Научная статья на тему 'Опыт преподавания дисциплин медико-социального направления в подготовке бакалавров по социальной работе'

Опыт преподавания дисциплин медико-социального направления в подготовке бакалавров по социальной работе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК / БАКАЛАВР / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / SOCIAL WORK / SOCIAL WORKER / BACHELOR / EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEX OF DISCIPLINE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Турчина Жанна Евгеньевна, Шарова Ольга Яновна, Тихонова Наталья Владимировна, Иванов Виталий Геннадьевич, Осипова Татьяна Михайловна

В статье рассматриваются актуальные вопросы преподавания дисциплин медико-социального направления в подготовке бакалавров по социальной работе по ФГОС ВПО в медицинском университете г. Красноярска.В ходе преподавания дисциплин особое внимание акцентируется на способности и готовности к реализации профессиональных знаний, умений и навыков в рамках представленных рабочих программ, необходимых для проведения медико-социальной работы в дальнейшей профессиональной деятельности выпускника.Значимыми вопросами также являются: разработка учебно-методического комплекса дисциплины, межкафедральная интеграция учебного процесса в реализации данного вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Турчина Жанна Евгеньевна, Шарова Ольга Яновна, Тихонова Наталья Владимировна, Иванов Виталий Геннадьевич, Осипова Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE OF TEACHING DISCIPLINES OF MEDICO-SOCIAL DIRECTION IN TRAINING OF BACHELORS ON SOCIAL WORK SPECIALITY

Topical issues of teaching disciplines of the medico-social direction in on social work training at bachelors on FSES HPE at medical university of Krasnoyarsk are considered in the article. During the disciplines teaching special attention is paid to ability and readiness for realization of professional knowledge, skills within the presented working programs necessary for performing medico-social work in further professional activity of the graduate. Also significant questions are: development of educational and methodical complex of discipline, interdepartamental integration of educational process into realization of the matter.

Текст научной работы на тему «Опыт преподавания дисциплин медико-социального направления в подготовке бакалавров по социальной работе»

№ 3 - 2015 г. 13.00.00 Педагогические науки

УДК 378:61 + 364.62

ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ

РАБОТЕ

Ж. Е. Турчина1, О. Я. Шарова1. Н. В. Тихонова1. В. Г. Иванов1, Т. М. Осипова2,

Н. М. Потылицына1

1ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России (г. Красноярск) 2ФГУЗ «Сибирский клинический центр» ФМБА России (г. Красноярск)

В статье рассматриваются актуальные вопросы преподавания дисциплин медико-социального направления в подготовке бакалавров по социальной работе по ФГОС ВПО в медицинском университете г. Красноярска.В ходе преподавания дисциплин особое внимание акцентируется на способности и готовности к реализации профессиональных знаний, умений и навыков в рамках представленных рабочих программ, необходимых для проведения медико-социальной работы в дальнейшей профессиональной деятельности выпускника.Значимыми вопросами также являются: разработка учебно-методического комплекса дисциплины, межкафедральная интеграция учебного процесса в реализации данного вопроса.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, социальная работа, социальный работник, бакалавр, учебный процесс, учебно-методический комплекс дисциплины.

Турчина Жанна Евгеньевна — кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой сестринского дела и клинического ухода ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», рабочий телефон: 8 (391) 262-02-56, е-mail: turchina-09@mail.ru

Шарова Ольга Яновна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры сестринского дела и клинического ухода ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», рабочий телефон: 8 (391) 262-02-56, е-mail: moja03@yandex.ru

Тихонова Наталья Владимировна — кандидат медицинских наук, доцент, руководитель отделения подготовки по направлению «Социальная работа» ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», рабочий телефон: 8 (391) 220-98-25

Иванов Виталий Геннадьевич — кандидат медицинских наук, ассистент кафедры сестринского дела и клинического ухода ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», рабочий телефон: 8 (391) 262-02-56

Осипова Татьяна Михайловна — и. о. заместителя генерального директора по организации медицинской помощи ФГУЗ «Сибирский клинический центр» ФМБА России, рабочий телефон: 8 (391) 274-31-60

Потылицына Наталья Михайловна — кандидат медицинских наук, ассистент кафедры сестринского дела и клинического ухода ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», е-таШ diltiazem@bk.ru

В медицинских вузах России и на медицинских факультетах в европейских странах идут реформы. Основная причина, которая делает преобразования необходимыми, носит объективный и глобальный характер: в последние годы произошли качественные изменения образовательного пространства. Другой причиной, вызвавшей к жизни мощные процессы реформирования высшей школы, стали политические решения. Государственная политика в области образования является важнейшим фактором, она определяет стратегию развития высшего образования и ставит перед медицинскими вузами определённые цели и задачи. Так, одним из серьёзных политических решений, определявших главное направление реформ в нашей стране, является вступление России в Болонский процесс [5].

