Научная статья на тему 'Взгляд преподавателей кафедры на суть и значение интерактивных и информационных технологий обучения в хирургии'

Взгляд преподавателей кафедры на суть и значение интерактивных и информационных технологий обучения в хирургии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / INTERACTIVE LEARNING TECHNIQUES / INFORMATION TECHNOLOGY TRAINING / PEDAGOGICAL MEDICAL UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нарезкин Д.В., Ломаченко Ю.И., Безалтынных А.А., Сергеев А.В., Буянов А.Л.

В статье отражено мнение сотрудников кафедры госпитальной хирургии о значении интерактивных и информационных технологий обучения в хирургии, обозначены проблемы и видение их решений, а также обобщён собственный опыт в этом направлении деятельности. Отмечено, что интерактивные и информационные технологии обучения в хирургии способствуют развитию клинического мышления у обучающихся, их совершенствование является требованием времени и призвано повысить качество подготовки выпускников, практическая направленность преподавания остаётся неизменной составляющей. Отдельные интерактивные технологии требуют затраты времени на практическом занятии, что на клинической кафедре не является рациональным при наличии возможности обучения, предусматривающего непосредственно осмотр пациентов, участие в их обследовании и лечении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нарезкин Д.В., Ломаченко Ю.И., Безалтынных А.А., Сергеев А.В., Буянов А.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPINION OF TEACHERS OF THE DEPARTMENT OF HOSPITAL SURGERY ON THE ESSENCE AND VALUE OF INTERACTIVE AND INFORMATION TECHNIQUES OF TRAINING IN SURGERY

. The article reflects opinion of the staff of the Department of Hospital Surgery on the importance of interactive and information techniques of training in surgery, identifies problems and vision for their solutions and generalizes experience in this area of activity. It is noted that information techniques of training in surgery contribute to the development of clinical thinking in students; their improvement is time requirement and is intended to enhance the quality of graduate training, practical orientation of teaching remains constant. Some interactive techniques require the time spent so it is not efficient for the clinical department as there are learning facilities providing direct inspection,examination and treatment of patients.

Текст научной работы на тему «Взгляд преподавателей кафедры на суть и значение интерактивных и информационных технологий обучения в хирургии»

УДК 617(07.07):378.147

ВЗГЛЯД ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДРЫ НА СУТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ХИРУРГИИ

Нарезкин Д.В., Ломаченко Ю.И., Безалтынных А.А., Сергеев А.В., Буянов А.Л., Прибыткин А.А., Чайковский Ю.Я., Алексеев Б.П., Шахбазян О.Г.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28.

Резюме. В статье отражено мнение сотрудников кафедры госпитальной хирургии о значении интерактивных и информационных технологий обучения в хирургии, обозначены проблемы и видение их решений, а также обобщён собственный опыт в этом направлении деятельности. Отмечено, что интерактивные и информационные технологии обучения в хирургии способствуют развитию клинического мышления у обучающихся, их совершенствование является требованием времени и призвано повысить качество подготовки выпускников, практическая направленность преподавания остаётся неизменной составляющей. Отдельные интерактивные технологии требуют затраты времени на практическом занятии, что на клинической кафедре не является рациональным при наличии возможности обучения, предусматривающего непосредственно осмотр пациентов, участие в их обследовании и лечении.

Ключевые слова: интерактивные технологии обучения, информационные технологии обучения, педагогическая деятельность, медицинский университет.

OPINION OF TEACHERS OF THE DEPARTMENT OF HOSPITAL SURGERY ON THE ESSENCE AND VALUE OF INTERACTIVE AND INFORMATION TECHNIQUES OF TRAINING IN SURGERY

Narezkin D. V., Lomachenko Y.I., Bezaltynnykh A.A., Sergeev A.V., Buyanov A.L., Pribitkin A.A., Chaikovsky Y.Ya., Alexeev B.P., Shahbazyan. O,G.

