., Николаев А.И., Галанова Т.А., Левченкова Н.С., Петрова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODULAR PROGRAMME OF COMPETENCE-BASED TRAINING OF STUDENTS AT THE DENTISTRY DEPARTMENT

The article presents information on the process of training based on the Federal Educational Standard of the 3 rd generation as well as details of the modular system of training and the role the lecturer plays in the system. Advantages and disadvantages of the modular system of training are also revealed in the article. The information can help raise the level and efficacy of the academic and post-graduate components of the educational system.

Текст научной работы на тему «Модульная программа компетентностного обучения студентов на кафедре терапевтической стоматологии»

УДК 616.31-08(075.8):378.147

МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА КАФЕДРЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

Цепов Л.М., Николаев А.И., Галанова Т.А., Левченкова Н.С., Петрова Е.В., Тургенева Л.Б.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д.28

Резюме. В статье представлена информация по содержанию образования в рамках ФГОС ВПО третьего поколения, по модульной системе преподавания, о роли преподавателя в данной системе; показаны преимущества и недостатки в системе модулей; расписана структура модуля. Данная информация позволит повысить качество и эффективность обучения в рамках вузовского и послевузовского компонента образования.

Ключевые слова. Модуль, компетенция, модульная система обучения.

MODULAR PROGRAMME OF COMPETENCE-BASED TRAINING OF STUDENTS AT THE DENTISTRY DEPARTMENT

Tsepov L.M., Nikolaev A.I., Galanova T.A., Levchenkova N.S., Petrova E. V., Turgeneva L.B.

Smolensk State Medical University, 210019, 28, Krupskaya str., Smolensk, Russia

Abstract. The article presents information on the process of training based on the Federal Educational Standard of the 3rd generation as well as details of the modular system of training and the role the lecturer plays in the system. Advantages and disadvantages of the modular system of training are also revealed in the article. The information can help raise the level and efficacy of the academic and post-graduate components of the educational system.

Key words: module, competence, modular system of training.

В России сформирован государственный образовательный стандарт третьего поколения по специальности «Стоматология», основным разработчиком которого выступил МГМСУ. Переход на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предусматривает уменьшение количества аудиторных занятий, увеличение доли самостоятельной работы студентов, развитие личностных качеств обучаемого. В основу модульного представления программ положена идея программированного обучения -пошаговое и дозированное изучение материала. При определении содержания каждого шага (модуля) доминирует стремление обеспечить максимальную автономность предлагаемого материала.

Модульное обучение позволяет: 1) интегрировать различные виды и формы обучения; 2) гибко строить содержание обучения

из блоков; 3) выбирать наиболее подходящие из них для определенной аудитории обучающихся, которые в свою очередь могут самостоятельно работать по индивидуальной учебной программе в удобном для них темпе; 4) преодолеть фрагментарность программированного обучения; 5) формировать системность профессионального мышления; 6) определить единицу обучения, обладающую относительной самостоятельностью и целостностью в рамках учебного курса; 7) обеспечить целостность, относительную независимость, логическую завершенность и гибкость структуры содержащегося в нем учебного материала; 8) добиться не только изложения темы, но и достижения образовательного результата обучения - профессиональной компетенции. Компетентность - ряд процессов в профессиональной врачебной практике, ос-

нованных на знаниях, умениях и отношениях, которые необходимы для того, чтобы ее/его профессиональные действия соответствовали и отвечали потребностям в любое время.

Технология модульного обучения методологически проработана в традиционной вузовской практике при дисциплинарном подходе к обучению, когда модуль представлял собой раздел, тему учебной дисциплины. В таком случае хорошо формировались знания и узкие умения в определенных предметных областях, но междисциплинарные связи, а следовательно, и интегральные умения формировались слабо, особенно в дисциплинах профессионального цикла [6]. Но понятие «модуль» в педагогической практике неоднозначно. Так, некоторые авторы [5] систематизируют модуль по трем аспектам: 1) модуль как единица государственного учебного плана по специальности, представляющая набор учебных дисциплин, отвечающий требованиям квалификационной характеристики; 2) модуль как организационно-методическая междисциплинарная структура, представляющая набор тем (разделов) из разных учебных дисциплин; 3) модуль как организационно-методическая структурная единица в рамках одной учебной дисциплины.

При переходе на компетентностное обучение модуль представлен в виде дисциплины, а его дидактическими целями являются обобщенные компетенции, направленные на решение узких профессиональных задач. Нами [7] показано, что комплексная модернизация образовательного процесса на базе системного использования возможностей, предоставляемыми современными информационно-коммуникационными технологиями, позволяет привлечь каждого студента к активному индивидуальному управлению своим компетент-ностным развитием и помочь ему перейти от формата «teaching» («обучаемый») к формату «learning» («обучающийся»).

Общеизвестно, что качество образования зависит от цели и содержания обучения, качества преподавания и использования инновационных технологий образовательных процессов и систем. Назрела необ-

ходимость разработки и внедрения в медицинском образовательном пространстве универсально-инвариативных многомерных систем образований на единой методической и функционально-модульной основе интеграции [1, 2, 3].

На сегодняшний день имеются лишь отдельные учебные пособия, в которых расписана структура модулей по преподаванию основных разделов терапевтической стоматологии. Считается, что модульное преподавание теоретического и практического компонентов раздела дисциплины повышают мотивацию учащихся и качество работы преподавателей стоматологических дисциплин. Модуль - совокупность образовательных задач, решаемых через несколько видов работы либо через несколько близких, но разных предметов; это - функционально законченный фрагмент программы и законченный блок учебного материала [1].

Цель данной работы - определение принципов и подведение предварительных итогов формирования модуля компетент-ностного обучения студентов на кафедре терапевтической стоматологии.

