Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1124
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
налоги / правонарушения / расследование / недоимка / уголовная ответственность / taxes / offenses / investigation / arrears / criminal liability

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — О.А. Левшукова, Д.А. Коровин, А.С Карабаева

Налоговые поступления являются основным источником формирования бюджета Российской Федерации. Без эффективного функционирования налоговой системы невозможно здоровое функционирование государства, так как за счет налоговых платежей финансируются учреждения здравоохранения и образования, выплачиваются пенсии и пособия, реализуются национальные проекты и программы. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы противодействия налоговым правонарушениям. В статье исследуются административно-правовые проблемы ответственности за налоговые правонарушения. Обозначены причины роста правонарушений в налоговой сфере. Выявлены некоторые диспропорции между уровнем санкций за совершение налоговых преступлений и других экономических преступлений. Проведен статистический анализ основных показателей преступности в сфере налоговых правоотношений, в результате которого выявлена негативная тенденция уменьшения раскрываемости налоговых преступлений и одновременный рост материального ущерба от преступности в налоговой сфере. В качестве одной из главных причин сложившейся ситуации были названы проблемы правового регулирования уголовной ответственности за налоговые преступления. Предложены основные пути решения существующих проблем в налоговой системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF IDENTIFYING TAX OFFENSES AND WAYS TO SOLVE THEM

Tax revenues are the main source of the budget of the Russian Federation. Without an effective functioning of the tax system, the healthy functioning of the state is impossible, since tax payments finance health and education institutions, pay pensions and allowances, and implement national projects and programs. In this regard, the issues of countering tax offenses are of particular relevance. The article examines the administrative and legal problems of liability for tax offenses. The reasons for the growth of offenses in the tax sphere are identified. Some disproportions between the level of sanctions for tax crimes and other economic crimes were revealed. A statistical analysis of the main indicators of crime in the field of tax legal relations was carried out, as a result of which a negative trend of reducing the detection of tax crimes and a simultaneous increase in material damage from crime in the tax sphere was revealed. The problems of legal regulation of criminal liability for tax crimes were identified as one of the main reasons for the current situation. The main ways of solving the existing problems in the tax system are proposed.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

Особое значение при косвенном обложении налогом цифровых валют играют интерпретации в кредитно-денежной области. В вышерассмотренных странах уже с 2020 г. действия с криптовалютами избавлены от данного способа налогообложения. В Японии это связано с тем, что криптоактивы считаются средством платежа. Однако в Англии и странах ЕС освобождение связано с экономическим содержанием данного актива, которое имеет сходство с валютой, стоимость которой регулируется государством, выпускающим их. В то время как в Сингапуре это объясняется всемирным ростом и развитием применением криптоактивов, и тенденцией к налаживанию гармоничных подходов к косвенному налогообложению. Таким образом, толкование налогового регулирования цифровых активов могут отличаться в рамках одной страны. В Англии взимание налога с доходов юридических и физических лиц интерпретируется как имущество, а при НДС - как валюта.

Делая выводы, можно отметить, что на степень интенсивности пользования криптовалют в инвестиционных и платежных целях в рассматриваемых странах влияет большое количество факторов, как социально -экономических, так и регулятивных. Доминирующую роль в системе криптоактивов играют виртуальные валюты, которые потенциально могут быть использованы как аналог традиционным формам денежных знаков.

Источники:

1. CoinMarketCap (https://coinmarketcap.com/charts/) (дата обращения: 21.03.2021 г.).

2. Кочергин Д.А. Электронные деньги. М.: Маркет ДС: ЦИПСиР (Центр исследований платежных систем и расчетов), 2018.

References:

1. CoinMarketCap (https://coinmarketcap.com/charts/) (accessed: 21.03.2021).

2. Kochergin D. A. Electronic money. M.: Market DS: TSIPSIR (Center for Research of Payment Systems and Settlements), 2018.

