Научная статья на тему 'НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В РЕЖИМЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В РЕЖИМЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
382
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
TAX LEGISLATION / TAX VIOLATION / TAX CRIME / TAXPAYERS / DIGITAL ECONOMY / E-COMMERCE / CONSOLIDATED BUDGET / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАЛОГОВОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / НАЛОГОВОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коренюгин Виталий Валерьевич, Овсепян Геворг Мартинович, Сидоренко Елена Николаевна

В статье рассмотрены основные проблемы нарушений налогового законодательства, связанные с переходом в режим функционирования цифровой экономики, а также пути решения выявленных проблем. Отражено законодательное регулирование налогообложения электронной коммерции. Проведено статистическое исследование уголовных дел, связанных с налоговыми преступлениями, а также налоговых поступлений в бюджет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коренюгин Виталий Валерьевич, Овсепян Геворг Мартинович, Сидоренко Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX OFFENSES AND TAX CRIMES IN DIGITAL ECONOMY

The article discusses the main problems of tax law violations related to the transition to the functioning of the digital economy and the solutions to the problems are identified. The legislative regulation of taxation of electronic commerce is reflected. It is researched the statistical study of criminal cases related to tax crimes as well as tax revenues to the budget.

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В РЕЖИМЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

УДК 343.37 ББК 67.408

© 2020 г. Коренюгин Виталий Валерьевич,

преподаватель кафедры административного права Ростовского юридического института

МВД России кандидат юридических наук.

E-mail: pandora31337@mail.ru

Овсепян Геворг Мартинович,

старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности

ОВД Крымского филиала Краснодарского университета МВД России кандидат юридических наук.

E-mail: gevorg. ovsepyan.90@list.ru

Сидоренко Елена Николаевна,

ассистент кафедры «Экономическая безопасность, учет и право» Донского государственного

технического университета.

E-mail: len.sid.95@mail.ru

НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И НАЛОГОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В РЕЖИМЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

В статье рассмотрены основные проблемы нарушений налогового законодательства, связанные с переходом в режим функционирования цифровой экономики, а также пути решения выявленных проблем. Отражено законодательное регулирование налогообложения электронной коммерции. Проведено статистическое исследование уголовных дел, связанных с налоговыми преступлениями, а также налоговых поступлений в бюджет.

Ключевые слова: налоговое законодательство, налоговое правонарушение, налоговое преступление, налогоплательщики, цифровая экономика, электронная коммерция, консолидированный бюджет.

Korenyugin Vitaly Valeryevich - Lecturer, the Department of Administrative Law, the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law.

Ovsepyan Gevorg Martinovich - Senior Lecturer, the Department of Administrative Law and Administrative Activities, the Department of Russian Ministry of Internal Affairs of Crimean Branch, the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law.

Sidorenko Elena Nikolaevna - Assistant, the Department of Economic Security, Accounting and Law, the Don State Technical University.

TAX OFFENSES AND TAX CRIMES IN DIGITAL ECONOMY

The article discusses the main problems of tax law violations related to the transition to the functioning of the digital economy and the solutions to the problems are identified. The legislative regulation of taxation of electronic commerce is reflected. It is researched the statistical study of criminal cases related to tax crimes as well as tax revenues to the budget.

Keywords: tax legislation, tax violation, tax crime, taxpayers, digital economy, e-commerce, consolidated budget.

Налоговые правонарушения и налоговые преступления существовали со времен начала налоговых отношений. Эти понятия абсолютно разные, хоть и имеют своей сутью уклонение от законодательных норм, связанных с налоговыми правоотношениями [1, с. 76-82]. Для разграничения рассматриваемых понятий приведем сравнительную характеристику (Таблица 1).

С переходом в режим функционирования цифровой экономики появились новые схемы нарушений налогового законодательства, связанные с расширением технологических возможностей.

