УДК 378:61
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОТБЕЛИВАНИЯ ЗУБОВ» НА КАФЕДРЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ СГМУ Левченкова Н.С., Николаев А.И., Нестерова М.М., Орехова Н.С.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28 Резюме: Рассмотрены вопросы, относящиеся к качеству подготовки стоматологов в высшей медицинской школе. Проведен анализ качества преподавания дисциплины по выбору «Современные методы отбеливания зубов». Установлена потребность в повышении качества материально-технического обеспечения практических занятий.
Ключевые слова: терапевтическая стоматология, высшее медицинское образование, практическая подготовка, практические навыки.
PROBLEMS IMPLEMENTATION OF OPTIONAL DISCIPLINES "MODERN METHODS OF TEETH WHITENING" AT THE DEPARTMENT OF THERAPEUTIC STOMATOLOGY SSMU
Levchenkova N.S., Nikolaev A.I., Nesterova M.M., Orehova N.S.
Smolensk State Medical University, 210019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia
Summary. The questions, that concern to quality of dentists at highest medical school, had been considered in this article. The analysis of the quality of teaching the discipline of choice "Modern methods of teeth whitening" is carried out. There is a need to improve the quality of material and technical support of practical training.
Key words: therapeutic dentistry, higher medical education, practical training, practice skills.
Введение
Основная задача высшего образования на современном этапе заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности [4, 5]. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Одной из главных составляющих учебного процесса является обучение, представляющее собой совместную или самостоятельную деятельность студентов и преподавателей по достижению определенных знаний, умений и навыков, результат которой проявляется качеством подготовленности студентов [1].
С каждым годом эстетическая стоматология становится все более востребованной в нашей стране. Пациенты заинтересованы в терапии, которая не только обеспечивает устранение дефектов и восстановление функций, но имеет и хороший эстетический результат. Достижения современной науки и развитие технологий позволили значительно пополнить арсенал методов эстетической стоматологии. Среди них медицинское отбеливание зубов занимает важное место,
позволяя врачу-стоматологу во многих случаях добиться необходимых результатов, не используя реставрационные материалы и не прибегая к ортопедическому лечению.
Цель
Оценить и повысить уровень освоения студентами практических навыков при изучении дисциплины по выбору - модуля «Современные методы отбеливания зубов» - путем внедрения в образовательный процесс инновационных методов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Методика
На кафедре терапевтической стоматологии СГМУ было принято решение о включении в дисциплину по выбору модуля «Современные методы отбеливания зубов». Преподаватели кафедры являются высококвалифицированными специалистами по данному направлению, проводят семинары и мастер-классы для практических врачей, являются членами жюри Чемпионата Стоматологической Ассоциации России (СтАР) в номинации «Медицинское отбеливание зубов». Студенты выражают огромный интерес к темам данного модуля. На практической части занятий они отрабатывали мануальные навыки проведения процедуры отбеливания зубов. Для этого они самостоятельно снимали слепки и отливали гипсовые
модели, на которые в последующем накладывали изоляцию и отбеливающий гель, отжимали каппы для применения домашнего отбеливания. Всеми расходными материалами для проведения занятий по отбеливанию зубов кафедру на безвозмездной основе обеспечили ведущие стоматологические фирмы, с которыми сотрудничают преподаватели кафедры. Однако, имея желание передать приобретенную информацию и опыт своим ученикам, мы столкнулись с рядом проблем при преподавании данного модуля, а именно: большой численный состав групп для проведения практических демонстраций по отбеливанию зубов пациентам и самое главное - недостаточное материально-техническое обеспечение практических занятий. Не всем группам студентов хватило материалов для качественного освоения методик отбеливания на фантомах, и поэтому им приходилось имитировать средства для отбеливания, заменяя жидкий коффердам текучим композиционным материалом, а гель для отбеливания - дентин-пастой и т.д. Стараясь глубже изучить тему, студентами были подготовлены слайдовые презентации [3, 6], на занятиях были применены инновационные методы обучения в виде деловых игр [2]. Тема по отбеливанию зубов внесена в список тем СНК кафедры.
С целью совершенствования учебного процесса на протяжении последних лет на кафедре
терапевтической стоматологии регулярно проводится анонимное анкетирование студентов, позволяющее оценить степень их удовлетворенности процессом обучения [8]. Анкетирование студентов осуществляется один раз в семестр после завершения изучения дисциплины. Для оценки проведения занятий дисциплины по выбору модуль «Современные методы отбеливания зубов» на кафедре терапевтической стоматологии СГМУ была разработана анонимная анкета из 11 вопросов, отражающих оценку студентами качества проведения теоретической и практической частей занятий. В опросе-анкетировании приняли участие 91 студент, прикрепленный к данному модулю. Студентам предлагали оценить качество преподавания по каждому критерию (вопросу) по 5-балльной шкале. Проведена оценка качества преподавания раздела «Современные методы отбеливания зубов» двумя преподавателями кафедры, проводившими обучение студентов (преподаватель № 1 - стаж педагогической деятельности - 28 лет, стаж врачебной деятельности - 32 года; преподаватель № 2 -стаж педагогической деятельности - 5 лет, стаж врачебной деятельности - 8 лет).
Результаты исследования
Подробный анализ анкет качества преподавания «Современных методов отбеливания зубов» представлен в таблице 1.
