Научная статья на тему 'Вклад Сушруты в становление медицинского образования'

Вклад Сушруты в становление медицинского образования Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
1559
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ / ТРАДИЦИОННАЯ АЮРВЕДИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА / МЕДИЦИНСКИЕ ИСТОЧНИКИ / САНСКРИТ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СУШРУТА

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Суботялов Михаил Альбертович, Сорокина Татьяна Сергеевна, Дружинин Владимир Юрьевич

Статья посвящена изучению литературного и медицинского наследия врача аюрведической медицинской традиции Сушруты. Цель данной работы – проанализировать вклад Сушруты в аюрведическую медицину и в медицинскую науку в целом, а также в профессиональное образование врача. В работе представлен обзор содержания трудов Сушруты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вклад Сушруты в становление медицинского образования»

УДК 61(092)Сушрутк+378

Суботялов Михаил Альбертович

Кандидат биологических наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Новосибирского государственного педагогического университета, [email protected], Новосибирск

Сорокина Татьяна Сергеевна

Доктор медицинских наук, профессор, заведующая курсом истории медицины Российского университета дружбы народов, [email protected], Москва

Дружинин Владимир Юрьевич

Ассистент кафедры нормальной физиологии Новосибирского государственного медицинского университета, [email protected], Новосибирск

вклад сушруты в становление

медицинского образования

Аннотация. Статья посвящена изучению литературного и медицинского наследия врача аюрведической медицинской традиции Сушруты. Цель данной работы - проанализировать вклад Сушруты в аюрведическую медицину и в медицинскую науку в целом, а также в профессиональное образование врача. В работе представлен обзор содержания трудов Сушруты.

Ключевые слова: история медицины, традиционная аюрведическая медицина, медицинские источники, санскрит, медицинское образование, Сушрута.

Subotyalov Mikhail Albertovich

Candidate of biological sciences, professor of anatomy, physiology and life safety FSBEI HPE «Novosibirsk State Pedagogical University», doctoral candidate of Faculty of Medicine of the Russian University of People's Friendship, [email protected], Novosibirsk

Sorokina Tatiana Sergeevna

Doctor of medical sciences, Professor, Head of the History of Medicine course, SBEI HPE «Russian University of People's Friendship», [email protected], Moskow

Druzhinin Vladimir Yuryevich

Assistant of department of normal physiology SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University», [email protected], Novosibirsk

the contribution of sushruta in the development of medical education

Abstract. The article is devoted to the study of literary and medical heritage of Ayurvedic physician Sushruta. The purpose of this paper - to analyze the contribution of Sushruta in Ayurvedic medicine and medical science in general, and in the professional education of physicians. This paper presents an overview of the content of the works of Sushruta.

Keywords: history of medicine, traditional Ayurvedic medicine, medical sources, Sanskrit, health education, Sushruta.

Сушрута ^шгШо) - великий учёный Древней Индии, врач, энциклопедист, один из авторов древнего трактата традиционной аюрведической медицины «Сушрута-самхита» («SusmtasamЫta»). Проживал на территории современной Индии, по всей вероятности, в УП-У вв. до н.э. Его имя упоминается в «Махабхарате» («МаЬаЬИатаа»)

и в «Гаруда-пуране» («^аг^аршапа»). Принадлежал к одной из крупнейших медицинских школ в городе Бенаресе (Варанаси на северо-востоке Индии) и был учеником Ди-водасы, врача царя этой местности [9].

«Сушрута-самхита» - второй по значимости канон «Брихат-трайи» («Большой Трилогии» аюрведических канонов) после «Ча-

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

рака-самхиты» [4]. Он посвящён в основном оперативному лечению и считается самым древним и единственным из дошедших до нас завершённых трудов по практической хирургии. Позднее Нагарджуна (Nagarjuna), известный индийский учёный, основатель одной из буддийских школ, живший во II-III вв. н.э., составил новое обобщенное изложение этого труда, которое и дошло до наших дней [6].

