Научная статья на тему 'Реализация принципов непрерывного профессионального образования в стоматологии'

Реализация принципов непрерывного профессионального образования в стоматологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
552
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / АККРЕДИТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ / CONTINUING EDUCATION / DISTANT TRAINING / EDUCATIONAL PROGRAMS / ACCREDITATION SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шашмурина В. Р., Волченкова Г. В., Мишутина О. Л., Загороднова В. П., Ковалёва Н. С.

Одним из важнейших изменений в сфере российского образования стал переход от системы сертификации к системе аккредитации медицинских работников. Законодательно приказами Министерства здравоохранения РФ утверждены сроки и этапы аккредитации специалистов.На кафедре стоматологии ФДПО применяются различные формы обучения по повышению профессиональных компетенций: лекции, семинары, практические занятия, мастер-классы, деловые и ролевые игры, изучение конкретного случая (кейс-методы), разбор нестандартных клинических ситуаций, дистанционное обучение. В настоящее время кафедра стоматологии ФДПО обладает учебным, научным и клиническим потенциалом для реализации принципов непрерывного медицинского образования, предполагающего сочетание обязательных программ подготовки с дополнительными формами обучения на рабочих местах и самообразованием. Существует преемственность преподавания стоматологических дисциплин между кафедрами, обучающими студентов, и кафедрой стоматологии ФДПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шашмурина В. Р., Волченкова Г. В., Мишутина О. Л., Загороднова В. П., Ковалёва Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the most important changes in the sphere of Russian education began to shift from a system of certification to the accreditation system for health professionals. Legally the regulations of the Ministry of health of the Russian Federation approved the timing and stages of accreditation. The Department of Dentistry (for the Doctors’ Skills Upgrading Faculty) applies different forms of training to improve professional competences: lectures, seminars, practical classes, workshops, business and role games, case study (the case method), analysis of non-standard clinical situations, distant learning. Currently, the Department has academic, scientific and clinical potential for the implementation of the principles of continuing medical education, involving a combination of compulsory training programmes with additional forms of learning in the workplace and independent training. There is continuity of teaching dental disciplines between the various departments, training students and the Department of Dentistry (for the Doctors’ Skills Upgrading Faculty).

Текст научной работы на тему «Реализация принципов непрерывного профессионального образования в стоматологии»

зом Министерством образования и науки Российской Федерации 9 февраля 2016 г. № 95. [Электронный ресурс] Режим доступа:

http://smolgmu.ru/sved1/edustandarts/31_05_01_Lechebnoe_delo.pdf.

УДК 616.31:614.252:374.6

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТОМАТОЛОГИИ

Шашмурина В.Р., Волченкова Г.В., Мишутина О.Л., Загороднова В.П., Ковалёва Н.С., Девликанова Л.И.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28.

Резюме. Одним из важнейших изменений в сфере российского образования стал переход от системы сертификации к системе аккредитации медицинских работников. Законодательно приказами Министерства здравоохранения РФ утверждены сроки и этапы аккредитации специалистов.На кафедре стоматологии ФДПО применяются различные формы обучения по повышению профессиональных компетенций: лекции, семинары, практические занятия, мастер-классы, деловые и ролевые игры, изучение конкретного случая (кейс-методы), разбор нестандартных клинических ситуаций, дистанционное обучение. В настоящее время кафедра стоматологии ФДПО обладает учебным, научным и клиническим потенциалом для реализации принципов непрерывного медицинского образования, предполагающего сочетание обязательных программ подготовки с дополнительными формами обучения на рабочих местах и самообразованием. Существует преемственность преподавания стоматологических дисциплин между кафедрами, обучающими студентов, и кафедрой стоматологии ФДПО.

Ключевые слова: непрерывное образование, дистанционное обучение, образовательные программы, аккредитация специалистов

THE IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLES OF CONTINUOUS PROFESSIONAL

EDUCATION IN DENTISTRY

ShashmurinaV.R., VolchenkovaG. V., MishutinaO.L., KovalevaN.S., DevlikanovaL.I.

Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya St., 28

Summary. One of the most important changes in the sphere of Russian education began to shift from a system of certification to the accreditation system for health professionals. Legally the regulations of the Ministry of health of the Russian Federation approved the timing and stages of accreditation. The Department of Dentistry (for the Doctors ' Skills Upgrading Faculty) applies different forms of training to improve professional competences: lectures, seminars, practical classes, workshops, business and role games, case study (the case method), analysis of non-standard clinical situations, distant learning. Currently, the Department has academic, scientific and clinical potential for the implementation of the principles of continuing medical education, involving a combination of compulsory training programmes with additional forms of learning in the workplace and independent training. There is continuity of teaching dental disciplines between the various departments, training students and the Department of Dentistry (for the Doctors ' Skills Upgrading Faculty).

Key words: continuing education, distant training, educational programs, accreditation specialists

Введение. В настоящее время происходит модернизация системы дополнительного профессионального образования для того, чтобы сделать его непрерывным, инновационным и отвечающим запросам практического здравоохранения [3]. Одним из важнейших этапов явился переход от системы сертификации к системе аккредитации медицинских работников. Согласно 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 года право на осуществление медицинской деятельности имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста [10].Быстрое развитие науки, ускорение обновления информации и ее глобализация, появление множества новых высокотехнологичных методов лечения -все это стимулирует врача постоянно повышать свои знания и умения [1, 5].

Законодательно приказами Министерства здравоохранения РФ утверждены: условия и порядок выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам; квалификационные требования по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»; порядок ведения персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности лиц, участвующих в оказании медицинских услуг; сроки и этапы аккредитации специалистов [6, 7, 8, 9, 11, 12]. По окончании срока сертификата специалиста проводится процедура сертификации в соответствии с Приказом Минздрава России № 982н.

На I этапе в 2016 году аккредитацию прошли выпускники высших учебных заведений по специальностям «Стоматология» и «Фармация», которые также, как и специалисты, которые получат сертификаты в 2016-2020 годах, должны быть включены в систему непрерывного медицинского образования (далее НМО) путем регистрации на портале edu.rosminzdrav.ru. Врачи обязаны каждый год повышать квалификацию не менее чем на 50 кредитов,

что суммарно за 5 лет составит 250 кредитов.

Курс на модернизацию образования, развитие медицинских технологий, различные формы непрерывной профессиональной подготовки или переподготовки врачей, а также повышение их квалификации вызывают необходимость поиска новых эффективных методов обучения [3].

Цель исследования: разработка и оценка внедрения методик непрерывного медицинского образования врачей стоматологических специальностей.

Методика. Для реализации поставленной цели на кафедре стоматологии ФДПО ФГБОУ ВО СГМУ были поставлены следующие задачи:

- использование современных методов обучения врачей стоматологических специальностей;

- модульный формат образовательных программ;

- создание контрольно-оценочных средств по каждому профессиональному модулю;

- проведение повышения квалификации продолжительностью 36 часов;

- внедрение дистанционного компонента образования;

- работа по запросам практического здравоохранения и сохранение преемственности со студенческими стоматологическими кафедрами СГМУ.

В течение 2015 года кафедра стоматологии совместно с общественными профессиональными медицинскими организациями приняла участие в пилотном проекте отработки основных принципов НМО специалистов с высшим медицинским образованием (согласно приказу Минздрава №837). Целевой аудиторией модели являлись врачи-стоматологи общей практики и врачи стоматологи-терапевты по программе обучения: повышения квалификации. В рамках реализации модели специалисту предлагалось на добровольной основе путем заключения соответствующего договора с образовательной организацией пройти дополнительное профессиональное обучение по программе 144 часа: из них

108 часов - по основной программе образовательной организации и 36 часов - разнообразные образовательные мероприятия и материалы, реализуемые общественными профессиональными медицинскими организациями, в том числе посещение общероссийских и региональных конференций, изучение электронных образовательных материалов.

По итогам реализации данного проекта достигнуты положительные результаты. Среди них: персонифицированность; партнерство с профессиональными обществами; ведение врачами персонального отче-та-портфолио. Главные проблемы, которые были выявлены при реализации новой модели НМО: отсутствие мотивации врачей к обучению, дефицит времени у них, отсутствие у врачей технических условий для дистанционного обучения.

