Научная статья на тему 'Анализ оценки удовлетворенности потребителей (студентов) качеством образовательных услуг на кафедре терапевтической стоматологии СГМУ'

Анализ оценки удовлетворенности потребителей (студентов) качеством образовательных услуг на кафедре терапевтической стоматологии СГМУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ОЦЕНКА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / QUESTIONNAIRE / QUALITY OF EDUCATION / ASSESSMENT OF EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левченкова Н. С., Нестерова М. М., Орехова Н. С.

Представлен анализ анкет удовлетворенности студентов качеством образовательных услуг на кафедре терапевтической стоматологии. Авторами составлены и апробированы анкеты для оценки студентами качества деятельности преподавателей кафедры, отражен опыт методических инноваций кафедры, связанный с внедрением интерактивных форм обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левченкова Н. С., Нестерова М. М., Орехова Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An analysis of questionnaires of student satisfaction with the quality of educational services at the Department of Dentistry is presented. The authors have compiled and tested questionnaire for the students’ assessment of the quality of teaching. Their experience of methodological innovations of the teaching staff of the Department associated with the introduction of interactive forms of teaining is reflected in the article

Текст научной работы на тему «Анализ оценки удовлетворенности потребителей (студентов) качеством образовательных услуг на кафедре терапевтической стоматологии СГМУ»

УДК 616.31:378. 147:378.180.6

АНАЛИЗ ОЦЕНКИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (СТУДЕНТОВ) КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ НА КАФЕДРЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ

СТОМАТОЛОГИИ СГМУ

ЛевченковаН.С., НестероваМ.М., ОреховаН.С.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28

Резюме. Представлен анализ анкет удовлетворенности студентов качеством образовательных услуг на кафедре терапевтической стоматологии. Авторами составлены и апробированы анкеты для оценки студентами качества деятельности преподавателей кафедры, отражен опыт методических инноваций кафедры, связанный с внедрением интерактивных форм обучения.

Ключевые слова: анкетирование, качество образования, оценка учебного процесса.

ANALYSIS OF EVALUATION OF STUDENT SATISFACTION WITH THE QUALITY OF THE EDUCATIONAL SERVICES AT THE DEPARTMENT OF DENTISTRY

Levchenkova N.S., Nesterova M.M., Orehova N.S.

Smolensk State Medical University, 210019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia

Summary. An analysis of questionnaires of student satisfaction with the quality of educational services at the Department of Dentistry is presented. The authors have compiled and tested questionnaire for the students' assessment of the quality of teaching. Their experience of methodological innovations of the teaching staff of the Department associated with the introduction of interactive forms of teaining is reflected in the article.

Key words: questionnaire, quality of education, assessment of educational process.

Введение. Одним из механизмов системы менеджмента качества (СМК), обеспечивающим обратную связь с потребителем образовательных услуг, является оценка деятельности

профессорско-преподавательского состава вуза [7]. Объективная оценка позволяет получить информацию о работе преподавателей, а также установить причины повышения или снижения качества их деятельности. Главным источником информации о качестве учебного процесса является, без сомнения, мнение обучающихся. Успех учебного процесса зависит от двусторонних связей в системе «преподаватель - студент». Так как на кафедре терапевтической стоматологии преподают студентам,

начиная с третьего курса, то подобное анкетирование позволит выяснить, как респонденты «акклиматизировались», что им помогает, а что мешает, что желательно изменить в учебном процессе, как сбалансированы методики учебного процесса.

Целью данного исследования явилось изучение мнения студентов о качестве образовательных услуг на кафедре терапевтической стоматологии СГМУ, о профессиональных качествах того или иного преподавателя, его

заинтересованности в учебном процессе, внедрении инновационных методов обучения студентов.

Методика. С целью совершенствования учебного процесса на протяжении

последних лет на кафедре терапевтической стоматологии регулярно проводится анонимное анкетирование студентов, позволяющее оценить степень их удовлетворенности процессом обучения. Анкетирование студентов осуществляется один раз в семестр после завершения изучения дисциплины. В процессе анкетирования принимают участие студенты 3 - 5 курсов. При составлении анкет включаются вопросы, которые характеризуют несколько аспектов деятельности преподавателя: умение доступно и понятно излагать сложный материал; личностные характеристики преподавателя: доброжелательность,

тактичность, эрудиция, манера поведения; отношение преподавателя к студентам; методологическая и методическая грамотность преподавателя; соответствие методических приемов, используемых преподавателем, общим приёмам педагогики. Нами были составлены и проведен анализ анкет: «Оценка лекций-дискуссий (п=60)», «Оценка

Таблица 1

Анализ анкет оценки лекций-дискуссий (п = 60), проводимых на кафедре терапевтической

стоматологии в 2015-2016 уч. год. (Оцените качество лекций-дискуссий: 5 - «отлично», 4 - «хорошо», 3 - «удовлетворительно»,

2 - «неудовлетворительно»)

ролевых/деловых игр (п=40)» и «Оценка удовлетворенности потребителей

(студентов) качеством образовательных услуг (п=95)».

