EDN: WQFOYM
О.А. Левшукова - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
O.A. Levshukova - candidate of economics, associate professor of finance department, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
Е.А. Дзюба - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
E.A. Dzuba - student of the faculty of economics, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.
ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С НАЛОГОВЫМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ PROBLEMS OF COMBATING TAX CRIMES AND WAYS TO SOLVE THEM
Аннотация. Налоговые преступления являются одной из угроз экономической безопасности государства, которая оказывает существенное влияние на динамику экономического развития страны. Исследование посвящено проведению анализа современных проблем в организации борьбы с преступлениями, совершаемыми в рамках реализации налоговых отношений в России. Авторами выполнена оценка динамики и текущего состояния налоговой преступности в Российской Федерации на основе статистических данных. Определены проблемные аспекты в предупреждении и выявлении налоговых преступлений в стране, а также представлены рекомендации по совершенствованию работы государственных органов в рамках контроля над сферой реализации налоговых отношений.
Abstract. Tax crimes are one of the threats to the economic security of the state, which has a significant impact on the dynamics of the economic development of the country. The study is devoted to the analysis of modern problems in the organization of the fight against crimes committed in the framework of the implementation of tax relations in Russia. The authors assessed the dynamics and current state of tax crime in the Russian Federation on the basis of statistical data. The problematic aspects in the prevention and detection of tax crimes in the country are identified, as well as recommendations for improving the work of state bodies within the framework of control over the sphere of implementation of tax relations are presented.
Ключевые слова: налоговые преступления, налоговые отношения экономическая безопасность, материальный ущерб, законодательство.
Keywords: tax crimes, tax relations, economic security, material damage, legislation.
Налоговые отношения являются составным компонентом экономической системы современного государства: их формирование и реализация объясняются необходимостью обеспечения качественного социально-экономического развития страны. Однако наряду с функционированием института налогов возникают криминальные структуры, которые стремятся подорвать его устойчивость и составляют угрозу не только экономической, но и национальной безопасности государства. Речь идёт о налоговых преступлениях, которые рассматриваются исследователями как общественно-опасное явление, возникающее в рамках налоговой системы и состоящее в возникновении конфликта между интересами государства и налогоплательщиков.
Налоговые преступления считаются неотъемлемым элементом теневой экономики современных государств [2]. Преступления, фиксируемые органами государственной власти в рамках налоговой системы Российской Федерации, составляют малую часть всех совершаемых на территории страны преступлений экономической направленности. Так, по итогам 2022 г. Министерство внутренних дел России определило, что налоговые преступления составили 4,72 % от совокупного количества зарегистрированных в сфере экономики общественно опасных деяний за период [5]. При этом в последние годы наблюдаются определенные изменения в состоянии налоговой преступности в стране, что прослеживается в динамике следующих показателей, отраженных на рисунке 1.
Рисунок 1 - Показатели динамики преступности в налоговой сфереРоссийской Федерации в 2015-2022 гг. [5]
Число зафиксированных государственными органами преступлений в сфере налоговых отношений, реализуемых на территории России, в период с 2017 по 2019 гг. демонстрировало тенденцию к сокращению: если в 2017 г. показатель составлял 8 654 ед., то в 2019 г. он оказался равным 4 503 ед. Таким образом, число зарегистрированных налоговых преступлений сократилось на 48 %, что может указывать на улучшение применяемой системы борьбы.
С 2019 по 2021 гг. наклон линии тренда, характеризующей динамику числа налоговых преступлений в стране, сменился, обозначив тенденцию к росту показателя. МВД России в 2021 г. зафиксировало 5 543 нарушения в сфере реализации налоговых отношений, что на 23,1 % превысило значение, полученное по итогам 2019 г. В следующем периоде - 2022 г. - число выявленных налоговых преступлений составило более 5,2 тыс. ед.
Сокращение числа преступлений, в том числе в налоговой сфере, свидетельствует об улучшении системы борьбы с ними и их выявляемости. Однако второй показатель, характеризующий состояние налоговой преступности в России, - материальный ущерб от налоговых преступлений - продемонстрировал неблагоприятную динамику в период с 2015 по 2022 гг. Согласно результатам работы МВД России, при сокращении числа налоговых преступлений в стране практически в два раза, наблюдался столь же значительный рост материального ущерба от их совершения. В 2015 г. на территории России было совершено более 9 тыс. преступлений в налоговой сфере экономической системы страны, при этом ущерб составил 49,4 млрд. руб., однако в 2022 г. ситуация существенно изменилась: число налоговых преступлений опустилось до 5,3 тыс. ед., а потери государственного бюджета достигли 81,6 млрд. руб.