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-11256

О.А Левшукова - к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет,

O.A Levshukova - candidate of Economic Sciences, Kuban State Agrarian University, loa18@rambler.ru;

Д.А Коровин - студент экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, danyak888@mail.ru,

D.A Korovin - student of the Faculty of Economics, Kuban State Agrarian University;

А.С Карабаева - студент экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, karabaena.ana@yandex.ru,

AS. Karabaeva - student of the Faculty of Economics, Kuban State Agrarian University.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ ACTUAL PROBLEMS OF IDENTIFYING TAX OFFENSES AND WAYS TO SOLVE THEM

Аннотация. Налоговые поступления являются основным источником формирования бюджета Российской Федерации. Без эффективного функционирования налоговой системы невозможно здоровое функционирование государства, так как за счет налоговых платежей финансируются учреждения здравоохранения и образования, выплачиваются пенсии и пособия, реализуются национальные проекты и программы. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы противодействия налоговым правонарушениям. В статье исследуются административно-правовые проблемы ответственности за налоговые правонарушения. Обозначены причины роста правонарушений в налоговой сфере. Выявлены некоторые диспропорции между уровнем санкций за совершение налоговых преступлений и других экономических преступлений. Проведен статистический анализ основных показателей преступности в сфере налоговых правоотношений, в результате которого выявлена негативная тенденция уменьшения раскрываемости налоговых преступлений и одновременный рост материального ущерба от преступности в налоговой сфере. В качестве одной из главных причин сложившейся ситуации были названы проблемы правового регулирования уголовной ответственности за налоговые преступления. Предложены основные пути решения существующих проблем в налоговой системе.

Abstract. Tax revenues are the main source of the budget of the Russian Federation. Without an effective functioning of the tax system, the healthy functioning of the state is impossible, since tax payments finance health and education institutions, pay pensions and allowances, and implement national projects and programs. In this regard, the issues of countering tax offenses are of particular relevance. The article examines the administrative and legal problems of liability for tax offenses. The reasons for the growth of offenses in the tax sphere are identified. Some disproportions between the level of sanctions for tax crimes and other economic crimes were revealed. A statistical analysis of the main indicators of crime in the field of tax legal relations was carried out, as a result of which a negative trend of reducing the detection of tax crimes and a simultaneous increase in material damage from crime in the tax sphere was revealed. The problems of legal regulation of criminal liability for tax crimes were identified as one of the main reasons for the current situation. The main ways of solving the existing problems in the tax system are proposed.

Ключевые слова: налоги, правонарушения, расследование, недоимка, уголовная ответственность.

Keywords: taxes, offenses, investigation, arrears, criminal liability.

В условиях экономического кризиса, обусловленного пандемией коронавируса, санкционным давлением со стороны ряда европейских государств и США, нестабильными ценами на сырьевые ресурсы, вопросы формирования профицитного бюджета государства являются наиболее значимыми на пути к скорейшему восстановлению и дальнейшей стабилизации экономической ситуации в государстве. Рост правонарушений в налоговой сфере является значимой угрозой экономической безопасности государства, так как бюджет Российской Федерации формируется в основном за счет налоговых доходов, которые включают федеральные налоги и сборы, таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи, государственные пошлины. В этой связи целесообразно выявить существующие факторы роста правонарушений в налоговой сфере, обозначить проблемы правового регулирования деятельности налоговых органов.

Первоначальной задачей осуществления эффективного противодействия налоговым правонарушениям является качественное осмысление причин и факторов, побуждающих субъектов налоговых правоотношений совершать противоправные действия. Изучение данных обстоятельств позволяет глубоко понять их природу и противопоставить им научно разработанные профилактические мероприятия. Исходя из этого, важнейшим направлением в борьбе с правонарушениями, в том числе совершаемыми в налоговой сфере, является их предупреждение. Существует большое количество факторов, которые способствуют риску совершения налогового правонарушения, однако исследователи выделяют ряд основных факторов, способствующих росту налоговых преступлений (рисунок 1).

Экономичес кие

шА

Социально-политические Л

Правовые

Нравственно-психологические

Организационные у _ Л

Наличие экономического кризиса, следствием чего является падение реальных доходов граждан.

Высокий уровень налогового бремени в период кризиса приводит к росту числа недовольных налоговой политикой среди граждан, как следствие, уровень доверия к действующей власти падает.

Наличие коллизионных норм в действующем налоговом и уголовном законодательстве. позволяющих

уклоняться от уплаты налогов и сборов, совершать иные правонарушения.

