Научная статья на тему 'Новые подходы в оценке практических умений студентов медицинского вуза'

Новые подходы в оценке практических умений студентов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
265
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛЕТНЯЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / SUMMER WORK PRACTICE / ПРАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / PRACTICAL ABILITIES / ИТОГОВЫЙ ЗАЧЁТ / "ЧЕК-ЛИСТ" / TOTAL EXAMINATION / "CHECK LIST"

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Турчина Жанна Евгеньевна, Шарова Ольга Яновна, Иванов Виталий Геннадьевич, Вахрушева Наталья Петровна, Фатьянова Ольга Петровна

В представленной статье рассматриваются новые подходы в оценке практических умений студентов младших курсов медицинского вуза в ходе сдачи итоговых зачётов после летней производственной практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Турчина Жанна Евгеньевна, Шарова Ольга Яновна, Иванов Виталий Геннадьевич, Вахрушева Наталья Петровна, Фатьянова Ольга Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW APPROACHES IN THE ASSESSMENT OF PRACTICAL ABILITIES OF STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITY

In the presented article New approaches in the assessment of practical abilities of junior students of university are considered during passing total examinations after summer work practice.

Текст научной работы на тему «Новые подходы в оценке практических умений студентов медицинского вуза»

№ 5 - 2015 г. 13.00.00 Педагогические науки

УДК 378.146.661

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОЦЕНКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Ж. Е. Турчина, О. Я. Шарова, В. Г. Иванов, Н. П. Вахрушева, О. П. Фатьянова, Т. К. Турчина, Н. М. Потылицына, С. Л. Нефёдова, В. Г. Битковская, А. А. Черемисина, Е.

П. Данилина

ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России (г. Красноярск)

В представленной статье рассматриваются новые подходы в оценке практических умений студентов младших курсов медицинского вуза в ходе сдачи итоговых зачётов после летней производственной практики.

Ключевые слова: летняя производственная практика, практические умения, итоговый зачёт, «чек-лист».

Турчина Жанна Евгеньевна — кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой сестринского дела и клинического ухода ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», рабочий телефон: 8 (391) 262-02-56, е-mail: turchina-09@mail.ru

Шарова Ольга Яновна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры сестринского дела и клинического ухода ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», рабочий телефон: 8 (391) 262-02-56, е-mail: moja03@yandex.ru

Иванов Виталий Геннадьевич — кандидат медицинских наук, ассистент кафедры сестринского дела и клинического ухода ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», рабочий телефон: 8 (391) 262-02-56, е-mail: ivanovdok@yandex.ru

Вахрушева Наталья Петровна — ассистент кафедры сестринского дела и клинического ухода ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», е-mail: krasfarm@mail.ru

Фатьянова Ольга Петровна — ассистент кафедры сестринского дела и клинического ухода ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», е-mail: oligaf@mail.ru

Турчина Тамара Константиновна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры сестринского дела и клинического ухода ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», е-mail:

tamaraturchina@rambler.ru

Потылицына Наталья Михайловна — кандидат медицинских наук, ассистент кафедры сестринского дела и клинического ухода ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», е-mail: diltiazem@bk.ru

Нефёдова Светлана Леонидовна — ассистент кафедры сестринского дела и клинического ухода ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», е-mail: nefedova_s_l@mail.ru

Битковская Венера Геннадьевна — преподаватель отделения сестринское дело фармацевтического колледжа ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», е-mail: krasfarm@mail.ru

Черемисина Алёна Александровна — преподаватель отделения сестринское дело фармацевтического колледжа ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», е-mail: krasfarm@mail.ru

Данилина Елена Петровна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры сестринского дела и клинического ухода ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», рабочий телефон: 8 (391) 262-02-56

Производственная практика студентов является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования в подготовке высококвалифицированных специалистов (врачей). Цель практики — проверка и закрепление знаний, полученных при изучении основных клинических и теоретических дисциплин, дальнейшее углубление и совершенствование практических навыков, приобретенных в университете, знакомство с организацией диагностической, лечебной и санитарно-просветительной работы в областных, городских, районных больницах, поликлиниках, станциях скорой медицинской помощи [3].