Результаты. На кафедре

терапевтической стоматологии в 20142015гг. были внедрены в учебный процесс студентов, интернов и ординаторов инновационные методы обучения в виде лекций-дискуссий, ролевых и деловых игр. Подробный анализ дискуссий представлен в таблице 1.

Как видно из анализа анкетирования, студенты высоко оценили уровень чтения лекций- дискуссий, проводимых на кафедре терапевтической стоматологии. Интерактивное обучение в виде лекций -дискуссий формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее; обосновывать свои позиции; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение.

№ Вопросы анкеты Петрова Е.В. Левченкова НС. Цепов Л.М. Галанова ТА. Среднее значение

1 Лекция-дискуссия как средство развития познавательной активности 4,8 4,5 4,1 4,7 4,5

2 Постановка проблемных вопросов, требующих продуктивного мышления 4,8 4,4 4,1 4,4 4,4

3 Аргументированные опровержения ошибочных суждений 4,8 4,4 3,9 4,4 4,4

4 Побуждение обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом 4,8 4,3 4,1 4,4 4,4

5 Стимуляция познавательной деятельности обучающихся 4,9 4,3 4,1 4,4 4,4

6 Создание положительного микроклимата в группе 4,6 4,0 4,1 4,4 4,3

7 Построение диалога 4,8 4,3 4,1 4,4 4,4

Таблица 2

Анализ ролевых/деловых игр (п = 40) на кафедре терапевтической стоматологии

Вопросы анкеты Цепов Л.М. Петрова Е.В. Левченкова НС. Галанова Т. А. Тургенева Л.Б. Нестерова М.М. Каргина А.С. Среднее значение

Представление преподавателем темы предстоящей игры, знакомство студентов с основными представлениями, касающимися данной темы 4,6 4,9 4,8 4,5 4,8 5,0 4,0 4,7

Изложение преподавателем сценария, игровых задач, правил, ролей, примерного типа решений в ходе игры 4,8 4,9 4,6 4,5 4,5 5,0 4,0 4,6

Психологическая наблюдательность преподавателя, организующего ролевую игру 4,4 4,7 4,4 4,5 4,3 4,9 4,0 4,5

Способность к анализу ситуации и эмоциональных переживаний участников 4,1 4,1 4,4 4,0 4,9 5,0 4,4 4,3

Умение преподавателя прогнозировать последствия разворачивающихся событий 4,4 5,0 4,6 3,5 4,8 5,0 4,0 4,5

Способность преподавателя гибко и оперативно реагировать на происходящее 4,4 4,9 4,6 4,5 4,3 5,0 4,0 4,5

Организация сюжетно-ролевой игры 4,1 4,4 4,6 4,0 4,5 5,0 4,0 4,3

Осознание студентами игрового результата, правил игры 4,5 4,9 4,8 3,5 4,5 4,9 4,0 4,4

Стимуляция мыслительной активности студентов и повышение их мотивации к изучению дисциплины 4,5 4,7 4,6 3,5 4,3 5,0 4,0 4,4

Самостоятельная подготовка студентов к ролевой игре, продумывание линии ролевого поведения 4,4 4,0 4,6 2,5 4,5 4,8 4,0 4,1

«Проживание» проблемной ситуации в ее игровом воплощении студентами 4,5 4,6 4,5 3,0 4,5 4,9 4,0 4,3

Формирование мышления врача 4,5 4,7 4,8 4,5 4,8 4,9 4,0 4,5

Таблица 3

Анализ анкет (п=95) оценки удовлетворенности потребителей (студентов) качеством образовательных услуг на кафедре терапевтической стоматологии 1. Оцените качество лекций (информированность, качество изложения материала, доступность для восприятия), прочитанных вам в 2015-2016 учебном году, преподавателями кафедры терапевтической стоматологии (5 - «отлично», 4 - «хорошо», 3 -«удовлетворительно», 2 - «неудовлетворительно»)_

Ф.И.О. преподавателя Среднее значение/оценка

Николаев А. И. 4,3

Тургенева Л.Б. 4,0

Цепов Л.М. 4,4

Галанова Т.А. 4,3

4. Считаете ли Вы достаточным уровень подготовки, обеспечиваемый кафедрой терапевтической стоматологии? (отметить нужный ответ)

2. Оцените качество практических занятий на кафедре терапевтической стоматологии (5 - «отлично», 4 - «хорошо», 3 - «удовлетворительно», 2 - «неудовлетворительно»)

3.

Теория / практика Оценка

Теоретическая часть 4,4

Практическая часть 4,1

Терапевтическая стоматология

да 78 (82,1%)

нет 17 (17,9%)

Изучение мнения студентов по внедрению в образовательный процесс ролевых/деловых игр представлено в таблице 2.

Проанализировав 40 анкет по оценке ролевых/деловых игр на кафедре терапевтической стоматологии, с уверенностью можно сделать вывод, что применение технологий интерактивного обучения в образовательном процессе позволяет решить задачу развития у студентов познавательных навыков, умение самостоятельно совершенствовать свои знания, ориентироваться в профессиональном информационном

пространстве [6].