Низкий уровень знаний налогового законодательства среди граждан, лояльное отношение к правонарушителям налогового законодательства.

Снижение эффективности финансового контроля. деятельности

правоохранительных органов в сфере противодействия налоговым

Рисунок 1 - Основные причины роста правонарушений в налоговой сфере [6]

Институт ответственности за налоговые правонарушения является несовершенным, прежде всего это обусловлено наличием коллизионных норм действующего законодательства, что не позволяет своевременно обнаруживать и расследовать правонарушения в сфере налогов и сборов. В этой связи вопросы предупреждения противоправных действий субъектов налоговых правоотношений являются наиболее приоритетными на пути к уменьшению объемов незаконно полученных денежных средств в результате совершения налоговых правонарушений. На сегодняшний день эффективность системы противодействия налоговым преступлениям снижается, что подтверждается рядом существенных аргументов:

- Частые реформы ключевых субъектов противодействия налоговым правонарушениям способствуют снижению уровня эффективного взаимодействия между ними.

- Диспропорция между уровнем санкций за совершение налоговых преступлений и других экономических преступлений. Так, согласно ст. 198 УК РФ за уклонение физического лица от уплаты налогов и сборов в особо крупном размере максимальная санкция, предусмотренная законодателем, в виде лишения свободы составляет три года, когда как за экономические преступления с гораздо меньшими объемами присвоения бюджетных средств санкции достигают пятнадцати лет лишения свободы [1]. Более того, анализ судебной практики

гласит, что за большинство налоговых преступлений предусмотрен штраф в виде санкции что, на наш взгляд, не позволяет в полной мере осознать вину за совершение налоговых преступлений.

- Отсутствие законодательно закрепленной обязанности проведения профилактических мероприятий, направленных на установление обстоятельств, способствующих совершению налоговых правонарушений.

- Отсутствие в свободном доступе единой информационной базы учета налоговых правонарушений, их видах, сведений о лицах, привлекаемых к налоговой ответственности, информации по налоговой реци-дивности и т. п [9].

Негативное влияние вышеописанных факторов подтверждают результаты статистического исследования ключевых показателей преступности в сфере налоговых правоотношений. Для общей оценки масштабов правонарушений в налоговой сфере целесообразно рассмотреть показатели зарегистрированных налоговых преступлений и материальный ущерб от преступной деятельности субъектов налоговых правоотношений (рисунок 2).

10000 8000 6000 4000

9283

8654

7630

4503

4872 —•

2000

2016 2017 2018 2019 2020

9 Число зарегистрированных налоговых преступлений

0

Рисунок 2 - Общее количество зарегистрированных налоговых преступлений за 2016-2020 гг [8].

Таким образом, за исследуемый период количество зарегистрированных налоговых преступлений в 2020 году снизилось на 48 % по сравнению с аналогичным показателем в 2016 году. В целях обобщения полученных статистических результатов целесообразно рассмотреть показатель суммы материального ущерба от преступной деятельности субъектов налоговых правоотношений (рисунок 3).

100000000 80000000 60000000

94922379

85242710

71439326

71569338

82488586 -•

40000000

20000000

2016 2017 2018 2019 2020

—Сумма материтального ущерба от преступлений в налоговой сфере

0

Рисунок 3 - Сумма материального ущерба от преступлений в налоговой сфере, тыс.рублей [8].

Материальный ущерб от налоговых преступлений увеличился в 2020 году на 14 % по сравнению с аналогичным показателем в 2016 году и составил 82,4 млрд рублей. Из этого следует, что количество зарегистрированных налоговых преступлений значительно уменьшается, а объемы недополучения денежных средств бюджетом государства напротив неуклонно растут.

Данная ситуация обусловлена рядом существенных проблем административно-правового характера в налоговой системе, а также в системе правоохранительных органов, осуществляющих деятельность по выявлению, пресечению, расследованию и предупреждению налоговых правонарушений. В этой связи целесообразно обозначить некоторые проблемы правового регулирования ответственности за налоговые правонарушения. Так, согласно п.3, ст.32 НК РФ по факту обнаружения правонарушения налоговый орган выписывает требование об уплате налога, если по истечении двух месяцев налогоплательщик не уплатит в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения за-

конодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.2 УК РФ для решения вопроса о возбуждении уголовного дела [2].

