Научная статья на тему 'Особенности преподавания студентам модуля «Эндодонтия» на кафедре терапевтической стоматологии'

Особенности преподавания студентам модуля «Эндодонтия» на кафедре терапевтической стоматологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОЦЕНКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / КОМПЕТЕНЦИИ / АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / QUALITY OF EDUCATION / ASSESSMENT OF EDUCATIONAL PROCESS / COMPETENCE / ACTIVE METHODS OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаев А. И., Пермякова А. В., Левченкова Н. С., Нестерова М. М., Орехова Н. С.

В настоящее время в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования № 3+ для повышения качества образования необходимо использовать в подготовке специалистов компетентностный подход на основе внедрения инновационных методов, включающих активные формы обучения: решение ситуационных задач, «мозговой штурм», ролевую игру, дискуссионные формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаев А. И., Пермякова А. В., Левченкова Н. С., Нестерова М. М., Орехова Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

At present according to requirements of the Federal State Educational Standard of higher professional education № 3+ to increase the quality of education in training experts it is necessary to use the competence-based approach on the basis of implementation of innovative methods, including active forms in teaching: solution of problem situations, «brainstorming», role play, discussion forms.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания студентам модуля «Эндодонтия» на кафедре терапевтической стоматологии»

УДК616.31-085:378.147

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ СТУДЕНТАМ МОДУЛЯ «ЭНДОДОНТИЯ» НА КАФЕДРЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

Николаев А.И., Пермякова А.В., Левченкова Н.С., Нестерова М.М., Орехова Н.С.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28

Резюме.В настоящее время в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования № 3+ для повышения качества образования необходимо использовать в подготовке специалистов компетентностный подход на основе внедрения инновационных методов, включающих активные формы обучения: решение ситуационных задач, «мозговой штурм», ролевую игру, дискуссионные формы.

Ключевые слова: качество образования, оценка учебного процесса, компетенции, активные формы обучения.

FEATURES OF TEACHING THE «ENDODONTICS» MODULE AT THE DEPARTMENT

OF DENTISTRY

NikolaevA.I. Permykova A.V., Levchenkova N.S., Nesterova M.M., Orehova N.S.

Smolensk State Medical University, 210019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia

Summary.At present according to requirements of the Federal State Educational Standard of higher professional education № 3+ to increase the quality of education in training experts it is necessary to use the competence-based approach on the basis of implementation of innovative methods, including active forms in teaching: solution of problem situations, «brainstorming», role play, discussion forms.

Key words: quality of education, assessment of educational process, competence, active methods of training.

Введение. Задачаактивизации

познавательной деятельности студентов до сих пор является одной из наиболее актуальных в теории и практике высшего профессионального образования. Так, в последнее время особенно актуальна проблема использования в современном вузе активных и интерактивных форм и методов обучения, основанных на диалоговых (внутри- и межгрупповых) формах познания [3, 5]. Как показывает изучение опыта работы вузов, обучение бывает эффективным и достигает достаточно высоких результатов, если соблюдается ряд условий: студенты открыты для обучения и активно

включаются во взаимоотношения и сотрудничество с другими участниками образовательного процесса; получают возможность для анализа своей деятельности и реализации собственного потенциала; могут практически

подготовиться к тому, с чем им предстоит столкнуться в жизни и профессиональной деятельности [2]. Учебная программа модуля «Эндодонтия» предназначена для базовой подготовки врача-стоматолога к самостоятельной работе в клинике и ориентирована на обучение студентов интегрированному подходу в оказании стоматологической помощи. Преподавание данного модуля ставит своей конечной

целью усвоение студентами теоретических знаний и практических умений и навыков, необходимых для работы в последующих модулях обучения.

Цель. Оценить и повысить уровень знаний студентов по модулю «Эндодонтия» впутем внедрения в образовательный процесс инновационных методов в соответствии с требованиями Федерального государственного

образовательного стандарта высшего профессионального образования № 3+.

Методика. При проведении SWOT-анализа деятельности кафедры [4] в области образовательной деятельности был выявлены: недостаточный исходный уровень знаний студентов,

подтвержденный результатами

тестирования до начала обучения по дисциплине;большая численность

клинических групп студентов, не позволяющая оптимально организовать учебный процесс; недостаточное материально-техническое обеспечение и отсутствие современного

стоматологического оборудования для учебно-лечебных целей. В связи с этим были приняты цели в области качества образовательной деятельности по процессу ОП-5 на 2016-2017 уч.г., а именно: повысить долю оценок «отлично» и «хорошо» в общем количестве оценок по модулю «Эндодонтия» для студентов, выполнивших задания и работы в срок, не менее чем на 20% по сравнению с 13,72% в 2015-2016 уч. г.г. Для устранения риска академической неуспеваемости студентов на кафедральном совещании принято решение о взятии под контроль преподавание модуля «Эндодонтия». Были определены темы занятий, вызывающие наибольшую сложность у студентов: «Методы лечения пульпита, не сохраняющие жизнеспособность пульпы: витальная и девитальная экстирпация пульпы. Эндодонтические методики. Понятие о комбинированном методе лечения», «Инструментальная обработка, ирригация и дезинфекция корневых каналов при лечении периодонтита. Временное пломбирование корневых каналов. Антибактериальные средства.

Выбор пломбировочного материала и пломбирование корневых каналов при лечении периодонтита», «Тактика врача-стоматолога при лечении периодонтита при непроходимых корневых каналах зубов (импрегнационные, физиотерапевтические методы лечения, депофорез). Отдаленные результаты и прогноз лечения периодонтита (дискуссия)».