В 2011-12 учебном году российские вузы перешли на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения. Их разработка осуществлялась в соответствии с комплексом мероприятий по реализации Приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации и планом мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации. Новый стандарт разработан в идеологии компетентностного подхода [8].

Новые образовательные стандарты ВПО предъявляют высокие требования к качеству и содержанию подготовки выпускников российских вузов. Акцент в них делается на то, чтобы ориентировать усилия разработчиков образовательных программ на результаты образования, проектируемые в формате компетенций. Реализация компетентностного подхода и усиление практической направленности высшего образования не только заостряют проблему обновления содержания образования в области социальной работы, но заставляют по-новому взглянуть на теоретико-методологическую подготовку выпускников. Значимость формирования научного мировоззрения будущего специалиста отнюдь не менее велика, чем усиление практической направленности, поскольку без теоретико-методологического фундамента любой выпускник превращается в рядового исполнителя, репродуцирующего готовые технологии и методики социального обслуживания, и утрачивает перспективы творческой деятельности. ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров «Социальная работа» устанавливает высокие требования к результатам освоения как всей образовательной программы, сформулированным в виде компетенций, так и к результатам освоения отдельных учебных циклов и учебных дисциплин, сформулированным в виде традиционных знаний, умений и навыков [9].

В современных условиях усугубления социальных проблем в России, ухудшения показателей здоровья подрастающего поколения возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных задач медицинского и социального характера на качественно новом уровне. Необходимость подготовки таких специалистов определена нерешенностью ряда ключевых вопросов, связанных с организацией социальной работы в системе здравоохранения: в амбулаторном лечении, диспансерном наблюдении, обслуживании на дому, патронаже и консультировании по социальным вопросам, определении маршрутизации пациента. Социальный работник медицинского направления с высшим образованием составляет и внедряет программы медико-социальной помощи населению обслуживаемого региона, отлаживает системы взаимодействия с медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений, координирует деятельность медико-социальной службы со смежными вневедомственными организациями (педагоги, психологи, юристы и др.), направляет и контролирует проведение социальных мероприятий работниками среднего звена, решает другие организационные вопросы [6].

Профессиональная подготовка социального работника в сфере здравоохранения предусматривает целый комплекс задач, которые связаны не только с теоретическим обучением, но и с приобретением практических навыков будущего специалиста. Учитывая профессиональную специфику социальных работников в сфере здравоохранения, будущий специалист призван не просто приспосабливаться, но и гармонично встраиваться, улучшать качество работы системы здравоохранения. Для понимания нужд больного, находящегося в больнице, социальный работник должен знать природу болезни и учитывать множество психологических, социальных и физиологических факторов, относящихся к болезни и уходу за пациентом [10].

Клиническая кафедра сестринского дела и клинического ухода (СД и КУ) КрасГМУ им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого относится к полидисциплинарной, до 2011 года на кафедре преподавались 26 дисциплин. Не востребованы стали 9 дисциплин по специальности «Сестринское дело» на очном и заочном отделениях в связи со структурными изменениями факультета высшего сестринского образования, но в университете были открыты новые факультеты и направления подготовки (социальная работа), что способствовало появлению новых дисциплин на кафедре. В КрасГМУ обучение студентов по направлению подготовки «Социальная работа» (НПСР) проводится на уровне бакалавра. И хотя данное направление подготовки достаточно «молодое» (первый набор в 2011 году), тем не менее, на кафедре была проделана большая работа по методическому обеспечению преподаваемых дисциплин и учебной практики (социальное служение, паллиативная помощь, медико-социальная реабилитация, медицинская ознакомительная практика) в обучении студентов.