Однако, как показывает практика, правонарушители не спешат оплачивать налоги согласно выписанному требованию, используя данный срок для фальсификации и подлога бухгалтерской отечности, смены места регистрации, порчи документов. В результате активного противодействия расследованию материалов проверки большое количество вещественных доказательств, необходимых следователю для принятия объективного и взвешенного решения, подлежит порче или утере [7]. Таким образом, в целях недопущения мошеннических действий со стороны правонарушителя предлагается сократить срок уплаты денежных средств по требованию налоговых органов до одного месяца.

В настоящее время большинство налоговых преступлений совершаются с целью уклонения уплаты от налогов и сборов, неисполнение обязанностей налогового агента, сокрытие денежных средств либо имущества организации, являющихся объектом налогообложения, и квалифицируется по блоку статей 198-199.4 УК РФ [1]. Однако на ряду с проблемами административного характера в налоговой системе существуют проблемы правового регулирования уголовной ответственности за налоговые преступления, которые существенно влияют на эффективность обнаружения и дальнейшего расследования преступлений. Так, существует диспропорция между разграничением уголовной ответственности в статьях 198 и 199 УК РФ [1]. Если субъектом преступления, предусматривающего уклонение от уплаты налогов и сборов, является физическое лицо, то крупным размером признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд два миллиона семьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд тринадцать миллионов пятьсот тысяч рублей. Однако, если преступником руководитель организации, то крупным размером денежных средств, которые не были уплачены организацией в качестве налогов, сборов, страховых взносов, признается сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером - сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд сорок пять миллионов рублей. Стоит отметить, что данные изменения произошли в законодательстве относительно недавно с принятием Федерального закона № 73 от 01.04.2020, до соответствующих поправок уголовная ответственность назначалась за совокупную сумму неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов в три раза меньше, чем в настоящее время [4]. Такое разграничение позволяет руководителям организаций, физическим лицам избегать более строгих санкций за налоговые преступления, так как если сумма неуплаченных налогов меньше ранее обозначенных, то правонарушитель не может быть привлечен к уголовной ответственности, только к административной. Более того, несмотря на высокие пороговые значения сумм неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов, доля преступников среди руководителей организаций намного превосходит аналогичный показатели среди индивидуальных предпринимателей и других физических лиц (таблица 1).

Таблица 1 - Количество осужденных по статьям 198-199.2 УК РФ [10]

Количество осужденных по статьям УК РФ 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

198 87 75 61 31

199 294 341 353 179

199.1 42 20 16 4

199.2 123 130 146 132

Таким образом, показатель количества осужденных в результате совершения налоговых преступления имеет негативную тенденцию в сторону уменьшения в то время, как материальный ущерб от налоговых преступлений растет из года в год. Наибольшая доля осужденных приходится на руководителей организаций, отбывающих наказание по статье 199 УК РФ [1]. Однако показатели общей численности налоговых преступлений и объема материального ущерба в результате их совершения указывают на то, что количество осужденных по данному блоку статей должно быть в разы больше. В этой связи кажется неоднозначным решение законодателя об освобождении от уголовной ответственности лица, которое совершило налоговое преступление впервые и полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа. Данная норма закреплена в примечании к статьям 198-199.4 УК РФ [1]. Такая возможность предоставляет «подушку безопасности» для людей, которые ранее не привлекались к уголовной ответственности: субъект налоговых правоотношений может годами уклоняться от уплаты налогов, сборов, страховых взносов, но будучи привлечённым к ответственности по конкретному эпизоду попросту избежать уголовного наказания. Таким образом, данная норма характеризуется лояльностью к преступникам со стороны действующего законодательства, что не позволяет эффективно противодействовать налоговым преступлениям. С учетом вышеизложенного предлагается снизить сумму неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов, позволяющую применять уголовную ответственность к правонарушителям. Также следует отменить возможность освобождения от уголовной ответственности для правонарушителей, ранее не привлекавшихся к уголовной ответственности и возместивших неуплаченную сумму налогов.

Учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности являются первоисточниками, в соответствии с которыми проверяющий орган государственной власти может выявить факт налогового правонарушения, поэтому сохранность такой документации является очень важной задачей каждой организации [5]. Проанализировав проблемы сроков хранения бухгалтерских документов, законодатель внес изменения: в соответствии с Федеральным законом от 17.02.2021 № 6-ФЗ, который внес изменения в п.8 ст.23 НК РФ, налогоплательщики обязаны в течение пяти лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов, до соответствующих поправок данный срок составлял четыре года, что в значительной степени затрудняло обнаружение фактов налоговых правонарушений [3]. Однако зачастую правонарушители стремятся избавиться от документов налогового или бухгалтерского учета с целью сокрытия факта неуплаты налогов или иных мошеннических действий, связанных с возмещением НДС и т.д. Согласно ч.1 ст. 126 НК РФ непредоставление налоговой отчетности налоговому органу в установленный срок влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ [2]. Согласно ст. 120 НК РФ грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, которое заключается в нарушении правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета наказывается штрафом в размере десяти тысяч рублей, а в случае, если такое противоправное деяние совершено с целью занижения налоговой базы, то размер штрафа составляет двадцать процентов от суммы неуплаченного налога [2]. Очевидно, что такие санкции не останавливают правонарушителей, систематически уклоняющихся от уплаты налогов. В этой связи целесообразно значительно повысить санкции в виде штрафа за непредоставление документов бухгалтерского и налогового учета.

Таким образом, изучение статистических показателей преступности в налоговой сфере позволило выявить ряд существенных проблем административно-правового характера, которые в свою очередь негативно влияют на эффективность работы правоохранительных органов в сфере противодействия налоговым правонарушениям. Реализация предложенных путей решения рассмотренных проблем будет способствовать уменьшению объёмов материального вреда от налоговых преступлений, а также повысит показатели раскрываемости налоговых правонарушений.

Источники:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. consultant.ru.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.

3. Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» от 17.02.2021 № 6-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.

4. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 01.04.2020 № 73-Ф3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.

5. Александрова Л.И. Основные особенности и проблемы выявления уклонений от уплаты налогов [Электронный ресурс]. / Л.И. Александрова // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. - 2017. - №24 (273). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-osobennosti-i-problemy-vyyavleniya-ukloneniy-ot-uplaty-nalogov.

6. Алиева Э. Б., Габибова А. М., Алиева А. Ю. Основные причины налоговых правонарушений и пути их преодоления [Электронный ресурс]. / Э.Б. Алиева, А.М. Габибова, А.Ю. Алиева // Закон и право. - 2020. - №4. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-prichiny-nalogovyh-pravonarusheniy-i-puti-ih-preodoleniya.

7. Гармаев Ю. П. Проблемные вопросы квалификации преступлений, попадающих под признаки уклонения от уплаты налогов и сборов / Ю. П. Гармаев, Я. С. Панарина. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2020. -№ 39 (329). - С. 110-112.

8. Информационно-статистический сборник «Состояние преступности в России 2016-2020 гг.» // Общие сведения о состоянии преступности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 11^://мвд.рф/герогЬ/йет/22678184/.

9. Смирнова А. Г. Актуальные проблемы, связанные с налоговыми преступлениями / А. Г. Смирнова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2018. - № 38 (224). - С. 154-156.

10. Судебная статистика Российской Федерации // Данные о назначенном наказании по статьям УК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.Stat.апи-пресс.рф.

References:

1. Criminal Code of the Russian Federation No. 63-FZ of 13.06.1996 [Electronic resource]. - Access mode: www. con-sultant.ru.

2. Tax Code of the Russian Federation (Tax Code of the Russian Federation) No. 146-FZ of July 31, 1998 [Electronic resource]. - Access mode: www.consultant.ru.

3. Federal Law No. 6-FZ of 17.02.2021" On Amendments to Part One of the Tax Code of the Russian Federation" [Electronic resource]. - Access mode: www.consultant.ru.

4. Federal Law" On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and Article 28.1 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation " dated 01.04.2020 No. 73-FZ [Electronic resource]. - Access mode: www.consultant.ru.

5. Alexandrova L. I. The main features and problems of identifying tax evasion [Electronic resource]. / L. I. Alexandrova / / NOMOTHETIKA: Filosofiya. Sociology. Right. - 2017. - №24 (273). - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-osobennosti-i-problemy-vyyavleniya-ukloneniy-ot-uplaty-nalogov.

