Научная статья на тему 'Научно-теоретическая компетентность преподавателя высшего учебного заведения'

Научно-теоретическая компетентность преподавателя высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / МОДЕЛЬ / УРОВНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамзина Людмила Николаевна, Агеева Нина Александровна, Пахомов Андрей Вячеславович, Тюпенькова Галина Евгеньевна, Романова Марина Леонидовна

Цель исследования разработка модели и метода диагностики научно-теоретической компетентности преподавателя высшего учебного заведения. Известно, что научно-теоретическая компетентность преподавателя составляющая его профессиональной компетентности, неразрывно связанная с методической, дидактической, исследовательской и информационной компетентностью. Авторами предложены модели всех компонентов научно-теоретической компетентности преподавателя, обоснована её взаимосвязь с иными компетенциями и личностно-профессиональными качествами, охарактеризованы уровни её сформированности. Практическая значимость результатов настоящего исследования в возможности диагностики конкурентоспособности и модальности образовательной среды (последняя отражает, в какой мере образовательная среда является ресурсом для личностно-профессионального развития студента). При составлении моделей научно-теоретической компетентности преподавателя, авторы настоящей статьи учитывали, что высокий уровень её сформированности необходимое (но не достаточное) условие успешной образовательной, методической и исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хамзина Людмила Николаевна, Агеева Нина Александровна, Пахомов Андрей Вячеславович, Тюпенькова Галина Евгеньевна, Романова Марина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific-theoretical competence of higher educational establishment teacher Lyudmila Nikolaevna Hamzina, the senior teacher

The purpose of investigation is elaboration of the model and assessment method of higher educational establishment teacher scientific-theoretical competence. It is known, that the teachers scientific-theoretical competence is component of its professional competence, rigidly connected with methodical, didactical, investigate and informational competence. The authors offered the models of all components of teacher’s scientific-theoretical competence, proved its interrelation with other competencies and personally professional abilities, described its completeness levels. The practical importance of current investigation results is in possibility of assessment of educational environment competitiveness and modality, the last one reflected to what extend the educational environment is resource for students personally-professional development. During the scientific-theoretical competence model elaboration, the authors regards that its high level is necessary (but not enough) condition of success in educational, methodical and investigate activity.

Текст научной работы на тему «Научно-теоретическая компетентность преподавателя высшего учебного заведения»

УДК 378

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Людмила Николаевна Хамзина, старший преподаватель,

Нина Александровна Агеева, старший преподаватель, Андрей Вячеславович Пахомов, старший преподаватель, Галина Евгеньевна Тюпенькова, старший преподаватель, Марина Леонидовна Романова, кандидат педагогических наук, доцент,

Кубанский государственный технологический университет ", г. Краснодар

Аннотация

Цель исследования - разработка модели и метода диагностики научно-теоретической компетентности преподавателя высшего учебного заведения. Известно, что научно-теоретическая компетентность преподавателя - составляющая его профессиональной компетентности, неразрывно связанная с методической, дидактической, исследовательской и информационной компетентностью. Авторами предложены модели всех компонентов научно-теоретической компетентности преподавателя, обоснована её взаимосвязь с иными компетенциями и личностно-профессиональными качествами, охарактеризованы уровни её сформированности. Практическая значимость результатов настоящего исследования - в возможности диагностики конкурентоспособности и модальности образовательной среды (последняя отражает, в какой мере образовательная среда является ресурсом для личностно-профессионального развития студента). При составлении моделей научно-теоретической компетентности преподавателя, авторы настоящей статьи учитывали, что высокий уровень её сформированности - необходимое (но не достаточное) условие успешной образовательной, методической и исследовательской деятельности.

Ключевые слова: научно-теоретическая компетентность, преподаватель, модель, уровни.

SCIENTIFIC-THEORETICAL COMPETENCE OF HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT TEACHER Lyudmila Nikolaevna Hamzina, the senior teacher, Nina Alexandrovna Ageeva, the senior teacher, Andre Vyacheslavovich Pakhomov, the senior teacher, Galina Evgenievna Tyupenkova, the senior teacher,

Marina Leonidovna Romanova, the candidate of pedagogical sciences, lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar

Annotation

The purpose of investigation is elaboration of the model and assessment method of higher educational establishment teacher scientific-theoretical competence. It is known, that the teachers scientific-theoretical competence is component of its professional competence, rigidly connected with methodical, didactical, investigate and informational competence. The authors offered the models of all components of teacher's scientific-theoretical competence, proved its interrelation with other competencies and personally professional abilities, described its completeness levels. The practical importance of current investigation results is in possibility of assessment of educational environment competitiveness and modality, the last one reflected to what extend the educational environment is resource for students personally-professional development. During the scientific-theoretical competence model elaboration, the authors regards that its high level is necessary (but not enough) condition of success in educational, methodical and investigate activity.