Деятельность Сушруты приходится на период развития системы Аюрведы, в который была окончательно сформулирована концепция индивидуального подхода к больному, известная как учение «тридоша» - о трех конституциональных группах характеристик организма: вата, питта и капха (vata, pitta, kapha), основы которой были заложены ранее [2]. Высоко оценивая значение крови для хирурга, Сушрута пошёл еще дальше и определил кровь, как четвёртую дошу. Существует представление о том, что доктрина «Тридо-ша» повлияла на развитие гуморальной теории в античном Средиземноморье [8].

Вклад Сушруты в различные области медицины признан многими историками хирургии, урологии, пластической хирургии, офтальмологии.

Особую известность он приобрел как выдающийся хирург древности. В «Сушру-та-самхите» описано свыше 120 хирургических инструментов (прямые и кривые иглы, зонды, шелковые и льняные нити и пр.), более 650 лекарственных средств, включая 57 препаратов животного и 64 препарата минерального происхождения, рассказывается о 1120 болезнях, 700 лекарственных растениях (в том числе обезболивающих - белене и гашише); описаны 14 форм перевязок и более 300 операций: приемы в случаях трудных родов, поворот плода на головку и на ножку, кранео- и эмбриотомии, ампутации, лапаротомии, камнесечения, пластические операции (в частности, индийский способ ринопластики) [10]. В XIX в. подробное описание операции по восстановлению повреждённых ушей и носа из «Сушрута-сам-хиты» было переведено на немецкий язык [6]. Операция по пересадке трансплантатов на ножке положила начало развитию пластической хирургии, и сегодня пластические хирурги всего мира считают Сушруту отцом своего искусства.

Сушрута полагал, что значительная часть хирургических проблем может быть успешно разрешена при помощи кровопускания, однако при этом указывал двадцать вариантов неправильных кровопусканий и подчёркивал, что чрезмерная потеря крови неприемлема.

Больничные палаты и операционные комнаты предписывал окуривать, сжигая растение апамарга (лат. Achyranthes aspera) и др., которые, как показали современные исследования, действительно очищают воздух от бактерий. Указывал, что проказа, лихорадка, чахотка и конъюнктивит, будучи заразными, «передаются при тесной близости» (секс, прикосновение, дыхание одним воздухом, еда из одной тарелки, общая постель, общая одежда, украшения, умащения и т.п.). Утверждал, что всякое острое осложнение должно лечиться в первую очередь.

В его сочинениях сообщается о методах анатомирования трупа (методом мацерации), описаны 500 мышц, 300 костей, 107 сочленений, 700 кровеносных сосудов (полых) и другие органы тела. В одном из поэтических произведений утверждается: «Мадхава преуспел в изучении причин заболеваний, Вагбхата - в составлении афоризмов, Сушрута - в знании строения тела, а Чарака достиг больших высот в лечении внутренних болезней». По убеждению Суш-руты, из всех хирургических инструментов важнейшими являются руки, так как без них все прочие инструменты теряют смысл [1]. Чтобы добиться искусной ловкости в руках, его ученики препарировали человеческие трупы, изучая строение тела, а также оттачивали мастерство в экстракции и рассечении, упражняясь на муляжах, дынях, мочевых пузырях животных, на коже, снятой с трупов, на трупах животных, на стеблях лотоса [10]. Понимая, что анатомирование тел умерших - необходимая часть хирургической практики, Сушрута отстаивал подобные методы, несмотря на неотвратимость навлечь на себя позор, поскольку в те времена прикосновение к мертвому телу считалось худшей разновидностью осквернения.

Большое внимание Сушрута уделял и обучению медицине. Одна из глав «Суш-рута-самхиты» (1.2.1-10) посвящена критериям отбора будущих врачей [3], там же описывается обряд посвящения в изучение медицинской науки, а также дни и места,

158

Сибирский педагогический журнал ♦ № 1 / 2014

разрешённые и запрещенные для обучающих занятий [7]. В другом месте «Сушрута-самхиты» (1.3.48-51, 53) указывается важность изучения как теории, так и практики медицины [1].

