9. Holubar K. Ferdinand von Hebra and the General Hospital of Vienna. Establishment of the 2 dermatologie clinics in the middle of the 19th century and their relations with the central building II of the General Hospital. Wien. Med. Wchr. 1982; 132 (18): 423—6.
10. Crissey J.T., Parish L.C. Ferdinand Hebra: a reexamination of his contributions to dermatology. Int. J. Dermatol. 1980; 19 (10): 585—8.
11. Сточик А.М., Затравкин С.Н. Формирование естественнонаучных основ медицины в процессе научных революций 17—19 веков. М.: Медицина; 2011.
12. Белоголовый Н.А. С.П. Боткин: Его жизнь и врачебная деятельность. СПб.: Тип. Ю.Н. Эрлиха; 1892.
13. Самцов А.В., Раводин Р. А. Сергей Петрович Боткин — основоположник отечественной дерматологии. Вестник российской военно-медицинской академии. 2007; 2: 142.
14. Скрипкин Ю.К. Кожные и венерические болезни. Руководство для врачей. М.: Медицина; 1995; т. 1.
15. Гусаков Н.И. История отечественной дерматовенерологии. М.: Авваллон; 2007.
16. Бородулин В.И. История медицины России: клиника внутренних болезней во второй половине XIX — первой половине XX века. М.: МЕДпресс-информ; 2011.
REFERENCE
1. Stochik A.M., Zatravkin S.N. Austrian reforms of university medical education in the second half of the XVIII century. Communication
1. H. Van-Sviten's reforms of education at Vien university medical department. Klinicheskaya meditsina. 1998; 5: 74—7 (in Russian).
2. Stochik A.M., Zatravkin S.N. Austrian reforms of university medical education in the second half of the XVIII century. Communication
2. Development of the curricula for training doctors by I.P. Frank. Klinicheskaya meditsina. 1998; 5: 70—5 (in Russian).
3. Borodulin V.I., Topolyanskiy A.V. Moscow therapeutic school. 20s— 40s of the 20th century. Moscow: NII istorii meditsiny RAMN; 2013 (in Russian).
© Коллектив авторов, 2014
УДК 615.89:93
4. Vogl A. Six hundred years of medicine in Vienna. A history of the Vienna School of Medicine. Bull. N. Y. Acad. Med. 1967; 43 (4): 282—99.
5. Sedivy R. Rokitansky and the Vienna Medical School — from the philosophy of nature to natural science. Wien. Med. Wchr. 2004; 154 (19—20): 443—53.
6. Yonash V. Clinical cardiology. Prague: Gosudarstvennoe izdatel'stvo meditsinskoy literatury; 1966 (in Russian).
7. Sakula A. Joseph Skoda 1805—1881: a centenary tribute to a pioneer of thoracic medicine. Thorax. 1981; 36 (6): 404—11.
8. Kästner I. Johann von Oppolzer (1808—1871) as director of the medical clinic at the university of Leipzig. NTM. 2007; 15 (1): 50—61.
9. Holubar K. Ferdinand von Hebra and the General Hospital of Vienna. Establishment of the 2 dermatologic clinics in the middle of the 19th century and their relations with the central building II of the General Hospital. Wien. Med. Wchr. 1982; 132 (18): 423—6.
10. Crissey J.T., Parish L.C. Ferdinand Hebra: a reexamination of his contributions to dermatology. Int. J. Dermatol. 1980; 19 (10): 585—8.
11. Stochik A.M., Zatravkin S.N. Formation of natural science foundations of medicine in the scientific revolution of the 17th—19th centuries. Moscow: Meditsina; 2011 (in Russian).
12. Belogolovyy N.A. S.P. Botkin: His life and medical activities. St-Petersburg: Tip. Yu.N. Erlikha; 1892 (in Russian).
13. Samtsov A.V., Ravodin R.A. Sergei Petrovich Botkin — founder of the national dermatology. Vestnik rossiyskoy voenno-meditsinskoy akademii. 2007; 2: 142 (in Russian).
