Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ БЮДЖЕТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ БЮДЖЕТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
457
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономические преступления / бюджетная сфера / расходование бюджетных средств / госзакупки / государственные субсидии / economic crimes / budget sphere / spending of budget funds / public procurement / state subsidies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А.А. Храмченко, О.А. Черная, Л.И. Верона, А.О. Вакуленко

В статье исследуются проблемы выявления экономических правонарушений в сфере бюджетных правоотношений. Проведен анализ причин, способствующих росту числа экономических правонарушений в бюджетной сфере. Проанализирована статистика количества осужденных по статьям, устанавливающим уголовную ответственность за коррупционные правонарушения в бюджетной сфере. Обозначены проблемы организационно-правового характера в процессе выявления и расследования преступлений, связанных с нецелевым расходованием бюджетных средств. Изучены показатели преступности в сфере госзакупок, на основании полученных данных обозначены наиболее актуальные проблемы, препятствующие эффективной работе правоохранительных органов. Предложены основные пути решения существующих проблем выявления и расследования экономических преступлений, которые заключаются в ином подходе к квалификации преступлений, связанных с нецелевым расходованием бюджетных средств, государственными закупками, мошенничеством при получении государственных субсидий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS OF DETECTING ECONOMIC OFFENSES IN THE SPHERE OF BUDGETARY LEGAL RELATIONS

The article examines the problems of identifying economic offenses in the sphere of budgetary legal relations. The analysis of the reasons contributing to the growth of the number of economic offenses in the public sector is carried out. A statistical analysis of the number of convicted persons under articles establishing criminal liability for corruption offenses in the public sector was carried out. The problems of organizational and legal nature in the process of identifying and investigating crimes related to the misuse of budget funds are identified. The indicators of crime in the field of public procurement were studied, and the most urgent problems hindering the effective work of law enforcement agencies were identified on the basis of the data obtained. The main ways of solving the existing problems of detection and investigation of economic crimes, which consist in a different approach to the qualification of crimes related to the misuse of budget funds, public procurement, fraud, are proposed.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ БЮДЖЕТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ»

6. Храмченко А.А. Оценка структуры динамики пенсионной системы в РФ/ Храмченко А.А., Абрамян М.Н., Борсук Д.А.//Вестник Академии знаний. 2020. № 4 (39). С. 440-443. References

1. Decree of the President of the Russian Federation of 13.05.2017 No. 208 «On the Strategy of economic Security of the Russian Federation for the period up to 2030» [Electronic resource]. - URL: http://government.ru/docs/all/111512/, free.

2. In the Krasnodar Krai, a new subsistence minimum is established // Administration of Krasnodar Krai [Electronic resource]. - URL: https://admkrai.krasnodar.ru/content/1131/show/549634/, free.

3. Kucherov, I. I. Institutes of financial security : monograph / I.I. Kucherov, N.A. Povetkina, O.A. Akopyan [et al.]; ed. by I .I. Kucherov, N.A. Povetkina. - Moscow: INFRA-M: Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, 2021. - 246 p.

4. Open budget of the Krasnodar Krai [Electronic resource]. - URL: https://openbudget23region.ru/, free.

5. Khramchenko A.A. Analysis of budget investment / Khramchenko A.A., Vakulenko A.A., Salova A.A.// Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 5 (40). S. 447-454.

6. Khramchenko A.A. Assessment of the structure ofthe dynamics ofthe pension system in the Russian Federation / Khramchenko A.A., Abramyan M.N., Borsuk D.A.// Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 4 (39). S. 440-443.

