Научная статья на тему 'Основные направления организации производственной практики на клинической кафедре в медицинском вузе'

Основные направления организации производственной практики на клинической кафедре в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
626
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / МЕДИЦИНСКИЙ УХОД / ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МОДУЛЯ ПРАКТИКИ / WORK PRACTICE / MEDICAL LEAVING / PRACTICAL SKILLS / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATIONAL AND METHODICAL COMPLEX OF THE PRACTICAL MODULE

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Турчина Жанна Евгеньевна, Гришкевич Наталья Юрьевна, Шарова Ольга Яновна, Зорина Екатерина Вячеславовна, Бахшиева Светлана Алексеевна

В статье рассматриваются основные направления организации производственной практики студентов младших курсов на клинической кафедре медицинского вуза в связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения, а именно: актуальность отработки практических навыков по блоку «Сестринское дело» ввиду того, что уход за больными является медицинской деятельностью по обеспечению оптимальных условий для выздоровления, а потому требует такого же серьезного освоения студентами врачебных специальностей, как и все другие элементы лечебной деятельности. Значимыми вопросами являются также совершенствование учебно-методического комплекса модуля практики, усиление роли базовых руководителей лечебно-профилактических учреждений здравоохранения в реализации данного вопроса. В ходе производственной практики особое внимание обращается на способность и готовность к реализации профессиональных знаний, умений и навыков в рамках представленной рабочей программы, необходимых для дальнейшей деятельности будущего врача.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Турчина Жанна Евгеньевна, Гришкевич Наталья Юрьевна, Шарова Ольга Яновна, Зорина Екатерина Вячеславовна, Бахшиева Светлана Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF THE ORGANIZATION OF WORK PRACTICE ON CLINICAL CHAIR IN MEDICAL UNIVERSITY

The main directions of the organization of work practice of junior students at clinical chair of medical university in connection with transition to the federal state educational standard of the third generation are considered in the article: relevance of working off of the practical skills on the Nurse business block as care of patients is medical activity for providing optimum recovery conditions, and therefore demands the same serious development, as well as all other elements of medical activity at students of medical specialties. Significant questions are also improvement of educational and methodical complex of the practical module, strengthening of a role of basic principals in treatment-and-prophylactic healthcare institutions in realization of this matter. During work practice the special attention is given to the ability and readiness for realization of professional knowledge, skills within the presented work program, necessary for the further activity of future doctor.

Текст научной работы на тему «Основные направления организации производственной практики на клинической кафедре в медицинском вузе»

№ 1 - 2014 г. 13.00.00 педагогические науки

УДК 61:378:371.388

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ НА КЛИНИЧЕСКОЙ КАФЕДРЕ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Ж. Е. Турчина, Н. Ю. Гришкевич, О. Я. Шарова, Е. В. Зорина, С. А. Бахшиева, В. Г. Иванов

ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России (г. Красноярск)

В статье рассматриваются основные направления организации производственной практики студентов младших курсов на клинической кафедре медицинского вуза в связи с переходом на федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения, а именно: актуальность отработки практических навыков по блоку «Сестринское дело» ввиду того, что уход за больными является медицинской деятельностью по обеспечению оптимальных условий для выздоровления, а потому требует такого же серьезного освоения студентами врачебных специальностей, как и все другие элементы лечебной деятельности. Значимыми вопросами являются также совершенствование учебно-методического комплекса модуля практики, усиление роли базовых руководителей лечебно-профилактических учреждений здравоохранения в реализации данного вопроса. В ходе производственной практики особое внимание обращается на способность и готовность к реализации профессиональных знаний, умений и навыков в рамках представленной рабочей программы, необходимых для дальнейшей деятельности будущего врача.

Ключевые слова: производственная практика, медицинский уход, практические навыки, федеральный государственный образовательный стандарт, учебный процесс, учебно-методический комплекс модуля практики.

