Научная статья на тему 'Анкетирование потребителей образовательных услуг в контексте внедрения системы менеджмента качества'

Анкетирование потребителей образовательных услуг в контексте внедрения системы менеджмента качества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ / ПОТРЕБИТЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SURVEY / CONSUMERS OF EDUCATIONAL SERVICES / QUALITY OF EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плескачевская Т. А., Алимова И. Л.

Рассмотрены результаты анонимного анкетирования студентов 4, 5,6 курсов педиатрического факультета, врачей-курсантов, проходящих общее усовершенствование по программам факультета дополнительного профессионального образования, клинических ординаторов по удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг, предоставляемых кафедрой госпитальной педиатрии с курсом неонатологии ФДПО Смоленского государственного медицинского университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плескачевская Т. А., Алимова И. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONNAIRE OF CONSUMERS OF EDUCATIONAL SERVICES IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTATION OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

The results of an anonymous survey of students of 4, 5, 6 courses of pediatric faculty, cadets undergoing General improvement programs of the faculty of additional professional education, clinical residents on customer satisfaction with the quality of educational services provided by the Department of hospital Pediatrics with a course of neonatology FDPO Smolensk state medical University.

Текст научной работы на тему «Анкетирование потребителей образовательных услуг в контексте внедрения системы менеджмента качества»

УДК 614.2:378.180.6

АНКЕТИРОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА Плескачевская Т.А., Алимова И.Л.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 Резюме: Рассмотрены результаты анонимного анкетирования студентов 4, 5, 6 курсов педиатрического факультета, врачей-курсантов, проходящих общее усовершенствование по программам факультета дополнительного профессионального образования, клинических ординаторов по удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг, предоставляемых кафедрой госпитальной педиатрии с курсом неонатологии ФДПО Смоленского государственного медицинского университета. Ключевые слова: анкетирование, потребители образовательных услуг, качество образовательной деятельности.

QUESTIONNAIRE OF CONSUMERS OF EDUCATIONAL SERVICES IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTATION OF THE QUALITY MANAGEMENT SYSTEM Pleskachevskaya T.A., Alimova I.L.

Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskoy St., 28.

Summary: The results of an anonymous survey of students of 4, 5, 6 courses of pediatric faculty, cadets undergoing General improvement programs of the faculty of additional professional education, clinical residents on customer satisfaction with the quality of educational services provided by the Department of hospital Pediatrics with a course of neonatology FDPO Smolensk state medical University. Key words: survey, consumers of educational services, quality of educational activities.

В течение последнего десятилетия в работе Смоленского государственного медицинского университета (СГМУ) активно используется система менеджмента качества (СМК) образовательных услуг. В рамках СМК разработаны и активно используются руководство по качеству, документированные процедуры, положения, касающиеся всех процессов, реализуемых в рамках деятельности университета [1].

Кафедра госпитальной педиатрии с курсом неонатологии ФДПО, как и другие подразделения СГМУ, активно использует в своей практической деятельности все утвержденные в СГМУ документы СМК. С целью установления обратной связи с потребителями образовательных услуг, повышения качества предоставляемых кафедрой образовательных услуг, ежегодно по завершении изучения дисциплин проводится анонимное анкетирование студентов 4, 5, 6 курсов педиатрического факультета, врачей-курсантов, проходящих общее усовершенствование по программам факультета дополнительного профессионального образования (ФДПО), клинических ординаторов.

Для оценки качества образовательных услуг на кафедре разработана анкета, включающая несколько разделов вопросов. Первый раздел касается вопросов качества практиче-

ского, методического обеспечения практических занятий, а также межличностных взаимоотношений «преподаватель - обучающийся», второй - практического и методического обеспечения лекционного курса. Третий раздел посвящен изучению мнения обучающихся о значимости различных компонентов образовательного процесса (курация пациентов, научно-исследовательская работа, изучение теоретического материала, самостоятельная работа). Четвертый раздел - это замечания и пожелания обучающихся по устранению недостатков образовательного процесса.

Результаты анализа анонимного анкетирования студентов за последние 5 лет показали, что большинство опрошенных студентов 4, 5 и 6 курсов педиатрического факультета, 100% ординаторов оценивают на «хорошо» и «отлично» организацию и проведение практических занятий на кафедре. Мотивацию к изучению дисциплин, изучаемых на кафедре, после прохождения цикла оценивают на «хорошо» и «отлично» 100% студентов 4 и 6 курсов и 98,5% студентов 5 курса педиатрического факультета, 100% ординаторов. Использование в педагогическом процессе современных технологий и средств обучения на «хорошо» и «отлично» оценивают 95% студентов 4 и 6 курсов и 91% студентов 5 курса педиатрического факультета, 100% ординаторов.

