Научная статья на тему 'Понятие «Бала» в традиционной аюрведической медицине'

Понятие «Бала» в традиционной аюрведической медицине Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
567
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Ключевые слова
ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ / АЮРВЕДИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА / САНСКРИТ / ЧАРАКА-САМХИТА / ИСТОЧНИКИ МЕДИЦИНЫ / СУШРУТА-САМХИТА / MEDICINE HISTORY / AYURVEDIC MEDICINE / SANSKRIT / CHARAKA-SAMHITA / MEDICINE SOURCES / SUSHRUTA-SAMHITA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дружинин Владимир Юрьевич

В статье описаны представления о «силе» человека, изложенные в санскритских текстах Древней Индии, прежде всего, в «Чарака-самхите» и «Сушрута-самхите». Раскрывается понятие «сила», называются ее аспекты, виды, указывается использование этого понятия в различных разделах традиционной аюрведы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BALA CONCEPT IN TRADITIONAL AYURVEDIC MEDICINE

The ideas of «strength» of the person stated in Sanskrit texts of Ancient India, first of all, in «Charaka-samhita» and «Sushruta-samhita» are described in the article. The concept of «strength», aspects, types are revealed, usage of this concept oin various parts of traditional Ayurveda is specified.

Текст научной работы на тему «Понятие «Бала» в традиционной аюрведической медицине»

№ 3 - 2015 г. 13.00.00 Педагогические науки

УДК 615.89

ПОНЯТИЕ «БАЛА» В ТРАДИЦИОННОЙ АЮРВЕДИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЕ

В. Ю. Дружинин

ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава

России (г. Новосибирск) ФГАОУ ВО «Новосибирский государственный университет» (г. Новосибирск)

В статье описаны представления о «силе» человека, изложенные в санскритских текстах Древней Индии, прежде всего, в «Чарака-самхите» и «Сушрута-самхите». Раскрывается понятие «сила», называются ее аспекты, виды, указывается использование этого понятия в различных разделах традиционной аюрведы.

Ключевые слова: история медицины; аюрведическая медицина; санскрит; Чарака-самхита; источники медицины; Сушрута-самхита.

Дружинин Владимир Юрьевич — ассистент кафедры нормальной физиологии ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», ассистент кафедры фундаментальной медицины ФГАОУ ВО «Новосибирский государственный университет», e-mail: [email protected]

Актуальность. Аюрведа, или аюрведическая медицина, является одной из трех сохранившихся до наших дней традиционных медицинских систем (индийской, китайской и тибетской), которая формировалась в течение тысячелетий на территории современной Индии и некоторых стран Юго-Восточной Азии. Термин «аюрведа» (санскрит — áyurveda) происходит от áyus— жизнь, veda — знание и переводится с санскрита как «учение о долгой жизни» [1, c. 57].

Основой традиционной аюрведы являются канонические тексты так называемой большой троицы (brhattrayí) — «Чарака-самхита» (Caraka-samhitá), «Сушрута-самхита» ( Susruta-samhitá) и «Аштанга-хридая-самхита» (Astáñga-hrdaya-samhitá) [2, c. 225]. Они содержат большое количество сведений из различных отраслей естествознания и медицины, которые мы сегодня называем анатомией, физиологией, эмбриологией, фармакологией, деонтологией, патологией, гигиеной, диетологией, терапией и т. д.

Одной из важных концепций традиционной аюрведы является представление о «силе» человека (санскрит. bala), имеющее отношение к физиологии организма, фармакологии, прогностике и т. д. Эти сведения, представленные в санскритских источниках, малоизвестны. Их изложению и посвящена данная работа.

Цель исследования: проанализировать понятие «бала» в текстах традиционной аюрведы.