Турчина Жанна Евгеньевна — кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой сестринского дела и клинического ухода ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», рабочий телефон: 8 (391) 262-02-56, е-mail: [email protected]

Гришкевич Наталья Юрьевна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры сестринского дела и клинического ухода ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», рабочий телефон: 8 (391) 262-02-56, е-mail: [email protected]

Шарова Ольга Яновна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры сестринского дела и клинического ухода ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», рабочий телефон: 8 (391) 262-02-56, е-mail:

[email protected]

Зорина Екатерина Вячеславовна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры сестринского дела и клинического ухода ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», рабочий телефон: 8 (391) 262-02-56, е-mail: [email protected]

Бахшиева Светлана Алексеевна — ассистент кафедры сестринского дела и клинического ухода ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», рабочий телефон: 8 (391) 262-02-56, е-mail: [email protected]

Иванов Виталий Геннадьевич — кандидат медицинских наук, ассистент кафедры сестринского дела и клинического ухода ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого», рабочий телефон: 8 (391) 262-02-56, е-mail: [email protected]

Новые государственные образовательные стандарты ориентируют высшие учебные заведения на качественные параметры организации учебного процесса [1]. Производственная практика студентов является неотъемлемой качественной составляющей учебно-воспитательного процесса вуза, важным критерием при аттестации, а также логичным продолжением учебного процесса [2].

Современный этап развития российского общества и российского образования выдвинул на первый план задачу всесторонней подготовки высококвалифицированных специалистов в различных областях знания. С сентября 2003 года Россия является полноправным участником Болонского процесса, в основе которого лежит понимание того, что образование должно даваться не для сдачи экзаменов и получения диплома, а для обогащения уже имеющихся и развития новых способностей у учащихся. Основной задачей производственной практики студентов высших медицинских и фармацевтических учебных заведений является получение будущими врачами глубоких практических знаний и навыков по специальности в условиях будущей работы. Практика организуется и проводится с целью приобретения и совершенствования практических навыков в выполнении обязанностей по должностному предназначению, углубления и закрепления полученных знаний, умений и навыков. Должностное предназначение в общем виде определяется исходя из квалификационной характеристики выпускника [9].

Оптимизация процесса оказания медицинских услуг гражданам России в системе здравоохранения требует подготовки высококвалифицированных врачей. Однако, как показывает практика, большая доля жалоб пациентов отражает невысокий профессионализм наших коллег, связанный с недостаточно высокой профессиональной компетентностью современных врачей и низким уровнем владения навыком клинического мышления. Эти проблемы увеличиваются, несмотря на прогрессивные методики преподавания, перенятые у западных школ, и новейшее оборудование в виде тренажеров и симуляторов, применяемых в образовательном процессе. Главный «источник» профессиональных проблем нередко не недостаток знаний, а неправильное их применение [4].

Согласно ФГОС ВПО 3-го поколения производственную практику студенты специальностей «Педиатрия» и «Лечебное дело» будут проходить ежегодно, начиная

со второго семестра [3, 7, 8].

Первая производственная практика в качестве помощника младшего медицинского персонала является, по сути, этапом первичной профессиональной социализации будущих медиков и предполагает совершенствование морально-этической культуры студента, так как она повышает ценность общения между будущим врачом и больным и располагает большими психотерапевтическими возможностями. Профессиональная социализация будущего врача на этапе обучения в вузе осуществляется с целью выстраивания студентом собственной траектории профессионального развития и удовлетворенности результатами учебной, а в будущем и профессиональной деятельности [3].

Медицинский уход является медицинской деятельностью по обеспечению оптимальных условий для выздоровления, а потому требует такого же серьезного освоения студентами врачебных специальностей, как и все другие элементы лечебной деятельности. Качество медицинского ухода во многом определяет качество обслуживания пациентов в клинике и является одним из ведущих критериев оценки деятельности лечебно-профилактической организации. До изучения клинических дисциплин студенты должны ознакомиться и освоить необходимые манипуляции и процедуры медицинского ухода, уметь оказать неотложную доврачебную помощь [5].