Важным аспектом профессиональной подготовки будущих врачей является освоение практических навыков и умений в ходе производственной практики, которая является обязательном компонентом учебного процесса, реализуемым на заключительном этапе обучения. Производственная практика — это возможность для студента соединить теоретические знания и практические умения, для преподавателя — получить со стороны медицинских организаций, принимающих студентов на практику, независимую оценку качества образования, готовности студента к самостоятельной и индивидуальной работе, степени развития клинического мышления в рамках профессиональных задач на данном этапе обучения. К сожалению, анализ отзывов потенциальных работодателей показал, что студенты зачастую не владеют требуемой практической составляющей, и их приходится доучивать на рабочем месте, а это дополнительная затрата времени, риск развития негативных моментов для пациента. Поэтому задачей медицинского вуза является не только интеграция теоретического и практического обучения, обеспечивающего готовность студентов к производственной практике, но и объективная оценка готовности студентов к производственной практике [4].

Согласно ФГОС третьего поколения большое место в учебном процессе студентов младших курсов медицинского вуза отводится летней производственной практики (ЛПП) по различным программам.

Медицинский уход является медицинской деятельностью по обеспечению оптимальных условий для выздоровления, а потому требует такого же серьезного освоения студентами врачебных специальностей, как и все другие элементы лечебной деятельности. Качество медицинского ухода во многом определяет качество обслуживания пациентов в клинике и является одним из ведущих критериев оценки деятельности лечебно-профилактической организации. До изучения клинических дисциплин студенты должны ознакомиться и освоить необходимые манипуляции и процедуры медицинского ухода, уметь оказать неотложную доврачебную помощь [11].

Большое внимание мы уделяем проведению практических занятий в аудиторное время на фантомах. Студенты работают вместе с преподавателями, что позволяет им усовершенствовать приобретённые умения и навыки, а в процессе прохождения ЛПП непосредственно в базовых лечебно-профилактических учреждениях происходит проверка соответствия уровня сформированных у них умений и навыков потребностям практического здравоохранения [1].

Вопросы организации и оптимизации ЛПП в ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России остаются актуальными, ежегодно вносятся корректирующие мероприятия в те или иные разделы практики, результаты которых находят место в научных публикациях сотрудников нашего вуза [2, 5-10].

Согласно приказам по КрасГМУ по организации ЛПП на кафедре сестринского дела (СД) и клинического ухода итоговые зачёты сдают студенты 5-х курсов факультета фундаментального медицинского образования (ФФМО). На протяжении 2014-2015 учебного года сотрудниками кафедры СД и клинического ухода при совместном участии учебно-методического управления (УМУ) и фармколледжа нашего вуза были внедрены новые подходы в учебно-методическое оснащение ЛПП, а также приёма практических умений в ходе итоговых зачётов, которые заключаются в следующем:

1. Оптимизация дневников ЛПП, где сделан акцент на правильность трактовки числовых значений выполнения практических навыков:

1.1. С — выполнил самостоятельно (1 балл)

1.2. У — участвовал в выполнении (0,75 балла)

1.3. Н — наблюдал за выполнением манипуляции (0,5 балла)

1.4. Т — теоретически ознакомился с алгоритмом выполнения манипуляции (0,25 балла)

1.5. Было разработано приложение на каждый день с описанием запоминающейся клинической ситуации, а также «Моё самое значимое достижение сегодня», «Трудности, с которыми мне удалось справиться сегодня», «Что мне нужно улучшить завтра?».

2. Переработка экзаменационных билетов, где по каждой программе ЛПП были предложены по 2 обязательных навыка и по 1-му по выбору. Так, для студентов 2-го курса ФФМО — «Стоматология» по программе «Помощник палатной и процедурной медицинской сестры» обязательными навыками для каждого студента стали «Инъекции: внутримышечные и внутривенные»; для студентов 2-го курса ФФМО — «Лечебное дело» по программе «Помощник палатной медицинской сестры» обязательными навыками для каждого студента стали «Измерение температуры тела в подмышечной впадине», «Катетеризация женского мочевого пузыря» и др.

3. Разработка «чек-листов» для оценки выполнения практических умений. На каждый практический навык программы ЛПП была разработана вышеуказанная документация,

что отражено на рисунке и представлено ниже.

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого МЗ России Кафедра сестринского дела и клинического ухода .11111 «Помощник палатной медпцпнскоп сестры» ПРАКТИЧЕСКИЙ НАВЫК ПОСТАНОВКА ВЛАЖНОГО СОГРЕВАЮЩЕГО КОМПРЕССА (ЧЕК-ЛИСТ)

Ф.И.О. студента__Группа, фак-т

Порядок выполнения Оценка правильности выполнения

+ —

1. Пригласил и проинформировал пациента, получил согласие на проведение процедуры.

2. Обработал руки на гигиеническом уровне.

3. Отрезал ножницами необходимый кусок бинта или марлевкн для компресса.