Результаты исследования. Санскритское слово «бала» многозначно. Словарь «Вишва-пракаша» (Visva-prakàsa, La-dvikam, говорит:

balamgandharaserùpesthàmamsthaulya-sainyayoh | balohalàyudhedaitya-bhedebalinivàyase — «Слово бала в среднем роде означает мирру, форму, силу, полноту, армию, а в мужском роде — Балараму, одного из сыновей Дити, того, кто обладает силой и ворону» [3, p. 148-149]. Словарь «Амара-коша» (Amarakosa, 3.3.195) гласит:

sthaulya-sàmarthya-sainyesubalamnàkàka-sîrinoh — «Слово бала означает упитанность, способность выполнять что-либо, армию, а также ворону и Балараму» [4, p. 431]. В контексте источников традиционной аюрведы слово «бала» может означать энергичность (utsàha), упитанность тела (dehopacaya), жизненную силу (pràna), способность выполнять физическую нагрузку (vyàyàma-sakti), один из трех принципов регуляции функций организма (kapha-dosa), особую субстанцию, располагающуюся в сердце (hrdisthitamojah) и ряд др. [5, p. 955].

В самом общем понимании, бала — это, прежде всего, сила организма. Она имеет два аспекта [6, p. 120]. Первый — способность выполнять физическую работу (karma-sakti). Так в «Чарака-самхите» (3.8.121) провозглашается, что одним из важных критериев оценки состояния пациента является определение его способности выполнять физическую нагрузку (vyàyàma-saktirapikarma-saktyà parîksyà), и через эту способность постигается его сила (karma-saktyà hyanumïyatebala-traividhyam). В комментарии «Аюрведа-дипика» (Àyurveda-dîpikà) к этому стиху говорится, что деятельность (karma) — это, к примеру, перенос тяжестей и т.д. (bhàra-vahanàdi) [7, p. 280]. О том же говорит и комментатор «Сушрута-самхиты» (1.15.19(23)) Далхана (Dalhana). По его мнению, бала — это способность переносить грузы (bhàra-haranàdi-sakti-gamya) [8, p. 15]. Он также отмечает (1.1.28), что источником силы, т. е. способности к выполнению работы ( karma-sàdhana-saktih), так же как привлекательной внешности/здорового внешнего вида ( varna) и жизненной энергии (ojas), является, прежде всего, правильное питание ( prànmàmpunarmûlamàhàrôbala-varnaujasàmca).

Другой важный аспект балы — это способность сопротивляться болезням ( vyàdhi-ksamatva). В «Чарака-самхите» (1.28.7) говорится, что приём вредной пищи и неправильный образ жизни (apathya) не всегда приводят к развитию болезней, а если же приводят, то в различные сроки и разной выраженности, в зависимости от вовлеченного человека.Не все люди имеют равную способность сопротивляться болезням (nacasarvànisarîrànivyàdhi-ksamatvesamarthàmbhavanti). В комментарии к этому стиху Чакрапани (Cakrapàni) делит способность сопротивляться болезням на два вида: препятствие развитию появившейся болезни и предотвращение возникновения болезни ( vyàdhi-ksamatvamvyàdhi-bala-virôdhitvamvyàdhy-utpàda-pratibandhakatvam).

В обсуждаемом пассаже из «Чарака-самхиты» (1.28.7) также говорится, что чрезмерно упитанные (atisthùlàni) или истощенные (atikrsàni) люди, имеющие «дряблые» ткани тела, такие как мышцы, кровь и кости (anivista-màmsa-sônitàsthmi), люди малой физической силы (durbalàni), питающие тело неподходящей пищей (asàtmyàhàrôpacitàni), недоедающие (alpàhàràni) и обладающие слабым интеллектом (alpasattvàni), имеют малую способность сопротивляться болезням (avyàdhi-sahàni) [7, p. 178]. Стоит также отметить, что в классических текстах мы находим описание заразных болезней, и сопротивляемость им также входит в понятие «силы» (bala). Так «Сушрута-самхита» (2.5.33-34) говорит, что проказа (kustha), некоторые виды лихорадок (jvara), истощение/туберкулез (sosa), некоторые виды конъюнктивитов (netràbhisyanda) и некоторые болезни, сопровождающиеся высыпаниями (aupasargika-rogàh), передаются от человека к человеку (sankràmantinarànnaram) вследствие тесного общения (prasangàt), такого как

прикосновение (gàtra-samsparsàt), дыхание (nisvàsàt), прием пищи из общей посуды ( sahabhojanàt), нахождение в одной постели (sahasayyàsanàt), ношения общей одежды или украшений (vastra-màlyànulepanàt) [8, p. 233].