На сегодняшний день на кафедре стоматологии ФДПО продолжается работа в системе НМО врачей по специальностям: «Стоматология общей практики», «Стоматология детская», «Стоматология ортопедическая», «Стоматология терапевтическая», «Стоматология хирургическая». Для реализации поставленных задач нами применяются различные формы обучения специалистов по повышению профессиональных компетенций: лекции, семинары, практические занятия, мастер-классы, деловые и ролевые игры, изучение конкретного случая (кейс-методы), разбор нестандартных клинических ситуаций. Особый интерес у слушателей вызывают семинары-дискуссии, семинары по обмену опытом работы, которые необходимы для сообщения новой информации, приобщения курсантов к научной деятельности. Они способствуют глубокому и детальному усвоению учебного материала, закреплению теоретических знаний, развивают логическое мышление, прививают навыки самостоятельной работы с литературой.

Практическое занятие - это одна из форм обучения на кафедре, направленная на развитие клинического мышления слушателей и приобретение необходимых умений и навыков для их профессиональной деятельности. Сотрудники кафедры стараются максимально приблизить тема-

тику занятий, форму их проведения к реальной клинической ситуации, с которой может столкнуться практический врач. Лекции-дискуссии являются ещё одним востребованным видом обучения, их тематика, построение имеют свою специфику, так как слушатели - это специалисты уже с определенным запасом знаний и опытом работы. Каждому обучающемуся на кафедре предлагается подготовить сообщение по избранной теме с учетом опыта работы и анализа деятельности лечебного учреждения, в котором они работают.

Новая система в качестве основных инновационных составляющих включает модульный формат образовательных программ. На нашей кафедре для обучения по каждой специальности созданы отдельные модули. В настоящее время утвержден профессиональный стандарт врача-стоматолога, в котором приводится описание трудовых функций [13]. В связи с этим каждый разработанный модуль обязательно соответствует одной или нескольким трудовым функциям специалиста. Учебные программы формируются с учетом наиболее актуальных проблем практического здравоохранения с использованием национальных руководств, клинических рекомендаций, стандартов, результатов научных исследований, рационализаторских предложений и патентов на изобретение сотрудников кафедры и университета.

Согласно ФГОС, выпускник, освоивший программу специалитета, обладает общекультурными и профессиональными компетенциями. Ориентация последипломного медицинского образования имеет компетентностную модель профессионального совершенствования. В связи с этим на нашей кафедре слушатели активно участвуют в консультациях пациентов, мастер-классах, которые регулярно проводятся в рамках практических занятий, работают на фантомах, совершенствуют имеющие и осваивают новые методы диагностики и лечения больных. В процессе занятий слушатели анализируют представленные медицинские материалы результатов дополнительного обследования конкретных пациентов, согласно тематике практического занятия. Контроль дости-

жения цели, а это и есть совершенствование уже существующих и формирование новых профессиональных компетенций у слушателей, осуществляется преподавателями методом тестового контроля знаний.

Для оценки профессиональной компетентности слушателей применяются различные виды контроля знаний, умений, навыков. Вводный контроль знаний проводится на первом занятии, для выявления исходного уровня знаний слушателей до начала обучения. Текущий контроль проводится по завершении изучения конкретной темы или нескольких связанных друг с другом тем. Итоговый контроль проводится по окончании программы обучения для определения уровня овладения слушателями профессиональными компетенциями. Сотрудниками кафедры разработаны комплексы контрольно-оценочных средств по каждому модулю (тесты, ситуационные задачи, визуализированные задачи), экзаменационные вопросы и билеты по всем стоматологическим специальностям и видам обучения.

Большое внимание уделяется краткосрочным целевым курсам по освоению новых знаний, новых технологий, которые используются в стоматологии. Тематика курсов в первую очередь согласовывается с руководителями ЛПУ или проводится по запросам Департамента здравоохранения. На сегодняшний день сотрудниками кафедры написаны рабочие программы четырех курсов (36 часов/кредитов), которые прошли регистрацию на портале НМО на темы: «Экспертиза и контроль качества стоматологической помощи», «Ошибки и осложнения эндодонтического лечения», «Санитарно-эпидемиологический режим в стоматологической поликлинике», «Особенности проведения стоматологических осмотров у детей».