Smolensk Sate Medical University,

28, Krupskaya St., Smolensk, Russia, 214019

Abstract. The article reflects opinion of the staff of the Department of Hospital Surgery on the importance of interactive and information techniques of training in surgery, identifies problems and vision for their solutions and generalizes experience in this area of activity. It is noted that information techniques of training in surgery contribute to the development of clinical thinking in students; their improvement is time requirement and is intended to enhance the quality of graduate training, practical orientation of teaching remains constant. Some interactive techniques require the time spent so it is not efficient for the clinical department as there are learning facilities providing direct inspection examination and treatment of patients.

Keywords: interactive learning techniques, information technology training, pedagogical medical university.

Введение

В современном образовании огромное значение уделяют развитию личности обучающегося на фоне овладения им социальных и профессиональных компетенций,

выявлению у него творческих возможностей с их реализацией и приложением к будущей профессиональной деятельности. Смоленский государственный медицинский университет строго придерживается

данных позиций, гордится своими выпускниками, среди которых достаточно много видных специалистов, работающих в разных регионах нашей страны, в различных областях медицинской отрасли [2, 3]. Образование «по-новому» затрагивает проблему активности личности обучающегося в собственном обучении, дополняется теоретически разработанными подходами, которые рекомендуются к внедрению в педагогическую практику и являются составной частью процесса дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности педагогических работников [1, 5, 10]. Согласно положению Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (статья 47, пункт 5), каждый педагогический работник имеет право на дополнительное профессиональное образование не реже чем один раз в три года [6]. Интерактивные и информационные технологии обучения представляют прогрессивную часть настоящего и рассматриваются базисом будущего в образовании, характеризуются разнообразием. Их применение в хирургии в настоящее время можно отнести к инновационной деятельности в сфере профессионально ориентированного образования. Целью настоящей работы явилось изучение ситуации о знаниях интерактивных и информационных технологий обучения сотрудниками клинической кафедры и их готовности оптимизировать образовательный процесс с активным привлечением обучающихся к собственному обучению в условиях применения обозначенных образовательных технологий.

Методика

Сотрудникам кафедры госпитальной хирургии было предложено изложить суть и значение интерактивных и инновационных технологий обучения в хирургии, обозначить проблемы и своё видение их решений, а также обобщить собственный опыт в этом направлении деятельности. Чтобы предупредить наличие письменных ответов, отклоняющихся от обозначенной тематики, сотрудникам были представлены следующие определения:

1. Интерактивные технологии обучения -конкретные приёмы и методы, предполагающие моделирование жизненных ситуаций, использование игровых методов, решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, позволяющие обучающимся активно взаимодействовать между собой при участии педагога, выполняющего роль помощника, регулирующего и оценивающего потоки аналитической и творческой информации обучающихся.

2. Информационные технологии обучения - процесс обучения, организованный с использованием различных средств и методов обработки данных, представляющих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационных продуктов (данных, знаний, идей) в соответствии с закономерностями познавательной деятельностя-ми обучаемых (не следует путать с термином «информационные технологии в обучении», под которым понимается созданная техническая среда обучения, основанная на различных информационных технологиях). В данной работе приняли участие как штатные сотрудники кафедры, так и внешние совместители, всего 7 человек, имеющие разный опыт педагогической работы, научные степени кандидатов и доктора медицинских наук, окончивших в разные годы Смоленский государственный медицинский университет, который на момент их учёбы был институтом или академией. Анализ результатов был проведен на уровне руководящего состава кафедры -заведующего и доцентов.

Результаты исследования

Один из сотрудников кафедры для ответа на поставленные вопросы о сути и значении интерактивных и информационных технологий обучения в хирургии обратился к данным из сети Интернет и показал теоретическое знание обсуждаемой проблемы. Основополагающие заключения теоретического плана взяты им из работ Ю.В. Гущина [8], Т.С. Паниной [4], С.Б. Ступиной [11]. Он разделяет мнение указанных авторов о том, что «интерак-

тивные методы обучения ... предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, . создателя условий для инициативы (сотрудником сделано важное дополнение - контролируемой) учащихся. Обучение с использованием интерактивных образовательных технологий предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение.» На взгляд сотрудника кафедры, это определяет интенсификацию процесса понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач, если речь идёт об обучении хирургической специальности. Во время обучения с применением интерактивных технологий «формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх высказать неправильное предположение (поскольку ошибка не влечет за собой негативной оценки) и устанавливаются доверительные отношения с преподавателем», также это «дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям» в процессе обучения, позволяет «видеть проблемную ситуацию, выходы из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность и доброжелательность по отношению к своим оппонентам». Информационные технологии обучения отнесены сотрудником не совсем правомерно к интерактивным методам обучения, поскольку определены как «обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта» (данное определение интерактивных методов обучения дано С.Б. Ступиной [11]).