Keywords: scientific-theoretical competence, teacher, model, levels.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время очевидно, что эффективность и конкурентоспособность образовательных сред в решающей мере зависит от социально-профессиональной компетентности педагогов, продуктивности их деятельности [1-3]. Не следует забывать и о том, что вуз, в отличие от общеобразовательных учреждений - центр не только образования, но и

науки; следовательно, преподаватель вуза - научно-педагогический работник, качество и эффективность работы которого оценивают по продуктивности его образовательной, методической и исследовательской деятельности (с учётом их взаимосвязи). В условиях информационного общества проблема непрерывного повышения профессиональной компетентности научно-педагогического работника является особенно острой.

Согласно современным воззрениям, профессиональная компетентность педагога общеобразовательного учреждения включает дидактическую, методическую, научно-теоретическую и информационную компетентность [1]; профессиональная компетентность преподавателя вуза включает также исследовательскую компетентность. Научно-теоретическая компетентность педагога (компетентность в предметной области) - его готовность к применению научных знаний и связанных с ними умений в профессиональной деятельности (прежде всего - в обучении студентов, а также в методической и исследовательской деятельности). Необходимое условие успешной педагогической деятельности - одновременное наличие высокого уровня научно-теоретической, методической и дидактической компетентности. Научно-теоретическая компетентность преподавателя может иметь обширные области пересечения (особенно операционного компонента) с известными личностно-профессиональными качествами. Например, научно-теоретическая компетентность педагога по физическому воспитанию включает физическую культуру личности, преподавателя иностранного языка - иноязычную компетентность [2].

Методическая компетентность педагога - связующее звено между его научно-теоретической и дидактической компетентностью (методическая компетентность - готовность к проектированию образовательного процесса, в том числе к трансформации научных знаний предметной области в содержание обучения, дидактическая - к его практической реализации). Без должного уровня научно-теоретической компетентности невозможно накопление положительного опыта методической, тем более, образовательной деятельности (для преподавателя вуза - и исследовательской). Анализ научно-методической литературы показал, что проблеме становления научно-теоретической компетентности преподавателя уделяется значительно меньше внимания, чем методической или дидактической. Одна из причин - недостаточная разработанность полиаспект -ных моделей данного личностно-профессионального качества. Проблема исследования -вопрос, какими должны быть адекватные модели и методы диагностики научно-теоретической компетентности преподавателя? Цель исследования - разработка модели и метода диагностики научно-теоретической компетентности преподавателя высшего учебного заведения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основываясь на современных моделях компетенций и личностно-профессиональных качеств, охарактеризуем компоненты научно-теоретической компетентности педагога. Операционный компонент включает знания в предметных (научных) областях, изоморфных преподаваемым учебным дисциплинам, а также связанные с ними (соответствующие) практические умения. Например, совокупность двигательных умений педагога физической культуры - не менее важная составляющая операционного компонента его научно-теоретической компетентности, чем знания в области теории и методики физической культуры, физиологии и биомеханике, теории и методике избранных видов спорта.

Мотивационно-ценностный компонент - понимание педагогом значимости научных знаний (в областях, изоморфных преподаваемым учебным дисциплинам) и связанных с ними умениям, стремление их активно применять в профессиональной деятельности (прежде всего - в образовательной, т.е. в содержании обучения); ценностное отношение к соответствующим предметным областям. Поведенческий компонент научно-теоретической компетентности - личный опыт применения освоенных педагогом научных знаний (релевантных предметным областям) и связанных с ними умений в профес-

сиональной деятельности (для преподавателя вуза - как в методической и образовательной, так и в исследовательской). Рефлексивный компонент - способность адекватно оценить уровень собственной компетентности.

Известно, что модели компетенций или личностно-профессиональных качеств детерминированы потребностями (задачами) соответствующей сферы человеческой деятельности [1]. Отсюда неизбежно следует: важнейшее отличие научно-теоретической компетентности преподавателя вуза от компетентности педагогов учреждений среднего образования (как общего, таки профессионального) - в её более тесной связи с исследовательской компетентностью.

Охарактеризуем уровни сформированности научно-теоретической компетентности преподавателя вуза. Очень низкий ("нулевой") уровень характеризуется отсутствием у педагога мотивов к непрерывному развитию собственной научно-теоретической компетентности (как знаний в соответствующих научных областях, так и совершенствования личного опыта их применения в образовательной, методической и исследовательской деятельности), завышенная самооценка.

Ситуативный уровень отличается средним уровнем знаний в науч-ных областях, изоморфных преподаваемым учебным дисциплинам, низким уровнем знаний в смежных областях; мотивация к пополнению знаний и умений (в областях, изоморфных преподаваемым дисциплинам) слаба и не выражена; слабо развиты рефлексивные способности.