14. Skripkin Yu.K. Kozhnye i venericheskie bolezni. Rukovodstvo dlya vrachey. Moscow: Meditsina; 1995; vol. 1 (in Russian).
15. Gusakov N.I. The history of national dermatology. Moscow: Avval-lon; 2007 (in Russian).
16. Borodulin V.I. The history of Russian medicine: internal medicine clinic in the second half of XIX — the first half of the XX century. Moscow; MEDpress-inform; 2011 (in Russian).
Поступила 11.10.2013
Суботялов М.А.1, Дружинин В.Ю.2, Сорокина Т.С.3
ТРАДИЦИОННАЯ АЮРВЕДИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА О ПСЕВДОВРАЧЕВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ "ЧАРАКА-САМХИТЫ")
1ФГБОУ ВПО "Новосибирский государственный педагогический университет", 630091, Новосибирск, Россия; 2ГБОУ ВПО "Новосибирский государственный медицинский университет", 630091, Новосибирск, Россия; 3ФГБОУ ВПО "Российский университет дружбы народов", 117198, Москва, Россия
В статье рассматриваются сведения о псевдоврачевании, представленные в одном из древнейших медицинских источников на нашей планете — трактате "Чарака-самхита" (Carakasamhita), который является важнейшим текстом аюрведы — традиционной медицинской системы, формировавшейся на Индостанском субконтиненте в течение тысяч лет.
Ключевые слова: история медицины; аюрведическая медицина; врачебная этика; деонтология.
THE TRADITIONAL AYURVEDIC MEDICINE ABOUT PSEUDO-DOCTORING AS EXEMPLIFIED
BY "CHARAKA SAMHITA"
SubotiyalovM.A.', Drujinin V.D.2, Sorokina T.S.3
'The Novosibirsk state pedagogic university, 630091 Novosibirsk, Russia
2The Novosibirsk state medical university, 630091Novosibirsk, Russia
3The peoples' friendship university of Russia, 117198 Moscow, Russia
The article considers the findings about pseudo-doctoring represented in one of the most ancient medical sources on our planet - treatise "Charaka Samhita" (Carakasamhita). This treatise is the most important text of Ayurveda, a traditional medical system developed in the Hindustan sub-continent during millenniums. Keywords: history of medicine; Ayurveda medicine; medical ethics; deontology.
"Вы не должны
Проблема оказания квалифицированной медицинской помощи больным во все времена была и остается актуальной. Существует множество факторов, от
предавать своих больных даже ценою собственной жизни". Проповедь (Клятва) врача "Carakasamhita ", III, 8, 7
которых зависит ее качество. Среди них — уровень знаний врача, его практические навыки, нравственные устои, этические принципы, поведение и пр. Большое
Для корреспонденции: Сорокина Татьяна Сергеевна ([email protected])
внимание этим критериям оценки деятельности врача уделялось уже в Древнем мире. Свидетельством тому являются тексты традиционных систем медицины, дошедшие до наших дней. Среди них "Чарака-самхита" (санскрит "Carakasamhita") — один из канонических текстов традиционной аюрведы [1]. Он содержит не только обширные теоретические и практические медицинские сведения, но и богатейший материал о методах обучения медицине [2] и деонтологических основах аюрведы [3]. Важное место в данном трактате занимает обсуждение проблемы намеренного обмана пациента с целью получения прибыли, свидетельствующее о существовании этого печального и пагубного явления задолго до наших дней [4]. Изучению этих оригинальных материалов и посвящена данная работа.