Согласно содержанию ФГОС ВПО в учебный процесс клинической кафедры сестринского дела и клинического ухода (СД и КУ) КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого вошли пять летних производственных практик (ЛПП):

1. Помощник младшего медицинского персонала у студентов 1-го курса факультета фундаментального медицинского образования (ФФМО) по специальности — 060101 «Лечебное дело» (120 час).

2. Помощник младшего медицинского персонала у студентов 1-го курса факультета фундаментального медицинского образования (ФФМО) по специальности — 060103 «Педиатрия» (120 час).

3. Помощник палатной медицинской сестры у студентов 2-го курса ФФМО по специальности — 060101 «Лечебное дело» (120 час.)

4. Помощник палатной медицинской сестры у студентов 2-го курса ФФМО по специальностям — 060103 «Педиатрия» (120 час).

5. Помощник палатной и процедурной медицинских сестер у студентов 2-го курса ФФМО по специальности — 060201 «Стоматология» (72 час.)

Выделены также часы на аудиторные практические занятия по ЛПП (6 часов на группу), так называемый предпрактический инструктаж, в ходе которого студенты на кафедре в фантомном классе могут отработать многие практические навыки на муляжах. Особенно это касается постановки внутримышечных, подкожных инъекций и др. Также будут освящены все теоретические вопросы по организации ЛПП: цель и задачи практики, правильность заполнения дневников ЛПП, алгоритм прохождения инструктажа у ответственных сотрудников вуза, а также базовых руководителей ЛПП. Базами ЛПП являются лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) города Красноярска и Красноярского края, часть студентов проходит практику в других субъектах Российской Федерации.

Согласно учебному плану студенты ЛПП проходят в летнее время, дифференцированный зачёт по итогам ЛПП студенты сдают в первую неделю нового учебного года (согласно приказу). Итоговый зачёт проходил по 3-этапной рейтинговой системе (тестовый

контроль, собеседование, практические навыки), обращалось также внимание не качество оформления дневника. На кафедре СД и КУ полностью подготовлен учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) модуля практики, дневники ЛПП, экзаменационные билеты. Сотрудниками кафедры проделана большая организационная работа по подготовке к сдаче дифференцированного зачёта у студентов 5-х курсов, были подготовлены аудитории, фантомный класс, списки студентов. Оценки своевременно (в день сдачи) были занесены в электронную ведомость («Элевед»), ведомости в бумажном варианте и отчёты были вовремя сданы в деканат ФФМО.

Как отмечено в таблице, в сравнении с предыдущим 2012-2013 учебным годом некоторые показатели успеваемости (средний балл, качественный показатель) дифференцированного зачета по ЛПП практически по всем специальностям (исключая «Стоматологию») снижены, это можно объяснить повышением требований к сдаче итогового зачёта, прежде всего практических навыков в фантомном классе; многие студенты не знали чёткого алгоритма проведения того или иного навыка, с чего «начать» свой ответ, и поэтому оценки были снижены. Хочется отметить, что у студентов-стоматологов в сравнении с педиатрами и лечебниками по учебному плану отсутствуют аудиторные занятия по уходу за больными, «Учебная практика по уходу за больными», поэтому вся подготовка к итоговому зачёту «выглядит» как самостоятельная подготовка студентов. В связи с этим отмечаются некоторые трудности в теоретических вопросах. Необходимо добавить также, что студенты-стоматологи минуют этап помощника младшего медицинского персонала, сразу выходят на практику «Помощник палатной и медицинской медсестры», продолжительность практики всего 72 часа, это на 48 часов меньше в сравнении с другими специальностями, но, тем не менее, общая успеваемость и качественный показатель выросли.

