3. Смородина, Е. П. Уклонение от уплаты налогов как угроза экономической безопасности государства / Е. П. Смородина, К. А. Космачев, А. Д. Лукьянов // Цифровая и отраслевая экономика. 2022. № 2 (27). С. 76-81.
4. Староверова, О. В. Борьба с налоговой преступностью в условиях экономического кризиса / О. В. Староверова, С. С. Маилян // Вестник Московского университета МВД России. 2022. № 6. С. 215-220.
5. Статистика и аналитика // МВД России [Электронный источник]. - Режим доступа: https://мвд.рф/, свободный.
6. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный источник]. - Режим доступа: https://minfm.gov.ru/ru/, свободный.
ЕБ1Ч: Х8(2ССи
О.А. Левшукова - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
O.A. Levshukova - candidate of economics, associate professor of finance department, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
В.В. Топыгова - обучающаяся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
V.V. Topygova - student of the faculty of economics, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.
НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА TAX SECURITY OF RUSSIA AS AN ELEMENT OF ECONOMIC SECURITY OF THE STATE
Аннотация. Налоговая безопасность в современных условиях рассматривается как ключевой компонент системы экономической безопасности государства, что объясняется необходимостью финансового обеспечения реализации государством своих функций. Статья посвящена определению места налоговой составляющей в рамках рассмотрения системы обеспечения экономической безопасности государства. В ходе исследования определена сущность налоговой безопасности страны и уточнены основные направления её обеспечения. Представлена характеристика связи между условиями функционирования налоговой системы и возможностью обеспечения экономической безопасности государства. Определено, что главная цель обеспечения налоговой безопасности состоит в сведении к минимуму преступлений в сфере реализации налоговых отношений. Приведена и проанализирована налоговая статистика, которая показала постепенное совершенствование системы обеспечения налоговой безопасности в Российской Федерации как фактора укрепления её экономической безопасности.
Abstract. Tax security in modern conditions is considered as a key component of the system of economic security of the state, which is explained by the need for financial support for the implementation of its functions by the state. The article is devoted to determining the place of the tax component in the framework of the consideration of the system of ensuring the economic security of the state. In the course of the study, the essence of the country's tax security was determined and the main directions of its provision were clarified. The characteristic of the relationship between the conditions of the functioning of the tax system and the possibility of ensuring the economic security of the state is presented. It is determined that the main purpose of ensuring tax security is to minimize crimes in the field of implementation of tax relations. Tax statistics are presented and analyzed, which showed the gradual improvement of the tax security system in the Russian Federation as a factor in strengthening its economic security.
Ключевые слова: налоговая безопасность, экономическая безопасность, контрольная функция, налоговые отношения, налоговая система.
Keywords: tax security, economic security, control function, tax relations, tax system.
Драйвером экономического развития современного государства выступают налоги, которые в научной литературе рассматриваются в качестве сферы экономических отношений, связанных с выполнением государством своих целей и задач на основе отчуждения части денежных средств, принадлежащих физическим и юридическим лицам, в соответствии с принципами индивидуальной безвозмездности и обязательности. Необходимость формирования финансового обеспечения реализации государством разрабатываемых им стратегий, программ, проектов и иных форм социально-экономического развития страны лежит в основе становления и функционирования института налогообложения. В этой связи построение рациональной системы налоговых отношений, поддержания высокой эффективности налоговой системы на основе гарантирования уровня собираемости налогов, достаточного для выполнения государственных задач, являются факторами обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.
Понятие «налоговая безопасность» всё чаще встречается в отечественной литературе, что связано с усилением внимания к проблемам функционирования налоговой системы России как фактора укрепления экономической безопасности на всех уровнях. Так, Сафохина Е. А., раскрывая сущность налоговой безопасности государства, предлагает следующую трактовку - «это направление обеспечения финансовой безопасности, которое характеризуется защищённостью налоговых интересов как самого государства, так и всех субъектов, которые связаны с функционированием налоговой системы» [2]. Автор считает, что налоговую безопасность следует рассматривать как структурный компо-
нент, прежде всего, финансовой безопасности государства. Обосновывая данную точку зрения, можно сказать, что налоги - это совокупность отношений, реализуемых в рамках повышения рациональности перераспределения денежных средств, т.е. составного элемента личных и корпоративных финансов. В этой связи налоговая безопасность государства в первую очередь связана с финансовой составляющей его экономической безопасности. Вышеизложенные положения позволяют рассматривать налоговую безопасность государства как фактор экономической безопасности, который:
- во-первых, проявляется стабильностью и выражается устойчивостью системы налоговых отношений в стране;
- во-вторых, характеризуется готовностью физических и юридических лиц выполнять свои обязанности по осуществлению обязательных платежей в бюджеты различных уровней, не препятствую реализации государством своих задач.