Оценка удовлетворенности

потребителей (студентов) качеством образовательных услуг на кафедре терапевтической стоматологии

представлена в таблице 3.

Проведя анализ 95 анкет по оценке удовлетворенности потребителей

(студентов) качеством образовательных услуг, необходимо отметить, что студенты высоко оценили качество образовательных услуг на кафедре терапевтической стоматологии. Оценивая практические занятия, студенты выставили кафедре по теоретической и практической части 4,1 и 4,4 балла соответственно. Отвечая на вопрос достаточный ли уровень

подготовки на кафедре, 82,1% студентов отметили, что уровень подготовки на кафедре достаточный. Для

предупреждения негативных тенденций в образовательной деятельности кафедры и как область для улучшения работы кафедры решено на кафедральном совещании принять следующие меры:

включить в план взаимных и контрольных посещений на кафедре посещение занятий, проводимых молодыми преподавателями, включить в план взаимных и контрольных посещений открытые лекции и подать заявку на обеспечение кафедры современным оборудованием, оргтехникой и расходными материалами.

Педагог вуза, понимающий и принимающий динамику существующего мира, относительность знаний, динамику ценностей и смыслов, должен развивать у будущих специалистов творческие способности, вырабатывать

принципиально новые решения, которые не выводимы из уже известных и адекватны именно новой и изменяющейся реальности. В этой ситуации роль преподавателя меняется, границы между ним и обучаемым становятся прозрачными, что способствует

сотрудничеству [2, 3]. Возрастает роль самого обучаемого, который участвует нетолько в получении знаний, но и в его поиске, развитии, трансформации в практические умения и навыки. Это -динамический подход. Из

вышеизложенного очевидно, что содержание и методы обучения требуют радикальных изменений. В педагогической литературе [5] описаны три типа инновационных подходов к

образовательным технологиям:

радикальные - например, осуществление попытки перестроить весь учебный процесс на основе компьютерных технологий, включая обучение через интернет-сеть, дистанционное обучение, виртуальные семинары, конференции, игры и пр.; - комбинаторные - соединение

ранее известных элементов (новый метод обучения как необычное сочетание известных приемов и способов, например, лекция-диалог или семинар-анализ); -модифицирующие (совершенствующие) -улучшение, дополнение имеющейся методики обучения без существенного её изменения (например, деловая или ролевая игра).

Заключение. Внедрение современных методов и технологий в образовательный процесс кафедры позволяет повысить объём и доступность предоставляемой информации, способствует ее

эффективному усвоению, активизирует познавательную деятельность студентов, развивает навыки творческой работы в процессе углубленного изучения научной информации по проблеме, позволяющей студентам развить их творческий потенциал, продемонстрировать свои способности и талант и, соответственно, повышает заинтересованность студентов и позволяет им почувствовать

востребованность получаемых знаний при освоении будущей специальности, что способствует в конечном счете повышению качества подготовки студентов.

Таким образом, анкетирование студентов можно рассматривать как один из эффективных инструментов при проектировании и внедрении системы менеджмента качества, который позволяет своевременно выявлять положительные и негативные моменты в организации учебного процесса и вовремя принимать необходимые решения для улучшения образовательной деятельности.

Анкетирование студентов можно рассматривать также как элемент процесса самооценки работы кафедры, при котором реализуются основные принципы менеджмента качества: ориентация на потребителя, вовлечение персонала, постоянное улучшение, принятие решений, основанных на фактах [1, 4].

Литература

1. Запесоцкий А.С., Санкин Л.А., Викторенкова С.В. Преподаватель глазами студента. Об изучении мнений студентов о качестве педагогической деятельности преподавателя // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 9. - С.28-32.

2. Левченкова Н.С., Николаев А.И., Нестерова М.М. и др. Использование в учебном процессе инновационных методов обучения на кафедре терапевтической стоматологии СГМУ // Смоленский медицинский альманах. Педагогика высшей школы. Педагогическое проектирование и педагогические технологии / Под ред. И.В. Отвагина. - Смоленск: Изд-во СГМУ, 2016. - № 2. - С. 97-101.

3. Психолого-педагогическое сопровождение реализации инновационных образовательных программ / Под ред. Ю.П. Зинченко, И.А. Володарской. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 120 с.

4. Система менеджмента качества. Сборник документов по учебно-методической работе ИГМУ. - Ч. 1. - Иркутск, 2012. - 72 с.

5. Ступина С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие / С. Б. Ступина. — Саратов: Издательский центр «Наука», 2009.- 52 с.

6. Цепов Л.М., Николаев А.И., Петрова Е.В. и др. Трудности в общении студента и пациента (на примере кафедры терапевтической стоматологии) // Смоленский медицинский альманах. Педагогика высшей школы. Педагогическое проектирование и педагогические технологии / Под ред. И.В. Отвагина. - Смоленск: Изд-во СГМУ, 2016. - № 2. - С. 151-155.

7. Шлейкин А.Г., Окуловская Н.В., Кулаев Д.Х. Обратная связь в оценке качества преподавания в высшей школе // Труды конгресса «Профессиональное образование, наука, инновации в XXI веке». - СПб., 2009. - С. 95-98.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.