Толчком развития цифровой экономики послужила Программа развития цифровой экономики 2017 г. [3, с. 132-133]. Но к этому моменту уже наблюдалось расширение границ данного явления. В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг. под цифровой экономикой понималась хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде. В некоторых экономических исследованиях давалось определение цифровой экономики, как части экономических отношений, осуществляемых в рамках информационных

Таблица 1

Сравнительная характеристика налоговых правонарушений и налоговых преступлений [2, с. 1184]

Характеристика Налоговые правонарушения Налоговые преступления

Законодательное регулирование НК РФ, КоАП РФ НК РФ, УК РФ

Определение Виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым Кодексом установлена ответственность Совершенное в налоговой сфере противоправное деяние, преступный характер которого признан действующим уголовным законодательством РФ

Субъект нарушения Юридические и физические лица, старше 16-ти лет Физические лица, старше 16-ти лет (собственники, ИП, должностные лица)

Форма нарушения Умысел, неосторожность Умысел с целью полной или частичной неуплаты налога

Виды нарушений Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов; неисполнение обязанностей налогового агента; сокрытие денежных средств, либо имущества организации (ИП), за счет которых должно быть произведено взыскание налогов и сборов Несоблюдение порядка регистрации в ФНС в качестве налогоплательщика;непредставление документов, содержащих расчет размера обязательных платежей; ненадлежащее осуществление учета понесенных расходов и полученных дохо-дов;неуплата (полная или частичная) налого-в;отказ от представления в ФНС документации, необходимой налоговикам для исполнения контролирующих функций

Ответственность Административная Административная и уголовная

Судебное рассмотрение Арбитражный суд Арбитражный суд, Суд общей юрисдикции

технологий, направленных на расширение экономических границ [4, с. 17-24].

В настоящее время рассматриваемое явление расширило границы своего значения, и подразумевает не только часть экономических отношений и переход производства в цифровой вид, но и глобальную цифровую трансформацию всех сфер жизни общества. При этом важно отметить, что изначальные разработки в направлении цифровой экономики включали в себя электронную коммерцию, интернет вещей, электронные деньги. В настоящее время это: инновационное производство, цифровое образование, цифровые бизнес-модели, электронные государственные платформы, дополненная или виртуальная реальность, новые цифровые профессии и новые рабочие места и другое [5].

Итак, развитие цифровой экономики повлекло за собой увеличение количества судебных разбирательств по данному направлению. Это связано с тем, что новые схемы на-

логовых нарушений получили противодействие в виде разработки новых мер налогового контроля благодаря развитию информационного обеспечения.

Приведем примеры нарушений налогового законодательства в цифровом режиме [6, с. 301]:

1) вывод интернет-ресурсов и банковских счетов предприятий электронной коммерции за пределы места фактической деятельности, т.е. за границу Российской Федерации, в офшорные юрисдикции;

2) перераспределение цифровых доходов на межгосударственном уровне;

3) использование в корыстных целях некоторой неопределенности в вопросах налогообложения предприятий электронной коммерции.

При этом на законодательном уровне разрабатываются меры противодействия нарушений налогового законодательства [7, с. 218-222]. На данный момент эти меры затрагивают исклю-

чительно налог на добавленную стоимость, однако это позволяет сделать вывод о направленности государственных интересов в сторону регулирования цифрового налогообложения [4, с. 17-24].

Меры по регулированию цифрового НДС отражены в Федеральном законе № 424-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» и, соответственно, закреплены в НК РФ. Законом определен новый порядок взимания НДС с электронных услуг. Такая формулировка обоснована тем, что в российском законодательстве по аналогии с практикой Европейского союза электронная продукция определяется как услуги. Основные положения вышеназванного закона заключаются в следующем [8]:

1. Урегулированы способы начисления и уплаты НДС относительно электронных услуг, оказанных иностранными организациями российским покупателям. В случае их оказания юридическим лицам непосредственно или через российского налогового агента, сумма НДС должна удерживаться этим юридическим лицом либо налоговым агентов и перечисляться в бюджет РФ. В случае оказания электронных услуг физическому лицу через иностранного налогового агента, НДС начис-

ляет и уплачивает поставщик или соответствующий налоговый агент.

2. Определен для целей налогообложения НДС порядок регистрации иностранных субъектов через электронный сервис сайта Налог.ру.

3. Закреплены критерии определения местонахождения покупателя - физического лица иностранным поставщиком:

- место жительства покупателя;

- адрес банка, в котором открыт счет покупателя;

- международный код страны номера телефона, указываемого покупателем при осуществлении торговой операции.

Вышесказанные положения позволяют сделать вывод, что законодательное регулирование налогообложения в цифровой среде влияют на изменение уровня правовых налоговых нарушений. Приведем некоторые статистические наблюдения.

Согласно данным государственной статистики, рост налоговых платежей в государственный бюджет, с учетом процента инфляции в период 2013-2017 гг. (до момента принятия Программы) составил 19,9 % [9]. При этом важно отметить, что за указанный период рост возбужденных уголовных дел по налоговым преступлениям составил 68,2 %. (Рисунок 1).