Автор "Чарака-самхиты" (1.11.50—53) разделяет всех врачей на три категории (trividha bhisaja). Первая — врачи-обманщики (bhisak-chadma-carah). Они описываются как те, кто обретают имя врача (bhisak-sabda), демонстрируя сосуд с лекарственными травами (vaidya-bhandausadha), имея поверхностное знание книг (pallava pusta) и используя (чужие) ученые взгляды (avalokana). Автор называет их невеждами (ajna) и лишь подобием целителей (pratimpaka) [5]. Вторая категория — врачи, подражающие тем, кто достиг совершенства (siddha-sadhita), или "спонсированные" врачи ("sponsored" physicians), как определяет их D. Wujastyk, известная исследовательница аюрведы [6]. Автор "Чарака-самхи-ты" описывает их как тех, кто занимается лечением, обретя имя врача (vaidya-sabda) благодаря людям, обладающим совершенным знанием и снискавшим богатство и славу своим мастерством. Но на самом деле врачи этой категории лишены знания (jnana-hinah) и не являются теми, каковыми они представляются в глазах других (atadvidha). Третья категория врачей — те, которые достигли совершенства в правильном назначении лекарственных средств, обретении теоретических и практических знаний, а также успеха в лечении пациентов. В трактате отмечается, что именно они приносят счастье (sukha-pradah) и даруют жизнь (jivitabhisarah). Автор называет их теми, кто воистину являются обладателями врачебных качеств (vaidyatvam tesv avasthitam) [5].
В конце первой книги трактата автор "Чарака-самхиты" (1.29.5) приводит еще одну классификацию врачей. Он делит их на тех, кто дарует жизнь и забирает болезни (prananam abhisara hantao roganam), и тех, кто забирает жизнь и дарует болезни (roganaam abhisarahantarah prananam). Последнюю категорию автор называет обманщиками (pratimpaka) и колючками мира (kantaka-btota lokasya). Возможность их существования и практического осуществления их деятельности он связывает с невнимательностью (недостаточной бдительностью) управителей различных территорий (rajnam pramadat). Автор приводит характеристики таких врачей (1.29.9): желая заработать (karma-lobhat), они странствуют из одного места в другое в одеждах врачей (vaidya-vesa), чрезвычайно прославляя себя (atyartham slaghamana). Услышав о том, что кто-то заболел (atura), они сразу же устремляются туда, окружая страдальца своим назойливым вниманием и громко (uccais) перечисляя свои врачебные способности (vaidya-gunah). Если же какой-либо другой врач уже проводит лечение (pratikarma), то они вновь и вновь "обнаруживают" в его действиях недостатки (dosan). Они пытаются заполучить благосклонность друзей больного (atura-mitrani) приятными манерами (praharsana), сеянием раздоров (upajapa), услужливостью (upaseva) и т. д. Такие врачи требуют весьма малого вознаграждения (svalpeccha). Получив возможность заниматься лечением пациента, они вновь и вновь
тщательно "осматривают" его (ауа1окауапй daksyena), желая скрыть свое невежество (а_)папаш). Будучи неспособными излечить больного, они перекладывают ответственность на пациента, провозглашая, что у него нет должного оснащения (иракагапа), ухода (рапсагака) и самоконтроля (аШауа!). Когда смерть страждущего близка, такие врачи отправляются в другое место ^ева), надевая новую личину (apadesa). В компании обычных людей (ргакг1а^апа-8апшра1а) они противоречиво представляются искусными целителями (каива1ат). Подобно пациенту, не обладающему терпением (adhlгavat), они критикуют тех, кто им обладает ^Мга). Попав в общество знающих людей (vidvan-jana-sannipata), они испытывают страх (ргайШауат) и стремятся обойти таких людей стороной, как путники (adhvagah) — дремучий лес (каШагат). Если им посчастливилось получить поверхностное знание о каком-либо лекарственном средстве или какую-либо информацию ^йй^ауи), они без сомнений будут применять эти сведения при всех обстоятельствах (satatam), не думая о том, подходят они в данном случае или нет. Они никогда не отвечают на вопросы и никогда не задают их другим. Они впадают в беспокойство (udvijante) от заданных вопросов, как при виде смерти (тйуиЪ). Никто не знает ничего об их учителе (асагуа), ученике (в^уа) или о других врачах, учившихся вместе с ними ^аЫ^тасап), и даже об оппонентах, вступавших когда-либо с ними в дебаты (vaivadika) [5]. Подводя итог сказанному, автор "Чарака-самхиты" (1.29.10—12) утверждает, что те, кто, одевшись врачами (bhisak-chadma pгavisya), обманывают своих пациентов, подобны птицеловам, которые в лесу ловят птиц в силки, необходимо отвергнуть их, лишенных знания писаний, практического опыта, разумения верного лечения, должного времени и правильной меры. Они являются слугами смерти на земле (тйуоЬ аписага bhuvi). Разумному пациенту следует держаться подальше от таких врачей-глупцов (mйгkha-visaгada), стремящихся лишь заработать себе на жизнь ^гШ^еШ) [5].