Результаты. На кафедре имеется опыт преподавания модуля «Медицинская реабилитация» в 2013-14 учебном году. Данный раздел изучался студентами в 6 семестре 3 курса в соответствии с основной образовательной программой по стоматологии. Нами были подготовлены рабочая программа, методические указания для студентов, методические рекомендации для преподавателей, методические разработки для написания академической истории болезни, материалы для контроля знаний и умений.

Проводя анализ преподавания данного модуля, можно отметить как положительные, так и отрицательные моменты. С одной стороны, такая система обучения стимулирует и преподавателей, и студентов к совершенствованию своих знаний и умений, позволяет оценить взаимосвязь дисциплин и отдельных элементов в модуле. Положительный момент - и то, что преподавание ведется не только на кафедре терапевтической стоматологии, но и на кафедре

неврологии (изучается применение физических факторов и реабилитация в нейросто-матологии). Однако, на наш взгляд, очень неудачно, что модуль «Медицинская реабилитация» изучается на 3 курсе. К 6-7 семестрам студенты еще не успели изучить основные клинические понятия, стоматологические заболевания и их лечение. А им приходится осваивать физиотерапевтическое лечение этих заболеваний и реабилитацию больных, оформлять учебную историю болезни. Студенты, в связи с этим, не могут создать целостное представление о комплексной терапии, им трудно соединить полученные знания в единую картину. Нам представляется, что целесообразнее было бы изучать данный модуль на 5 курсе, когда у студентов накоплены устойчивые базовые знания и изучены основные стоматологические модули.

Что касается других модулей («Кариесо-логия...», «Эндодонтия», «Пародонтоло-гия»), то они более логично встроены в общую программу стоматологического образования и позволяют сформировать нужные компетенции по стоматологии, оценить которые хотелось бы и на переводном экзамене по дисциплине или зачетах после завершения каждого модуля.

Заключение

Мы считаем, что содержание модулей может быть представлено в виде набора дисциплин стоматологического профиля (стоматология детского возраста, терапевтическая стоматология, ортопедическая стоматология с курсом ортодонтии, хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия), ядром которого является фундаментальная часть каждой дисциплины по основным разделам (заболевания твердых тканей, пульпы, периодонта, пародонта), включающей ориентировочную основу действия, решения обобщенных профессиональных задач по диагностике, лечению, профилактике, диспансеризации больных. Учебный модуль - относительно независимая и целостная структурная единица преподавания и изучения разделов образовательного стандарта, в комбинации с другими модулями формирующая программу

курса обучения [5].

Структура учебного модуля может включать:

- Обоснование (необходимость изучения данного модуля).

- Общие и конкретные цели (что должен знать и уметь обучающийся).

- Содержание (3 взаимосвязанных аспекта - знание, навыки и отношение, касающееся эмоциональной сферы).

- Методы преподавания и обучения.

- Материалы для самоподготовки студентов.

- Методы оценки (письменный экзамен, вопросы, тесты).

- Место и условия обучения.

Для совершенствования стоматологического образования и эффективной подготовки врача-стоматолога по основным разделам стоматологии следует подготовить педагогические кадры, вооружить их удобными, понятными педагогическими инструментами, современными инновационными технологиями образования, учебными и методическими пособиями нового поколения.

Модульное обучение может быть реализовано при соблюдении ряда условий:

1. Подготовленности профессорско-преподавательского состава.

2. Перестройки сознания преподавателя от узко дисциплинарного к интегратив-ному.

3. Проведении объемной и радикальной методической работы преподавателями всех дисциплин.

4. Компьютеризации учебного процесса и наличии системы дистанционного образования.

5. Реорганизации преподавательской деятельности (выделении ответственного за модуль, новые нормативы организации труда).

6. Улучшении материально-технической, образовательной и клинической базы профильных кафедр.

7. Возможности освоения мануальных навыков на универсальных модульных фантомах.

Литература

1. Болезни пародонта. Лечение. Преподавание раздела в системе модулей [Текст]: учеб. пособие / О.О. Янушевич [и др.]; под ред. О.О. Янушевича. - М.: Практическая медицина, 2014. - 180 с.

2. Галиев, Р.Г. Организация перспективного стоматологического образования [Текст] / Р.Г. Галиев // Российский стоматологический журнал. - 2000. - № 5. - С. 33-36.

3. Компетентностная модель подготовки специалиста-стоматолога [Текст] / Цепов Л.М., Николаев А.И., Левченкова Н.С. [и др.] // Актуальные проблемы педагогики высшей медицинской школы. Методическое и практическое обеспечение учебного процесса в высшей школе. - Смоленск: Изд-во СГМА, 2013. - С. 38-41.

4. Лебеденко, И.Ю. От врача-специалиста к врачу-профессионалу [Текст] / И.Ю. Лебе-денко // Российский стоматологический журнал. - 2000. - № 3. - С. 36-39.

5. Максимовский, Ю.М. Терапевтическая стоматология. Кариесология и заболевания твердых тканей зубов. Эндодонтия: руководство к практическим занятиям [Текст]: учебное пособие / Ю.В. Максимовский, А.В. Митронин; под общ. ред. Ю.В. Максимовского. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 480 с.

6. Модульная организация учебного процесса в послевузовском профессиональном образовании врачей [Текст] / Ж.М. Сизова [и др.] // Анестезиология и реаниматология. - 2007. - № 5. - С. 4-7.

7. Смирнова, Г.И. Проектирование модульной программы компетентностного обучения студентов технических вузов [Текст] / Г.И. Смирнова // Высшее образование сегодня. -2014. - № 1. - С. 44-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.