Научная статья на тему 'Представление о туберкулёзе в традиционной аюрведической медицине (на примере «Чарака-самхиты»)'

Представление о туберкулёзе в традиционной аюрведической медицине (на примере «Чарака-самхиты») Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
773
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ / АЮРВЕДИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА / ИСТОРИЯ ФТИЗИАТРИИ / ТУБЕРКУЛЁЗ / САНСКРИТ / ЧАРАКА-САМХИТА / MEDICINE HISTORY / AYURVEDIC MEDICINE / PHTHISIOLOGY HISTORY / TUBERCULOSIS / SANSKRIT / CHARAKA-SAMHITA

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Пряхина Валентина Николаевна, Дружинин Владимир Юрьевич, Суботялов Михаил Альбертович

В данной работе описаны представления о природе туберкулёза, изложенные в текстах Древней Индии, и прежде всего в «Чарака-самхите», трактате традиционной аюрведической медицины, окончательно сложившемся к I–II веку н.э. Указываются причины, процесс развития болезни, клинические проявления, прогноз заболевания и элементы лечения, согласно источникам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Пряхина Валентина Николаевна, Дружинин Владимир Юрьевич, Суботялов Михаил Альбертович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEA OF TUBERCULOSIS IN TRADITIONAL AYURVEDIC MEDICINE (BASED ON «CHARAKA-SAMHITA»)12FSEI HPE «Novosibirsk State Pedagogical University»

The ideas of tuberculosis nature, stated in texts of Ancient India, and first of all in «Charaka-samkita» that is the treatise of the traditional ayurvedic medicine which has finally developed by the I-II century AD are described in this work. The reasons, progress of disease, clinical manifestations, the forecast of disease and treatment elements, according to sources are specified.

Текст научной работы на тему «Представление о туберкулёзе в традиционной аюрведической медицине (на примере «Чарака-самхиты»)»

№ 1 - 2013 г.

14.00.00 медицинские и фармацевтические науки

УДК 616-002.5:615.89

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТУБЕРКУЛЁЗЕ В ТРАДИЦИОННОЙ АЮРВЕДИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЕ

(НА ПРИМЕРЕ «ЧАРАКА-САМХИТЫ»)

112 В. Н. Пряхина , В. Ю. Дружинин , М. А. Суботялов

]ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава

России (г. Новосибирск)

ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»

(г. Новосибирск)

В данной работе описаны представления о природе туберкулёза, изложенные в текстах Древней Индии, и прежде всего в «Чарака-самхите», трактате традиционной аюрведической медицины, окончательно сложившемся к I—II веку н.э. Указываются причины, процесс развития болезни, клинические проявления, прогноз заболевания и элементы лечения, согласно источникам.

Ключевые слова: история медицины; аюрведическая медицина; история фтизиатрии; туберкулёз; санскрит; Чарака-самхита.

Пряхина Валентина Николаевна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры фтизиопульмонологии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 338-05-29, e-mail: subotyalov@yandex.ru

Суботялов Михаил Альбертович — кандидат биологических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», рабочий телефон: 8 (383) 375-11-08, e-mail: subotyalov@yandex.ru

Дружинин Владимир Юрьевич — ассистент кафедра нормальной физиологии ГБОУ ВПО «Новосибирский Государственный Медицинский Университет», e-mail: edenmoony@mail .ru

Актуальность. Туберкулёз известен с глубокой древности. В 1907 году P. Bartels описал туберкулёзное поражение позвоночника у человека, жившего в эпоху неолита вблизи Гейдельберга [8]. У мумифицированных трупов в Египте (2000-2750 годы до н. э.) были обнаружены специфические поражения крупных суставов и туберкулёзные изменения позвоночника. Кодекс вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 годы до н. э.) включал право на развод с женщиной, больной лёгочной чахоткой. Позднее, в «Гиппократовом сборнике» (около 280 года до н. э.), были описаны общие признаки этого заболевания. Эту болезнь упоминал в своих работах Авл Корнелий Цельс (30/25 год до н. э. — 45/50

год н. э.), а позднее и Гален из Пергама (129—204/216) [3, 5]. В современной литературе упоминания о представлении, касающемся природы туберкулёза в Древней Индии в целом, и в традиционной аюрведической медицине, в частности, крайне немногочисленны. Восполнить этот пробел и призвана данная статья. Осознавая, что термин «туберкулёз» был введен Рене Лаэннеком (1782-1826) в более поздний исторический период, тем не менее авторы используют это понятие для облегчения восприятия материала.