При этом требуется уточнение, что стабильность налоговой системы государства предусматривает максимально возможное поступление налоговых платежей в бюджеты, а её устойчивость связана со способностью поддержания непрерывности функционирования системы налогообложения, несмотря на действие факторов ограничительного или деструктивного характера. Таким образом, цель обеспечения налоговой безопасности государства сводится к гарантированию устойчивости налоговой системы к угрозам, исходящих от разнообразных источников.
Налоговая и экономическая безопасность характеризуются тесной связью, что определено следующим. Доходная часть государственного бюджета сформирована в преимущественной степени налоговыми платежами, которые осуществляются в процессе осуществления субъектами предпринимательской деятельности, а также по причине приобретения прав собственности на определённый вид имущества [5]. Сформированные доходы являются финансовым инструментом выполнения государством своих задач, в частности:
- развитие кадрового потенциала страны за счёт создания финансирования деятельности образовательных организаций и создания рыночной инфраструктуры с целью увеличения числа рабочих мест (в данном случае проявляется направление борьбы с одной из угроз экономической безопасности - безработицы и низкой квалификации работников);
- поддержка наиболее слабо развивающихся отраслей экономики за счёт предоставления субсидий, льготных условий кредитования, оказания помощи в форме предоставления услуг страхования с государственным участием (речь идёт о другой проблеме, препятствующей обеспечению высокого уровня экономической безопасности страны, - низкой платёжеспособности субъектов);
- финансирование программ, связанных с повышением эффективности медицинского обслуживания граждан за счёт повышения заработной платы работников медицинских учреждений, а также оказания поддержки в развитии инфраструктуры (в представленном пункте затрагивается ещё одна угроза экономической безопасности - демографическая) и др.
Описанное выше представляет лишь малую часть направлений, характеризующих взаимосвязь между условиями функционирования налоговой системы и обеспечением экономической безопасности России. Поэтому главной задачей гарантирования защищённости налоговых интересов государства является пополнение бюджета обязательными платежами и сокращение числа налоговых преступлений в стране как основной угрозы налоговой безопасности (рисунок 1).
2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.
Рисунок 1 - Динамика числа налоговых преступлений в России, ед. [4]
Совершение налоговых преступлений в преобладающей части имеет одну цель - причинение ущерба государственному бюджету вследствие использования возможности уклонения от совершения обязательных платежей. Статистические данные МВД России позволяют прийти к выводу, что в
России постепенно совершенствуется система борьбы с налоговыми преступлениями как основной угрозы налоговой безопасности государства. В период с 2018 по 2022 гг. наблюдалось уменьшение числа совершённых преступлений в сфере реализации налоговых отношений, что может говорить об усилении внимания органов к проблемам обеспечения налоговой безопасности страны.
Поддержание налоговой безопасности Российской Федерации требует организации эффективной системы контроля над реализацией налоговых отношений, поскольку основной угрозой выступает налоговые преступления [1]. В целях реализации указанной функции налоговыми службами проводятся контрольные мероприятия (таблица 1).
Таблица 1 - Динамика данных об эффективности реализации контрольной функции
налоговыми службами в России [4]
Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2021 г. к 2019 г.
абс.откл., ± отн.откл., %
Число проведённых камеральных проверок, тыс. ед.: 62 844 61 542 58 856 -3 988 93,7
нарушения, тыс. ед. 2 442 2 383 2 982 540 122,1
нарушения, % 3,89 3,87 5,07 1,18 -
Число выездных проверок организаций, ИП и других лиц, занимающихся частной практикой, ед.: 9 077 5 934 7 772 -1 305 85,6
нарушения, ед. 8 704 5 658 7 428 -1 276 85,3
нарушения, % 95,89 95,35 95,57 -0,32 -
Число выездных проверок физических лиц, ед.: 287 230 356 69 124,0
нарушения, ед. 283 219,00 300 17 106,0
нарушения, % 98,61 95,22 84,27 -14,34 -
Статистическая отчётность ФНС России позволяет говорить о совершенствовании системы обеспечения налоговой безопасности государства. Приведённые данные показывают, что в период с 2019 по 2021 гг. число камеральных проверок, проводимых территориальными налоговыми службами, сократилось на 6,3 %, при этом число нарушений в рамках данного вида контроля показало прирост на 22,1 %. За указанный период удалось повысить выявляемость нарушений на 1,18%. Число выездных проверок, совершаемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, также продемонстрировало сокращение - на 14,4 % за 2019-2021 гг., в отношении физических лиц - показало прирост на 24 %. В первом случае наблюдалось уменьшение доли нарушений, а во втором - увеличение. При характеристике контрольной функции налоговых органов следует уточнить, что выездные проверки являются эффективным инструментом обеспечения налоговой безопасности России, поскольку благодаря их осуществлению выявляется множество нарушений, которые позволяют доначислять платежи и гарантировать бесперебойную работу налоговой системы государства (рисунок 2).