Основная часть сотрудников кафедры видит сущность процесса обучения с применением информационных технологий иначе. К информационным технологиям обучения, которые уже использованы в образовательном процессе кафедры госпитальной хирургии, можно отнести тематические кроссворды, позволяющие определить глубину теоретических знаний и образность мышления, и использование электронного учебного пособия, в частности: электронного учебного пособия «Гнойная хирургия».

Часть сотрудников указало, что в интерактивной форме могут проводиться не только практические занятия, но и лекции. При этом подчёркнуто, что имеется не одна форма интерактивных лекций, поскольку к ним можно отнести лекцию-беседу, лекцию-дискуссию, лекцию-визуализацию, проблемную лекцию, лекцию вдвоём, лекцию-консультацию, поскольку они несут в себе элементы тренинговой игры. Примечательно, что один из сотрудников, указавший о лекциях в интерактивной форме, не привлечён к лекционному курсу, является внешним совместителем, между тем имеет знания, не ограничивающиеся требованиями к проведению практического занятия. Интересными являются его суждения о совмещении лекции и информаци-теонных технологий обучения, в частности: привлечение к участию в лекции ведущих специалистов по актуальным вопросам хирургии с использованием дистанционных компьютерных технологий и сети Интернет, а также демонстрация интересных тематических больных с разбором клинических ситуаций в диалоговом режиме с аудиторией. Следует отметить, что к нетрадиционным и интерактивным также относят лекцию с запланированными ошибками (лекция-провокация), лекцию «пресс-конференцию» и лекцию-диалог [1, 7].

К интерактивным технологиям обучения сотрудники кафедры считают необходимым отнести отработку практических навыков на муляжах в созданном симуля-ционном классе, в котором одновременно имеется возможность принимать прямые

трансляции с двухсторонней связью из операционной. Комментарии преподавателя и при возможности оперирующего хирурга, обсуждение заключений и хирургических действий с обучающимися рассматриваются ступеньками познания основ хирургической специальности. Интересной инновационной интерактивной технологией для цикла обучения на кафедре хирургии предлагается метод составления хирургического паспорта обучающегося. Суть заключается во взаимном обследовании обучающихся под контролем преподавателя-хирурга, проведении комплекса доступных диагностических мероприятий, что в завершении обучения оформляется как документ «Хирургический паспорт обучающегося». Следует отметить, что в определённой степени данным образом практически проводится массовая хирургическая диспансеризация обучающихся.

По мнению сотрудников кафедры, интерактивные технологии предусматривают включение в учебный процесс на практических занятиях следующие виды обучения: деловая (ролевая) игра, кейс-задание, дискуссия, портфолио, составление ментальных карт, работа в малых группах (в парах, ротационных тройках, метод «два, четыре, вместе»), метод проектов. К интерактивным технологиям, которые реально можно продолжать использовать в образовательном процессе кафедры хирургии, отнесены: 1) микрокурации, предполагающие последующий совместный разбор с обучающимися конкретной клинической ситуации, имеющей место у конкретного больного; 2) разбор хирургических тактик, уже реализованных у конкретных больных, когда обучающиеся последовательно высказывают своё мнение и дискутируют друг с другом; 3) кейс-задания (задачи для совместного обсуждения с обучающимися), предусмотренные рабочими программами дисциплин, разработанными на кафедре; 4) деловая (ролевая) игра (цель и смысл клинических учебных игр заключается в моделировании умственной профессиональной врачебной деятельности, направленной на распознавание болезней и умение проводить дифференциальную ди-