Заведующей кафедрой профессором Шашмуриной В.Р. проводится семинар, посвященный непрерывному обучению, на котором обсуждаются интересующие слушателей вопросы по теме. Все курсанты, прошедшие обучение с помощью преподавателей кафедры, регистрируются на портале edu.rosminzdrav.ru, что необходимо для вступления слушателя в программу

непрерывного медицинского образования.

Функциональные возможности кафедры обеспечивают условия не только для ознакомления, но и для реального практического освоения передовых высокотехнологичных методов диагностики и лечения основных стоматологических заболеваний, таких, например, как цифровые методы в стоматологии, ультразвуковые технологии, имплантация и др. Сотрудники кафедры стоматологии ФДПО регулярно проводят конференции для врачей-стоматологов, клинических ординаторов, на которых рассматриваются основные актуальные вопросы специальности. Для получения новых знаний и навыков предусмотрен различный спектр методических решений, включая возможность работы с электронными носителями для получения учебной информации, систему видеотрансляции практических демонстраций.

Кафедра старается освоить передовой международный опыт, в ходе мастер-классов и семинаров врачи имеют возможность ознакомиться с практическими особенностями выполнения той или иной технологии. В дальнейшем для закрепления полученных знаний, формирования умений и навыков организуются практические тренинги в малых группах.

В настоящий момент усилия преподавательского состава кафедры сконцентрированы на разработке дистанционного компонента последипломного образования, что позволяет использовать разные методики, интерактивно контролировать знания обучающихся, моделировать различные практические ситуации. Необходимо научить слушателей находить информацию, анализировать ее и применять на практике. Дистанционное образование позволяет осваивать новые подходы, которые, несомненно. будут содействовать подготовке специалистов, например, проводить обучение без отрыва от работы [2]. Для этого на сайте sdo.smolgmu.ru сотрудниками кафедры размещаются материалы по дистанционному образованию.

Необходимо указать и на сдерживающие факторы внедрения НМО. Следует отметить неготовность руководителей лечебных учреждений к новым формам обу-

чения, они пока неохотно отпускают врачей даже на однодневные конференции. Есть и другая проблема: далеко не все врачи-стоматологи хорошо владеют компьютером и интернетом, а без этих навыков включиться в систему НМО будет трудно.

Заключение. На сегодняшний день кафедра стоматологии ФДПО приняла участие в пилотном проекте по НМО; сотрудниками кафедры разработаны рабочие

программы курсов повышения квалификации, которые одобрены методистами портала НМО; реализуются совместные образовательные проекты со Смоленской областной общественной организацией частнопрактикующих врачей- стоматологов. Кафедра обладает учебным, научным и клиническим потенциалом, поэтому работа по совершенствованию системы НМО будет продолжена.

Литература

1. АбакаровС.И., Вагнер В.Д., Сорокин Д.В. и др.Балльно-накопительная система сертификации как фактор совершенствования непрерывного профессионального образования врачей-стоматологов // Институт стоматологии. - 2011. - № 4. - С. 14-15.

2. Андреев А.А. Становление и развитие дистанционного обучения в России // Высш. образование в России. - 2012. - № 10. - С. 107-111.

3. Буянкина Р.Г., Соколова О.Р. Опыт внедрения интернет-технологий дистанционного обучения в подготовке детских стоматологов // Cathedra. - 2016 - № 57. - C 62-65.

4. Ибрагимов Т.И. Совершенствование системы последипломного образования врачей-стоматологов // Маэстро стоматологии. - 2012. - № 1 (45). - С. 10-12.

5. Найговзина Н.Б., Лучинский А.В. Непрерывное профессиональное образование врачей-стоматологов в Российской Федерации // Российская стоматология. 2015. 8(3).- С. 4851.

6. Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 ноября 2012 г. № 982 н.

7. О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.10.2015 № 700 н.

8. Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки». Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 08.10.2015 № 707н.

9. Об утверждении Порядка ведения персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности лиц, участвующих в оказании медицинских услуг. Приказ Минздрава России от 31.12.2013 № 1159 н.

10. Об основах охраны здоровья граждан в РФ. Федеральный закон от 21.11.2011.

11. Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов. Приказ Минздрава России от 25.02.2016 № 127 н.

12. Профессиональный стандарт врач-стоматолог. Приказ Минздрава 10 мая 2016 г. - № 227 н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.