4. Сложил в 8 слоев марлевую салфетку.

5. Вырезал кусок компрессной бумаги на 2 см больше салфетки.

6. Приготовил кусок ваты в длину на 2 см больше, чем компрессная бумага.

7. Осмотрел кожные покровы пациента на месте постановки компресса.

8. Смочил марлевую салфетку 45 % этиловым спиртом (96 % спирт разбавленный водой 1:2).

9. Хорошо отжал салфетку.

10. Наложил на кожу марлевую салфетку.

11. Покрыл марлевую салфетку компрессной бумагой, которая на 2 см шире влажной салфетки.

12. Положил слой ваты размером больше предыдущего слоя компресса на 2 см.

13. Зафиксировал компресс бинтом.

14. Снял компресс через 6-8 часов.

15. Использованный компресс утилизировал в отходы класса «А».

16. Кожу просушил салфеткой.

17. Обработал руки на гигиеническом уровне.

Каждое нарушение последовательности оценивается в 0,5 б. + - нет ошибок; ± 0,5 ошибки; - одна ошибка

Оценка. При наличии ошибок от 0-3 баллов - отлично; 4-6 - хорошо;7-9 - удовл.; 9 н более - неудовл.

Балл

Подпись преподавателя

Чек-лист «Постановка влажного согревающего компресса» Актуальность разработки «чек-листов» связана с некоторыми особенностями:

1. Для снижения речевой нагрузки студента при выполнении практических навыков, чтобы студент максимально сконцентрировал внимание на технике выполнения навыка, тем самым, облегчая роль преподавателя, принимающего итоговый зачёт.

2. Для более качественной оценки практического умения, следуя строго по алгоритму, как указано в «чек-листе».

Проводя анализ показателей успеваемости итоговых зачётов по ЛПП текущего и предыдущего года, что представлено в таблице, можно сделать вывод, что показатели успеваемости (средний балл, общая успеваемость, качественный показатель) по всем курсам выше в данном учебном году в сравнении с предыдущим.

Сравнительный анализ показателей итоговых дифференцированных зачётов по ЛПП за 2014-2015/2015-2016 учебные годы

Название практики Средний балл Общая успеваемость, % Качественный показатель, %

1. Помощник младшего медицинского персонала у студентов 1-го курса ФФМО — «Педиатрия» Итог (текущий год) Итог (предыдущий год) 4,73 4,6 93,11 93,7 90,30 80,56

2. Помощник младшего медицинского персонала у студентов1-го курса ФФМО — «Лечебное дело» Итог (текущий год) Итог (предыдущий год) 4,8 4,6 91,12 90,7 90.1 81.2

3. Помощник палатной медицинской сестры у студентов 2-го курса ФФМО — «Лечебное дело» Итог (текущий год) Итог (предыдущий год) 4,7 4,6 93,9 88,9 92,8 96,6

4. Помощник палатной медицинской сестры у студентов 2-го курса ФФМО — «Педиатрия» Итог (текущий год) Итог (предыдущий год) 4,7 4,7 93,46 88,1 89,42 79,25

5. Помощник палатной и процедурной медицинской сестры у студентов 2-го курса ФФМО по специальности — «Стоматология» Итог (текущий год) Итог (предыдущий год) 4,6 4,38 92,8 89,0 88,67 83,9

Таким образом, внедрённые новые подходы к оценке практических умений студентов младших курсов медицинского вуза после прохождения ЛПП оказались достаточно эффективными, они заставляют вырабатывать клиническое мышление будущих врачей уже с 1-го курса, способность анализировать более детально алгоритм выполнения того или иного практического навыка, а также повышение общей дисциплины

и ответственности студентов во время практики. Список литературы

1. Галактионова М. Ю. От симулятора к пациенту : современные подходы

к формированию у студентов профессиональных навыков / М. Ю. Галактионова, Д. А. Маисеенко, Е. В. Таптыгина // Сиб. мед. обозрение. — 2015. — № 2. — С. 108-110.

2. Гришкевич Н. Ю. Производственная практика у студентов первого курса как образовательная технология и этап первичной профессиональной социализации / Н. Ю. Гришкевич, С. А. Бахшиева // Вузовская педагогика : современные аспекты реализации ФГОС и ФГТ : материалы всероссийской научно-практической конф.

с международным участием. — Красноярск : Изд-во КрасГМУ, 2013. — С. 362-364.

