Научная статья на тему 'Соответствие производственной практики ожиданиям студентов стоматологического факультета (на примере кафедры терапевтической стоматологии СГМУ)'

Соответствие производственной практики ожиданиям студентов стоматологического факультета (на примере кафедры терапевтической стоматологии СГМУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
512
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ / ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / THERAPEUTIC DENTISTRY / HIGHER MEDICAL EDUCATION / PRACTICAL TRAINING / PRACTICE SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левченкова Н.С., Нестерова М.М., Орехова Н.С.

Представлен анализ анкет студентов стоматологического факультета, проходивших практику в роли помощника врача стоматолога-терапевта, о соответствии производственной практики их ожиданиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левченкова Н.С., Нестерова М.М., Орехова Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents an analysis of the questionnaires of Dentistry Faculty students who had practice as dental therapist assistant on the conformity of the work to their expectations.

Текст научной работы на тему «Соответствие производственной практики ожиданиям студентов стоматологического факультета (на примере кафедры терапевтической стоматологии СГМУ)»

УДК 616.31:614.252.2+378.147-388:378.180.6

СООТВЕТСТВИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ОЖИДАНИЯМ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА (НА ПРИМЕРЕ КАФЕДРЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ СГМУ)

ЛевченковаН.С., НестероваМ.М., ОреховаН.С.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28

Резюме. Представлен анализ анкет студентов стоматологического факультета, проходивших практику в роли помощника врача стоматолога-терапевта, о соответствии производственной практики их ожиданиям.

Ключевые слова: терапевтическая стоматология, высшее медицинское образование, практическая подготовка, практические навыки.

CONFORMITY OF PROFESSIONAL PRACTICE EXPECTATIONS OF DENTISTRY FACULTY STUDENTS (ON THE EXAMPLE OF THE DEPARTMENT OF DENTISTRY,

OF THE SSMU)

Levchenkova N.S., Nesterova M.M., Orehova N.S.

Smolensk State Medical University, 210019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia

Summary. The article presents an analysis of the questionnaires of Dentistry Faculty students who had practice as dental therapist assistant on the conformity of the work to their expectations. Key words: therapeutic dentistry, higher medical education; practical training, practice skills.

Введение. Одной из совместных задач ВУЗов и органов здравоохранения является практическая подготовка врача, поэтому именно производственная практика студентов - важнейшее неразрывное звено учебного процесса. Переход на федеральные государственные

образовательные стандарты высшего профессионального образования

предусматривает уменьшение количества аудиторных занятий, увеличение доли самостоятельной работы студентов, развитие личностных качеств обучаемого [8]. Прохождение производственной практики - качественная составляющая процесса «Реализация основных образовательных программ» на кафедре [1]. Практика выполняет такие важные функции в профессиональной подготовке студента, как углубление и расширение теоретических знаний, применение их в

конкретных клинических ситуациях, развитие познавательной, творческой активности, клинического мышления будущего специалиста. Производственная практика оказывает влияние на освоение профессиональных компетенций, на успешность социальной адаптации к профессии. Цель производственной практики - закрепление,

совершенствование приобретенных

теоретических знаний и практических навыков, оказания квалифицированной терапевтической стоматологической

помощи пациентам на амбулаторном приеме. Производственная практика выполняет важнейшие функции в системе профессиональной подготовки студентов: обучающую - актуализация, углубление и расширение теоретических знаний, их применение в решение конкретных ситуационных задач, формирование

навыков, умений; развивающую - развитие познавательной, творческой активности будущих специалистов, развитие мышления, коммуникативных и

психологических способностей;

воспитывающую - формирование социально активной личности будущего специалиста, устойчивого интереса, любви к профессии;диагностическую - проверка уровня профессиональной направленности будущих специалистов, степени

профессиональной пригодности и подготовленности к профессиональной деятельности [4].

Целью настоящей работы явилось изучение мнения студентов 4 курса стоматологического факультета

(внутренних потребителей

образовательного процесса) о

прохождении производственной практики в качестве помощника врача стоматолога-терапевта.

Методика. На кафедре терапевтической стоматологии СГМУ была разработана анонимная анкета из 14 вопросов. В опросе-анкетировании приняли участие 87 студентов, проходивших

производственную практику в качестве помощника врача стоматолога-терапевта в различных регионах[2]. В анкете были отражены вопросы безопасности условий труда, материально-техническое

обеспечение базы практики,

эффективность организации и цели практики, помощь в период практики руководителями от университета и базовыми руководителями, а также предложения, замечания и пожелания по организации и прохождению практики.

Результаты исследования. По результатам анкетирования было выявлено: 1. Риск академической неуспеваемости студентов по

прохождению производственной практики по причине недостаточного согласования между СГМУ и базой прохождения практики, подтверждающийся

анкетированием студентов. 2. Риск неспособности обеспечить 100% оснащение рабочими местами студентов для выполнения практической части учебной дисциплины.