Тексты традиционной аюрведы предупреждают об опасности обращения за лечением к врачам-шарлатанам. "Чарака-самхита" (1.9.14) утверждает, что даже очень тяжелые заболевания ^^агипаЬ) могут испаряться подобно миражу (gandharva-puravan), если врач обладает знанием, в то же время самые простые болезни могут выходить из-под контроля, если берущийся за их врачевание невежественен, даже если оставшиеся три опоры лечения (пациент, лекарство и сиделка) полностью соответствуют должным характеристикам.
В следующих (1.9.15—17) текстах категорично утверждается, что лучше принести себя в жертву ^агат аШа hutah), чем лечиться у невежды ^пепа па ак^а pravartita), ибо лишенный знания врачеватель в процессе лечения подобен слепцу (асаквиЬ), двигающемуся наощупь (ращ-сага), или лодке (паиЬ), полностью подчиненной порывам ветра (тагШа^ава). Такой человек, мнящий себя врачом (bhisanmanin), иногда по воле редкого случая (yadrcchaya) может излечить того, кому предрешено продолжить свою жизнь (niyatayusam), но он может и убить сотни тех, кто [при верно назначенном лечении] мог бы еще продолжать жить (aniyatayusam). Поэтому, продолжает автор трактата, врач, наделенный четырьмя качествами (саШ^ауе уиЙаЬ) — знанием медицинских текстов и их пониманием (^йе'гШа-vijnane), наличием собственной медицинской практики (pravrtti) и большим опытом (кагта^агвапа), называется тем, кто дарует жизнь (pгanabhisaгa) [6].
Изучение оригинальных медицинских текстов является неотъемлемым условием обучения аюрведе, именно с выбора аюрведического трактата начиналось
образование будущего врача [2]. Эти древние трактаты, составляющие огромное литературное наследие аюрве-ды, до наших дней используются и как учебники и как справочники по диагностике и лечению пациентов [7].
Желание постоянного совершенствования в познании искусства врачевания зафиксировано в клятве будущего врача. Заканчивающий обучение соглашался со словами проповеди своего учителя относительно того, что у аюрведы не существует конца, и, следовательно, каждый должен посвящать себя ей постоянно (ва&уа^ и с полным вниманием (аргашайа) [8].
Одним из способов обучения были дебаты на основании писаний (tad-vidya-sambhasa). Такие беседы, согласно "Чарака-самхите" (3.8.15) ведут к ясности понимания (jnanabhiyoga-samhaгsa-kaгl), к способности говорить и убеждать ^асапа-вакйш adhatte), к пониманию, кто действительно обладает знанием и кого поэтому следует почитать (уавав cabhidlpayati), к устранению сомнений, появившихся в процессе предшествующего обучения (sгavanac-chruta-samsayaш аракагвай), и к утверждению в уже усвоенном материале [9]. Такие споры служат одним из способов выявления псевдоврачевателей.