100% студентов 4 - 6 курсов, 100% ординаторов оценивают на «хорошо» и «отлично» обеспеченность практических занятий методическими пособиями. 95% студентов 5 курса, 100% студентов 6 курса педиатрического факультета, 100% ординаторов оценивают на хорошо и отлично организацию самостоятельной работы на кафедре. Наглядность предлагаемого материала оценивают на «хорошо» и «отлично» - 97 % студентов 4 и 5 курсов, 95% 6 курса, 100% врачей ординаторов. Корректность и доброжелательность преподавателей в общении со студентами оценивают на «хорошо» и «отлично» 99% студентов 4 и 5 курсов, 98% 6 курса, 100% ординаторов. Объективность преподавателей в работе со студентами на «хорошо» и «отлично» оценивают 99% студентов 4 и 6 курсов, 100% студентов 5 курса, 100% ординаторов.

100% студентов 6, 5 и 4 курсов педиатрического факультета, ординаторов оценивают на «хорошо» и «отлично» доступность изложения и наглядность материала на лекциях. 99% студентов 6 курса и 100% студентов 4 и 5 курсов, 100% ординаторов оценивают на «хорошо» и «отлично» использование в лекционном курсе современных средств обучения и соответствие содержания лекций тематике практических занятий.

Полученные результаты не имеют существенных отличий на протяжении последних 5 лет. Негативные оценки работы кафедры единичны, вероятно, сделаны студентами, имеющими низкую успеваемость по дисциплинам, преподаваемым на кафедре.

Пожелания студентов чаще связаны с организацией образовательного процесса, на которую коллектив кафедры самостоятельно повлиять не может: увеличить количество часов практических занятий по дисциплине, отремонтировать помещения кафедры, которые являются территориями лечебно-профилактических учреждений, организовать буфет, отменить отработки пропущенных аудиторных занятий, организовать пятидневную рабочую неделю. Практическая составляющая образовательных услуг удовлетворяет практически всех студентов, проходивших обучение на кафедре.

Анкетирование клинических ординаторов на протяжении многих лет выявляет высокую удовлетворенность качеством организации и уровнем образовательных услуг кафедры

по всем показателям. Однако никаких замечаний и пожеланий, позволивших улучшить качество образовательного процесса, за последние 5 лет сделано не было, что вероятно связано с отсутствием у клинических ординаторов знаний об особенностях предстоящей самостоятельной практической деятельности.

Анкетирование врачей-курсантов Брянской и Смоленской областей, проходящих обучение на кафедре в рамках программ общего усовершенствования по педиатрии и не-онатологии, выявило 100% удовлетворенность слушателей организацией и качеством практических занятий, лекционного курса. Врачи-курсанты, в отличие от студентов и клинических ординаторов, в анкетах высказывают пожелания по содержательной части изучаемых дисциплин, однако очень часто эти пожелания являются диаметрально противоположными, что обусловлено, по-нашему мнению, различным уровнем исходной подготовки, местом работы, сферой профессиональных интересов и должностью врача.

В последние годы в рамках работы кафедры с ФДПО разработаны и внедрены в практику элементы электронного и дистанционного обучения, что нашло положительную оценку в ходе анкетирования.

Студенты педиатрического факультета, обучающиеся на кафедре в рамках основных образовательных программ, с одной стороны, высказывают пожелания об увеличении времени на контактную работу с пациентами под контролем преподавателя, с другой стороны, хотят уменьшить количество аудиторных занятий в пользу дистанционного обучения. В рамках данных пожеланий коллектив кафедры по одной из дисциплин по выбору для студентов 5 курса педиатрического факультета разработал курс с элементами дистанционного обучения (лекционный курс по дисциплине), который будет апробирован в 2017-2018 учебном году.

Таким образом, представленные результаты анализа анонимного анкетирования потребителей образовательных услуг, прошедших обучение на кафедре госпитальной педиатрии с курсом неонатологии ФДПО за последние 5 лет, свидетельствуют о хорошем качестве образовательных услуг, предоставляемых кафедрой для всех категорий обучающихся. Однако данная форма контроля качества образо-

224

Кратко

вательных услуг, по нашему мнению, является динально улучшить процесс обучения и усло-малоинформативной с точки зрения получе- вия его проведения. ния информации, позволяющей кафедре кар- ЛИТЕРАТУРА

1. http://smolgmu.ru/index.php?page[common]=dept&id=2098&cat=folder

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.