DOI 10.24412/2309-4788-2021-11154

А.А. Храмченко - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет,

A.A. Khramchenko - candidate of Economics, associate professor ofthe department of fin ance, Kuban State Agrarian University;

О.А. Черная- к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет,

O.A. Chernaya - candidate of Economics, associate professor ofthe department of finance, Kuban State Agrarian University;

Л.И. Верона - студент экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, lina_ver7@mail.ru,

L.I. Verona - student ofthe Faculty of Economics, Kuban State Agrarian Universit, lina_ver7@mail.ru;

А.О. Вакуленко - студент экономического факультета, Кубанский государственный аграрный у ни версит ет, an astasia. vakulenko@m ail.ru,

A.O. Vakulenko - student of the Faculty of Economics, Kuban State Agrarian University, anasta-sia.vakulenko@mail.ru.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ БЮДЖЕТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ ACTUAL PROBLEMS OF DETECTING ECONOMIC OFFENSES IN THE SPHERE OF BUDGETARY LEGAL RELATIONS

Аннотация. В статье исследуются проблемы выявления экономических правонарушений в сфере бюджетных правоотношений. Проведен анализ причин, способствующихросту числа экономических правонарушений в бюджетной сфере. Проанализирована статистика количества осужденных по статьям, устанавливающим уголовную ответственность за коррупционные правонарушения в бюджетной сфере. Обозначены проблемы организационно-правового характера в процессе выявления и расследования преступлений, связанных с нецелевым расходованием бюджетных средств. Изучены показатели преступности в сфере госзакупок, на основании полученных данных обозначены наиболее актуальные проблемы, препятствующие эффективной работе правоохранительных органов. Предложены основные пути решения существующих проблем выявления и расследования экономических преступлений, которые заключаются в ином подходе к квалификации преступлений, связанных с нецелевым расходованием бюджетных средств, государственными закупками, мошенничеством при получении государственных субсидий.

Abstract. The article examines the problems of identifying economic offenses in the sphere ofbudgetary legal relations. The analy sis of the reasons contributing to the growth of the number of economic offenses in the public sector is carried out. A statistical analysis of the number of convicted persons under articles establishing criminal liability for corruption offenses in the public sector was carried out. The problems of organizational and legal nature in the process of identifying and investigating crimes related to the misuse of budget funds are identified. The indicators of crime in the field of public procurement were studied, and the most urgent problems hindering the effective work of law enforcement agencies were identified on the basis ofthe data obtained. The main ways of solving the existing problems of detection and investigation of economic crimes, which consist in a different approach to the qualification of crimes related to the misuse of budget funds, public procurement, fraud, are proposed.

Ключевые слова: экономические преступления, бюджетная сфера, расходование бюджетных средств, госзакупки, государственные субсидии.

Keywords: economic crimes, budget sphere, spending ofbudget funds, public procurement, state subsidies.

В последнее время особый общественный резонанс приобретают экономические преступления в бюджетной сфере. Несмотря на то, что деятельность органов государственной и муниципальной власти постоянно совершенствуется уже более 25 лет, правонарушения, связанные с нецелевым расходованием бюджетных средств, мошенничеством при получении государственных субсидий, превышением должностных полномочий со стороны государственных и муниципальных служащих, требуют пристального вним ания со стороны ученых-правоведов и сотрудников правоохранительных органов.

Уменьшение количества совершаемых преступлений в бюджетной сфере в настоящее время является одной из приоритетных задач, так как от эффективного функционирования бюджетной системы РФ зависит работа стратегически важных сфер жизнедеятельности государства. Возрастает роль органов государственного и муниципального финансового контроля, органов внутренних дел в обнаружении, раскрытии преступлений коррупционной направленности в бюджетной сфере, также эффективная работа институтов государственной и муниципальной власти, в чьи полномочия входит деятельность по осуществлению противодействия экономическим преступлениям в бюджетной сфере, в значительной степени влияет на создание благоприятного предпринимательского климата, пополнение доходной части бюджета.

В настоящее время число правонарушений в бюджетной сфере неуклонно растет, в этой связи целесообразно рассмотреть проблемные аспекты, связанные с предупреждением, выявлением и пресечением правонарушений в бюджетной сфере.