Тексты "Чарака-самхиты" (1.30.74—80) содержат также и яркие красочные описания и сравнения, разоблачающие псевдоврачевателей. Так, например, те, кто плохо изучил медицинские тексты (alpabalas tantre), приходят в трепет от одного только слова (sabda-matra) писания, как перепелки ^айакаЬ) от звука туго натянутой тетивы лука (jya-sabda). Иногда животное, находясь среди тех, кто слабее его, играет роль волка (vrkayate), но при приближении настоящего волка, теряет свою "смелость" и "возвращается" в свое истинное состояние (ргакгйш). Подобно этому глупец устанавливает свой авторитет среди неучей с помощью жонглирования словами (шaukhaгya-sadhanah), но становится разоблаченным перед лицом истинного знатока. По словам автора "Чарака-самхиты", разве не будет глупец, лишенный обширного знания ^а^^инЬ), говорить в [острой] дискуссии ^атуа1ра), [сопровождающейся аргументами и контраргументами] глупо и неуклюже, подобно большому мангусту (babhruh), запутавшемуся в своей шерсти. Автор отмечает, что невежды часто лицемерны (daшbhinah) и красноречивы (ши^агаЬ), говорят избыточно и не по теме (pгabhйtabaddha-bhasinah), в то время как доброжелательные знатоки говорят главным образом мало и по существу. Отмечается также, что знатоку не следует терпеть невежд, болтливых, знающих мало и лезущих в споры. Он должен опровергнуть их, но не из гордости ^апкагаш ам^аЬ), а для того чтобы показать истинное знание о природе вещей (Ш^а^пат-ргакавагШаш) [5].
Подводя итоги изучения оригинальных аюрведиче-ских текстов, можно выделить несколько характерных черт псевдоврачевателей, указанных в "Чарака-самхите":
♦ они сами активно выискивают пациентов, не будучи приглашенными;
♦ держатся фамильярно с друзьями и семьей пациента;
♦ хвастаются своими способностями;
♦ порочат способности других врачей, но избегают прямой конфронтации;
♦ избегают общения с другими врачами, что позволяет избавиться от расспросов об их способностях и методах лечения;
♦ об их медицинском образовании ничего не известно;
♦ они приводят неправильные или неприемлемые в конкретном случае цитаты из медицинских текстов/ других работ или назначают неверные лекарственные средства;
♦ обвиняют пациента, если назначенное ему лечение не приводит к улучшению, говоря, что у больного не было должного инструментария, помощников или должного внимания к проблеме;
♦ бросают пациента под предлогом того, что он при смерти и ему нельзя помочь [6].
Так в традиционной аюрведической медицине излагается проблема намеренного обмана больных с целью обогащения. Эти оценки и подходы весьма схожи с положениями древнегреческой медицины того же времени. Так, автор анонимного сочинения "О благоприличном поведении" (включенного в "Гиппократов сборник" в III веке до н.э.) отмечает: "Все мудрости, не связанные с постыдной прибылью и позором, прекрасны ... То, что они имеют, они имеют против невоздержанности, против корыстолюбивой и грязной профессии, против непомерной жажды приобретения, против алчности, против хищения, против бесстыдства" [10]. И далее — в анонимной работе "Закон": "Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств. Но по невежеству тех, которые занимаются ею ... она далеко теперь ниже всех искусств" [11].
Этические ценности непреходящи во все времена. Они не теряют своей актуальности и в наши дни. Использование материалов аюрведических текстов в преподавании основ врачебной этики, как в курсе истории медицины, так и на клинических кафедрах может иметь большое значение для этического воспитания достойных и знающих врачей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Суботялов М.А., Сорокина Т.С., Дружинин В.Ю. Этапы развития аюрведической медицины. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2013; 2: 58.
2. Суботялов М.А., Дружинин В.Ю. Медицинское образование в традиционной аюрведической медицине. Сибирский педагогический журнал. 2012; 6: 186—90.
