Economy and management ín branches and fíelds of actmty
Шамонина Т. П. Shamonina T. P.
кандидат экономических наук, доцент, старший преподаватель кафедры «Экономическая безопасность» Института нефтегазового бизнеса,ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация
УДК 336.025
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Одним из основных источников формирования доходной части бюджета являются налоговые поступления, составляющая которых зависит от налоговой безопасности и связанных с ней рисков. Применительно к налоговой сфере в статье обозначены основные угрозы налоговой безопасности и формы их реализации в российской практике, которые способны нанести урон бюджетной системе государства. Кроме этого выделены причины и условия, приводящие к налоговым угрозам, что немаловажно для понимания источника их возникновения и своевременного предупреждения. К основным можно отнести: во-первых, несовершенство налогового законодательства; во-вторых, влияние внешних факторов в определенный период времени; в-третьих, недостаток налогово-правовой культуры налогоплательщика к налоговой обязанности и контролирующим органам; в-четвертых, низкая информированность налогоплательщиков, недостаточное взаимодействие налоговых органов с иными государственными органами и техническое оснащение налоговых органов и др.
В статье представлены основные итоги налогового администрирования за последние два года: развитие автоматизированных систем налогового администрирования, он-лайн услуг для налогоплательщиков и расширение способов исполнения ими своих обязанностей; формирование модели сервисно-ориентированного администрирования; внедрение новой формы налогового контроля — налогового мониторинга, способствующего снижению налоговых рисков и повышению налоговой безопасности государства. Также обозначены перспективные направления на будущее, а именно внедрение института предварительного контроля; расширение перечня информации, не относящейся к налоговой тайне; мероприятия, направленные на обеспечение возможности автоматического обмена налоговой информацией по финансовым операциям с иностранными юрисдикциями; обозначены задачи, способствующие эффективной реализации закона о деоффшоризации бизнеса и т.п.
Ключевые слова: налоговая безопасность, налоговые риски, налоговое администрирование, финансовая безопасность государства.
TAX ADMINISTRATION AS AN ELEMENT OF FINANCIAL SECURITY OF THE STATE
One of the main sources of budget revenues are tax revenues, component which depends on the security tax and the associated risks. With regard to the tax field in the article identified the main threats to security and the tax forms of their realization in the Russian practice, which can cause damage to the state budget system. Also highlighted is the causes and conditions leading to threats to the tax that much important for an understanding of the source of their origin and early warning. The main are: firstly, the imperfection of the tax legislation; secondly, the influence of external factors in a certain period of time; thirdly, the lack of fiscal and legal culture of the taxpayer to the tax obligations and regulatory authorities; fourth, the lack of awareness of taxpayers, tax authorities' lack of cooperation with other state bodies and technical equipment of the tax authorities, and others.
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
The article presents the main results of the tax administration over the past two years: the development of automated tax administration system, on-line services to taxpayers and expanding the way they perform their duties; the formation of a model of service-oriented management; the introduction of new forms of tax control — monitoring tax, that reduce tax risks and increase the tax security. Promising areas are also marked for the future, namely, the introduction of the institute of preliminary control, expansion of the list of information that is not relevant to the tax secrecy, actions aimed at enabling the automatic exchange of tax information on financial transactions with foreign jurisdictions, designated tasks, contributing to the effective implementation of deoffshorization law business, etc.
Key words: tax security, tax risks, tax administration, financial security of the state.
Финансовая безопасность государства ставится в зависимость от финансовой деятельности государства. Финансовая деятельность государства — это особый вид государственной деятельности, направленный на формирование, распределение и использование бюджетных средств. Бюджет государства является одним из основных фондов денежных средств, источником пополнения которого служат денежные отчисления в виде налогов, сборов, таможенных пошлин и других платежей.
Но не все налогообязанные лица готовы исполнять обязанности по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин и других платежей. Поэтому, говоря о налоговой безопасности как о составляющей финансово-экономической безопасности страны, необходимо понимать риски и угрозы, возникающие в этой среде, с целью их минимизации и предупреждения.
Предотвращение фактора угрозы финансовой безопасности государства возможно путем противодействия налоговым угрозам.
В общем под угрозой понимаются определенные потенциально возможные, реальные события, процессы, способные нанести материальный ущерб, моральный или физический, который может быть экономически оценен.
Применительно к налоговой сфере можно выделить следующие основные угрозы налоговой безопасности, которые способны нанести урон бюджетной системе государства:
1. Умышленное сокрытие или занижение налогооблагаемой базы;
2. Рост налоговой преступности;
3. Низкий уровень налогового контроля и администрирования;
4. Низкий уровень налоговой культуры населения.
Как свидетельствует статистика, способами совершения налоговых правонарушений являются:
— создание фирм-однодневок;
— неправомерное использование налоговых льгот;
— искусственное увеличение себестоимости продукции;
— уклонение от постановки на налоговый учет;
— теневая предпринимательская деятельность;
— сокрытие налоговой базы путем занижения выручки от реализации продукции;
— осуществление расчетно-финансовых операций с использованием счетов третьих предприятий по взаимной договоренности и др.