агностику, избирать оптимальную тактику лечения простыми и доступными методами); 5) портфолио (на кафедре госпитальной хирургии в виде мультимедийных презентаций обучающихся), в основе которого используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности, который учит отбирать, систематизировать и анализировать информацию по выбранной теме, работать с различными источниками информации, представлять данные своих наработок, вовлекать других обучающихся в дискуссию и отвечать на их вопросы при контроле и управлении обсуждением со стороны преподавателя (данный вид деятельности студента можно отнести к технологии «метод проекта», поскольку реализуется характерная цепочка действий: проблема - планирование - проектирование - поиск решения - продукт - презентация); 6) дискуссия как элемент вышеприведенных технологий обучения и самостоятельная технология, призванная научить обучающихся отстаивать своё мнение и слушать других, уметь правильно и логично излагать свои мысли, пользоваться приёмами доказательств, соблюдать культуру в ходе дискуссии.

Интерактивные технологии обучения, применяющиеся на кафедре госпитальной хирургии, предусматривают не только индивидуальную работу обучающихся, но и в малых группах - в парах, тройках. Достоинствами такой практики является то, что обучающиеся «имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их» в учебной аудитории [9]. От преподавателя требуется умение быстро распределить обучающихся по парам и тройкам, дать задание, обсудить и оценить результаты его выполнения.

Обсуждение результатов исследования

По результатам анализа данных выявлена определённая закономерность: чем меньше стаж работы педагогического работника кафедры, тем более разнообразные и более «смелые» высказывались предложения по применению интерактивных и информационных технологий обу-

чения. Преподаватели старшего поколения ограничились обсуждением применения ролевых игр, в своих ответах делали более обобщённые заключения и привели единичные примеры. Такое отношение можно объяснить валом реформ в высшем образовании, подменой устоявшихся терминологических понятий новыми, которые берутся сразу же на вооружение молодыми преподавателями, а старшему поколению необходимо время для перестройки своих представлений, проверенных временем и опытом педагогической работы. Именно более молодому поколению преподавателей была свойственна в ответах конкретизация терминов, использующихся в характеристике современного образования. Следует предполагать, что интерактивные технологии обучения станут рутинным термином со сменой поколения преподавателей. Вместе с тем на клинических кафедрах не может не сохраниться принцип «учить своим примером», который в новых выражениях проявляется в интерактивных технологиях обучения, поскольку преподаватель передаёт свои знания, умения, навыки, компетенции.

Интерактивные и информационные технологии обучения взаимно дополняют друг друга. При этом информационные технологии обучения, которые уже использованы на практических занятиях (тематические кроссворды и использование электронного учебного пособия), представляются более проблемными в отношении реализации и оценки их значимости в образовательном процессе. На основании опыта применения тематических кроссвордов отмечено, что русскоязычные иностранные студенты хуже справляются с заданием, а российские студенты, обладающие низким уровнем знаний, испытывают трудности в выполнении задания. По результатам представления электронного учебного пособия, в частности электронного учебного пособия «Гнойная хирургия», для самостоятельной подготовки к практическим занятиям, имеются сомнения, что все студенты пользуются этим источником медицинских знаний дополнительно к основной литературе (учебник,

методические разработки) и сложно проверить использование обучающимся электронного учебного пособия в процессе подготовки к занятию. Такое же заключение о неконтролируемости процесса обучения можно сделать и в отношении других информационных технологий обучения, основанных на использовании персональных компьютеров (например, самостоятельная работа студентов с медицинскими порталами). Исключением можно признать дистанционное обучение, которое базируется на наличии обратной связи.

Интерактивные технологии обучения достаточно широко внедрены в образовательный процесс кафедры госпитальной хирургии. Их сущность примерно одинаковая. Преподаватель направляет обсуждение в необходимом направлении. Обучающиеся высказывают свои суждения и анализируют мнения своих коллег. Преподаватель указывает на правомерные выводы и ошибочные заключения, обосновывая их; дополняет ответы обучающихся.

К интерактивным технологиям, которые реально дополнительно внедрить в образовательный процесс кафедры госпитальной хирургии, следует отнести:

1. Составление ментальных карт (данная технология обучения является больше формой контроля за усвоением учебного материала в расширенном объёме, поскольку обучающиеся перед представлением информации с её обсуждением при участии других обучающихся и преподавателя учатся логически составлять структуру определённого заболевания - этиологию, патогенез, методы диагностики, лечения и профилактики).