Вышеизложенное дает основание полагать, что наряду с совершенствованием работы государственных структур в области контроля над движением денежных средств и реализации налоговых отношений в целом, произошла трансформация методов совершения преступлений, которая позволила увеличить суммы ущерба в расчете на одно совершаемое преступление в налоговой сфере.
Налоговые преступления рассматриваются в качестве одной из форм проявления теневой экономики, которая составляет угрозу экономической безопасности Российской Федерации [3]. Совершение преступлений в сфере реализации налоговых отношений имеет последствия в различных областях, подрывая устойчивость социально-экономического развития государства.
Налоговые преступления оказывают негативное влияние на возможности реализации государственными структурами программ, направленных на достижение целевых результатов в сфере развития отраслей экономики на базе внедрения и активного применения инновационных продуктов и технологий. Финансовая реализуемость социально-значимых программ в стране определяется доходами государственного бюджета, а показателем осуществления мероприятий в рамках указанных программ является уровень исполнения расходов государственного бюджета. Отсюда следует, что между налоговыми преступлениями и уровнем исполнения бюджета страны устанавливается определенная корреляционная зависимость (рисунок 2).
Рисунок 2 - Корреляция между налоговыми преступлениями и уровнем исполнения расходов федерального бюджета РФ [5, 6]
Представленный график позволяет говорить о том, что при уменьшении числа налоговых преступлений в России повышается уровень выполнения плановых значений по расходам федерального бюджета.
Налоговые преступления являются компонентом развития теневой экономики в государстве, а, значит, как и вся теневая деятельность, они характеризуются скрытностью, сложностью выявления. В
этой связи ряд авторов, среди которых Староверова О. В. и Маилян С. С., отмечают, что официальная статистика, раскрывающая уровень преступности в сфере налоговых отношений в России, отдалена от ее реального состояния, с чем трудно не согласиться [4]. В рамках исследования требуется уточнение причин, усиливающих скрытый характер налоговых преступлений и обусловливающих потребность в совершенствовании методов их выявления.
Итак, современное состояние нормативно-правовой базы регулирования налоговых отношений является одним из факторов, которые стимулируют рост налоговых преступлений в стране. Одним из пробелов в действующем налоговом законодательстве выступает длительность периода проверки по факту выявления налогового правонарушения, в течение которого физическому или юридическому лицу предоставляется возможность устранения следов реализации противозаконных действий.
Наряду с указанным выше положением отмечается наличие ряда спорных вопросов в уголовном законодательстве, которое призвано урегулировать налоговые отношения. В частности, выделяются следующие вопросы, требующие решения:
- вопросы определения субъекта налогового преступления: при проведении расследования возникают сложности в установлении лица, совершившего преступления, поскольку на практике чаще всего присутствуют, так называемые, «теневые руководители», которые действуют в своих интересах, давая указания работникам организаций;
- вопросы рассмотрения фактов использования поддельных акцизных марок как налогового преступления: согласно действующему законодательству, акцизы относятся к числу установленных на территории России видов налогов, однако в Уголовном кодексе РФ меры ответственности за указанную выше незаконную деятельность располагаются отдельно от мер ответственности за неуплату других видов налогов, относя их к главе 32 «Преступления против порядка управления» [1].
К числу проблем выявления налоговых преступлений в Российской Федерации можно также отнести:
- ограниченность криминалистически значимой информации:
- недостаток следов совершения налогового преступления;
- проблема сохранности документов, которые указывают на совершение налогового преступления и др.
Совершенствование методов борьбы с налоговыми преступлениями является объективной необходимостью и одним из факторов укрепления экономической безопасности Российской Федерации, в особенности в условиях кризиса, наступившего вследствие усиления санкционных мер со стороны западных государств. Ниже представим перечень предлагаемых к проведению мероприятий, которые позволят улучшить борьбу с преступлениями в сфере реализации налоговых отношений в нашей стране:
- формирование объединенного информационного сервиса между правоохранительными органами и налоговыми службами для оперативного взаимодействия и создания единой базы данных о налоговых преступлениях, совершенных на территории России;
- систематизация уголовно-правовых норм в целях устранения пробелов в законодательной основе регулирования отношений в рамках налоговой системы страны, в частности, предлагается выделение отдельной главы в Уголовном кодексе Российской Федерации, посвященной налоговым преступлениям;
- разработка и реализация программ на региональном уровне, основной целью которых станет повышение эффективности инструментов возмещения ущерба, причиненного налоговыми преступлениями и др.