В качестве причин совершения правонарушений в бюджетной сфере следует относить такие обстоятельства, при которых возникают ситуации, значительно облегчающие реализацию преступных коррупционных схем. При этом такие обстоятельства не выступают в роли побуждающего фактора к совершению правонарушения. К основным причинам роста экономических правонарушений в бюджетной сфере относятся (рисунок 1).

Л

л

1. Экономический кризис, обусловленный нестабильными ценами на сырьевые ресурсы и пандемией корона вирус а.

2. Высокий уровень налоговой обремененности. Данный факт побуждает физических н юридических лиц использовать незаконные средства уклонения от уплаты налогов и сборов.

3. Значительный уровень поляризации доходов населения.

1. Низкий уровень участия институтов гражданского общ ства в борьбе с экономической преступностью.

2. Коррумпированность органов государственной и муниципальной власти, в ведении которых находятся вопросы, связанные с распределением бюджетных средств, контролем над эффективностью их освоения.

3. Отсутствие развитых институтов политической ответственности публичных должностных лиц, совершивших НЛП способствовавших совершению корыстных преступлений.

I. Наличие коллизионных норм в действующем законодательстве, регулирующем бюджетные правоотношения.

2. Неоправданно заниженный размер наказания за ряд преступлений в сфере экономики

3. Отсутствие согласованности между правовыми актами различного уровня.

Рисунок 1 - Причины экономических правонарушений в бюджетной сфере [7]

Сложность выявления экономических преступлений заключается в их латентности ввиду того, что правонарушения такого рода, как правило, совершаются лицами, обладающими достаточным уровнем знаний, занимающими должности государственной или муниципальной службы. К тому же объектом правонарушений в бюджетной сфере являются бюджетные средства, которые, являясь средством платежа, находятся в постоянном движении, поэтому прежде, чем установить источник поступления бюджетных средств, требуется обработать большую цепочку связей-расчетов между различными организациями.

Бюджетные средства выделяются государством на реализацию социально значимых проектов, строительства стратегически важных объектов, однако нередки случаи, когда сроки реализации проектов нарушаются, сметы расходов увеличиваются. Данные ситуации практически всегда сопряжены с хищением бюджетных средств, мошенничеством со стороны подрядчика. Резюмируя, можно выделить основные правонарушения в бюджетной сфере: присвоение или растрата бюджетных средств; мошенничество при получении государственных субсидий; нецелевое расходование бюджетных средств.

Статистика осужденных по статьям, связанными с преступлениями в бюджетной сфере, является наиболее информативной и позволяет оценить объемы преступности в данной сфере и эфф ективность работы правоохранительных органов (таблица 1).

Таблица 1 - Количество осужденных за экономические преступления в бюджетной сфере [8]

Статья 2017 2018 2019

Количество осужденных по статье 160 УК РФ 8 058 7 230 6 493

Количество осужденных по статье 285.1 УК РФ 2 1 3

Количество осужденных по статье 159.2 УК РФ 2 310 1 946 2 205

Таким образом, количество осужденных по рассматриваемым статьям незначительно сокращается, однако статистика зарегистрированных преступлений растет с каждым годом. Сокращение количества осужденных говорит о высокой латентности преступлений, наличие проблем в сфере правового регулирования административной и уголовной ответственности за преступления в бюджетной сфере.

Законодателем предусмотрена уголовная ответственность за вышеуказанные правонарушения. Так, в ст.285.1 УК РФ закреплены нормы ответственности за преступления, связанные с нецелевым расходованием бюджетных средств, а именно расходование получателем бюджетных средств в лице должностного лица на цели, не предусмотренные условиям их получения, которые определены в смете доходов и расходов, бюджетной росписи, либо в ином документе, устанавливающим право на получение бюджетных средств [2]. Для возбуждения уголовного дела по данной категории преступлений в соответствии со ст.140 УПК РФ необходимо наличие существенных доказательств [3]. Также законодателем предусмотрена административная ответственность за данный вид правонарушения.