3. Суботялов М.А., Дружинин В.Ю. Деонтологические требования к врачу в древней Индии (на примере аюрведической медицины). Биоэтика. 2012; 1 (9): 15—7.
4. The Caraka samhita. Vol. 1. Edited and published in .six volumes with translations in hindi, gujarati and english by Shree Gulabkunverba Ayurvedic Society. Jamnagar: Ayurvedic Mudranalaya; 1949.
5. Sharma R.K., Bhagwan Dash. Caraka samhita. [Text with english translation & critical exposition based on Cakrapani Datta's Ayurveda Dlpika]. Varanasi: Chowkamba Sanskrit Series Office; 2011; vol. 1.
6. Wujastyk D. Well-mannered medicine: Medical ethics and etiquette in classical ayurveda. Oxford: Oxford University Press; 2012.
7. Суботялов М.А., Дружинин В.Ю. Учебная литература традиционной аюрведической медицины. Сибирский педагогический журнал. 2012; 9: 51—4.
8. Суботялов М.А., Дружинин В.Ю. Клятва при инициации врача в традиционной аюрведической медицине. Биоэтика. 2012; 2 (10): 12—5.
9. Priyavrat Sharma, editor-translator. Caraka-samhita. Agnivesa's treatise refined and annotated by Caraka and redacted by Dridhabala. Text with English translation. Varanasi: Chaukambha Orientalia; 2001; vol. 1.
10. О благоприличном поведении. В кн.: Гиппократ. М.: Сварог; 1994: 109, 111.
11. Закон. В кн.: Гиппократ. М.: Сварог; 1994: 93.
REFERENCES
1. Subotyalov M.A., Sorokina T.S., Druzhinin V.Yu. The stages of development of ayurvedic medicine. Problemy sotsialnoy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2013; 2: 58 (in Russian).
2. Subotyalov M.A., Druzhinin V.Yu. Medical education in Traditional Ayurvedic medicine. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2012; 6: 186—90 (in Russian).
3. Subotyalov M.A., Druzhinin V.Yu. Deontological requirements to a physician in Ancient India (on the example of ayurvedic medicine). Bioetika. 2012; 1 (9): 15—7 (in Russian).
4. The Caraka samhita. Vol. 1. Edited and published in six volumes with translations in hindi, gujarati and english by Shree Gulabkunverba Ayurvedic Society. Jamnagar: Ayurvedic Mudranalaya; 1949.
5. Sharma R.K., Bhagwan Dash. Caraka samhita. [Text with english translation & critical exposition based on Cakrapani Datta's Ayurveda Dlpika] by. Varanasi: Chowkamba Sanskrit Series Office; 2011; vol. 1.
6. Wujastyk D. Well-mannered medicine: Medical ethics and etiquette in classical ayurveda. Oxford: Oxford University Press; 2012.
7. Subotyalov M.A., Druzhinin V.Yu. Medical textbooks of traditional Ayurvedic medicine. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2012; 9: 51—4 (in Russian).
8. Subotyalov M.A., Druzhinin V.Yu. Oath taken during the doctor's initiation in traditional ayurvedic medicine. Bioetika. 2012; 2 (10): 12—5 (in Russian).
9. Priyavrat Sharma, editor-translator. Caraka-samhita. Agnivesa's treatise refined and annotated by Caraka and redacted by Drid-habala. Text with English translation. Varanasi: Chaukambha Orien-talia; 2001; vol. 1.
10. De habitu decenti. In: Hippocrates. Moscow: Svarog; 1994: 109, 111 (in Russian).
11. The law. In: Hippocrates. Moscow: Svarog; 1994: 93 (in Russian).
Поступила 14.10.2013
© Горелова Л.Е., Суровцева Т.И., 2014 УДК 614.2:93(470+571)
Горелова Л.Е.1, Суровцева Т.И.2
РОЛЬ МЕДИЦИНСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ИМПЕРАТОРСКОГО МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
В РАЗВИТИИ ЗЕМСКОЙ МЕДИЦИНЫ
1ФГБУ "Национальный НИИ общественного здоровья" РАМН, 109028, Москва, Россия; 2Московский государственный медицинский университет, 119991, Москва, Россия
Медицинский факультет Императорского Московского университета сыграл важную роль в развитии земской медицины. Многие его выпускники были земскими врачами, оказывали квалифицированную врачебную помощь. Ключевые слова: земская медицина; университет; профессор; врач.