Сравнительный анализ показателей экзаменационной сессии по ЛПП за 2012-2013/2013-2014 учебный годы

Название практики Средний балл Общая успеваемость, % Качественный показатель, %

1. Помощник младшего медицинского персонала 1-го курса ФФМО — Педиатрия Итог (текущий год) Итог (предыдущий год) 4,49 4,71 88,08 83,05 94,12 97,96

2. Помощник младшего медицинского персонала 1-го курса ФФМО — Лечебное дело Итог (текущий год) Итог (предыдущий год) 4,59 4,69 93,57 95,59 95,87 98,85

3. Помощник палатной медицинской сестры у студентов 2-го курса ФФМО — Лечебное дело Итог (текущий год) Итог (предыдущий год) 4,59 4,68 97,83 93,82 98,15 96,30

4. Помощник палатной медицинской сестры у студентов 2-го курса ФФМО — Педиатрия Итог (текущий год) Итог (предыдущий год) 4.65 4.66 95,73 91,78 96,43 97,00

5. Помощник палатной и процедурной

медицинской сестры у студентов 2-го курса

ФФМО по специальности — Стоматология

Итог (текущий год) 4,50 90,00 100

Итог (предыдущий год) 4,56 79,37 98,00

Наиболее частые замечания по итогам сдачи ЛПП: некачественное оформление дневника; неполный охват овладения практическими навыками; отработка только в одном отделении — терапевтическом или хирургическом (нужно в двух) для студентов «Лечебного дела»; отсутствие некоторых фантомов. По окончании итогового зачёта все студенты были анонимно проанкетированы по вопросам организации ЛПП.

В текущем учебном году (2013-2014) вопросы по организации проведения и итогам ЛПП неоднократно заслушивались на кафедральном совещании, Учёном совете факультета, Большом Учёном совете университета с формированием предложений по совершенствованию ЛПП.

Большая интеграция ЛПП осуществляется с учебными практиками «Уход за больными терапевтического и хирургического профиля» для студентов 1-го курса (ФФМО) по специальности 060101 «Лечебное дело» (144 часа); «Общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического и хирургического профиля» для студентов 1-го курса (ФФМО) по специальности 060103 «Педиатрия» (144 часа) [6].

Таким образом, основными предложениями по оптимизации организации ЛПП студентов младших курсов на кафедре СД и КУ КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого в связи с переходом на ФГОС ВПО являются:

1. Усиление акцента на отработку практических навыков студентов во время учебной практики по уходу (аудиторные занятия), чёткое требование алгоритма выполнения.

2. Совершенствование учебно-методического комплекса модуля практики.

2.1. Переработка дневников ЛПП.

2.2. Переработка экзаменационных билетов (убрать тестовый контроль, задачу; увеличить количество практических навыков в билете от 3-х до 5-ти; выставлять промежуточную оценку за качество оформления дневника).

2.3.Переработка учебно-методических рекомендаций по ЛПП для студентов и базовых руководителей.

3. Усиление роли базовых руководителей ЛПУ здравоохранения и ответственных лиц за ЛПП по вузу.

4. Ввести кафедральных кураторов на базы во время прохождения ЛПП с целью усиления дисциплины и ответственности студентов.

5. Увеличить количество аудиторных часов на предпрактический инструктаж от 6-ти до 12-ти.

6. Провести совместно с фармацевтическим колледжем мастер-класс по проведению инъекций.

7. Ввести элективный курс «Основы клинического ухода» для студентов 2-го курса ФФМО «Стоматология».

8. Организовать дополнительный фантомный класс на кафедре СД и КУ с целью отработки практических навыков, выписать дополнительные фантомы, манипуляционные столики, функциональные учебные кровати и другое оснащение.

9. В ходе производственной практики обращать особое внимание на способность

и готовность к реализации профессиональных знаний, умений и навыков в рамках представленной рабочей программы, необходимых для дальнейшей деятельности будущего врача.

Список литературы

1. Белобородов А. А. Информационно-коммуникационные технологии в организации самостоятельной работы студентов / А. А. Белобородов, В. А. Белобородов // Сиб. мед. обозрение. — 2009. — № 4 (58). — С. 105-107.