К причинам рисков следует отнести слабую информированность базовых руководителей производственной

практики, не сданные в срок студентами в отдел по практике гарантийные письма, отсутствие клинической базы

университета, большой численный состав групп студентов, не позволяющий оптимально организовать

производственную практику на базах г. Смоленска, отсутствие современного стоматологического оборудования для учебно-лечебных целей на базах практики.

Анализ анкет (п = 87) студентов стоматологического факультета о соответствии производственной практики их ожиданиям (терапевтическая стоматология):

1.Укажите, пожалуйста, наименование практики и базу прохождения практики «Помощник врача-стоматолога терапевта». 2.Оцените базу практики:

- имелись ли на базе практики структурные подразделения по профилю Вашей специальности / направления подготовки:да - 96,5%;нет

- 3,5%.

- оказывали ли Вам помощь квалифицированные специалисты от базы практики:да - 93%;нет - 7%.

- имели ли Вы возможность пользоваться на базе практики фондами библиотеки, лабораториями и т.д.:да - 60,9%;нет -39,1%.

- считаете ли Вы условия труда безопасными:да - 94,3%;нет - 5,7%.

- была ли у Вас возможность комплексного решения всех учебных задач, предусмотренных программой практики, на данной базе: да - 92%;нет

- 8%.

3 . Удовлетворило ли Вас материально-техническое обеспечение базы

практики?да - 78%;нет - 22%.

4. Оказался ли теоретический уровень Ваших знаний достаточным для прохождения практики?да - 95%;нет - 5%.

5. Насколько эффективно была организована практика? эффективно -86,2; малоэффективно - 11,5%; неэффективно - 2,3%.

6. Если Вы отметили пункты 2 либо 3

предыдущего вопроса, почему, на Ваш взгляд, практика была проведена недостаточно эффективно (можно выбрать несколько вариантов ответов):

1) плохая организация практики - 3,5%;

2) недостаточный контроль прохождения практики со стороны руководителя практики от университета - 2,3%;

3) незаинтересованность студентов в прохождении практики - 0%;

4) загруженность руководителей со стороны базы практики - 9,2%;

5) иные причины, а именно: неудовлетворительное материально-техническое оснащение базы практики -3,5%.

7. Удовлетворены ли Вы качеством методических указаний по организации и прохождению практики, содержащихся в программе практики?да - 89,5; не вполне -7%;нет - 3,5%.

8. Если Вы ответили «нет» или «не вполне» на вопросы п. 7, укажите причину: - 0.

9. Какие цели Вы ставили перед собой до прохождения практики:

1) закрепить теоретические знания на практике - 46 студентов;

2) установить личные контакты с базовыми руководителями практики для дальнейшего трудоустройства - 27 студентов;

3) повысить уровень практической подготовки - 75 студентов;

4) иной вариант ответа: «заработать денег» - 1 студент.

10. Оказывали ли Вам реальную помощь в период практики руководители от университета?да - 44,5%;нет - 55,5%;не всегда - 0%.

11. Оказывали ли Вам реальную помощь в период практики базовые руководители практики?да - 89,7%;нет - 4,5%;не всегда - 5,8%.

12. Предложили ли Вам возможность дальнейшего трудоустройства на базе практики?да - 62%;нет - 38%.

13. Изменилось ли у Вас представление о будущей профессии после практики?да -51,7%;нет - 48,3%.

14. Ваши предложения, замечания и пожелания по организации и прохождению

практики:

1. Не было согласования между СГМУ и стоматологическими поликлиниками. Возникли трудности при прохождении практики.

2. Увеличить количество дней для прохождения производственной практики.

3. Улучшить оборудование (замена стоматологического оборудования).

4. Обновить дневник по практике.

На основании проведенного

анкетирования можно сделать вывод, что часть студентов 4 курса

стоматологического факультета слабо мотивированы к прохождению

производственной практики в качестве помощника врача стоматолога-терапевта. Эти студенты готовят необходимые документы накануне прохождения практики, слабо представляют цель практики и организационные моменты подготовительного этапа. Считаем нужным отметить и недостатки, с которыми студенты могут столкнуться. Основным и, наверное, самым главным недостатком производственной практики является то, что она почти не контролируется преподавателем университета. Следующая значительная проблема связана с лечебными учреждениями. Многие студенты, желающие пройти практику и приобрести нужный опыт, просто не могут найти ЛПУ, которое согласно обучать студентов-практикантов. На этот случай университет оказывает должную поддержку и помощь студентам, предоставляя им места практик. В пожеланиях по организации и прохождению практики 22% студентов отметили слабое материально-техническое обеспечение базы практики.