Таблица 1.
Качество преподавания модуля «Современные методы отбеливания зубов»
Оцениваемые критерии Балльная оценка качества преподавания
Преподаватель № 1. (П= 46 ) Преподаватель № 2. (П= 45 ) Средний балл
Теоретическая часть
Ясность. Четкость и методичность проведения занятия 4,8 4,9 4,85
Использование преподавателем наглядных пособий, атласов, мультимедийных презентаций 4,9 4,9 4,9
Качество разбора темы занятий, выделение главных моментов 4,8 4,8 4,8
Требовательность преподавателя 4,5 4,7 4,6
Объективность оценки знаний студентов преподавателем 4,8 4,5 4,65
Соблюдение требований педагогической этики, манера общения со студентами 4,9 4,8 4,85
Внешний вид, культура речи преподавателя 4,9 4,8 4,85
Средний балл 4,79
Практическая часть занятия
Качество материально-технического обеспечения занятий 3,5 3,6 3,6
Контроль и руководство работой студентов в процессе занятий со стороны преподавателя 4,7 4,6 4,65
Качество проведения практической части занятия 4,6 4,4 4,5
Как Вы оцениваете качество полученных Вами на занятиях практических навыков 4,5 4,4 4,45
Средний балл 4,3
Обсуждение результатов исследования
Анализ результатов анкетирования показал, что все опрошенные студенты высоко оценили теоретическую часть занятий: средний балл составил 4,79 балла (по 5-балльной шкале). Практическую часть занятий студенты оценили значительно ниже. По параметру «Качество материально-технического обеспечения занятий» студентами была выставлена оценка 3,6 балла. Респонденты отметили недостаточное количество средств для проведения отбеливания зубов, устаревшее оборудование кафедры и невозможность самим на практике осуществить отбеливание зубов пациентам [7]. При этом в процессе анкетирования установлено, что студенты достаточно высоко оценивают педагогический и врачебный уровень преподавателей кафедры, осуществляющих обучение по тематике «Современные методы отбеливания зубов».
Вопрос о недостаточном материально-техническом обеспечении практических занятий на кафедре терапевтической стоматологии неоднократно поднимался кафедрой на Ученом совете факультета заведующим кафедрой и уполномоченным по качеству образовательной деятельности кафедры, однако позитивных изменений в данном направлении не происходит. Принимая
ЛИТЕРАТУРА
во внимание большие материальные затраты для приобретения расходных материалов при проведении занятий по отбеливанию зубов, преподаватели кафедры продолжают тесно сотрудничать с фирмами, выпускающими стоматологическую продукцию и поставляющими ее на российский стоматологический рынок.
Заключение
Важность и необходимость качественной теоретической и практической подготовки студентов-выпускников медицинских вузов в системе подготовки будущего специалиста неоспорима. Очень важно, чтобы в результате обучения каждый студент овладел теми знаниями, умениями и навыками, которые позволят ему по окончании вуза эффективно работать в лечебно-профилактических организациях первичного звена. Внедрив на кафедре терапевтической стоматологии дисциплину по выбору модуль «Современные методы отбеливания зубов», мы столкнулись с трудностями при проведении практической части, однако студенты высоко оценивают уровень преподавания этой дисциплины и как подтверждение полученных знаний по этому модулю являются полученные студентами нашего вуза дипломы за 2-е место в 1-й Всероссийской студенческой олимпиаде по определению цвета и отбеливанию зубов.
1. Алханов А. Самостоятельная работа студентов // Высшее образование в России. - 2005. - № 11. - С. 6-89З.
2. Левченкова Н.С., Николаев А.И., Нестерова М.М. и др. Использование в учебном процессе инновационных методов обучения на кафедре терапевтической стоматологии СГМУ// Смоленский медицинский альманах. Педагогика высшей школы. Педагогическое проектирование и педагогические технологии / Под ред. И.В. Отвагина. - Смоленск: Изд-во СГМУ, 2016. - № 2. - С. 97-101.
3. Морозова Л.А. Особенности самообразовательной деятельности в условиях вуза // Проблемы уч.-метод. и воспитательной работы в вузе: материалы III Межрегион. науч.-практ. конф. - Сургут: Изд-во СурГУ 2006. - Т. 2. - С. 124-130.
4. Плотникова О. Самостоятельная работа студентов: деятельностный подход // Высшее образование в России. - 2005. -№ 1 - С. 178-179.
5. Портных В. О воспитании самостоятельности студентов // Высшее образование в России. - 2006. - № 7. - С. 155-157.
6. Ходжаян А.Б., Агранович Н.В. Особенности организации эффективной самообразовательной деятельности студентов в медицинском вузе // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 11-1. - С. 149-153;
7. Цепов Л.М., Николаев А.И., Петрова Е.В. и др. Трудности в общении студента и пациента (на примере кафедры терапевтической стоматологии) // Смоленский медицинский альманах. Педагогика высшей школы. Педагогическое проектирование и педагогические технологии / Под ред. И.В. Отвагина. - Смоленск: Изд-во СГМУ, 2016. - № 2. -С. 151-155.
8. Шлейкин А.Г., Окуловская Н.В., Кулаев Д.Х. Обратная связь в оценке качества преподавания в высшей школе // Труды конгресса «Профессиональное образование, наука, инновации в XXI веке». - СПб., 2009. - С. 95-98.