Рисунок 1. Количество возбужденных уголовных дел по налоговым преступлениям

в период с 2013 по 2017 гг. [10].

При этом в период с 2013 по 2019 гг., согласно данным Портала правовой статистики, наблюдается следующая динамика экономических преступлений. (Рисунок 2).

В 2019 г. наблюдается рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации на 6,6 % по отношению к предыдущему отчетному периоду. А по отношению к 2013 г. рост поступлений составил 49,8 %. (Рисунок 3).

Анализ распределения налоговых поступлений в бюджет по видам налогов позволит сделать вывод об основном налоговом источнике доходов консолидированного бюджета. (Таблица 2).

Таким образом, мы видим, что наибольшая часть доходов приходится на налог на пользование природными ресурсами. Однако данный налог не относится к налогам электронной коммерции, в отличие от остальных,

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Рисунок 2. Динамика экономических преступлений с 2013 по 2019 гг. [10].

Рисунок 3. Налоговые поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации

в период с 2013 по 2019 гг. (млрд руб.) [9].

перечисленных в ряду. Из налогов, связанных с цифровой экономикой, наибольший доход составляет налог на прибыль и НДС. Это связано с большим количеством электронных торговых операций и законодательным регулированием налогообложения НДС в цифровой экономике.

При этом статистика налоговых задолженностей в 2019 г. выглядит следующим образом. (Таблица 3).

внедрение специализированного программного обеспечения, связывающего между собой многие структуры, позволяет количественно и качественно улучшить предупреждение и выявление налоговых правонарушений и налоговых преступлений. На рисунке 4 представлено данное программное обеспечение, разработанное на базе Федеральной налоговой службы.

Таблица 2

Распределение налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ

в 2019 г. по видам налогов [9]

Налог на прибыль НДС НДФЛ Акцизы Налог на имущество Налог на пользование природными ресурсами

4543,1 4481,7 3955.2 1277,5 1350,8 6558,9

Таблица 3

Задолженность по налогам в бюджетную систему Российской Федерации (млрд руб.) [9]

Задолженность по налогам, сборам, пеням, налоговым санкциям Из нее недоимка Урегулированнаязадолжен-ность по налогам и сборам

Сумма 710,2 535,2 146,8

Таким образом, мы можем заметить, что в предыдущем отчетном периоде сумма задолженности значительно ниже суммы налоговых поступлений в бюджет, а именно составляет 3,1 % от их суммы. При этом сумма неурегулированной задолженности составляет 563,4 млрд руб., а в процентном соотношении к сумме поступлений налогов в бюджет РФ - 2,5 %.

Приведенные выше статистические наблюдения говорят о росте уровня обнаружения и раскрытия налоговых правонарушений и налоговых преступлений, связанных с переходом в режим функционирования цифровой экономики. Иными словами, при росте схем налоговых махинаций, растет и процент их раскрываемости благодаря законодательному регулированию налогообложения электронной коммерции. Это подтверждает тот факт, что рост раскрытия налоговых нарушений влечет за собой увеличение консолидированного бюджета за счет увеличения налоговых поступлений.

Таким образом, взаимодействие налоговых и правоохранительных органов, разработка и

Рассмотрим более подробно значение представленных информационных систем:

1) АИС «Налог-3» - единая информационная система ФНС России. Направлена на автоматизацию обработки, предоставления данных и анализа информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС России, и предоставления информации внешним потребителям [12, с. 15-40, 72-104];

2) АСК ККТ (автоматизированная система контроля применения контрольно-кассовой техники). Включает в себя механизмы по контролю и анализу полноты учета выручки и выявления зон риска совершения правонарушений, автоматизацию процессов регистрации и учета ККТ (через личный кабинет налогоплательщика), автоматизацию анализа данных;

3) АСК НДС основан на алгоритме интеллектуального поиска, что позволяет автома-

Рисунок 4. Программное обеспечение информационных систем ФНС России [11].

тически выстраивать цепочки движения денег между юридическими и физическими лицами и видеть, в числе прочего, уплачен ли НДС в этих цепочках;

4) Единый государственный реестр ЗАГС. Был запущен к началу октября 2018 г. Объединяет 6,4 тыс. разрозненных региональных информационных систем органов ЗАГС, цифровые системы Реестра адресов, Реестра населения, а также Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Иначе ЕГР ЗАГС называют «основой цифровой экономики»;

5) RFID-маркировка (радиочастотная идентификация) применяется для автоматической идентификации и учета объектов (например, для контроля за движением объектов на складе) [11].