По результатам статистического анализа количество осужденных за преступления, связанные с нецелевым расходованием бюджетных мест, выявлена существенная диспропорция по отношению к аналогичным показателям преступлений в бюджетной сфере. Среди ключевых проблем увеличения показателей правонарушений, связанных с нецелевым расходованием бюджетныхсредств, эксперты отмечают наличие большого интервала проведения проверок органами муниципального контроля: проверка проводится раз в отчетный период. При этом длительность таких проверок составляет 45 дней, после чего проанализированные материалы направляются в органы МВД для рассмотрения возможности возбуждения уголовного дела. Согласно ст. 144 УПК РФ следователь обязан проводить дополнительную проверку для уточнения полученной информации [3]. Таким образом, сроки проверок суммируются и нередки случаи, когда к моменту факта обнаружения правонарушений, связанных с нецелевым расходованием бюджетных средств, срок давности привлечения к ответственности истекает.

Также за нецелевое расходование бюджетных средств установлена административная ответственность (ст. 15.14 КоАП РФ) [1]. За данный вид правонарушения предусмотрены соответствующие меры административного принуждения: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет. Однако квалификация правонарушения, предусмотренная законодателем, зависит лишь от размера бюджетных средств, используемых не по назначению. Иными словами, если объектом нецелевого использования бюджетных средств являются денежные средства до 1,5 миллионов рублей, то данное правонарушения квалифицируется как административное, если же расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, составляют более 1,5 миллионов рублей, то должностное лицо получателя бюджетных средств привлекается к уголовной ответственности по ст. 285.1 УК РФ [2].

Таким образом, по мнению законодателя, нецелевое расходование бюджетных средств на сумму менее 1,5 миллионов рублей является менее опасным для общества правонарушением и может квалифицироваться как административное. Данный факт позволяет правонарушителю избежать серьезного наказания и в полной мере ощутить негативные последствия для общества от противоправного деяния, что является мотивирующим

фактором для совершения такого рода экономических правонарушений [51. В этой связи предлагается упразднить административную ответственность за совершение правонарушений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств и применять меры уголовной ответственности вне зависимости от размера бюджетных средств, потраченных на иные цели, не предусмотренные условием их получения. Также одним из решений данной проблемы является ужесточение уже имеющихся мер административного принуждения.

По словам Алексея Кудрина, председателя Счетной палаты РФ, показатели объема хищений бюджетных средств возрастают каждый отчетный год. «Примерно 2-3 млод (рублей в 2019 г.) - это чистое воровство. Остальное - это нарушение процедур закупок, нарушение бухгалтерского учета, нарушения, связанные с целевым назначением, нецелевое использование», - заявил Алексей Кудрин [91.

Однако в 2020 году ситуация ухудшилась: по результатом проверок, проведенных Генеральной прокуратурой РФ, выявлено свыше 150 тысяч нарушений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, также отмечено, что показатель объема хищений в сфере госзакупок увеличился в 2020 году по сравнению с 2019 годом на 5,8 % [4].

Данная ситуация обусловлена в первую очередь повышением латентнос ти совершаемыхв сфере госзакупок. Зачастую представители коммерческихструктур, обладая сведениями о коррупционных действиях со стороны государственных или муниципальных служащих, опасаются сообщать о факте правонарушения в правоохранительные органы ввиду того, что в дальнейшем чиновники могут создать проблемы для ведения бизнеса. В этой связи основной объем преступлений в сфере госзакупок обнаруживается непосредственно правоохранительными органами в процессе проведения проверок.

В отношении физических лиц установлена уголовная ответственность за дачу взятки должностному лицу (ст.291 УК РФ), в примечании указанной статьи говорится о возможности освобождения лица, давшего взятку, от уголовной ответственности при условии, что оно активно способствовало раскрытию преступления [2].

