№ 4 - 2016 г. 14.00.00 медицинские науки (14.03.00 Медико-биологические науки)
УДК 616.31-084:615.89
ПРОФИЛАКТИКА БОЛЕЗНЕЙ ЗУБОВ В ИСТОЧНИКАХ ТРАДИЦИОННОЙ АЮРВЕДИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ
В. Ю. Дружинин
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава
России (г. Новосибирск)
В научной работе В. Ю. Дружинина «Профилактика болезней зубов в источниках традиционной аюрведической медицины» описаны представления об уходе за полостью рта, изложенные в санскритских текстах Древней Индии, прежде всего, в «Аштанга-хридайам», «Чарака-самхите» и «Сушрута-самхите». Приводятся авторские переводы классических трактатов, посвященные этой теме.
Ключевые слова: история медицины, аюрведическая медицина, санскрит, Аштанга-хридайам, источники медицины, Сушрута-самхита, Чарака-самхита.
Дружинин Владимир Юрьевич — ассистент кафедры нормальной физиологии ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет», e-mail: [email protected]
Введение. В течение последних десятилетий Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) поощряет изучение и введение в практику современного здравоохранения методов и опыта традиционной медицины [3]. В 2013 году ВОЗ выпустила документ «Стратегия ВОЗ в области традиционной медицины 2014-2023», в котором одним из аспектов стратегии указано содействие внедрению практик традиционной и комплементарной медицины в здравоохранение, в том числе в индивидуальную заботу о здоровье [11, р. 12]. Одной из развитых традиционных медицинских систем является аюрведическое врачевание (ауитеда), которое развивалось и процветало в основном на территории современной Индии и некоторых стран Юго-Восточной Азии [3, с. 30]. В аюрведических источниках, написанных на санскрите, подробно описаны ежедневные гигиенические процедуры, способствующие сохранению здоровья. Среди основных источников можно выделить «Аштанга-хридайам» — текст, написанный врачом Вагбхатой около VII в. н.э. на основе более ранних источников («Чарака-самхита», «Сушрута-самхита», «Аштанга-санграха») [1, с. 8].
Цель исследования. Основываясь на авторских переводах санскритских источников, представить учение о профилактике болезней зубов в традиционной аюрведе.
Результаты исследования. Распорядок дня, согласно трактатам «Аштанга-хридайам» (1.2.1) и «Аштанга-санграха» (1.3.1), начинается с раннего пробуждения (prabodha), размышления о состоянии своего тела (¿апга-сШа), отправления естественных потребностей и очистительных мероприятий после этого (sauca-vidhi). После этого человек должен приступить к уходу за полостью рта. Чистка зубов традиционно осуществляется с помощью веточки различных растений (danta-pavanam или danta-dhavana) [8].
Указывается, что делать это нужно последовательно ^т^), начиная с нижних зубов ( adhodanta-pйrvakam), один за другим (ëkaikam), не повреждая десны (dantanam та^апу abadhayann apídayan). Необходимо чистить зубы утром (pratah=pratyusasi) и после принятия пищи (аМтт bhaksayitva ca).
Растения, рекомендуемые Вагбхатой и его комментаторами, представлены в табл. 1.
Таблица 1
Растения, рекомендуемые Вагбхатой и его комментаторами
№ п/п Санскритское название Латинский эквивалент
1 arka/süryähvä Calotropis procera/gigantean Dryand.
2 nyagrodha/yaksäväsa Ficus benghalensis Linn.
3 khadira/gäyatr'i Acacia catechu Willd.
4 karañja/ciribilva Pongamia pinnata Linn.
5 kakubha/arjuna Terminalia arjuna W. & A.
6 mälat'i/jät'i Jasminum officinale Linn.
7 karavïra/asvaghna Nerium oleander Linn.
В asana Pterocarpus marsupium Roxb.
9 sarja Vateria indica Linn.
10 apämärga Achyranthus aspera Linn.
11 Irimeda Acacia farnesiana Willd.
Могут быть использованы и другие растения, обладающие подобными свойствами. Приведенные Вагбхатой здесь виды растений даны лишь для примера (udaharanartham) и лаконичности изложения (samksepa-vivaksa), так как перечисление всего ряда растений могло быть неоправданно длинным. В «Аштанга-санграхе» (1.3.14) указывается, что растение должно быть известным человеку (vijnata-vrksa) и выросшим на благоприятной почве (subhйmija) [9, р. 16-17].