На уровне грамотности наблюдается наличие системного арсенала знаний в научных областях, изоморфных преподаваемым учебным дисциплинам, а также должного уровня связанных с ними умений; мотивы к пополнению научно-теоретических знаний (и связанных с ними умений) приобретают определенную направленность, но не всегда четко выражены в плане установок; успешное применение научно-теоретических знаний в образовательной, методической (особенно!) и исследовательской деятельности становится реальностью.

Уровень образованности характеризует: непрерывный рост знаний у педагога в областях, изоморфных преподаваемым учебным дисциплинам, а также регулярный прирост системы соответствующих умений; устойчивые внутренние взаимосвязи между компонентами научно-теоретической компетентности (особенно между операционным и поведенческим); мотивационно-ценностные ориентации к овладению новыми научно-теоретическими знаниями и практическими умениями имеют чётко выраженную направленность и устойчивость (т.е. педагог стремится к постоянному освоению научных областей, и это стремление гарантированно проявляется, реализуется в приросте знаний); целенаправленное применение научно-теоретических знаний в образовательной, методической и исследовательской деятельности становится нормой.

Творческий уровень отличает глубокое понимание и убежденность в практической необходимости научно-теоретических знаний для эффективной для образовательной, методической и исследовательской деятельности; включенность мотивов к перманентному овладению научными знаниями в общую направленность личности, в систему жизненных ценностей и планов; высокий уровень научно-теоретических знаний (в областях, изоморфных преподаваемым учебным дисциплинам, а также смежных областях), свободное владение ими для решения образовательных, методических и исследовательских задач; системность самосовершенствования, постоянный рост научно-теоретических знаний и связанных с ними умений; устойчивая взаимосвязь между формированием научно-теоретической, методической и иных составляющих профессиональной компетентности педагога; научно-теоретическая компетентность в сочетании с методической, дидактической и исследовательской компетентностью становятся важнейшим фактором конкурентоспособности преподавателя вуза, эффективно-сти его образовательной, методической и исследовательской деятельности, его авторитета среди коллег и студентов, а также в широких профессиональных кругах (в "идеале" - научно-педагогического сооб-

щества); постоянный поиск путей оптимизации (совершенствования) образовательной, методической и исследовательской деятельности, регулярное планирование их вывода на новый уровень.

Иначе говоря, высший уровень зрелости научно-теоретической компетентности неразрывно связан с высоким (как минимум!) уровнем зрелости дидактической, методической (особенно!) и исследовательской компетентности. Если на уровне образованности наблюдается непрерывный рост операционного компонента научно-теоретической компетентности, но нет однозначной связи с ростом методической, дидактической и исследовательской компетентности, то для творческого уровня наблюдается синхронный прирост уровней всех составляющих профессиональной компетентности педагога. Иначе говоря, для первых четырёх уровней научно-теоретическая компетентность не является однозначным фактором успешности образовательной, методической и исследовательской деятельности, а для высшего - является.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Авторами предложена инновационная модель научно-теоретической компетентности преподавателя. Перспективы развития работы - обоснование концептуальных, структурно-функциональных, информационно-вероятностных и процессуальных моделей становления данного качества в системе профессиональной переподготовки педагогов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гребенев, И.В. Методическая компетентность преподавателя: формирование и способы оценки / И.В. Гребенев // Педагогика. - 2014. - № 1. - С. 69-74.

2. Стрижакова, Н.Е. Взаимосвязь становления языковой компетенции и социально-профессиональной компетентности студентов / Н.Е. Стрижакова, В.А. Петьков, Д.А. Романов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 177-181.

3. Atlagic, M. The Main Problems and the Role of Teachers in the Trans-formation of Education in Serbia / M. Atlagic, Z. Elezovic, V. Minic // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2016. - Vol. 7. - No 5. - P. 138-142.

REFERENCES

1. Grebenev, I.V. (2014) "Teachers methodical competence: formation and evaluation methods", Pedagogika, No 1, pp. 69-74.

2. Strizhakova, N.E., Petkov, V.A. and Romanov, D.A. (2015) "Interrelation between language competence and socially-professional competence formation in students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 5, Vol. 123, pp. 177-181.

3. Atlagic M., Elezovic Z. and Minic V. (2016) "The Main Problems and the Role of Teachers in the Transformation of Education in Serbia", Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 7, No 5, pp. 138-142.

Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 19.05.2017

УДК 796:612

ИНДЕКС ЭФФЕКТИВНОСТИ КРОВООБРАЩЕНИЯ КАК МЕТОД КОНТРОЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ

Геннадий Константинович Хомяков, кандидат медицинских наук, доцент, Заслуженный врач России, Иркутский национальный исследовательский технический университет (ИрНИТУ),

Иркутск

Аннотация

Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы является ведущим фактором лимитирования физической нагрузки. На занятиях по физической подготовке часто преподавателями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.