Преподавание дисциплины «Социальное служение» проводится на первом курсе очного и заочного обучения, на кафедре на данный момент накоплен большой опыт создания и обеспечения студентов учебно-методическими материалами. Цель преподавания данной дисциплины подразумевает повышение качества жизни инвалидов, престарелых людей и людей с ограниченными возможностями, которые нуждаются в посторонней помощи и не могут осуществлять самоуход. Поэтому положительным является то, что преподавание этого предмета осуществляют преподаватели-врачи, обладающие не только теоретическими знаниями, но и осуществляющие практическую работу в лечебных учреждениях. Студенты на практике получают медицинские навыки в базовых клиниках медицинского университета, а также, работая в симуляционном (фантомном) классе кафедры СД и КУ. Для усвоения студентами знаний по дисциплине «Социальное служение» сотрудниками кафедры была разработана рабочая программа, в которой

учебный материал был структурирован по следующим разделам:

1. Общий уход. Подготовка к первой встрече с подопечным. Правила общения. Отношения с родственниками подопечных.

2. Инфекционная безопасность при уходе за подопечным.

3. Перемещение пациента (подопечного). Виды поворотов, захваты. Личная гигиена больного.

4. Паллиативная помощь пациентам с онкологическими и неврологическими заболеваниями, ВИЧ-инфицированным в ЛПУ и на дому.

5. Пролежни: причины образования и профилактика. Принципы ухода при наличии пролежней.

6. Реабилитационные приспособления в уходе за подопечным с ортопедическими и неврологическими проблемами.

7. Измерение температуры тела, пульса, артериального давления (АД).

8. Механические повреждения и оказание неотложной помощи подопечным.

9. Кровотечение. Способы временной остановки.

10. Десмургия. Техника наложения мягких повязок и транспортных шин.

11. Сотрясение головного мозга, повреждения грудной клетки, позвоночника, виды переломов.

12. Оказание помощи при термических поражениях и электротравме.

13. Сердечно-легочная реанимация вне лечебного учреждения.

Темы по дисциплине подбирались в соответствии с её содержанием и включают 12 лекций в мультимедийном оформлении и 17 практических занятий [4].

Так как учебников по этой дисциплине нет, то по содержанию при составлении методического обеспечения для получения знаний студентами были использованы учебники медицинских вузов, отражающие уход за больными и первую медицинскую помощь при неотложных состояниях. В 2014 году завершена работа над созданием сборников по «Социальному служению»: методические рекомендации для преподавателей, методические указания для аудиторной работы студентов, методические указания для внеаудиторной работы студентов. Следует отметить, что определенный интерес у студентов вызывают практические навыки, связанные с оказанием помощи при неотложных состояниях, и они очень активно осваивают сердечно-лёгочную реанимацию на фантомах, что, на наш взгляд, необходимо социальному работнику, так как они относятся к парамедикам.

Для хорошего ухода за подопечными нужны не только знания и навыки, но и чуткость, такт, способность психологического воздействия, чтобы преодолеть повышенную раздражительность подопечного и владеющее им чувство тревоги, иногда даже безысходность, отвлечь его от чрезмерного внимания к своей болезни. Уход включает обслуживание подопечного и создание наиболее благоприятных условий для восстановления его здоровья, облегчение страданий и предотвращение осложнений. Объем оказываемой первой медицинской помощи зависит от состояния подопечного, в соответствии с которым учитывается его двигательная активность. Однако даже наличие самообслуживания у пожилых и престарелых не освобождает социальных работников и близких от создания благоприятных условий для их жизнедеятельности [2].

По окончании цикла студенты сдают экзамен по 3-этапной рейтинговой системе на основании положения о промежуточной аттестации обучающихся по основным образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в ГБОУ ВПО КрасГМУ, который позволяет выявить уровень

полученных знаний [3].

При прохождении медицинской ознакомительной практики студенты 1-го курса очного обучения направления подготовки «Социальная работа» приходят в клинику, знакомятся с особенностями ухода за подопечными, общения с ними, их родственниками и медицинским персоналом. Поэтому для нас с самого начала является важной задачей донести до будущих социальных работников понимание значимости грамотного ухода за подопечными, соблюдения санитарно-эпидемиологического режима при контакте с ними, норм этики и деонтологии. На занятиях по учебной практике перед нами стоит задача обучить студентов основным навыкам ухода за подопечными и оказанию первой помощи при неотложных состояниях.

Согласно рабочей программе, учебная практика «Медицинская ознакомительная практика» проходит в июле и состоит из 12-ти занятий по 6 часов. Занятия состоят из практической и теоретической частей. Практическую часть студенты в основном отрабатывают в прикрепленных отделениях и занимаются уходом за больными, соблюдением санитарно-гигиенического режима отделения, помогают младшему медицинскому персоналу. Положительный момент заключается в том, что студенты учатся находить контакт с больными, медицинским персоналом, что поможет им в дальнейшей работе в качестве социальных работников. При оценке знаний на занятиях проводится письменное тестирование, решение ситуационных задач, отработка практических навыков по изучаемой теме. По окончании практики проводится дифференцированный 3-этапный зачет, который позволяет выявить уровень полученных знаний. Наш опыт обучения студентов I курса направления подготовки «Социальная работа» показал, что такая система овладения студентами навыками ухода за подопечными повышает их заинтересованность в изучении предмета, способствует развитию основ клинического мышления [1].