Какими качествами должна быть наделена веточка (danta-kastha) для очищения зубов?
1. У нее должен быть мягкий, разволокненный кончик (mrdv-agram=kйrcitagram), чтобы не повреждать десны, для этого сначала рекомендуется его разгрызть (bhaksanena bhaksana-pйrvakam danta-gharsanam \aksyate). «Аштанга-санграха» (1.3.14) также говорит, что кончик веточки должен быть размягчен (ksunnagra).
2. Растения, из которых она изготавливается, должны иметь вяжущий, острый или горький вкус, так как эти три вкуса способствуют в полной мере устранению неприятного вкуса и капха-доши/слизи во рту, наделяют аппетитом ( mukha-vairasyarocaka-slesmady-apanayah samyak sampadyante). Приведение примеров растений (табл. 1) и одновременное называние вкусов, которые необходимо
использовать, может казаться избыточным, но Вагбхата делает для полноты и ясности картины (sangrahärtham spastärtham ca).
3. Толщина веточки должна быть равной вершине мизинца (kanisthikänguly-agra-bhägavat sthülam).
4. Ее длина должна равняться толщине двенадцати пальцев (anguli). Согласно грамматике Панини (5.4.86), вторичный (taddhita) суффикс a (ac) присоединяется
к сложному слову типа тат-пуруша, которое содержит слово anguli «палец» в сочетании с числительным или несклоняемым словом [10, p. 717]. Поэтому dvädasängulam означает то, что длина палочки для очищения зубов равняется толщине двенадцати пальцев. Слово anguli происходит от корня ag (añgatíti) двигаться (gati) и суффикса uli. Синонимичным является слово karasäkhä (букв. «ветвь кисти руки»). Об этом читаем в словаре «Амара-коша» (2.6.82): angulyah karasäkhäh syuh — «Слова angulyah и karasäkhäh — синонимы пальцев» [7, p. 231]. Двенадцать ангули составляют меру длины, называемую витасти (vitasti). Согласно «Амара-коше» (2.6.84): angusthe sakanisthe syäd vitastir dvädasängulah — «Витасти равна двенадцати ангули. Это расстояние от большого пальца до мизинца» [7, p. 231].
5. Веточка для очищения зубов должна быть прямой, ровной (praguna = rju).
Комментатор «Аштанга-хридайам» Арунадатта отмечает, что существуют и другие правила, касающиеся очищения зубов, подробно изложенные в «Аштанга-санграхе» или приписываемые «Сушрута-самхите», например, виды запрещенных растений (среди которых slesmätaka/Cordia dichotoma Forst., arista/Azadirachta indica A. Juss., bibhita/Terminalia bellerica Roxb., dhava/ Anogeissus latifolia Wall. и др.) или варианты длины веточек (6, 8 или 12 ангули) [8, p. 24].
Сведения об уходе за зубами, представленные также в других важных источниках, сведены в табл. 2.
