Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КРИМИНАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ'

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КРИМИНАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
бюджет / нецелевое расходование бюджетных средств / экономическая безопасность / преступления в бюджетной сфере / бюджетная система / криминализация бюджетных отношения / должностные лица / budget / misuse of budget funds / economic security / crimes in the budget sphere / budget system / criminalization of budget relations / officials

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герцовская Эльвира Олеговна

в результате негативного влияния криминальных структур на общественные отношения, связанные с аккумулирование, распределением и перераспределением бюджетных средств, ставится под угрозу исполнение обязательств взятых на себя государством. Основными проявлениями криминальных структур в финансово бюджетной сфере являются коррупция, нецелевое расходование бюджетных средств, злоупотребления должностных лиц ответственных за правомерность распоряжения бюджетными ресурсами. В статье раскрываются основные общие черты преступлений, совершаемых в бюджетной сфере. Предлагаются пути противодействия криминализации отношений по поводу аккумулирования, распределения и перераспределения бюджетных средств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Герцовская Эльвира Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN FORMS OF CRIMINALIZATION OF BUDGET RELATIONS

As a result of the negative impact of criminal structures on public relations related to the accumulation, distribution and redistribution of budget funds, the fulfillment of obligations assumed by the state is put at risk. The main manifestations of criminal structures in the financial and budgetary sphere are corruption, misuse of budget funds, abuse of officials responsible for the legality of the disposal of budget resources. The article reveals the main common features of crimes committed in the public sector. The ways to counteract the criminalization of relations regarding the accumulation, distribution and redistribution of budget funds are proposed

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КРИМИНАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №2/2021

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КРИМИНАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНЫХ

ОТНОШЕНИЙ

THE MAIN FORMS OF CRIMINALIZATION OF BUDGET RELATIONS

УДК 343.351

Герцовская Эльвира Олеговна, студентка, 4 курс, кафедры «экономических и финансовых расследований», факультета Высшая школа государственного аудита, Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Россия, г. Москва

Herzovskaya Elvira Olegovna, elvira_herzovskaya@mail.ru

Аннотация: в результате негативного влияния криминальных структур на общественные отношения, связанные с аккумулирование, распределением и перераспределением бюджетных средств, ставится под угрозу исполнение обязательств взятых на себя государством. Основными проявлениями криминальных структур в финансово бюджетной сфере являются коррупция, нецелевое расходование бюджетных средств, злоупотребления должностных лиц ответственных за правомерность распоряжения бюджетными ресурсами. В статье раскрываются основные общие черты преступлений, совершаемых в бюджетной сфере. Предлагаются пути противодействия криминализации отношений по поводу аккумулирования, распределения и перераспределения бюджетных средств

Annotation: As a result of the negative impact of criminal structures on public relations related to the accumulation, distribution and redistribution of budget funds, the fulfillment of obligations assumed by the state is put at risk. The main manifestations of criminal structures in the financial and budgetary sphere are

corruption, misuse of budget funds, abuse of officials responsible for the legality of the disposal of budget resources. The article reveals the main common features of crimes committed in the public sector. The ways to counteract the criminalization of relations regarding the accumulation, distribution and redistribution of budget funds are proposed

Ключевые слова: бюджет, нецелевое расходование бюджетных средств, экономическая безопасность, преступления в бюджетной сфере, бюджетная система, криминализация бюджетных отношения, должностные лица Keywords: budget, misuse of budget funds, economic security, crimes in the budget sphere, budget system, criminalization of budget relations, officials

Бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, необходимых для выполнения публичных функций. Бюджет, прежде всего, - это финансовый план государства, главное средство аккумулирования финансовых средств. Правильно сформированный и распределенный бюджет позволяет обеспечить благосостояние населения, повысить экономический потенциал страны в мировой экономики, предотвратить многие пагубные последствия кризиса. В данной связи приобретают особое значение принципы сбалансированности бюджета, эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств. Именно данные принципы за частую являются объектом преступных посягательств. [1, с. 113]

В последние годы бюджетные отношения стали зоной повышенной преступной активности. Об этом свидетельствует годовой отчёт Счётной палаты РФ, согласно которому в 2019 году было выявлено около 4443 нарушения в бюджетной сфере на общую сумму 884,6 млрд руб. Отмечается, что более 178 млрд. рублей приходится на нарушения, совершённые в процессе стадии исполнения бюджета. Основная доля правонарушений, в соответствии со статистикой представленной в отчёте, связана со сферой государственных закупок. [2]