THE ROLE OF MEDICAL FACULTY OF THE EMPEROR MOSCOW UNIVERSITY IN DEVELOPMENT
OF ZEMSTVO MEDICINE
Gorelova L.Ye.', Surovtseva T.I.2
'The national research institute of public health of the Russian academy of medical sciences,
105064 Moscow, Russia
2The Moscow state medical university, 119991 Moscow, Russia
The article demonstrates the important role that medical faculty of the Emperor Moscow University played in development of zemstvo medicine. Many of its graduates were zemstvo physicians and provided qualified medical care. Keywords: zemstvo medicine; university; professor; physician.
В 2014 г. исполняется 150 лет Земской реформе, которая положила начало становлению в России земской медицины. В фундаментальном труде "Русская земская медицина" говорится: "в короткий сравнительно промежуток образовалась в России совершенно новая корпорация земских врачей со своими особыми профессионально-общественными целями, стремлениями и задачами" [3]. Становление системы земской медицины вызвало повышенный спрос на высокообразованных специалистов — врачей.
Можно вспомнить слова проф. Ф.Ф. Эрисмана, который писал: "... до сих пор я горжусь тем, что судьба позволила мне работать в двух выдающихся учреждениях Москвы — в Московском университете и в Московском земстве. Я считаю то время лучшею порой моей жизни и до сих пор живу воспоминаниями о счастливых днях научной и общественной деятельности в дорогой моему сердцу Москве" [1].
Жизнь Московского университета была самым теснейшим и непосредственным образом связана с жизнью страны. Университетский устав 1863 г., предоставивший этим учебным заведениям автономию, привел не только к росту числа студентов (в 60-е — 90-е годы почти в 3 раза), но и к демократизации их состава. Университетская реформа 1863 г. увеличила объем административной и хозяйственной самостоятельности университетов, утвердила право преподавателей и студентов самим решать свои проблемы, вопросы внутренней жизни. Ученые были избавлены от надзора и имели возможность более активно вести учебную и научную
работу. И как итог — замечательные успехи отечественной науки во второй половине XIX века, в том числе и в медицинской науке. В середине XIX века сложилась система подготовки врачей, которая соответствовала потребностям здравоохранения и стандартам мировой науки своего времени. Это обеспечивало решение главной задачи — наладить подготовку и выпуск врачей, способных сразу после окончания университета приступить к практической врачебной деятельности.
Среди земских врачей многие являлись выпускниками медицинского факультета Московского университета. Их учителями были выдающиеся врачи- ученые, прекрасные педагоги, такие как Н.В. Склифосовский, А. А. Бобров, Г.А. Захарьин, А. А. Остроумов, Ф.Ф. Эрисман, И.М. Сеченов и др. Высокий уровень подготовки позволял выпускникам Московского университета в очень сложной обстановке сельской больницы или в крестьянской избе оказывать высококвалифицированную врачебную помощь.
Нередко выпускники Московского университета, став профессорами московского факультета, оказывали помощь земским врачам, направляемым земскими организациями на стажировку в руководимые ими клиники.
Выпускники Московского университета работали в земских лечебных учреждениях различных уровней — в губернских больницах, часто не уступавших по уровню оказания медицинской помощи университетским клиникам, в небольших уездных больницах (в среднем на 40 коек с двумя-тремя врачами), а также на сельских земских участках.
Для корреспонденции: Горелова Лариса Евгеньевна ([email protected])