2. Другие виды работ в малых группах - в ротационных тройках, по методу «два, четыре, вместе» (ценность этих разновидностей обучения заключается в осмыслении учебного материала по итогам активного анализа и, в конечном итоге, коллективного обсуждения под контролем преподавателя [9]).

Опыт применения ряда интерактивных технологий обучения показал увеличение времени пребывания обучающихся в учебной аудитории. Развивая клиническое

мышление и позволяя оценить его наличие у обучающихся, они (за исключением си-муляционного обучения и видов деятельности, затрагивающих осмотр, участие в непосредственном обследовании и лечении пациентов) оставляют меньше времени для получения мануальных навыков, больше превращают практическое занятие в теоретическое, хотя и имеют определённый практический уклон.

Выводы

1. Интерактивные и информационные технологии обучения в хирургии способствуют развитию клинического мышления у обучающегося, вовлекают не только его интеллект, заставляют его активно и осмысленно использовать знания в социальном и профессионально ориентированном направлениях в условиях взаимодействия с другими обучающимися при участии педагогического работника.

2. Внедрение и совершенствование интерактивных и информационных технологий обучения на клинических кафедрах, в том числе на кафедре госпитальной хирургии, является требованием времени и призвано повысить качество подготовки обучающихся.

3. Представление об интерактивных и информационных технологиях обучения

не однозначно у сотрудников кафедры, различается по своей широте у начинающих преподавание, имеющих уже опыт и преподавателей старшего поколения, причём последние, используя на постоянной основе интерактивные и информационные технологии обучения, не отнесли их к таковым в своих ответах.

4. Реформы высшего образования, инновации в терминологии, по-новому определяющие известные педагогические приёмы, приводят к определённой неразберихе в образовательной деятельности, однако практическая направленность преподавания остаётся неизменной составляющей, что обеспечивает необходимый уровень подготовки специалистов.

5. Отдельные интерактивные технологии с преимущественно теоретическим обучением (деловые и ролевые игры, составление и обсуждение ментальных карт, отдельные виды работ в малых группах и другие) требуют затраты времени на практическом занятии, что на клинической кафедре не является рациональным при наличии возможности обучения, предусматривающего непосредственно осмотр пациентов, участие в их обследовании и лечении.

Литература

1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе [Текст]: учебное пособие. Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. - 97 с.

2. Отвагин, И.В. Смоленская государственная медицинская академия прошлое и настоящее [Текст] // Вестник Смоленской гос. мед. академии. 2015. № 1. - С. 7-13.

3. Отвагин, И.В., Козырев, О.А. Педагогическая деятельность Смоленской государственной медицинской академии [Текст] // Смоленский медицинский альманах. Педагогика высшей школы. Вклад коллективов кафедр СГМА в совершенствование преподавания клинических, медико-биологических и гуманитарных дисциплин. Смоленск: Изд-во СГМУ, 2015. № 2. - С. 4-8.

4. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения [Текст]: учебное пособие. 4-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.

5. Реутова, Е.А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза [Текст] (методические рекомендации для преподавателей Новосибирского ГАУ). Новосибирск: Изд-во, НГАУ, 2012. - 58 с.

6. Федеральный Закон Российской Федерации № 273-Ф3 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» [Текст].

7. Аронова, Г.А. Методика обучения взрослых: особенности лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам [Текст] // Фестиваль педагогических идей

«Открытый урок». [2012]. // Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/513950/ (дата обращения: 11.01.2016).

8. Гущин, Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе [Текст] // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2012. № 2. С. 1-18. // Режим доступа:

http://fgosvo.ru/uploadfiles/mnenie%20%20expertov/2012n2a1.pdf (дата обращения: 11.01.2016).

9. Интерактивные технологии в образовании (авторская платформа) [Текст]. // Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/514/36983.php (дата обращения: 11.01.2016).

10. Привалова, Г.Ф. Активные и интерактивные методы обучения как фактор совершенствования учебно-познавательного процесса в вузе [Текст] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. // Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13161 (дата обращения: 11.01.2016).

11. Ступина, С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе [Текст]: учебно-методическое пособие. Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - 52 с. // Режим доступа: http://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2013/07/09/stupina.pdf (дата обращения: 11.01.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.