Во многих научных источниках причинами и условиями, приводящими к возникновению налоговых угроз, называются:
— несовершенство налогового законодательства, неточное теоретическое обоснование налоговой базы и недостатки, связанные с деятельностью налоговых органов (правовой и организационный аспекты);
— влияние внешних (политических и экономических) факторов в определенный период времени;
— экономический характер (желание минимизации расходов оптимизацией, экономией и др.);
— негативное отношение налогоплательщика к налоговой обязанности и контролирующим органам (социальный аспект);
— низкая информированность налогоплательщиков, недостаточное взаимодействие
ECONOMY AND MANAGEMENT iN BRANCHES AND FiELDS OF ACTiViTY
налоговых органов с иными государственными органами и техническое оснащение налоговых органов (информационный аспект).
При всем при этом надо отметить, что за последние 3 года (2014-2016 гг.) Федеральная налоговая служба (ФНС России) проводит активную системную работу по повышению качества своего функционирования. А именно:
— развитие автоматизированных систем налогового адмнистрирования, а также он-лайн услуг для налогоплательщиков и расширение способов исполнения ими своих обязанностей;
— формирование модели сервисно-ориентированного администрирования предполагает развитие электронного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками.
Кроме этого, необходимо отметить тот факт, что с 1 января 2016 года была введена форма налогового контроля — налоговый мониторинг, суть которого заключается в освобождении организации, заявившей о данной форме контроля, от выездных и камеральных налоговых проверок. При этом «смелые» организации предоставляют право налоговому органу на оперативный доступ к данным бухгалтерского и налогового учета, а также к системе внутреннего контроля (СВК). На сегодняшний день о налоговом мониторинге заявили такие организации, как ПАО «Мегафон», ООО «Заполярнефть», ПАО «МТС» и др. [1].
На этом реформирование налоговой политики не останавливается, до 2018 года планируется реализация таких мероприятий, как:
— введение института предварительного налогового контроля. Действия института направлены на предварительный налоговый контроль и минимизацию временных издержек на проведение последующего налогового контроля, с другой стороны, это позволяет снизить налоговые риски у налогоплательщика;
— оптимизация перечня информации, не относящейся к налоговой тайне. Речь идет об информации, не относящейся к налоговой тайне, что позволит оперативно на этапе заключения договоров с контрагентами
мониторить их на предмет налоговой добросовестности. К таким показателям могут быть отнесены: информация о сданной отчетности; о показателях, формируемых в налоговой отчетности; средняя численность персонала; средняя заработная плата; сумма уплаченных налогов и т.п.;
— борьба с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения. Реализация этого направления проводится по нескольким векторам. Один из них — обеспечение возможности автоматического обмена финансовой информацией для налоговых целей с иностранными юрис-дикциями. Внесение изменений в законодательство РФ о налогах и сборах, направленных на обеспечение возможности автоматического обмена налоговой информацией по финансовым операциям с иностранными юрисдикциями, должно позволить в 2018 г. осуществить запланированное присоединение РФ к многостороннему соглашению по автоматическому обмену финансовой информацией, предусмотренному Единым стандартом отчетности (ЕСО) по финансовым операциям для налоговых целей, разработанным Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и начать обмен;
— ужесточение мер по противодействию злоупотреблению нормами законодательства о налогах и сборах в целях минимизации налогов. Данные меры направлены на противодействие создания схем уклонения от уплаты налогов и получению необоснованные налоговых выгод в виде завышения сумм налоговых вычетов либо сокрытия налогооблагаемой базы. Одной из мер по противодействию налоговым злоупотреблениям, направленным на уклонение от уплаты налогов и незаконного возмещения налогов из бюджета, является четкое закрепление на законодательном уровне механизмов (например электронное предоставление книг продаж и книг покупок), ограничивающих использование налогоплательщиками так называемых «фирм-однодневок», а также налоговых схем с использованием оффшорных компаний. В
рамках решения задач по деоффшоризации бизнеса в 2014 г. был принят Закон «О налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций» (№ 376-ФЭ) и вступивший в действие с 01 января 2015 г., согласно которым введены такие понятия, как: «налоговое резидентство организации», «фактический получатель дохода», «прибыль контролируемых иностранных компаний». Для эффективного функционирования данного закона необходимо обеспечение возможности автоматического обмена налоговой информацией по финансовым операциям с иностранными юрисдикциями, то есть создание «мостов» по взаимовыгодному сотрудничеству в налоговой сфере между странами;
— улучшение инвестиционного климата в РФ. Введение механизма консультирования налогоплательщиков и введение ответственности налоговых консультантов будут способствовать снижению рисков налогоплательщиков, повышению эффективности деятельности налоговых органов за счет обеспечения более грамотной работы налогоплательщиков при одновременном
Список литературы
1. Зобова Е.П. Налоговая политика до 2018 года: совершенствование налогового администрирования. Режим доступа: http:// lexandbusiness.ru/view-article.php?id=6346.
Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности
сохранении добровольности института налогового консультирования. Также планируется расширение порога обязательного применения электронного документооборота между субъектами налогообложения, например, снижение порога со 100 до 50 человек для перехода на обязательное представление налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме [1].
Вывод
Необходимо отметить, что главным вектором развития налоговой политики Российской Федерации до 2018 г. заявлено недопущение увеличения налоговой нагрузки, поэтому на первый план выходит повышение собираемости действующих налогов.
В этом направлении налоговые органы работают уже не первый год и есть результаты, что, несомненно, благоприятно сказывается на доходной финансовой составляющей бюджета, а элементы налогового администрирования, перечисленные выше, способствуют снижению налоговых рисков и тем самым повышению налоговой безопасности государства.
References
1. Zobova E.P. Tax Policy until 2018: Improvement of Tax Administration. Available at: http://lexandbusiness.ru/view-article. php?id=6346.