Таблица 2
Уход за зубами в других источниках
Характеристика «Чарака-самхита» (1.5.71-74) [6, р. 42; 4, с. 200] «Сушрута-самхита» (4.24.4-12) [5, р. 487; 2, с. 37]
Внешние признаки данта-паваны С разволокненным кончиком ( ароШ^адга) Длиной 12 ангул (буабазапди1ат аyatam) Толщиной в мизинец (капЫЫка-раппаНа) Прямая (г/и) Лишена узлов (адгапШ^а) или один узел/нечетное число узлов ( ауидта-дгапШ) Без полостей (аугапа) Свежая (pгatyagгa) С растения, выросшего на благоприятной земле (sasta-bhйmi}am) Мягкая (тгби)
Частота и правила чистки зубов Два раза в день (буаи ка1аи) Не повреждая десны (ба^а-та^апу аЬабкауап) Утром (р^аИ) С учетом сезона, конституции, вкуса и вирьи (ауёк$уаНит са бо$ат са гasam уггуат са) Не повреждая десны (danta-mаmsаny abаdhayan) Один зуб за другим (ёkaikam ghaгsayёd dantam)
Рекомендуемый вкус данта-паваны Вяжущий, острый или горький ( ка$ауа-каШ-й^ака) Вяжущий, сладкий, горький или острый (каэауат madhuгam ИМат katukam)
Рекомендуемые растения Каранджа, каравира, арка, малати, какубха, асана Нимба, кхадира, мадхука, каранджа
Результат Устраняет дурной запах, неприятный привкус во рту, нечистоты языка, зубов и полости рта, наделяет вкусом/аппетитом (п^пй gandham vairasyam jihva-dantasyajam malam niskrrsya теш adhattë) Устраняет зубной налет, дурной запах, слизь/капху, наделяет чистотой, аппетитом, радостным расположением духа (tad-daurgandhy6padëhau Ш slësmanam еapakarsati vaisadyam annabhiruеim saumanasyam kar6ti еa)
Далее в «Аштанга-хридайам» (1.2.4) Вагбхата приводит перечень состояний, при которых использовать веточку для чистки зубов запрещено. Среди них несварение (aj írna), тошнота (vamathu), затруднение дыхания (svasa), кашель (kasa), лихорадка (jvara) или паралич лицевого нерва (ardita), патологическая жажда (trsna), воспаления ротовой полости (asya-paka), болезней сердца, глаз, головы и ушей (hrn-netra-sirah-karnamaya) [8, p. 25].
Заключение. Классические трактаты традиционной аюрведической медицины содержат подробное описание различных гигиенических процедур, в том числе по уходу за зубами. Применение этих методов способствует сохранению здоровья и используется в настоящее время.
Список литературы
1. Вагбхата Ш. Аштанга-хридайа-самхита : Кн. 1. Сутрастхана : Гл. 1. Аюшкамийа / Шримад Вагбхата ; пер. с санскрита, предисл. и коммент. В. Ю. Дружинина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : БиоБаланс+, 2016. — 256 с.
2. Дружинин В. Ю. Уход за зубами в «Сушрута-самхите» / В. Ю. Дружинин, М. А. Суботялов // Материалы VIII Всероссийской конференции «История стоматологии». — М. : МГМСУ, 2014. — С. 36-37.
3. Суботялов М. А. Аюрведа : источники и характеристика / М. А. Суботялов, В. Ю. Дружинин. — М. : Философская Книга, 2015. — 272 с.
4. Суботялов М. А. Уход за зубами в «Чарака-самхите» / М. А. Суботялов, В. Ю. Дружинин // Материалы VI Всероссийской конференции «История стоматологии». — М. : МГМСУ, 2012. — С. 200-201.
5. Maharsiná susrutena viracitá susrutasamhitá sridalhanácárya-viracitá nibandha-samgrahákhya-vyákhyayá nidána-sthánasya srigayadásácárya-viracitayá nyáya-candrikákhya-pañjiká-vyákhyayá ca samullasitá. — Varanasi : Chaukhamba Surbharati Prakashan, 2014. — 824 p.
6. Maharsiná punarvasunopadistá tacchisyenágnivesena pranitá caraka-drdhabalábhyám pratisamskrtá caraka-samhitá sri-cakrapánidatta-viracitayá áyurveda-dipiká-vyákhyayá samvalitá. — Bombay : Nirnaya Ságar Press, 1941. — 738 p.
7. sri námaliñgánusásanam náma amarakosah pandita-vara-srimad-amarasimha-viracitah mahámahopádhyáya-sri-bhattoji-diksitátmaja-vidvad-vara-sri-bhánuji-diksita-krtayá vyákhyá-sudhákhyayá vyákhyayá sahitah. — Bombay: Nirnaya Ságar Press, 1929. — 505 p.
8. srimad-vágbhata-viracitam astáñga-hrdayam | srimad-arunadatta-viracitayá sarváñga-sundarákhyayá vyákhyayá, hemádri-pranitayá áyurveda-rasáyanáhvayá tikayá ca samullasitam. — Varanasi : Chaukhamba Surbharati Prakashan, 2014. — 956 p.
9. srimad-vrddha-vágbhata-viracitah astánga-sangrahah indu-vyákhyá-sahitah. — Poona, 1980. — 978 p.