Рисунок 2 - Динамика доначисленных в ходе проверок налоговых платежей в России, млн руб. [4]
Так, благодаря эффективной работе налоговых служб было произведено доначисление налоговых платежей в размере 90,4 млрд руб. по результатам камеральных проверок в 2021 г., а также 378,6 млрд руб. - по результатам выездных проверок. В динамике за последние три года наблюдалось увеличение обоих показателей.
Результаты выполненного анализа позволяют говорить о том, что в последние годы наблюдается совершенствование системы обеспечения налоговой безопасности Российской Федерации. В целях дальнейшего повышения прозрачности реализации налоговых отношений как фактора укрепления экономической безопасности России необходимо развивать взаимодействие налоговых структур с
коммерческими банками во главе с Банком России, чтобы обеспечить усиление контроля над подозрительными операциями, а также заняться разработкой новых форм проведения контрольных мероприятий.
Источники:
1. Левшукова, О. А. Налоговый контроль как фактор повышения финансовой безопасности организации / О. А. Левшукова, М. А. Борисова, Д. В. Ткачева // Вестник Академии знаний. 2021. № 45 (4). С. 390-394.
2. Сафохина, Е. А. Налоговая безопасность в системе экономической безопасности Российской Федерации / Е. А. Сафохина // Мировая экономика: проблемы безопасности. 2019. № 1. С. 15-20.
3. Официальный сайт Министерства внутренних дел РФ [Электронный ресурс]. - URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/ (дата обращения: 10.06.2023).
4. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ [Электронный ресурс]. - URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/ (дата обращения: 10.06.2023).
5. Шемякина, М. С. Налоговая безопасность и инструменты ее обеспечения в системе экономической безопасности региона / М. С. Шемякина, Д. А. Павлов // Инновационное развитие экономики. 2023. № 1 (73). С. 221 -227.
EDN: RMASYP
М.М. Мусаев - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и экономическая безопасность отраслей и предприятий», Институт экономики и финансов, Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова, Грозный, Россия,
M.M. Musaev - candidate of economic sciences, associate professor of the department of economics and economic security of Industries and Enterprises, Institute of Economics and Finance, Chechen State University named after A.A. Kadyrov, Grozny, Russia;
Г.О. Добро - обучающийся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия,
G.O. Dobro - student of the faculty of economics, Kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia;
В.П. Борисенков - обучающийся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет Краснодар, Россия,
V.P. Borisenkov - student of the Faculty of Economics, kuban state agrarian university, Krasnodar, Russia.
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ FINANCIAL CONTROL OVER THE ACTIVITIES OF MUNICIPAL INSTITUTIONS
Аннотация. В статье мы выяснили и сгруппирована информацию, касающуюся финансового контроля за деятельностью муниципальных учреждений. Дана характеристика и цель создания подобных учреждений. Рассмотрены и описаны документы необходимые для подачи бухгалтерской отчетности за год так, как это один из самых показательных периодов. Приведен перечень счетов, на основании которых она составляется. Представлен список и основные функции органов государственной и муниципальной власти контролирующих финансовую отчетность муниципальных учреждений. Рассмотрены различные виды осуществления финансового контроля, такие как проверка (выездная, камеральная); ревизия; обследование; санкционирование операций. Были сделаны выводы, что финансовый контроль проводится с целью проверки соблюдения муниципальными учреждениями бюджетного законодательства, сбора сведений о функционировании организации и контроля за использованием денежных средств в основной массе, поступающих в учреждение из муниципального бюджета, большая часть которого состоит из налогов граждан.
Abstract. In the article, we have found out and grouped information concerning financial control over the activities of municipal institutions. The characteristics and purpose of creating such institutions are given. The documents necessary for filing accounting statements for the year are reviewed and described, as this is one of the most indicative periods. The list of accounts on the basis of which it is compiled is given. The list and the main functions of state and municipal authorities controlling the financial statements of municipal institutions are presented. Various types of financial control are considered, such as inspection (on-site, desk); audit; survey; authorization of operations. It was concluded that financial control is carried out in order to verify compliance by municipal institutions with budget legislation, to collect information about the functioning of the organization and to control the use of funds in the bulk coming to the institution from the municipal budget, most of which consists of taxes of citizens.
Ключевые слова: Муниципальное учреждение, финансовый контроль, аналитический учет, отчетный период, бухгалтерская отчетность.
Keywords: Municipal institution, financial control, analytical accounting, accounting period, accounting statements.
Целью статьи является выяснение и группировка информации, касающаяся финансового контроля за деятельностью муниципальных учреждений, а также выявление целей и задач такого контроля.
Муниципальные учреждения - это один из видов некоммерческих организаций, которые создаются муниципальными образованиями как собственниками [1]. Целью создания таких учреждений является осуществление управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируются частично или полностью за счет средств местного бюджета [2]. Муниципальное учреждение обладает определенным бюджетом, который ей необходим для реализации её