При «усталости от телесного труда» предлагал ежедневно выполнять упражнения: ходьбу, бег, прыжки, плавание, подводное плавание, стрельбу из лука, борьбу и фактически был одним из первых врачей, назначавших упражнения в качестве лечения с учетом возраста, силы, телосложения пациента, диеты, а также времени года и местности. В то же время он решительно выступал против чрезмерных упражнений, потому что они могут вызвать различные заболевания и расстройства (кровотечения, рвоту, кашель, лихорадку, астму, кахексию и чахотку). Это согласуется с современными представлениями о том, что чрезмерная нагрузка подавляет иммунную систему.

Причинами ожирения считал сидячий образ жизни, переедание, недостаток физических упражнений. Лечение состояло в назначении лекарств и физических упражнений.

Заболевание мадхумеха (соврем. диабет) Сушрута оценивал как болезнь мочевыдели-тельной системы, и относил к неизлечимым состояниям. Различал два вида диабета: «вызываемый ... в сперме или яйцеклетке» (т.е. обусловленный наследственно) и потому неизлечимый, и обусловленный «нарушениями в питании». Его лечение включало диету и прогулки, занятия спортом (борьбой, верховой ездой). Особым средством лечения диабета считал растение мадху-винашини (лат. Gimnema sylvestre), называя его «убийцей» диабета.

Сушрута сообщает о 76 заболеваниях глаз, связанных с дисбалансом каждой доши в отдельности, выходом из равновесия всех трёх дош (конституциональных характеристик - sarva-jâ), внешними причинами (bâhya) и болезнями крови (rakta), указывает причины, приводящие к глазным болезням; среди них - купание в воде, когда глаза

подвергаются влиянию сильного жара или яркого солнечного света; напряжение глаз, вызванное рассматриванием далеко расположенных или мелких предметов, нарушение режима сна (дневной сон при ночном бодрствовании) и т.д. [5]. Сушрута был одним из величайших врачей древности, внесших значительный вклад в развитие как практической, так и теоретической медицины.

Библиографический список

1. Суботялов М. А., Дружинин В. Ю. Деонто-логические требования к врачу в древней Индии (на примере аюрведической медицины) // Биоэтика. - 2012. - Т. 1. - № 9. - С. 15-17.

2. СуботяловМ. А., Дружинин В. Ю. Индивидуально-типологический (конституциональный) подход к организму и личности в аюрведической медицине // Традиционная медицина. - 2011. -№ 3. - С. 60-63.

3. Суботялов М. А., Дружинин В. Ю. Медицинское образование в традиционной аюрведи-ческой медицине // Сибирский педагогический журнал. - 2012. - № 6. - С. 186-90.

4. Суботялов М. А., Дружинин В. Ю. Письменные источники Аюрведы как основа медицинского образования // Философия образования. - № 2 (47), - 2013. - С. 224-229.

5. Суботялов М. А., Дружинин В. Ю. Профилактика глазных болезней в аюрведической медицине // Традиционная медицина. - № 2 (29), 2012. - с. 58-61.

6. Суботялов М. А., Сорокина Т. С., Дружинин В. Ю. Этапы развития аюрведической медицины // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2013, -№ 2. - С. 57-60.

7. An English translation of the Sushrata Samhita by Kaviraj Kunja Lal Bhishagratna. - Vol. 1. -Calcutta. - 1907. - 571 p.

8. Chakraberty Chandra. An Interpretation of Ancient Hindu Medicine. General Books LLC, 2010. - 194 p.

9. Meulenbeld G .J. A History Of Indian Medicine. Volume 1. Text. Groningen: Egbert Forsten, 1999. - 699 p.

10. Ray P., Gupta H., Roy M. Susruta Samhita (A Scientific Synopsis). Indian National Science Academy, New Delhi, 1993. - 459 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.