Для юридических лиц предусмотрена административная ответственность за передачу взятки или за обещание, предложение вознаграждения от имени или в интересах юридического лица (ст.19.28 КоАП РФ), однако при условии активного сотрудничества со следствием юридическое лицо не освобождается от административной ответственности. Данные обстоятельства не побуждают юридических лиц сообщать в правоохранительные органы об известных коррупционныхсхемах в сфере госзакупок [1]. С учетом вышеуказанных фактов целесообразно в ст.19.28 КоАП РФ предусмотреть возможность освобождения юридического лица от административной ответственности при условии активного сотрудничества со следствием и помощи в раскрытии правонарушений [6].

Также актуальной является проблема возвращения в государственный бюджет средств, похищенныхв результате совершения правонарушений в бюджетной сфере. Субъектами правонарушений в сфере госзаказов являются должностные лица, которые осуществляют свою деятельность на профессиональном уровне, поэтому, как правило, схемы по легализации доходов, полученных преступным путем заранее тщательно спланированы и связаны с выводом денежных средств в офшорные юрисдикции (посредством фиктивныхвнешне-экономических контрактов) и т.п.

Возникают ситуации, когда в отношении подозреваемого ведутся следственные мероприятия, а он в свою очередь осуществляет все меры по сокрытию преступления, что в значительной степени затрудняет дальнейшее возвращение денежных средств в бюджет государства. В этой связи предлагается предусмотреть в УПК РФ возможность с разрешения руководителя следственного органа блокировать счета подозреваемых в преступлениях коррупционной направленности, а также счета их близких родственников на время следствия до соответствующего решения суда об аресте. Данная мера предотвратит возможность сокрытия и отчуждения имущества, денежных средств на счетах подозреваемого с целью сокрытия преступления.

В результате анализа судебно -следственной практики можно сделать вывод, что одним из самых распространенных преступлений в бюджетной сфере являются различные схемы мошенничества при получении государственных субсидий. Мошенничество со стороны получателя государственных субсидий выявляется в большинстве случаев в процессе отбора претендентов на получение бюджетных средств и заключаются такие противоправные действия в искажении данных об организации, подделки справок о наличии задолженности, предоставлении фиктивной справки кредитной организации об открытии счета и наличии собственных средств в размере не менее установленной в законе суммы.

Данные противоправные действия квалифицируются законодателем по ст. 159 и 159.2 УК РФ [2]. При этом нередки случаи коррупционных правонарушений со стороны должностных лиц, ответственных за отбор кандидатов на получение государственных субсидий.

В этой связи необходимо на законодательном уровне урегулировать возможность взаимной ответственности должностного лица и получателя государственной субсидии при условии, что денежные средства были получены мошенническим путем или потрачены на собственные нужды. При этом решение об ответственности государственного служащего должно выноситься по результатам служебной проверки, где будет доказано, что представителю власти было известно о корыстном умысле и он в своих интересах предос тавил возможность получения субсидии. Служебные проверки должны проводиться в отношении всех сотрудников при возникновении вышеописанной ситуации.

Таким образом, в настоящее время экономическая преступность в бюджетной сфере охватывает большое число государственных и коммерческихструктур. Безусловно, для решения данной проблемы требуется

системный подход. Первоочередной задачей является решение наиболее острых проблем правового регулирования ответственности за совершение экономических преступлений в бюджетной сфере. Предложенные меры совершенствования действующего законодательства в значительной степени будут способствовать повышению эффективности в выявлении и раскрытии преступлений экономической направленности.

Источники

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 18.04.2021)

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 18.04.2021)

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru (дата обращения: 18.04.2021)

4. Десятки тысяч нарушений: Генпрокуратура раскрыла статистику по преступлениям с госзакупками // Первое антикоррупционное СМИ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pasmi.ru/archive/297450/

5. Коровин, Д. А. Коллизионные нормы российского законодательства в сфере противодействия коррупции в правоохранительных органах / Д. А. Коровин, М. Ю. Шевкуненко // Российская наука: актуальные вопросы, достижения и инновации: Материалы всероссийского конкурса научных работ, Краснодар, 09 октября 2020 года. -Краснодар: ФГБУ «Российское энергетическое агентство" Минэнерго России Краснодарский ЦНТИ- филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2020. - С. 94-98.