Заключение. В ходе выявленных идентифицированных рисков,в результате анализа анкет студентов

стоматологического факультета о соответствии производственной практики их ожиданиям, на кафедральном совещании было принято решение: - всем базовым руководителям по производственной практике разослать информационные письма с указанием

сроков прохождения практики, объема практических навыков для освоения студентами, образцом заполнения дневника по производственной практике;

- студентам строго в оговоренный срок сдавать гарантийные письма по прохождению производственной практики;

- не создавать большие группы студентов при прохождении производственной практики на базах г. Смоленска;

- внедрять в учебный процесс производственной практики показательное лечение зубов;

- повышать эффективность прохождения производственной практики путем внедрения инновационных методов обучения (слайдовые презентации, учебные видеофильмы);

- улучшить дневник по производственной практике.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что правильная организация практики является одним из самых важных путей подготовки студента к профессиональной деятельности в условиях постоянно и быстро меняющихся реалий нашей жизни, способствует углублению и расширению теоретических знаний, формированию умений использовать нормативную документацию. Происходит развитие и формирование самостоятельной

активности студентов, творческой инициативы, ответственности и

организованности [3]. Именно в процессе производственной практики закрепляются и расширяются теоретические знания студентов 4 курса, приобретаются более глубокие практические навыки, а также субординация, умение работать и общаться с пациентами, наставниками, окружающим медицинским персоналом [5, 7]. В реальной практике приходится решать проблемы, которые редко бывают стандартными, поэтому способность находить единственный правильный ответ в решении традиционных учебных задач мало содействует становлению студента и специалиста. Создание адекватных условий для производственной практики

студентов является залогом успешного формирования в процессе

производственной практики специальной компетентности в целом и организаторских, коммуникативных

компетенций в частности, что в дальнейшем поможет будущим врачам осуществлять профессиональную

деятельность, применяя свои знания, умения и опыт [6].

Литерарура

1. Еловикова Т.М., Ронь Г.И., Матюшкина А.П. и др. Компетентостный подход в обучении студентов стоматологов: стоматологическая активность в профессиональном становлении личности // Екатеринбург, 2012. - Вестник УГМА, № 25. - С. 90-93.

2. Левченкова Н.С., Николаев А.И., Нестерова М.М. и др. Использование в учебном процессе инновационных методов обучения на кафедре терапевтической стоматологии СГМУ // Смоленский медицинский альманах. Педагогика высшей школы. Педагогическое проектирование и педагогические технологии / Под ред. И.В. Отвагина. - Смоленск: Изд-во СГМУ, 2016. - № 2. - С. 97-101.

3. Маисеенко Д.А. Производственная практика - важнейшее звено образовательного процесса по приобретению компетенций / Д.А. Маисеенко, А.Т. Егорова // Вузовская педагогика: современные аспекты реализации ФГОС и ФГТ: материалы всероссийской науч.-педагогич. конф. с международным участием. - Красноярск: Изд-во КрасГМУ, 2013. - С. 373-375.

4. Место производственной практики в механизме формирования профессиональных компетенций у студентов стоматологического факультета / [Бадрак Е.Ю., Михальченко Д.В., Михальченко А.В., Порошин А.В.] // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 7, ч.1. - С. 24-26.

5. Отработка мануальных навыков - метод повышения качества профессиональной подготовки студентов-стоматологов /Н.В. Тарасова, В.А. Федоров, Т.В. Федорова [и др.] // Актуальные проблемы и перспективы развития российского и международного медицинского образования // Вузовская педагогика. - Красноярск, 2012. - С. 102105.

6. Петрова Е.В., Тургенева Л.Б., Галанова Т.А. О проблемно-ориентированном обучении на кафедре терапевтической стоматологии // Смоленский медицинский альманах. Педагогика высшей школы. Педагогическое проектирование и педагогические технологии / Под ред. И.В. Отвагина. - Смоленск: Изд-во СГМУ, 2016. - № 2. - С. 220-223.

7. Цепов Л.М., Николаев А.И., Петрова Е.В. и др. Трудности в общении студента и пациента (на примере кафедры терапевтической стоматологии) // Смоленский медицинский альманах. Педагогика высшей школы. Педагогическое проектирование и педагогические технологии / Под ред. И.В. Отвагина. - Смоленск: Изд-во СГМУ, 2016. - № 2. - С. 151-155.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Цепов Л.М., Николаев А.И., Галанова Т.А. и др. Модульная программа компетентностного обучения студентов на кафедре терапевтической стоматологии» // Смоленский медицинский альманах. Педагогика высшей школы. Педагогическое проектирование и педагогические технологии / Под ред. И.В. Отвагина. - Смоленск: Изд-во СГМУ, 2016. - № 2. - С. 254

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.