По мнению Коноваленко С.А., именно процесс распределения бюджетных ресурсов зачастую находится под воздействием криминальных обстоятельств. На первый взгляд, этап распределения средств бюджета осуществляется согласно законодательно определённым критериям. [3, с. 36] Тем не менее, как отмечает Коноваленко С.А., в рамках данного этапа могут возникать факторы криминогенного характера, которые могут повлечь нарушение фундаментальных принципов бюджетной системы таких как адресность, целевой характер и эффективность использования бюджетных средств:

- лоббирование интересов группы лиц, которые являются конечными получателями;

- предоставление материальных выгод должностными лицами, осуществляющим распределение бюджетных ресурсов;

- протекционизм со стороны распределителя бюджетных средств.

В процессе распределения бюджетных ресурсов преступная активность определяется объемом бюджетных ассигнований, который выделяется бюджетному учреждению. Целевые фонды, предоставленные с завышением в дальнейшем чаще всего, подлежат расхищению и нецелевому использованию. По мнению А.М. Данилова, внушительные финансовые ресурсы, предоставляемые государством на реализацию социальных задач, предопределяют особую значимость защищённости бюджетных средств от посягательств криминальных структур. [4, с.93-94] Исходя из выше сказанного, необходимо отметить, что обеспечение безопасности бюджетных обуславливает предоставление данному виду общественных отношений уголовно-правовой охраны.

Исходя из анализа, проведённого И. Соловьёвым, преступления в сфере бюджетных отношений совершаются:

1. Должностными лицами, наделёнными полномочиями организационно -распорядительного характера

2. Должностными лицами, выполняющими управленческие функции

3. Представителями власти

4. Лицами, которые непосредственно осуществляют распределение материальных ресурсов

5. Лицами имеющими право подписи на финансовых документах и, как следствие, являющимися материально-ответственными

Сами по себе преступные посягательства в бюджетной сфере, обладают специфическими отличиями. Во-первых, данные посягательства совершаются с учётом особенностей реализации отдельных стадий бюджетного процесса. Во-вторых, данные преступления характеризуются корыстным мотивом, то есть связаны с материальной выгодой либо лоббированием собственных интересов. В-третьих, как правило, в преступной деятельности задействованы коммерческие организации. [5]

В последние годы наибольшую популярность приобрели незаконные схемы использования бюджетных средств, которые осуществляются посредством:

1) Злоупотреблений должностными полномочиями, нецелевого использования бюджетных средств; выделения субсидий коммерческим организациям в рамках поддержки малого и среднего предпринимательства;

2) присвоение бюджетных ресурсов получателями бюджетных средств;

3) заключения заведомо для должностных лиц государственных учреждений убыточных сделок;

4) умышленное изменение сведений о результатах работ, выполненных за счет средств соответствующего бюджета,

5) необоснованное и неправомерное получение бюджетных средств и их присвоение;

6) неправомерные действия при распределении бюджетных средств Субъектами подобных правонарушений, как правило, являются руководителями муниципального уровня в результате нарушения специальных ограничений.

Одной из причин нанесения государству убытков при проведении закупок является нарушение своих функций распорядителями государственных

средств, финансовыми службами и тендерными комитетами, которыми проводится предварительное изучение и анализ рынка и цен на нем, что приводит к акцепту ценовых предложений участников по наименьшей цене, значительно превышающей среднерыночную на время проведения торгов. [1, с. 54]

Характерным элементом, определяющим криминогенную ситуацию в бюджетной сфере и негативно влияет на общее состояние ее функционирования, является использование субъектами хозяйствования механизмов хищения бюджетных средств путем незаконного возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость. [3, с. 37] В сегодняшних условиях НДС остается одним из самых забюрократизированных налогов, а сфера его администрирования значительно коррумпирована. Причиной этого является отсутствие эффективной налоговой системы, которая обеспечивала бы развитие народнохозяйственного комплекса страны, соответствующим образом регулировала экономические отношения

Бюджетные преступления являются наиболее сложными для расследования и это обусловлено такими признаками как:

• Коррупциогенность отношений, возникающих в процессе формирования и расходования бюджетных средств.