6. Alieva E. B., Gabibova A.M., Alieva A. Yu. The main reasons for tax offenses and ways to overcome them [Electronic resource]. / E. B. Alieva, A. M. Gabibova, A. Yu. Alieva / / Law and Law. - 2020. - No. 4. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-prichiny-nalogovyh-pravonarusheniy-i-puti-ih-preodoleniya.

7. Garmaev Yu. P. Problematic issues of qualification of crimes that fall under the signs of evasion from paying taxes and fees / Yu. P. Garmaev, Ya. S. Panarina. - Text : direct / / Young scientist. - 2020. - № 39 (329). - Pp. 110-112.

8. Information and statistical collection "The state of crime in Russia 2016-2020" / / General information about the state of crime [Electronic resource]. - Access mode: https://мвд.рф/reports/item/22678184

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Smirnova A. G. Actual problems related to tax crimes / A. G. Smirnova. - Text : direct / / Young scientist. - 2018. - № 38 (224). - P. 154-156.

10. Judicial statistics of the Russian Federation / / Data on the assigned punishment under the articles of the Criminal Code [Electronic resource]. - Access mode: www.Stat.am-press. rf.

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-11257

О.А. Левшукова - к.э.н., доцент кафедры налоги и налогообложение, Кубанский государственный аграрный университет,

O.A. Levshukova - candidate of Economics, associate professor of the department of taxes and taxation, Kuban State Agrarian University;

А.В. Пономаренко - студентка экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет,

A.V. Ponomarenko - student of the faculty of Economics, Kuban State Agrarian University;

Д.В. Тараненко - студентка экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет,

D.V. Taranenko - student of the faculty of Economics, Kuban State Agrarian University.

РОЛЬ НДПИ В ФОРМИРОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ THE ROLE OF SEVERANCE TAX IN THE FORMATION OF THE STATE BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. Налог на добычу полезных ископаемых является важной частью налоговых поступлений в доходную часть бюджета Российской Федерации. В данной статье рассмотрены вопросы, отражающие сущность данного вида налога. Приведена характеристика его основных элементов: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, порядок исчисления и сроки уплаты, налоговая ставка. Определена доля НДПИ в структуре доходов бюджетов бюджетной системы РФ. Предложены способы увеличения поступлений доходов в федеральный бюджет с помощью ненефтегазовых доходов как наиболее независимых от колебаний цены на нефть на мировом рынке.

Abstract. The mineral extraction tax is an important part of the tax revenues in the revenue part of the budget of the Russian Federation. This article discusses the issues that reflect the essence of this type of tax. The characteristics of its main elements are given: the object of taxation, the tax base, the tax period, the calculation procedure and payment terms, the tax rate. The share of MET in the structure of budget revenues of the budget system of the Russian Federation is determined. The ways of increasing the revenue revenues to the federal budget with the help of non-oil and gas revenues as the most independent of fluctuations in the oil price on the world market are proposed.

Ключевые слова: налог на добычу полезных ископаемых, налогообложение, государственный бюджет, ставки налогов, структура доходной части, налоговая система.

Keywords: mineral extraction tax, taxation, state budget, tax rates, revenue structure, tax system.

Российская Федерация занимает одну из ведущих позиций среди стран мира по обеспеченности полезными ископаемыми и располагает существенными запасами нефти, природного газа, алмазов, драгоценных металлов, редких металлов, никеля, угля. По общей стоимости и объему полезных ископаемых, добываемых из недр, Россия занимает лидирующие позиции, что позволяет ей являться крупнейшим экспортером минеральных ресурсов.

В действующей налоговой системе Российской Федерации одним из основных видов платежей является федеральный налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который представляет собой ресурсный прямой налог, применяемый в добывающих отраслях в качестве платы за добычу или использование полезных ископаемых. Данный вид налога действует с 1 января 2002 года и регулируется Главой 26 Налогового кодекса РФ [1].

Сущность каждого вида налога наиболее полно раскрывается в его характеристике, состоящей из ряда элементов: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, порядок исчисления и сроки уплаты, налоговая ставка.

Объекты налогообложения по НДПИ отразим на рисунке 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.