6. Лапин, В.О. Актуальные проблемы выявления и расследования преступлений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]. / В.О. Лапин // ППД. -2017. - №2. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-vyyavleniya-i-rassledovaniya-prestupleniy-v-sfere-zakupok-tovarov-rabot-uslug-dlya-obespecheniya-gosudarstvennyh-i (дата обращения: 18.04.2021).

7. Лукин, В.К., Петров Д.В. Причины преступлений в бюджетной сфере и их устранение [Электронный ресурс]. / В.К. Лукин, Д.В. Петров // ЕГИ. - 2017. - №1 (15). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny -prestupleniy-v-byudzhetnoy-sfere-i-ih-ustranenie (дата обращения: 18.04.2021).

8. Храмченко А.А. Анализ бюджетного инвестирования/ Храмченко А.А., Вакуленко А.А., Салова А.А.//Вестник Академии знаний. 2020. № 5 (40). С. 447-454.

9. Храмченко А.А. Оценка структуры динамики пенсионной системы в РФ/ Храмченко А.А., Абрамян М.Н., Борсук Д.А.//Вестник Академии знаний. 2020. № 4 (39). С. 440-443

References

1. Code of the Russian Federation on Administrative Offences of 30.12.2001 No. 195-FZ [Electronic resource]. - Access mode: www.consultant.ru (accessed: 18.04.2021)

2. The Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 No. 63-FZ FZ [Electronic resource]. - Access mode: www. consultant.ru (accessed: 18.04.2021)

3. Criminal Procedure Code of the Russian Federation No. 174-FZ of 18.12.2001 [Electronic resource]. - Access mode: www.consultant.ru (accessed: 18.04.2021)

4. T ens of thousands of violations: the Prosecutor General's Office revealed statistics on crimes with public procurement // The first anti-corruption media [Electronic resource]. - Access mode: https://pasmi.ru/archive/297450/

5. Korovin, D. A. Conflict-of-laws norms of Russian legislation in the field of combating corruption in law enforcement agencies / D. A. Korovin, M. Yu. Shevkunenko / / Russian Science: actual issues, achievements and innovations: Materials of the All-Russian competition of scientific works, Krasnodar, October 09, 2020. - Krasnodar: fgbu "Russian energy Agency" of the Ministry of energy Krasnodar CSTI - FILIAL fgbu "REA" Minenergo Russia, 2020. - P. 94-98.

6. Lapin, V. A. Actual problems of detection and investigation of crimes in the field of procurement of goods, works, services for ensuring the state and municipal needs [Electronic resource]. / V. O. Lapin // PPD. - 2017. - No. 2. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-vyyavleniya-i-rassledovaniya-prestupleniy-v-sfere-zakupok-tova-rov-rabot-uslug-dlya-obespecheniya-gosudarstvennyh-i (date accessed: 18.04.2021).

7. Lukin, V. K., Petrov D. V. Causes of crime in the public sector and their solutions [Electronic resource]. / V. K. Lukin, D. V. Petrov // EGI. - 2017. - №1 (15). - Mode of access: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-prestupleniy-v-byudzhetnoy-sfere-i-ih-ustranenie (date accessed: 18.04.2021).

8. Khramchenko A.A. Analysis of budget investment / Khramchenko A.A., Vakulenko A.A., Salova A.A.// Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 5 (40). S. 447-454.

9. Khramchenko A.A. Assessment of the structure ofthe dynamics ofthe pension system in the Russian Federation / Khramchenko A.A., Abramyan M.N., Borsuk D.A.// Bulletin of the Academy of Knowledge. 2020. No. 4 (39). S. 440-443.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.