• Как правило, преступность в данной сфере имеет организованный характер, что, как следствие, обуславливает высокий уровень латентности данных противоправных деяний.

Маскировка преступных схем в сфере бюджетных отношений также гражданско-правовые создаёт трудности при осуществлении квалификации данных преступных деяний. Как следствие, возникает потребность в создании эффективной системы предупреждения преступлений в данной сфере. [6, с.55] Криминальные схемы, существующие в сфере бюджетных отношений, имеют отличительные особенности:

> они учитывают особенности осуществления технологического процесса и государственных учреждений и предприятий;

> преступные схемы направлены на получение материальной выгоды, связанной с незаконным изъятием бюджетных ресурсов либо с лоббированием личных интересов;

> большинство криминальных схем отражает связь криминальных предпринимательских структур с бюджетными организациями;

> в качестве основной своей особенности данные преступные деяния имеют высокий уровень латентности и, как правило, связаны с созданием образа легитимности принятых решений.

Целесообразными представляются следующие меры противодействия:

1. Создание эффективной системы взаимодействия правоохранительных и органов финансового контроля.

2. Расширение сферы бюджетного контроля

3. Усиление уголовно-правовой ответственности должностных лиц за совершение бюджетных преступлений, устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Создание сильной, правильно функционирующей бюджетной должно быть основано на полном и всестороннем контроле. Как следствие, необходимо формирование всесторонней и масштабной системы мониторинга развития основных финансово экономических процессов. Прежде всего, требуется обозначить и рассчитать угрозы, максимально возможные пределы дефицита бюджета, внутреннего и внешнего долга. Важно отметить, что данные меры направлены на корректировку неправильных путей реализации политики в сфере бюджетной безопасности. [6, с. 54]

Исходя из всего выше сказанного, на правоохранительные органы возложены такие задачи, как:

• обеспечение соблюдения законодательных актов, которые регулируют хозяйственную деятельность государственных учреждений;

• создание эффективного контроля при реализации государственных закупок;

• обеспечение реального применения принципа адресности и целевого характера бюджетных средств;

• осуществление контроля за эффективностью и целевым характером использования государственной собственности;

• создание эффективной системы предупреждение и пресечение правонарушений с государственным имуществом.

Литература

1. Юхачев С. П. Моисеев П. С. Криминализация экономических отношений в России и её влияне на экономическую безопасность страны // Социально-экономические процессы и явления Т. 11, № 11, 2016 С. 113

2. Заключение об исполнении бюджета-2019 официальный сайт Счётной палаты РФ. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 01.02.2021). URL: https: //ach.gov.ru/promo/annual-report-2019/

3. Данилов А.М. Сфера бюджетного финансирования как объект деятельности подразделений БЭП // Вестник Московского университета МВД России. - 2008. - №11. - С. 93- 96.

4. Коноваленко С.А. Экономические аспекты криминалистического анализа преступлений в бюджетной сфере // economics/ «Colloquium-journal»#3(27),2019 С. 35-37

5. Соловьев И. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений в бюджетной сфере [Электронный ресурс] // Отрасли права. Аналитический портал. - URL: Ь1р://отрасли-права.рф/аг1:ю1е/15201

6. С.М. Мосалов, Безопасность бюджетной системы России// Вестник Московского университета МВД России № 4 • 2010 С. 54-55

Literature

1. Yukhachev S. P. Moiseev P. S. Criminalization of economic relations in Russia and its impact on the economic security of the country / / Socio-economic processes and phenomena Vol. 11, No. 11, 2016 p. 113

2. Conclusion on the implementation of the budget-2019 official website of the Accounting Chamber of Russian Federation. [Electronic resource]. URL: (accessed: 01.02.2021). URL: https://ach.gov.ru/promo/annual-report-2019/

3. Danilov A.M. The sphere of budget financing as an object of activity of BEP divisions // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2008. - No. 11. - p. 93-96.

4. Konovalenko S. A. Economic aspects of criminalistic analysis of crimes in the budget sphere / / economics/ "Colloquium-journal" #3(27), 2019 p. 35-37

5. Solov'ev I. Criminological characteristics and prevention of crimes in the budget sphere [Electronic resource] / / Branches of law. Analytical portal. -URL: http://oTpacnn-npaBa.RF/article/15201

6. S. M. Mosalov, Security of the budget system of Russia// Herald

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.