Согласно «Чарака-самхите» (1.11.36), оба аспекта «силы» — способность выполнять физическую нагрузку и сопротивляемость болезням — делятся на три типа ( trividhambalam). То же самое мы находим в трудах Вагбхаты. Так «Аштанга-хридайам» (2.3.77-78) утверждает: sahajamkàlajamyukti-krtamdeha-balamtridhà — «Сила тела бывает трех видов: природная, временная и созданная усилиями» [9, p. 401].

Первая — врожденная (sahajam), та, что по природе присуща телу и уму ( yaccharira-sattvayoh pràkrrtam).

Второй вид — рожденная временем (kàlajam). Она делится на два вида: создаваемая возрастом (vayah-krtam) и сезоном года (rtu-vibhàgajam). Считается, что дети и пожилые люди обладают меньшей силой, взрослые — большей, зимой (hemanta, sisira) сила наибольшая, весной (vasanta) и солнечной осенью (sarat) — средняя, жарким сухим летом (grisma) и дождливой осенью (varsà) — наименьшая.

Заключительный вид силы — рожденная усилиями (yukti-krtam). Она обретается путем правильного питания и физических упражнений (àhàra-cestàyogajam/vihàràhàra-janitam), другой вариант рассмотрения этой строки также включает прием (yoga) профилактических средств (rasàyana-prayogam) [7, p. 74].

Концепция «силы» человека находит свой отклик в различных разделах аюрведы. Так в учении об индивидуальной конституции (prakrti) говорится, что люди капха-типа ( kapha-prakrti) обладают большой силой (balavantah), питта-типа (pitta-prakrti) — средней ( madhyabalàh), вата-типа (vàta-prakrti) — малой (alpabalàh).

Частью учения о предотвращении болезней является обязательная ежедневная физическая нагрузка (vyàyàma), которая согласно «Чарака-самхите» (1.7.32) наделяет тело легкостью (làghavam), способностью выполнять физическую работу, т. е. силой ( karma-sàmarthyam), крепостью (sthairyam), умением сносить трудности (duhkha-sahisnutà), уменьшает капха-дошу (dosa-ksaya) и усиливает огонь пищеварения (agni-vrddhi).

В учении о различных субстанциях и их качествах (dravya-guna-v^àna), аюрведической «фармакологии» одним из важных действий (karma) вещества является способность наделять тело силой (balya, bala-krt). Среди лекарственных растений, обладающих этим свойством, можно назвать kapikacchu (лат. Mucunaprurita), asvagandhà (лат. Withaniasomnifera), bhrûgaràja (лат. Ecliptaalba), yastimadhu (лат. Glycyrrhizaglabra) и многие др. Этим же свойством могут обладать и пищевые продукты, такие как коровье молоко (go-dugdha), пшеница (godhüma), семена кунжута (tila), финики (kharjúra), виноград (draksà), урад-дал (màsa) и т. д., что используется при назначении определенного режима питания, способствующего увеличению массы тела при истощении или подготовке к лечебным процедурам.

Заключение. Представление о «силе» пациента используется во многих разделах традиционной аюрведической медицины и имеет не только важное историческое значение, но также и практическое применение в области традиционного аюрведического врачевания.

Список литературы

1. Суботялов М. А. Этапы развития аюрведической медицины / М. А. Суботялов,

Т. С. Сорокина, В. Ю. Дружинин // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2013. - № 2. - С. 57-60.

2. Суботялов М. А. Письменные источники Аюрведы как основа медицинского образования / М. А. Суботялов, В. Ю. Дружинин // Философия образования. — 2013.

— № 2 (47). — С. 224-229.

3. Visva-prakasa by SriMahesvara. — Benares : VidyaVilasa Press, 1911. — 193 p.

4. Srinamalinganusasanamnamaamarakosahpandita-vara-srimad-amarasimha-viracitah mahamahopadhyaya-sri-bhattoji-diksitatmaja-vidvad-vara-sri-bhanuii-diksita-krtaya vyakhya-sudhakhyayavyakhyayasahitah. — Bombay : NirnayaSagar Press, 1929. — 505 p.

5. Ayurvediyamahakosaarthatayurvediyasabdakosa. Samskrta-marathi. Dvitiyakhanda.

— Bombay : Maharastra-rajya-sahityani-samskrti-mandala, 1968. — 1730 p.