Цель исследования: описать представления о природе туберкулёза, включая его причины, процесс развития, клинические проявления, прогноз и элементы лечения, изложенные в классических текстах традиционной аюрведической медицины (на примере «Чарака-самхиты»).

Результаты исследования. Туберкулёз известен в письменных источниках Древней Индии как раджа-йакшма (raja-yakSma). В «Чарака-самхите» (2.6.12) этимология этого термина расшифровывается следующим образом: «Врачи называют эту болезнь раджа-йакшма, так как она является самой тяжёлой (raja) среди всех других болезней (yakSmanam) и приносящей множество страданий, а также потому, что в незапамятные времена ей страдал сам бог луны (soma), царь (raja) всех звёзд» [6, с. 285]. Согласно древней истории, изложенной в текстах пуран и «Махабхарате» (9.34.40-77), бог луны (soma) женился на 27-ми дочерях (олицетворяют созвездия) прародителя человечества (prajapati) по имени Дакша (dakSa), и должен был навещать по очереди всех жён. Но одна из них, по имени Рохини (rohini), полюбилась ему более всех других, что вызвало гнев остальных жён и привело к проклятию самим Дакшей. Тяжёлый недуг, поразивший Сому, не поддавался никакому лечению, и лишь после омовения в священном месте здоровье вернулось к Соме. Как напоминание об этом, половину месяца луна убывает, а затем вновь «растёт» [2, 7]. Существует несколько синонимов этой болезни. Словарь «Амара-коша» (2.6.51) гласит kSayah soSas ca yakSma ca: «Кшайа, шоша и йакшма — синонимы раджа-йакшмы» [9, p. 219]. Первый из них означает: «То, что приводит к изнурению, истощению пациента». Второй: «То, что иссушает все ткани тела». Третий: «То, что проявляется различными расстройствами». Под именем «йакшма» туберкулёз упоминается ещё в «Атхарваведе» (II.33), содержащей гимн-заклинание против этого недуга [1].

Согласно Чарака-самхите (2.6.3), существует 4 причины туберкулёза: чрезмерная нагрузка (sahasa), сдерживание естественных потребностей (samdharana), истощение, иссушение тканей вследствие различных причин (kSaya) и неправильное питание (viSamasana).

Чрезмерная нагрузка, по Чараке (2.6.4), может быть вызвана сражением человека с более сильным соперником, упражнениями с луком, обладающим туго натянутой тетивой, чрезмерными разговорами, ношением непосильных тяжестей, плаванием в открытом водоёме на большие расстояния, быстрым бегом на длинные дистанции и т. п. Вследствие этого, один из трёх физиологических факторов (tridoSa), вата (vata), выводится из равновесия, становясь патологическим, вызывая дисбаланс других факторов (питта и капха) и распространяясь в различные органы, обеспечивает разнообразные симптомы. Среди них Чарака (6.8.16-18) выделяет такие как головная боль (sirah-sula), боль в горле (kantha-uddhvamsa), кашель (kasa), хрипота (svara-bheda), отсутствие аппетита (arocaka), диарея (varcobheda), зевание вследствие сонливости (jrmbha), жар (jvara) и боль в грудной клетке (uraso rujam). Из-за поражения органов грудной клетки больной при кашле выделяет слизь с примесью крови (sa-sonitam), что причиняет сильное страдание [6]. Описывая таким образом последствия длительного перенапряжения, автор «Чарака-самхиты» остроумно замечает (2.6.5), что следует избегать непосильных нагрузок, ибо

человек может обрести желанные плоды своей деятельности только в том случае, если он жив.

Своевременное отправление естественных потребностей — один из важнейших компонентов здорового образа жизни. Авторы классических трактатов аюрведической медицины подробно описывают его значимость. В контексте темы данной статьи Чарака (6.8.20) говорит, что когда человек из стыда, предрассудков или страха сдерживает потребность в испускании газов, мочеиспускании или дефекации, то вата-доша выводится из равновесия и разбалансирует две других доша [6]. Это приводит к указанным выше симптомам.

Следующая возможная причина туберкулёза — истощение тканей (kSaya). Оно наступает вследствие злобы, гнева, постоянных беспокойств, длительной скорби или страха, голодания, недоедания, постоянного потребления сухой, непитательной пищи, а также вследствие чрезмерных половых взаимоотношений. Подробно описывая последствия половых излишеств, Чарака (2.6.9) говорит, что семя — это конечная суть пищи, потребляемой человеком, а потому должно быть оберегаемо, так как его уменьшение ведёт к множеству болезней или даже смерти [6].