3. Кострова И. В. Международное сотрудничество в проведении производственной практики студентов медицинских вузов / И. В. Кострова, О. А. Танченко, О. Б. Приходько // Вузовская педагогика : современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании : материалы всероссийской научно-практической конф. с международным участием. — Красноярск : Изд-во КрасГМУ, 2015. — С. 368-369.

4. Мирошниченко И. В. Объективная система оценки готовности студентов медицинского вуза к производственной практике / И. В. Мирошниченко, Ю. А. Юдаева // Вузовская педагогика : современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании : материалы всероссийской научно-практической конф. с международным участием. — Красноярск : Изд-во КрасГМУ, 2015. — С. 376-378.

5. Новые подходы в организации производственной практики студентов первого курса / Е. В. Зорина [и др.] // Сиб. мед. обозрение. — 2014. — № 4 (88). — С. 91-94.

6. Основные направления организации производственной практики на клинической кафедре в медицинском вузе [Электронный ресурс] / Ж. Е. Турчина [и др.] // Медицина и образование в Сибири : сетевое научное издание. — 2014. — № 1.

— Режим доступа : (http://www.ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=1240). — Дата обращения : 01.10.2015.

7. Оптимизация производственной практики на младших курсах в медицинском вузе [Электронный ресурс] / Ж. Е. Турчина [и др.] // Медицина и образование в Сибири : сетевое научное издание. — 2015. — № 1. — Режим доступа :

(http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=1622). — Дата обращения : 12.09.2015.

8. Особенности организации летней производственной практики «Помощник врача стационара (терапевта, хирурга и акушера)» по специальности «Лечебное дело» / Е. П. Шитьковская [и др.] // Вузовская педагогика : современные аспекты реализации ФГОС и ФГТ : материалы всероссийской научно-практической конф. с международным участием. — Красноярск : Изд-во КрасГМУ, 2013. — С. 377-378.

9. Оптимизация учебного процесса на клинической кафедре медицинского вуза в связи с переходом на ФГОС ВПО [Электронный ресурс] / Ж. Е. Турчина // Медицина

и образование в Сибири : сетевое научное издание. — 2013. — № 3. — Режим доступа : (http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=989). — Дат обращения : 10.09.2015. 10. Турчина Ж. Е. Летняя производственная практика у студентов ФФМО : новые подходы в организации, анализ показателей успеваемости итоговых зачётов / Ж. Е. Турчина, О. Я. Шарова // Вузовская педагогика : современные тенденции развития педагогических технологий в медицинском образовании : материалы всероссийской научно-практической конф. с международным участием. — Красноярск : Изд-во КрасГМУ, 2015. — С. 384-387.

11. Турчина Ж. Е. Некоторые аспекты формирования клинического мышления

у студентов младших курсов / Ж. Е. Турчина, А. А. Белобородов, Е. П. Данилина // Сиб. мед. обозрение. — 2013. — № 4. — С. 88-90.

NEW APPROACHES IN THE ASSESSMENT OF PRACTICAL ABILITIES OF STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITY

J. E. Turchina, O. Y. Sharova, V. G. Ivanov, N. P. Vakhrusheva. O. P. Fatyanova, T. K. Turchina, N. M. Potylitsyna, S. L. Nefedova, V. G. Bitkovskaya, A. A. Cheremisina, E. P. Danilina

SBEIHPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V. F. Voyno-Yasenetsky

of Ministry of Health» (Krasnoyarsk)

In the presented article New approaches in the assessment of practical abilities of junior students of university are considered during passing total examinations after summer work practice.

Keywords: summer work practice, practical abilities, total examination, «check list».

About authors:

Turchina Jeanne Evgenyevna — candidate of medical science, assistant professor, head of nurse business and clinical care chair at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V. F. Voyno-Yasenetsky», office phone: 8 (391) 262-02-56, e-mail: turchina-09@mail.ru

Sharova Olga Yanovna — candidate of medical science, assistant professor of nurse business and clinical care chair at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V. F. Voyno-Yasenetsky», office phone: 8 (391) 262-02-56, e-mail: moja03@yandex.ru

Ivanov Vitaly Gennadevich — candidate of medical science, assistant of nurse business and clinical care chair at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V. F. Voyno-Yasenetsky», office phone: 8 (391) 262-02-56, e-mail: ivanovdok@yandex.ru

Vakhrusheva Natalya Petrovna — assistant of nurse business and clinical care chair at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V. F. Voyno-Yasenetsky», e-mail: krasfarm@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Fatyanova Olga Petrovna — assistant of nurse business and clinical care chair at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V. F. Voyno-Yasenetsky», e-mail: oligaf@mail.ru