2. Гордиец А. В. Анализ результатов производственной практики студентов специальности Педиатрия за 2007-2012 гг. / А. В. Гордиец, Е. П. Шитьковская // Вузовская педагогика : современные аспекты реализации ФГОС и ФГТ : материалы всероссийской науч.-педагогич. конф. с международным участием. — Красноярск : Изд-во КрасГМУ, 2013. — С. 360-362.

3. Гришкевич Н. Ю. Производственная практика у студентов первого курса как образовательная технология и этап первичной профессиональной социализации / Н. Ю. Гришкевич, С. А. Бахшиева // Вузовская педагогика : современные аспекты реализации ФГОС и ФГТ : материалы всероссийской науч.-педагогич. конф. с международным участием. — Красноярск : Изд-во КрасГМУ, 2013. — С. 362-364.

4. Маисеенко Д. А. Производственная практика — важнейшее звено образовательного процесса по приобретению компетенций / Д. А. Маисеенко, А. Т. Егорова // Вузовская педагогика : современные аспекты реализации ФГОС и ФГТ : материалы всероссийской науч.-педагогич. конф. с международным участием. — Красноярск : Изд-во КрасГМУ, 2013. — С. 373-375.

5. Турчина Ж. Е. Некоторые аспекты формирования клинического мышления у студентов младших курсов / Ж. Е. Турчина, А. А. Белобородов, Е. П. Данилина // Сиб. мед. обозрение. — 2013. — № 4. — С. 88-90.

6. Преподавание учебной практики «Уход за терапевтическими больными» для студентов первого курса ФФМО по специальности «Лечебное дело» согласно ФГОС ВПО

на кафедре сестринского дела и клинического ухода /Ж.Е. Турчина [и др.] // Вузовская педагогика : современные аспекты реализации ФГОС и ФГТ : материалы всероссийской науч.-педагогич. конф. с международным участием. — Красноярск : Изд-во КрасГМУ, 2013. — С. 375-377.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 060101 «Лечебное дело». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. N 1118.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 060103 «Педиатрия». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. N 1122.

9. Особенности организации летней производственной практики «Помощник врача стационара (терапевта, хирурга и акушера)» по специальности «Лечебное дело» / Е. П. Шитьковская [и др.] // Вузовская педагогика : современные аспекты реализации ФГОС и ФГТ : материалы всероссийской науч.-педагогич. конф. с международным участием. — Красноярск : Изд-во КрасГМУ, 2013. — С. 377-378.

THE MAIN DIRECTIONS OF THE ORGANIZATION OF WORK PRACTICE ON CLINICAL CHAIR IN MEDICAL

UNIVERSITY

Z. E. Turchina, N. Y. Grishkevich, O. Y. Sharova, E. V. Zorina, S. A. Bakhshieva, V. G. Ivanov

SBEIHPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V. F. Voyno-Yasenetsky

of Ministry of Health» (c. Krasnoyarsk)

The main directions of the organization of work practice of junior students at clinical chair of medical university in connection with transition to the federal state educational standard of the third generation are considered in the article: relevance of working off of the practical skills on the Nurse business block as care of patients is medical activity for providing optimum recovery conditions, and therefore demands the same serious development, as well as all other elements of medical activity at students of medical specialties. Significant questions are also improvement of educational and methodical complex of the practical module, strengthening of a role of basic principals in treatment-and-prophylactic healthcare institutions in realization of this matter. During work practice the special attention is given to the ability and readiness for realization of professional knowledge, skills within the presented work program, necessary for the further activity of future doctor.

Keywords: work practice, medical leaving, practical skills, federal state educational standard, educational process, educational and methodical complex of the practical module.