Последняя, из перечисленных в «Чарака-самхите» причин, это — неправильное питание (viSamasana). Автор трактата (2.6.10) указывает, что когда человек постоянно употребляет пищу, нарушая правила, касающиеся её природы (prakrti), способа приготовления (karana), совмещения компонентов пищи (samyoga), её количества (rasi) и других принципов, подробно изложенных в аюрведических текстах [4], то все три фактора (вата, питта и капха) выходят из равновесия и распространяются по организму, препятствуя трансформации пищи в ткани тела, тем самым истощая их. Вата вызывает такие симптомы, как острая боль (sula), неприятные ощущения в горле (kanthoddhvamsana), боль в грудной клетке (parsvasam rujanam) и области лопаток (amsavamarda), хрипоту (svara-bheda), простудные явления (pratisyaya). Питта вызывает лихорадку (jvara), диарею (atisara) и ощущение сильного внутреннего жара (antardaha), капха — простудные явления (pratisyaya), ощущение тяжести в голове (siraso gurutvam), потерю аппетита (arocaka) и кашель (kasa). Вследствие нарушения питания тканей больной постепенно истощается (sanaih sanaih suSyati). Подводя итог этому, «Чарака-самхита» (2.6.11) указывает, что наблюдая множество болезней, причиняющих страдания, порождённых неправильным питанием, мудрый человек должен есть пищу, приносящую благо, должную по количеству и в правильное время, контролируя свои чувства [6].

Согласно аюрведической концепции болезни, Чарака (6.8.33-37) выделяет следующие продромальные признаки туберкулёза (purva-rupa): насморк, слабость, видение изъянов даже там, где их нет, ощущение чего-то ужасного в своём теле, постепенное уменьшение силы и истощение мышц, несмотря на приём пищи, а также желание вина, мяса и секса. Такому больному могут сниться высохшие водоёмы, засушливые города и деревни, сожжённые леса и т.д.

Полное проявление картины туберкулёза характеризуется одиннадцатью симптомами (ekadasa-rupa): ощущение тяжести в голове (sirasah paripurnatvam), кашель (kasa), затруднение дыхание (svasa), хрипота (svarabheda), выделение слизи (sleSmanas chardanam), кровохарканье (sonita-Sthivanam), боль в грудной клетке (parsvasam rojanam), боль в лопаточной области (amsavamarda), лихорадка (jvara), диарея (atisara), отсутствие аппетита (arocaka) [6].

Прогноз заболевания во многом зависит от состояния больного, если он истощён и слаб, то даже наличие неполной картины симптомов не способствует его выздоровлению, с другой стороны даже при наличии всех симптомов сильный и упитанный пациент может быть излечен.

Аюрведические тексты подробно описывают лечение каждого из проявлений туберкулёза с помощью продуктов растительного и животного происхождения, общий же режим лечения, согласно Чарака-самхите (6.8.144-148), помимо прочего, включает в себя массаж и умащение тела маслом, ношение красивых, неповреждённых одежд, регулярное принятие ванн и омовений, согласно сезону, использование питательных клизм, принятие в пищу молока, топлёного масла, мяса (преимущественно хищных животных), риса, приготовленного с мясным бульоном, и подходящих вин. Рекомендуется использовать приятную парфюмерию, общаться с близкими друзьями и лицезреть прекрасных женщин, слушать красивую музыку и пение, приятное слуху, находиться всегда в хорошем настроении, служить старшим, воздерживаться от половых отношений, раздавать пожертвования, принимать аскезы и поклоняться Богу, быть правдивым, совершать праведные поступки, избегать насилия, служить врачам и брахманам.

Заключение. Тексты Древней Индии содержат множество упоминаний о туберкулёзе. Тексты традиционной аюрведической медицины содержат подробное описание причин болезни, её развития, клинические проявления данного заболевания, его прогноз и лечение. Многие сведения, изложенные в «Чарака-самхите» и других канонических текстах аюрведы, остаются актуальными и сегодня.

Список литературы

1. Атхарваведа (Шаунака) : в 3 т. Т. 1, кн. I-VII / Пер. с вед., вступ. ст., коммент. и прил. Т. Я. Елизаренковой ; Ин-т востоковедения. — М. : Вост. лит., 2005. — 573 с.

2. Махабхарата. Кн. 9. Шальяпарва / Изд. подгот. В. И. Кальянов. — М. : Ладомир, 1996. — 352 с.

3. Сорокина Т. С. История медицины : учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений / Т. С. Сорокина. — 9-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2009. — 560 с.