Turchina Tamara Konstantinovna — candidate of medical science, assistant professor of nurse business and clinical care chair at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V. F. Voyno-Yasenetsky», e-mail: tamaraturchina@rambler.ru

Potylitsyna Natalya Mikhaelovna — candidate of medical science, assistant of nurse business and clinical care chair at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V. F. Voyno-Yasenetsky», e-mail: diltiazem@bk.ru

Nefedova Svetlana Leonidovna — assistant of nurse business and clinical care chair at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V. F. Voyno-Yasenetsky», e-mail: nefedova_s_l@mail.ru

Bitkovskaya Venera Gennadyevna — teacher of nurse business department of pharmaceutical college at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V. F. Voyno-Yasenetsky», e-mail: krasfarm@mail.ru

Cheremisina Alyona Aleksandrovna —teacher of nurse business department of pharmaceutical college at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V. F. Voyno-Yasenetsky», e-mail: krasfarm@mail.ru

Danilina Elena Petrovna — candidate of medical science, assistant professor of nurse business and clinical care chair at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V. F. Voyno-Yasenetsky», office phone: 8 (391) 262-02-56

List of the Literature:

1. Galaktionova M. Y. From a simulator to the patient : modern approaches to formation at students of professional skills / M. Y. Galaktionova, D. A. Maiseenko, E. V. Taptygin // Sib. medical review. — 2015. — N 2. — P. 108-110.

2. Grishkevich N. Y. Work practice at first-year students as educational technology and

a stage of primary professional socialization / N. Y. Grishkevich, S. A. Bakhshiyeva // High school of pedagogics : modern aspects of realization of FSES and FST : materials All-Russian scientific and practical conf. with international participation. — Krasnoyarsk : Publishing house of KrasSMU, 2013. — P. 362-364.

3. Kostrova I. V. The international cooperation in carrying out work practice of students of medical schools / I. V. Kostrova, O. A. Tanchenko, O. B. Prikhodko // High school pedagogics: current trends of development of pedagogical technologies in medical education: materials All-Russian scientific and practical conf. with the international participation. — Krasnoyarsk : Publishing house of KrasSMU, 2015. — P. 368-369.

4. Miroshnichenko I. V. Objective system of assessment of readiness of students of medical school for work practice / I. V. Miroshnichenko, Y. A. Yudayeva // High school pedagogics : current trends of development of pedagogical technologies in medical education : materials All-Russian scientific and practical conf. with the international participation.

— Krasnoyarsk : Publishing house of KrasSMU, 2015. — P. 376-378.

5. New approaches in the organization of work practice of first-year students / E. V. Zorina [et al.] // Sib. medical review. — 2014. — N 4 (88). — P. 91-94.

6. The main directions of the organization of work practice on clinical chair in medical school [electronic resource] / J. E. Turchina [et al.] // Medicine and education in Siberia : online scientific publication. — 2014. — N 1. — Access mode :

(http://www.ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=1240). — Access date : 01.10.2015.

7. Optimization of work practice on younger courses in medical school [electronic resource] / J. E. Turchina [et al.] // Medicine and education in Siberia: online scientific publication.

— 2015. — N 1. — Access mode : (http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php? id=1622).

— Access date : 12.09.2015.

8. Features of the organization of summer work practice «The medical assistant of a hospital (the therapist, the surgeon and the obstetrician)» in «Medical business» / E. P. Shitkovskaya [et al.] // High school pedagogics: modern aspects of realization of FSES and FST : materials All-Russian scientific and practical conf. with the international participation. — Krasnoyarsk : Publishing house of KrasSMU, 2013. — P. 377-378.

9. Optimization of educational process on clinical chair of medical school in connection with transition to FSES HPE [electronic resource] / J. E. Turchina // Medicine and education in Siberia : online scientific publication. — 2013. — N 3. — Access mode :

(http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php? id=989). — Access date : 10.09.2015.

10. Turchina J. E. Summer work practice at students of FSMO: new approaches in the organizations, the analysis of indicators of progress of total examinations / J. E. Turchina, O. Ya. Sharova // High school pedagogics : current trends of development of pedagogical technologies in medical education : materials All-Russian scientific and practical conf. with the international participation. — Krasnoyarsk : Publishing house of KrasSMU, 2015. — P. 384-387.

11. Turchina J. E. Some aspects of formation of clinical thinking at junior students / J. E. Turchina, A. A. Beloborodov, E. P. Danilina // Sib. medical review. — 2013. — N 4. — P. 88-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.