Таким образом, налоговые преступления являются сложно контролируемым компонентом экономической системы любого государства, масштабы которых, однако, можно существенно сократить благодаря совершенствованию системы налоговых отношений и института их регулирования. В рамках проведенного исследования определено, что совершение налоговых преступлений в России и рост их числа основаны на несовершенстве законодательной базы, наличием спорных вопросов в уголовно-правовых нормах. Выявлена необходимость в устранении пробелов в нормативно-правовой основе регулирования налоговых отношений, а также в усилении контроля над их реализацией на базе объединения усилий государственных структур.
Источники:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 28.04.2023) [Электронный источник]. -Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/, свободный.
2. Левшукова, О. А. Теневизация экономики как дестабилизатор налоговой системы России / О. А. Левшукова, Н. М. Дорошенко, А. А. Платонова // Вестник Академии знаний. 2022. № 51 (4). С. 389-395.
3. Смородина, Е. П. Уклонение от уплаты налогов как угроза экономической безопасности государства / Е. П. Смородина, К. А. Космачев, А. Д. Лукьянов // Цифровая и отраслевая экономика. 2022. № 2 (27). С. 76-81.
4. Староверова, О. В. Борьба с налоговой преступностью в условиях экономического кризиса / О. В. Староверова, С. С. Маилян // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 6. С. 215-220.
5. Статистика и аналитика // МВД России [Электронный источник]. - Режим доступа: https://мвд.рф/, свободный.
6. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный источник]. - Режим доступа: https://minfm.gov.ru/ru/, свободный.
ЕБ1Ч: Х8(2ССи
О.А. Левшукова - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
O.A. Levshukova - candidate of economics, associate professor of finance department, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
В.В. Топыгова - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
V.V. Topygova - student of the faculty of economics, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.
НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА TAX SECURITY OF RUSSIA AS AN ELEMENT OF ECONOMIC SECURITY OF THE STATE
Аннотация. Налоговая безопасность в современных условиях рассматривается как ключевой компонент системы экономической безопасности государства, что объясняется необходимостью финансового обеспечения реализации государством своих функций. Статья посвящена определению места налоговой составляющей в рамках рассмотрения системы обеспечения экономической безопасности государства. В ходе исследования определена сущность налоговой безопасности страны и уточнены основные направления её обеспечения. Представлена характеристика связи между условиями функционирования налоговой системы и возможностью обеспечения экономической безопасности государства. Определено, что главная цель обеспечения налоговой безопасности состоит в сведении к минимуму преступлений в сфере реализации налоговых отношений. Приведена и проанализирована налоговая статистика, которая показала постепенное совершенствование системы обеспечения налоговой безопасности в Российской Федерации как фактора укрепления её экономической безопасности.
Abstract. Tax security in modern conditions is considered as a key component of the system of economic security of the state, which is explained by the need for financial support for the implementation of its functions by the state. The article is devoted to determining the place of the tax component in the framework of the consideration of the system of ensuring the economic security of the state. In the course of the study, the essence of the country's tax security was determined and the main directions of its provision were clarified. The characteristic of the relationship between the conditions of the functioning of the tax system and the possibility of ensuring the economic security of the state is presented. It is determined that the main purpose of ensuring tax security is to minimize crimes in the field of implementation of tax relations. Tax statistics are presented and analyzed, which showed the gradual improvement of the tax security system in the Russian Federation as a factor in strengthening its economic security.
Ключевые слова: налоговая безопасность, экономическая безопасность, контрольная функция, налоговые отношения, налоговая система.
Keywords: tax security, economic security, control function, tax relations, tax system.
Драйвером экономического развития современного государства выступают налоги, которые в научной литературе рассматриваются в качестве сферы экономических отношений, связанных с выполнением государством своих целей и задач на основе отчуждения части денежных средств, принадлежащих физическим и юридическим лицам, в соответствии с принципами индивидуальной безвозмездности и обязательности. Необходимость формирования финансового обеспечения реализации государством разрабатываемых им стратегий, программ, проектов и иных форм социально-экономического развития страны лежит в основе становления и функционирования института налогообложения. В этой связи построение рациональной системы налоговых отношений, поддержания высокой эффективности налоговой системы на основе гарантирования уровня собираемости налогов, достаточного для выполнения государственных задач, являются факторами обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
Понятие «налоговая безопасность» всё чаще встречается в отечественной литературе, что связано с усилением внимания к проблемам функционирования налоговой системы России как фактора укрепления экономической безопасности на всех уровнях. Так, Сафохина Е. А., раскрывая сущность налоговой безопасности государства, предлагает следующую трактовку - «это направление обеспечения финансовой безопасности, которое характеризуется защищённостью налоговых интересов как самого государства, так и всех субъектов, которые связаны с функционированием налоговой системы» [2]. Автор считает, что налоговую безопасность следует рассматривать как структурный компо-