С целью совершенствования учебного процесса по модулю «Эндодонтия» на кафедре было предложено:

- ввести в образовательный процесс ролевые и деловые игры с последующей оценкой эффективностиих применения методом анкетирования студентов [7];

- преподавателям кафедры проводить показательные приемы пациентов с заболеваниями пульпы и периодонта на практических занятиях со студентами;

- при изучении модуля «Эндодонтия» проводить демонстрационный прием пациентов с использованием современных высокотехнологичных эндодонтических моторов XSmartplus;

- ввести входящее и исходящее тестирование по модулю «Эндодонтия». Несмотря на обилие информационных

источников, практических мастер-классов, обучающих циклов и т.д. студенты испытывают затруднения в усвоении некоторых тем по эндодонтическим манипуляциям. На первом месте стоят темы, посвященные алгоритмам применения вращающихся никель-титановых (№-Т^ инструментов. Совершенно очевидно, что широкое внедрение в практическую стоматологию вращающихся №-Тшнструментов стало движущей силой в формировании новых алгоритмов препарирования и

формирования корневых каналов. Но, прежде, чем внедрить их в свою практику, студенту следует пройти несколько курсов по работе с этими инструментами, а также попрактиковаться на пластиковых блоках и экстрагированных зубах.

Также одной из наиболее трудных для освоения тем остаются ошибки и осложнения при проведении

эндодонтических манипуляций. Чтобы облегчить усвоение нового объемного

материала, на практических занятиях у студентов есть возможность использовать современные технологии при лечении заболеваний пульпы и периодонта. Благодаря гранту, полученному кафедрой от компании Dentsply, студенты самостоятельно осваивают работу с вращающимися №-Т инструментами на эндомоторах последнего поколения. Манипуляции осуществляются на эндоблоках и экстрагированных зубах. Также преподавателями кафедры организуются мастер-классы с

демонстрацией клинических случаев, этапов лечения конкретного пациента с использованием современных технологий. Для доступного объяснения наиболее сложных тем преподавателями

подготовлена серия слайдовых

презентаций и учебных видеоматериалов, клинических случаев и ситуационных задач.

Заключение. Как показывает опыт работы [1, 6], обучение бывает эффективным и достигает достаточно высоких результатов, если соблюдается ряд условий:

- студенты открыты для обучения и активно включаются во взаимоотношения и сотрудничество с другими участниками образовательного процесса;

- студенты получают возможность анализа своей деятельности и реализации собственного потенциала;

- студенты могут практически подготовиться к тому, с чем им предстоит столкнуться в жизни и профессиональной деятельности;

- студенты могут быть самими собой, не бояться выражать себя, допускать ошибки, при условии, что они не подвергаются за это осуждению и не получают негативной оценки. Внедрение современных методов и

технологий в образовательный процесс кафедры позволяет повысить объем и доступность предоставляемой

информации, способствует ее

эффективному усвоению, активизирует познавательную деятельность студентов, развивает навыки творческой работы и

потенциал в процессе углубленного изучения научной информации по проблеме. В настоящее время эндодонтия является одним из самых быстро развивающихся разделов терапевтической стоматологии. Особенно активно совершенствуются методы и инструменты, применяемые в эндодонтии. Поэтому преподаватели кафедры ежегодно посещают информационно-практические курсы, посвященные изучению анатомии корневых каналов зубов, современным концепциям эндодонтического лечения, способам инструментальной обработки, ирригации и обтурации корневых каналов. Об этом свидетельствуют многочисленные именные сертификаты. Поэтому очень хочется и дальше иметь возможность совершенствовать свои знания, оттачивать практические навыки и передавать приобретенную информацию своим ученикам.

Литература

1. Запесоцкий А.С., Санкин Л.А., Викторенкова С.В. Преподаватель глазами студента. Об изучении мнений студентов о качестве педагогической деятельности преподавателя // Высшее образование сегодня. - 2007. - №9. - С.28-32.

2. Левченкова Н.С., Николаев А.И., Нестерова М.М. и др. Использование в учебном процессе инновационных методов обучения на кафедре терапевтической стоматологии СГМУ// Смоленский медицинский альманах. Педагогика высшей школы. Педагогическое проектирование и педагогические технологии / Под ред. И.В. Отвагина. - Смоленск: Изд-во СГМУ, 2016. - № 2. - С. 97-101.

3. Психолого-педагогическое сопровождение реализации инновационных образовательных программ / Под ред. Ю.П. Зинченко, И.А. Володарской. - М.: Изд-во МГУ, - 2007. - 120 с.

4. Система менеджмента качества. Сборник документов по учебно-методической работе ИГМУ. - Ч. 1. - Иркутск, 2012. - 72 с.

5. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие / С.Б. Ступина. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. -52 с.

6. Цепов Л.М., Николаев А.И., Петрова Е.В. и др. Трудности в общении студента и пациента (на примере кафедры терапевтической стоматологии) // Смоленский медицинский альманах. Педагогика высшей школы. Педагогическое проектирование и педагогические технологии / Под ред. И.В. Отвагина. - Смоленск: Изд-во СГМУ, 2016. - № 2. - С. 151-155.

7. Шлейкин А.Г., Окуловская Н.В., Кулаев Д.Х. Обратная связь в оценке качества преподавания в высшей школе // Труды конгресса «Профессиональное образование, наука, инновации в XXI веке». - СПб., 2009. - С.95-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.