Целью освоения учебной дисциплины «Медико-социальная реабилитация» является обучение будущего социального работника знаниям содержания форм и методов медико-социальной реабилитации больных и инвалидов в учреждениях разного типа. Цикл состоит из 30 часов лекций и 30 часов практических занятий. В рабочую программу дисциплины входят 2 раздела [5].

Первый раздел «Основы медицинской и социальной реабилитации» состоит из аудиторных занятий по следующим темам: «Инвалид и общество», «Нормативно-правовые основы реабилитации», «Медицинская реабилитация как компонент комплексной медико-социальной реабилитации», «Физическая реабилитация как составляющая часть медицинской реабилитации», «Направления и содержание социальной реабилитации. Профессионально-трудовая реабилитация».

Данный раздел формирует знания, умения, навыки в нормативно-правовой базе, оценки степени инвалидности и функционирования организма, а также компоненты медицинской и социальной реабилитации.

Второй раздел «Особенности медико-социальной реабилитации» включает темы для аудиторных занятий: «Медико-социальная экспертиза», «Особенности медико-социальной реабилитации граждан пожилого и старческого возраста», «Организация медико-социальной реабилитации детей с особенностями развития», «Особенности медико-социальной реабилитации больных и инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата», «Особенности медико-социальной реабилитации больных и инвалидов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы».

В рамках изучения дисциплины большая роль отводится самостоятельной работе по организации реабилитационного процесса, составлению реабилитационных программ, оценке их эффективности. Исходя из того, что учебная дисциплина «Медико-социальная реабилитация» преподается на старших курсах, знания, накопленные ранее, позволят студентам приобрести навыки и умения организовывать процесс медико-социальной реабилитации по отдельным видам патологий и инвалидности.

Медико-социальная реабилитация, как вид междисциплинарной деятельности, требует особой подготовки специалиста по социальной работе, включающей углубленное изучение психологии, медицинских наук, организации социальной работы и здравоохранения. Изучение учебной дисциплины «Медико-социальной реабилитации», успешности ее освоения позволит решать целый ряд задач, стоящих перед реабилитационной отраслью в социальной работе, единого понятийного аппарата и единой концепции реабилитации больных и инвалидов. В рамках учебного процесса при изучении тем «Медико-социальная экспертиза», «Инвалид и общество», «Направления и содержание социальной реабилитации» проводится интеграция с кафедрой общественного здоровья и организации здравоохранения. В ходе цикла у студентов есть возможность посетить Краевой геронтологический центр «Уют», где проводятся все виды медико-социальной реабилитации пациентов пожилого и старческого возраста.

Цель изучения учебной дисциплины «Паллиативная помощь» состоит в обучении будущего социального работника знаниям основ социальной работы в области паллиативной помощи, ознакомлении с принципами организации паллиативной помощи и освоении технологий медико-социальной работы с инкурабельными пациентами и членами их семей. При этом задачами освоения учебной дисциплины являются овладение клиническими и организационными принципами паллиативной помощи; изучение особенности паллиативной помощи в педиатрии, нормативно-правовой базы организации и осуществления паллиативной помощи. Вот уже 3 года как наша кафедра сотрудничает с хосписным отделением МБУЗ «Городская больница № 2» г. Красноярска и учреждением социального типа «Красноярский Дом-интернат № 2 для ветеранов войны и труда». На их базе готовятся бакалавры по социальной работе, осваивая дисциплину «Паллиативная помощь». Результат данного сотрудничества — улучшение качества жизни пациентов в данных заведениях; привлечение внимания будущих социальных работников к проблемам оказания паллиативной помощи в Красноярском крае. Освоение рабочей программы и закрепление практических навыков студентами КрасГМУ, развитие чувства профессионального долга, ответственности, сострадания и милосердия, готовности ставить интересы инкурабельных пациентов превыше своих под девизом: «Добро начинается с тебя!».

Для социального работника помощь безнадежно больным людям является профессиональным долгом, поэтому воспитание чувства милосердия, сострадания, ежеминутной готовности помочь страждущему является одной из самых главных целей образования. Все мы должны помнить, что и слово лечит...