10. Sharma R. N. The Astádhyáyi of Pánini. Vol. IV / R. N. Sharma. — Delhi : Munshiram Manoharlal Publishers Pvt. Ltd., 1999. — 808 p.
11. WHO traditional medicine strategy : 2014-2023. — WHO, 2013. — 76 p.
PROPHYLAXIS OF DENTAL DISEASES IN TRADITIONAL AYURVEDIC MEDICINE
V. Y. Druzhinin
FSBEI HE «The Novosibirsk state medical university» of Ministry of Health (Novosibirsk)
The ideas of oral cavity care stated in Sanskrit texts of the Ancient India, first of all, in Ashtanga Hridayam, Charaka Samhita and Sushruta Samhita are described in scientific work of V. Y. Druzhinin «Prophylaxis of dental diseases in sources of traditional Ayurvedic medicine». The author provides translations of classical treatises devoted to this subject.
Keywords: medicine history, Ayurvedic medicine, Sanskrit, Ashtanga Hridayam, sources of medicine, Sushruta Samhita, Charaka Samhita.
About authors:
Druzhinin Vladimir Yuryevich — assistant of normal physiology chair in FSBEI HE «Novosibirsk State Medical University», e-mail: [email protected]
List of the Literature:
1. Vagbkhata Shrimad. Ashtanga Hridaya Samkhita : Book 1. Sutra-stkhana : Chapter. 1. Ayushkamy / Shrimad Vagbkhata ; translation from Sanskrit, notes and comments V.Y. Druzhinin. — 2nd prod., rev. and add. — M. : Biobalance+, 2016. — 256 p.
2. Druzhinin V. Y. Dental care in Sushruta-Samkhita / V. Y. Druzhinin, M. A. Subotyalov // Materials of the VIII All-Russian conference «Odontology History». — M. : MSMSU, 2014.
— P. 36-37.
3. Subotyalov M. A. Ayurveda : sources and characteristic / M. A. Subotyalov, V. Y. Druzhinin.
— M. : Philosophical Book, 2015. — 272 p.
4. Subotyalov M.A. Care of teeth in Charaka-Samkhita / M. A. Subotyalov, V. Y. Druzhinin // Materials of the VI All-Russian conference «Odontology History». — M. : MSMSU, 2012.
— P. 200-201.
5. Maharsina susrutena viracita susrutasamhita sridalhanacarya-viracita nibandha-samgrahakhya-vyakhyaya nidana-sthanasya srigayadasacarya-viracitaya nyaya-candrikakhya-panjika-vyakhyaya ca samullasita. — Varanasi : Chaukhamba Surbharati Prakashan, 2014. — 824 p.
6. Maharsina punarvasunopadista tacchisyenagnivesena pranita caraka-drdhabalabhyam pratisamskrta caraka-samhita sri-cakrapanidatta-viracitaya ayurveda-dipika-vyakhyaya samvalita. — Bombay : Nirnaya Sagar Press, 1941. — 738 p.
7. Sri namalinganusasanam nama amarakosah pandita-vara-srimad-amarasimha-viracitah mahamahopadhyaya-sri-bhattoji-diksitatmaja-vidvad-vara-sri-bhanuji-diksita-krtaya vyakhya-sudhakhyaya vyakhyaya sahitah. — Bombay: Nirnaya Sagar Press, 1929. — 505 p.
8. Srimad-vagbhata-viracitam astanga-hrdayam | srimad-arunadatta-viracitaya sarvanga-sundarakhyaya vyakhyaya, hemadri-pranitaya ayurveda-rasayanahvaya tikaya ca samullasitam. — Varanasi : Chaukhamba Surbharati Prakashan, 2014. — 956 p.
9. Srimad-vrddha-vagbhata-viracitah astanga-sangrahah indu-vyakhya-sahitah. — Poona, 1980. — 978 p.
10. Sharma R. N. The Astadhyayi of Panini. Vol. IV / R. N. Sharma. — Delhi : Munshiram Manoharlal Publishers Pvt. Ltd., 1999. — 808 p.
11. WHO traditional medicine strategy : 2014-2023. — WHO, 2013. — 76 p.