Функционирование совокупности представленного программного обеспечения позволяет объединить потоки данных в реальном времени, а также дает возможность проведения комплексного автоматизированного анализа товаров, движения товаров, потоков денежных средств и добавленной стоимости.

В настоящее время при активном и многоаспектном развитии программного обеспечения ФНС для предотвращения и выявления нарушений налогового законодательства остается ряд направлений цифрового развития ФНС:

- автоматизация и улучшение системы налогового администрирования путем условного деления на несколько компонентов либо подуровней для упрощения внедрения и замены технологий;

- создание и внедрение большого количества программного обеспечения, сервисов и информационных систем без приостановления работы ФНС. Это обусловлено высоким уровнем ответственности Службы по обеспечению доходной составляющей бюджета РФ;

- разработка и внедрение информационной системы на основе баз данных по налоговым преступлениям и налоговым правонарушениям для более быстрого и автоматизированного взаимодействия налоговых и правоохранительных органов.

Совершенствование и развитие цифровой экономики, расширение сферы ее применения, доступность и широкая распространенность электронной коммерции повлекли существенные изменения в структуре экономической преступности в целом. Характер посягательств в рассматриваемой сфере, обусловленный техническими возможностями, наносит значительный ущерб государству и обществу, что, безусловно, накладывает определенный отпечаток на критерии квалификации преступлений и правонарушений данного вида.

Литература

1. Кваша А.А., Капранова Ю.В., Соколов В.А. Административная ответственность: учебное пособие. Ростов н/Д, 2016.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая. М., 2020.

3. Исабеков Р.Ш. Налоговые правонарушения и налоговые преступления: вопросы разграничения, проблемы выявления и расследования // Молодой ученый. 2019. № 46 (284).

4. Крохичева Г.Е., Сидоренко Е.Н., Поби-ванец Т.В., Панова А.А. Проблемы и особенности перехода России в режим функционирования цифровой экономики // Управленческий учет. 2019.

5. Программа «Цифровая экономика РФ», утвержденная распоряжением от 28.07.2017 № 1632-р.

6. Шевцова Т.П. Тенденции цифровизации налогообложения в России // Развитие методологии современной экономической науки, менеджмента и образования в условиях информационно-цифровых трендов: Материалы III Междисциплинарной Всерос. науч. конф. Севастополь, 2019.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Пестов Р.А. Актуальные проблемы применения уголовного законодательства: сб. науч. трудов участников Международной на-учно-практич. конф. Ростов н/Д, 2018.

8. URL: http://www.consultant.ru.

9. URL: https://www.gks.ru/.

10. URL: http://crimestat.ru/opendata.

11. URL: https://auspublishers.com.au/ru/nauka/ conference_article/3063/view.

12. Коренюгин В.В. Административно-юрисдикционная деятельность подразделений ОВД по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка: современное состояние и тенденции развития: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2010.

Bibliography

1. Kvasha A.A., Kapranova Yu.V., Sokolov V.A. Administrative responsibility: textbook. Rostov on/D, 2016.

2. The Tax code of the Russian Federation. Parts one and two // M., 2020.

3. Isabekov R.S. Tax offenses and tax crimes: issues of differentiation, problems of detection and investigation. 2019. № 46 (284).

4. Krokhicheva G.E., Sidorenko E.N., Pobiva-nets T.V., Panova A.A. Problems and features of the transition of Russia to the mode of functioning of the digital economy. 2019.

5. The program «Digital economy of the Russian Federation», approved by order № 1632-R of 28.07.2017.

6. Shevtsova T.P. Trends in digitalization of taxation in Russia // Development of the methodology of modern economic science, management and education in the context of information and digital trends: Materials of the III Interdisciplinary all-Russian scientific conference. Sevastopol, 2019.

7. Pestov R.A. Actual problems of application of criminal legislation: Collection of scientific papers of participants of the International scientific and practical conference // Rostov law Institute of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation. Rostov on/D, 2018.

8. URL: http://www.consultant.ru.

9. URL: https://www.gks.ru/.

10. URL: http://crimestat.ru/opendata.

11. URL: https://auspublishers.com.au/ru/nauka/ conference_article/3063/view

12. Korenyugin V.V. Administrative and jurisdic-tional activities of divisions of the internal Affairs Department to combat offenses in the consumer market: current state and development trends: dis. ... PhD in Law. Rostov on/D, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.