Таким образом, преподавание дисциплин медико-социального направления в подготовке бакалавров по социальной работе по ФГОС ВПО в медицинском вузе является актуальным вопросом и имеет существенное значение в будущей профессиональной деятельности выпускника, учитывая ухудшение показателей здоровья населения на современном этапе и возрастание потребностей решения взаимосвязанных задач медицинского и социального характера на качественно новом уровне.

Список литературы

1. Бахшиева С. А. Освоение навыков ухода за подопечными студентами 1 курса направления подготовки «Социальная работа», обучающимися на кафедре сестринского дела и клинического ухода при прохождении медицинской ознакомительной практики студентами 1 курса / С. А. Бахшиева, Л. А. Мудрова, Е. В. Зорина // Социальное образование 21 века : материалы всероссийской научно-практической конф. — Красноярск : Изд-во КрасГМУ, 2014. — С. 15-17.

2. Мудрова Л. А. Значение создания учебно-методического комплекса дисциплины «Социальное служение» для студентов курса КрасГМУ направления подготовки «Социальная работа» / Л. А. Мудрова, С. А. Бахшиева, Е. В. Зорина // Социальное образование 21 века : материалы всероссийской научно-практической конф.

— Красноярск : Изд-во КрасГМУ, 2014. — С. 53-55.

3. Положение о промежуточной аттестации обучающихся по основным образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в ГБОУ ВПО «КрасГМУ им.проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России : методические рекомендации / С. Ю. Никулина [и др.]. — Красноярск : тип. КрасГМУ, 2014. — 17 с.

4. Рабочая программа по дисциплине «Социальное служение» для студентов 1 курса очного обучения, направления подготовки «Социальная работа» / Л. А. Мудрова [и др.]. — Красноярск : тип. КрасГМУ, 2013. — 36 с.

5. Социальный контроль качества образования в медицинском вузе / М. М. Петрова [и др.] // Сиб. мед. обозрение. — 2014. — № 5 (89). — С. 106-110.

6. Тихонова Н. В. Особенности формирования профиля «медико-социальная работа

с населением» в подготовке бакалавра социальной работы с высшим образованием в КрасГМУ / Н. В. Тихонова // Социальное образование 21 века : материалы всероссийской научно-практической конф. — Красноярск : Изд-во КрасГМУ, 2014.

— С. 61-64.

7. Турчина Ж. Е. Рабочая программа по дисциплине «Медико-социальная реабилитация» для студентов 1 курса очного обучения, направления подготовки «Социальная работа» / Ж. Е. Турчина, Н. В. Тихонова, О. Я. Шарова. — Красноярск : тип. КрасГМУ, 2012. — 32 с.

8. Турчина Ж. Е. Оптимизация учебного процесса на клинической кафедре медицинского вуза в связи с переходом на ФГОС ВПО [Электронный ресурс] / Ж. Е. Турчина // Медицина и образование в Сибири : сетевое научное издание. — 2013.

— № 3. — Режим доступа : (http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=989). — Дата обращения : 02.03.2015.

9. Шкиндер Н. Л.Методология исследования института социальной работы

и социального обслуживания пожилых людей в современной России / Н. Л. Шкиндер // Социальное образование 21 века : материалы всероссийской научно-практической конф. — Красноярск : Изд-во КрасГМУ, 2014. — С. 104-112. 10. Штарк Е. В.«О востребованности добровольчества» или современные аспекты профессиональной подготовки социального работника / Е. В. Штарк // Социальное образование 21 века : материалы всероссийской научно-практической конф.

— Красноярск : Изд-во КрасГМУ, 2014. — С. 79-81.

EXPERIENCE OF TEACHING DISCIPLINES OF MEDICO-SOCIAL

DIRECTION IN TRAINING OF BACHELORS ON SOCIAL WORK

SPECIALITY

Z. E. TurchinaL. O. Y. Sharova1. N. V. Tikhonova1. V. G. Ivanov1. T. M. Osipova2.

N. M. Potylitsyna1

¡SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V. F. Voyno-Yasenetsky

of Ministry of Health» (Krasnoyarsk) 2FSHE «Siberian clinical center» FMBA of Russia (Krasnoyarsk)

Topical issues of teaching disciplines of the medico-social direction in on social work training at bachelors on FSES HPE at medical university of Krasnoyarsk are considered in the article. During the disciplines teaching special attention is paid to ability and readiness for realization of professional knowledge, skills within the presented working programs necessary for performing medico-social work in further professional activity of the graduate. Also significant questions are: development of educational and methodical complex of discipline, interdepartamental integration of educational process into realization of the matter.