6. Dash Bhagwan. Concept of Agni in Ayurveda with Special Reference to AgnibalaPariksa.

— Varanasi-1 : Chowkhamba Sanskrit Series Office, 1971. — 212 p.

7. Maharsinapunarvasunopadistatacchisyenagnivesenapranitacaraka-drdhabalabhyampratisam skrtacaraka-samhitasri-cakrapanidatta-viracitayaayurveda-dipika-vyakhyayasamvalita.

— Bombay : NirnayaSagarPress, 1941. — 738 p.

8. Vaidya-vara-sri-dalhanacarya-viracitaya nibandha-samgrahakhya-vyakhyaya samullasita maharsina susrutenaviracita susruta-samhita. — Bombay : Nirnaya-sagara-press, 1915.

— 712 p.

9. Srimad-vagbhata-viracitamastanga-hrdayam | srimad-arunadatta-viracitayasarvanga-sundarakhyayavyakhyaya,

hemadri-pranitayaayurveda-rasayanahvayatikayacasamullasitam. — Bombay : NirnayaSagar Press, 1939. — 956 p.

BALA CONCEPT IN TRADITIONAL AYURVEDIC MEDICINE

V. Y. Druzhinin

SBEIHPE «Novosibirsk State Medical University» of Ministry of Health (Novosibirsk) FSAEI HE «Novosibirsk state university» (Novosibirsk)

The ideas of «strength» of the person stated in Sanskrit texts of Ancient India, first of all, in «Charaka-samhita» and «Sushruta-samhita» are described in the article. The concept of «strength», aspects, types are revealed, usage of this concept oin various parts of traditional Ayurveda is specified.

Keywords: medicine history; ayurvedic medicine; Sanskrit; Charaka-samhita; medicine sources; Sushruta-samhita.

About authors:

Druzhinin Vladimir Yuryevich — assistant of normal physiology department of SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University» of Ministry of Health, assistant of fundamental medicine department at FSAEI HE «Novosibirsk state university», e-mail: [email protected]

List of the Literature:

1. Subotyalov M. A. Stages of development of ayurvedic medicine / M. A. Subotyalov, T. S. Sorokina, V. Y. Druzhinin // Problems of soc. hygiene, health care and history of medicine. — 2013. — N 2. — P. 57-60.

2. Subotyalov M. A. Written sources of Ayurveda as basis of medical education / M. A. Subotyalov, V. Y. Druzhinin // Philosophy of education. — 2013. — N 2 (47). — P. 224-229.

3. Visva-prakasa by SriMahesvara. — Benares : VidyaVilasa Press, 1911. — 193 p.

4. Srinamalinganusasanamnamaamarakosahpandita-vara-srimad-amarasimha-viracitah mahamahopadhyaya-sri-bhattoji-diksitatmaja-vidvad-vara-sri-bhanuii-diksita-krtaya vyakhya-sudhakhyayavyakhyayasahitah. — Bombay : NirnayaSagar Press, 1929. — 505 p.

5. Ayurvediyamahakosaarthatayurvediyasabdakosa. Samskrta-marathi. Dvitiyakhanda.

— Bombay : Maharastra-rajya-sahityani-samskrti-mandala, 1968. — 1730 p.

6. Dash Bhagwan. Concept of Agni in Ayurveda with Special Reference to AgnibalaPariksa.

— Varanasi-1 : Chowkhamba Sanskrit Series Office, 1971. — 212 p.

7. Maharsinapunarvasunopadistatacchisyenagnivesenapranitacaraka-drdhabalabhyampratisam skrtacaraka-samhitasri-cakrapanidatta-viracitayaayurveda-dipika-vyakhyayasamvalita.

— Bombay : NirnayaSagarPress, 1941. — 738 p.

8. Vaidya-vara-sri-dalhanacarya-viracitaya nibandha-samgrahakhya-vyakhyaya samullasita maharsina susrutenaviracita susruta-samhita. — Bombay : Nirnaya-sagara-press, 1915.

— 712 p.

9. Srimad-vagbhata-viracitamastanga-hrdayam | srimad-arunadatta-viracitayasarvanga-sundarakhyayavyakhyaya,

hemadri-pranitayaayurveda-rasayanahvayatikayacasamullasitam. — Bombay : NirnayaSagar Press, 1939. — 956 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.