About authors:

Turchina Jeanne Evgenyevna — candidate of medical sciences, assistant professor, head of nurse business and clinical care chair at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V. F. Voyno-Yasenetsky», office phone: 8 (391) 2-62-02-56, e-mail: [email protected]

Grishkevich Natalia Yurievna — candidate of medical sciences, assistant professor of nurse business and clinical care chair at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V. F. Voyno-Yasenetsky», office phone: 8 (391) 262-02-56, e-mail: [email protected]

Sharova Olga Yanovna — candidate of medical sciences, assistant professor of nurse business and clinical care chair at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V. F. Voyno-Yasenetsky», office phone: 8 (391) 262-02-56, e-mail: [email protected]

Zorina Ekaterina Vyacheslavovna — candidate of medical sciences, assistant professor of nurse business and clinical care chair at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V. F. Voyno-Yasenetsky», office phone: 8 (391) 262-02-56, e-mail: [email protected]

Bakhshiyeva Svetlana Alekseevna — assistant of nurse business and clinical care chair

at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor V. F. Voyno-Yasenetsky»,

office phone: 8 (391) 262-02-56, e-mail: [email protected]

Ivanov Vitaly Gennadevich — candidate of medical sciences, assistant of nurse business and

clinical care chair at SBEI HPE «Krasnoyarsk State Medical University n. a. professor

V. F. Voyno-Yasenetsky», office phone: 8 (391) 262-02-56, e-mail: [email protected]

List of the Literature:

1. Beloborodov A. A. Information and communication technologies in the organization of independent work of students / A. A. Beloborodov, V. A. Beloborodov // Sib. medical review. — 2009. — № 4 (58). — P. 105-107.

2. Gordiyets A. V. The analysis of results of work practice of students of the Pediatrics specialty for 2007-2012 / A. V. Gordiyets, E. P. Shitkovskaya // High school pedagogics: modern aspects of realization of FSES and FSR: materials of All-Russian scient. — pract. conf. with international participation. — Krasnoyarsk: Publishing house of KrasSMU, 2013.

— P. 360-362.

3. Grishkevich N. Y. Work practice at first-year students as educational technology and stage of primary professional socialization / N. Y. Grishkevich, S. A. Bakhshieva // High school of pedagogics: modern aspects of realization of FSES and FSR: materials of All-Russian scient. — pedag. conf. with international participation. — Krasnoyarsk: Publishing house of KrasSMU, 2013. — P. 362-364.

4. Maiseenko D. A. Work practice as the most important link of educational process

on acquisition of competences / D. A. Maiseenko, A. T. Egorova // High school of pedagogics: modern aspects of realization of FSES and FSR: of All-Russian scient. — pedag. conf. with international participation. — Krasnoyarsk: Publishing house of KrasSMU, 2013. — P. 373-375.

5. Turchina J. E. tourist's rank some aspects of formation of clinical thinking at junior students / J. E. Turchina, A. A. Beloborodov, E. P. Danilina // Sib. medical review. — 2013.

— № 4. — P. 88-90.

6. Teaching of educational practice «Care of therapeutic patients» for first-year students of FFME in «Medical business» according to FSES HPE on chair of nurse business and clinical care / J.E. Turchina [etc.] // High school of pedagogics: modern aspects of realization of FSES and FSR: materials of All-Russian scient. — pedag. conf. with international participation. — Krasnoyarsk: Publishing house of KrasSMU, 2013. — P. 375-377.

7. Federal state educational standard of higher education in the specialty 060101 «Medical business». The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of November 8, 2010 N 1118.

8. The federal state educational standard of higher education in 060103 «Pediatrics». The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of November 8, 2010 N 1122.

9. Features of the organization of summer work practice «The medical assistant of a hospital (therapist, the surgeon and obstetrician)» in «Medical business» / E. P. Shitkovskaya [etc.] // High school pedagogics: modern aspects of realization of FSES and FSR: materials

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

of All-Russian scient. — pedag. conf. with international participation. — Krasnoyarsk: Publishing house of KrasSMU, 2013. — P. 377-378.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.