Keywords: federal state educational standard, social work, social worker, bachelor, educational process, educational and methodical complex of discipline.

About authors:

Turchina Jeanne Evgenyevna — candidate of medical science, assistant professor, head of nurse business and clinical care chair at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V. F. Voyno-Yasenetsky», office phone: 8 (391) 262-02-56, e-mail: turchina-09@mail.ru

Sharova Olga Yanovna — candidate of medical science, assistant professor of nurse business and clinical care chair at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V. F. Voyno-Yasenetsky», office phone: 8 (391) 262-02-56, e-mail: moja03@yandex.ru

Tikhonova Natalya Vladimirovna — candidate of medical science, assistant professor, principal of «Social work» department at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V. F. Voyno-Yasenetsky of Ministry of Health», office phone: 8 (391) 220-98-25

Ivanov Vitaly Gennadevich — candidate of medical science, assistant of nurse business and clinical care chair at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V. F. Voyno-Yasenetsky», office phone: 8 (391) 262-02-56

Osipova Tatyana Mikhaelovna — acting deputy CEO on organization of medical care at FSHE «Siberian clinical center» FMBA of Russia, office phone: 8 (391) 274-31-60

Potylitsyna Natalya Mikhaelovna — candidate of medical science, assistant of nurse

business and clinical care chair at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V. F. Voyno-Yasenetsky», e-mail: diltiazem@bk.ru

List of the Literature:

1. Bakhshiyeva S. A. Development of care skills for 1 year students of «Social work» who are trained on nurse business and clinical care chair at introductory medical practical training by students of the 1st course / S. A. Bakhshiyeva, L. A. Mudrova, E. V. Zorina // Social formation of the XX century : materials of All-Russian scient. — pract. conf. — Krasnoyarsk : Publishing house of KrasSMU, 2014. — P. 15-17.

2. Mudrova L. A. Significance of creation of educational and methodical complex of discipline «Social service» for students of KrasSMU course of field «Social work» / L. A. Mudrova,

S. A. Bakhshiyev, E. V. Zorin// Social formation of the XX century: materials of All-Russian scient.-pract. conf. — Krasnoyarsk : Publishing house of KrasSMU, 2014. — P. 53-55.

3. Regulations for intermediate certification of students on the main educational programs of the higher education — to programs of bachelor degree, specialist program, magistracy programs at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor

V. F. Voyno-Yasenetsky» of Ministry of Health : methodical references / S. Y. Nikulina [et al.]. — Krasnoyarsk : PH of KrasSMU, 2014. — 17 p.

4. Steering document for discipline «Social service» for 1 year students of full-time attendance, field «Social work» / L. A. Mudrova [et al.]. — Krasnoyarsk : PH of KrasSMU,

2013. — 36 p.

5. Social quality control of education in medical school / M. M. Petrova [et al.] // Sib. medical review. — 2014. — N 5 (89). — P. 106-110.

6. Tikhonova N. V. Features of formation of «medico-social work with the population» profile of social work training of bachelor with the higher education in KrasSMU / N. V. Tikhonova // Social formation of the XX century: materials of All-Russian scient.-pract. conf.

— Krasnoyarsk : Publishing house of KrasSMU, 2014. — P. 61-64.

7. Turchina J. E. Steering document for discipline «Medico-social aftertreatment» for the 1st year students of full-time attendance of field «Social work» / J. E. Turchina,

N. V. Tikhonova, O. Y. Sharova. — Krasnoyarsk : PH KrasSMU, 2012. — 32 p.

8. Turchina J. E. Optimization of educational process on clinical chair of medical school

in connection with transition to FSES HPE [electron resource] / J. E. Turchina // Medicine and education in Siberia: online scientific journal. — 2013. — N 3. — Access mode : (http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=989). — Access date : 02.03.2015.

9. Shkinder N. L. Methodology of research of institute of social work and social service

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

of elderly people in modern Russia / N. L. Shkinder // Social formation of the XX century: materials of All-Russian scient.-pract. conf. — Krasnoyarsk : Publishing house of KrasSMU,

2014. — P. 104-112.

10. Stark E. V. «Volunteering demand» or modern aspects of vocational training of the social worker / E. V. Stark // Social formation of the XX century: materials of All-Russian scient.-pract. conf. — Krasnoyarsk : Publishing house of KrasSMU, 2014. — P. 79-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.