4. Суботялов М. А. Диетология в традиционной аюрведической медицине [Электронный ресурс] / М. А. Суботялов, В. Ю. Дружинин // Медицина и образование в Сибири : электронный научный журнал. — 2012. — № 3. — Режим доступа : http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=736

5. Холмовская М. Б. Хронологическая таблица основных событий и фактов в истории фтизиатрии (5000 лет до н.э. — 1998 г.) / М. Б. Холмовская. — М., 1999. — 84 с.

6. Caraka-samhita. Agnivesa's treatise refined and annotated by Caraka and redacted by Drdhabala / Caraka-samhita ; Text with English translation ; Editor-translator prof. Priyavrat Sharma. — Vol. 1. Varanasi : Chaukambha Orientalia, 2001. — 544 p.

7. Mani Vettam. Puranic Encyclopaedia. A Comprehensive Dictionary with Special Reference to the Epic and Puranic Literature. — Delhi : Motilal Banarsidass, 1975. — 922 p.

8. Roberts, Charlotte A. The bioarcheology of tuberculosis: a global view on a reemerging disease / Charlotte A. Roberts and Jane E. Buikstra. — University Press of Florida, 2003.

— 343 p.

9. The Namalinganusasana (Amarakosha) of Amarasimha. With the Commentary (Vyakhyasudha or Ramasrami) Of Bhanuji Dikshit. Bombay, 1929. — 535 p.

IDEA OF TUBERCULOSIS IN TRADITIONAL

AYURVEDIC MEDICINE (BASED

ON «CHARAKA-SAMHITA»)

11 2 V. N. Pryakhina , V. Y. Druzhinin , M. А. Subotyalov

1SBEIHPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health» (Novosibirsk c.) 2FSEI HPE «Novosibirsk State Pedagogical University» (Novosibirsk c.)

The ideas of tuberculosis nature, stated in texts of Ancient India, and first of all in «Charaka-samkita» that is the treatise of the traditional ayurvedic medicine which has finally developed by the I-II century AD are described in this work. The reasons, progress of disease, clinical manifestations, the forecast of disease and treatment elements, according to sources are specified.

Keywords: medicine history; ayurvedic medicine; phthisiology history; tuberculosis; Sanskrit; Charaka-samhita.

About authors:

Pryakhina Valentina Nikolaevna — candidate of medical sciences, assistant professor of phthisiopulmonology at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», office phone: 8 (383) 338-05-29, e-mail: subotyalov@yandex.ru

Subotyalov Mikhail Albertovich — candidate of biological sciences, assistant professor at FSEI HPE «Novosibirsk State Pedagogical University», office phone: 8 (383) 375-11-08, e-mail: subotyalov@yandex.ru

Druzhinin Vladimir Yurevich — assistant of normal physiology chair at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», e-mail: edenmoony@mail.ru

List of the Literature:

1. Atkharvaveda (Shaunaka): in 3 V. V. 1, book of I-VII / the translation from ved. intr. Art., comment. and enc. T. Y. Elizarenkova; Institute of oriental studies. — M: East. litas. 2005 . — 573 P.

2. Mahabharata. Book 9. Shalyaparva / Prod. prep. V. I. Kalyanov. — M: Ladomir, 1996.

— 352 P.

3. Sorokina T. S. Medicine history: textbook for students of high medical institutions / T. S. Sorokina. — 9th prod., ad. — M: Publishing center «Akademy», 2009. — 560 P.

4. Subotyalov M. A. Dietology in traditional ayurvedic medicine [electronic resource] /

M. A. Subotyalov, V. Y. Druzhinin // Medicine and education in Siberia: electronic scientific magazine. — 2012 . — № 3. — Access mode:

http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=736

5. Kholmovsky M. B. The chronological table of the main events and the facts in the history of phthisiology (5000 years BC — 1998) / M. B. Kholmovskaya. — M, 1999. — 84 P.

6. Caraka-samhita. Agnivesa's treatise refined and annotated by Caraka and redacted by Drdhabala / Caraka-samhita ; Text with English translation ; Editor-translator prof. Priyavrat Sharma. — Vol. 1. Varanasi : Chaukambha Orientalia, 2001. — 544 p.

7. Mani Vettam. Puranic Encyclopaedia. A Comprehensive Dictionary with Special Reference to the Epic and Puranic Literature. — Delhi : Motilal Banarsidass, 1975. — 922 p.

8. Roberts, Charlotte A. The bioarcheology of tuberculosis: a global view on a reemerging disease / Charlotte A. Roberts and Jane E. Buikstra. — University Press of Florida, 2003.

— 343 p.

9. The Namalinganusasana (Amarakosha) of Amarasimha. With the Commentary (Vyakhyasudha or Ramasrami) Of Bhanuji Dikshit. Bombay, 1929. — 535 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.