Дроздова Е. А., Волкова О. В.
НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
13.2. НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Дроздова Елена Анатольевна, кандидат юридических наук, научный сотрудник НИЦ-3 Место работы: ФКУ НИИ ФСИН России
Волкова Олеся Викторовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры криминального права Место работы: АНО ВО «Российский новый университет»
Аннотация: в статье рассматривается сфера государственных закупок с точки зрения ее криминализации. Приводится статистика количества совершаемых в ней преступлений, а также масштабы ущерба, причиненного бюджетам различного уровня. Раскрыта специфика расследования преступлений, связанных с расходованием бюджетных средств в рамках госзакупок.
Ключевые слова: бюджетные учреждения; нецелевое использование бюджетных средств; расследование преступлений, связанных с хищением целевых бюджетных средств.
MISUSE OF BUDGET FUNDS: CRIMINAL LAW ASPECT
Drozdova Elena A., PhD in law, researcher of SIC-3 Work place: Research Institute of FPS Russia
Volkova Olesya V., PhD in law, associate Professor of criminal law Department Work place: ANO VO «Russian new University»
Annotation: the article discusses the scope of public procurement in terms of its criminalization. The statistics of the number of crimes committed in it, as well as the extent of damage caused to the budgets of various levels, is given. The specificity of the investigation of crimes related to the spending of budget funds in the framework of public procurement is disclosed. Keywords: budget institutions; misuse of budget funds; investigation of crimes related to the theft of targeted budget funds.
Защита бюджетных средств от преступных посягательств является в настоящее время одним из приоритетных направлений государственной политики. Неслучайно на расширенном заседании коллегии МВД отмечалось о необходимости защиты бюджетных средств, выделяемых на социальную сферу, инвестиционные проекты, господдержку, развитие малого и среднего предпринимательства [7]. В этой связи изучение специфики расследования преступлений, связанных с расходованием бюджетных средств, заслуживает особого внимания.
К наиболее распространенным составам преступлений в сфере государственных закупок правоохранительные органы относят:
- получение взятки (ст. 290 УК РФ) - 51,3% опрошенных;
- злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) - 30,4%;
- мошенничество (ст. 159 УК РФ) - 29,2%; дача взятки (ст. 291 УК РФ) - 26,9%;
- превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) - 20% [9].
На стадии возбуждения уголовного дела по факту хищения
целевых бюджетных средств при подписании государственных контрактов можно классифицировать такие ситуации как:
1. После подписания договора и исполнения текущих обязательств (списания денежных средств) потерпевшие обнаруживают, что контрагентами условия договора не выполнены, а учётные документы, полученные при исполнении обязательств, оказались фиктивными.
2. Хищение выявляется в результате его тщательной подготовки, при присвоении денежных средств, при этом злоумыш-
ленник задерживается сотрудниками правоохранительных органов;
3. Хищение выявляется после подписания договора с условием отсрочки исполнения договорных обязательств контрагентом и наступления сроков их обеспечения;
4. Хищение устанавливается сотрудниками органов внутренних дел в ходе проведения оперативно-розыскной деятельности и при расследовании смежных преступлений экономической направленности.
5. Хищение выявляется при формировании и рассмотрении иска в арбитражном суде в случаях, когда предполагаемый преступник действует от имени существующих организаций, использует похищенные правоустанавливающие и бухгалтерские документы;
6. Подозреваемый сам сообщает о фактах хищения;
7. Имеют место указанные выше ситуации в различных сочетаниях [5].
При расследовании фактов нецелевого использования бюджетных средств к обстоятельствам, которые необходимо установить и доказать относятся:
- обстоятельства времени, места и способа незаконного подписания госконтракта;
- какие условия были предусмотрены при получения бюджетных средств, какие способы применялись отражения в бухгалтерском учете полученных целевых средств;
- каков механизм присвоения денежных средств в виде целевого финансирования применялся злоумышленниками;
Проблемы экономики и юридической практики
5'2018
- конкретные действия злоумышленника, обеспечивающие способ совершения преступления;
- кто является соучастником, какие цели преследовали соучастники, их мотивы;
- кто из участников бюджетного процесса получил материальный ущерб в результате преступных действий, статус бюджетной организации, присутствующей в механизме хищения;
- имеется ли причинно-следственная связь между причинением ущерба и преступными действиями виновных лиц;
- данные, характеризующие личность подозреваемых (обвиняемых).
- при каких обстоятельствах и на какие нужды фактически израсходованы средства бюджетного финансирования, соответствует ли это целям;
- обоснованность приобретения материальных ценностей за счет бюджетных средств.
Кроме того, в рамках первоначального расследования подлежат установлению следующие обстоятельства;
1. О специфики финансово-хозяйственно деятельности экономических субъектов в установленные сроки присвоения бюджетных целевых средств при подписании и выполнении государственных контрактов;
2. О осуществлении договорных обязательств, под прикрытием которых осуществлено преступление, и факте неисполнения текущих обязательств по сделкам (механизм осуществления мошеннических действий, способ совершения и т.д.);
3. О размере экономического ущерба, нанесенного государству (учетные и иные организационно-распорядительные подтверждающие хозяйственные операции с бюджетными средствами документы);
4. О мерах, осуществленных для проверки добросовестности контрагента при подписании и выполнения государственного контракта (тендера).
Изучив материалы проверки сообщения о преступлении, следует сделать вывод о совершении преступления единолично, группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, при помощи неосведомленных лиц.
Все исходные следственные ситуации по уголовным делам указанной категории обладают общими чертами:
1. Механизм реализации преступного умысла известен и имеющиеся сведения позволяют проследить способы совершения хищения бюджетных денежных средств;
2. Информация об обстоятельствах подготовки и сокрытия хищения отсутствует.
Специфической чертой хищения бюджетных денежных средств при подписании и выполнении государственных контрактов является то, что злоумышленники, исходя из специфики способа и обстановки совершения преступления, области криминальной деятельности, вынуждены обращаться в юридические фирмы, государственные учреждения для подготовки тех или иных финансовых, бухгалтерских, банковских документов. В этой связи главной задачей следователя и оперативных сотрудников является определения субъектов участвующих в обеспечении получения бюджетных средств, своевременное установление свидетелей и их допрос, а также выемка подтверждающих документов.
Признаками противоправной деятельности, допускаемые государственными (муниципальными) учреждениями при осуществлении процедур размещения заказов, являются:
1. Нарушения при организации размещения заказов;
2. Ошибки при планировании закупочной деятельности;
3. Нарушения порядка составления документации о проведении закупки;
4. Нарушения при определении победителя закупки;
5. Ошибки при заключении и исполнении контрактов;
6. Прочие нарушения [8].
Можно выделить следующие способы противоправных деяний, наиболее часто встречающиеся в правоохранительной практике:
1. Вступление в преступный сговор с лицом, участвующем в процессе проверки или принятия решения о заключении госконтракта;
2. Подбор лицом, участвующем в процессе проверки или принятия решения о проведении госзакупок субъектов, согласных выступить в качестве поставщика за материальное вознаграждение, при фактическом отсутствии на это оснований, отвечающих необходимым условиям;
3. Использование документов или их подделок, содержащих заведомо ложные сведения об обстоятельствах, имеющих значение при принятии решения о заключение госконтракта;
4. Представление проверяющему лицу материальных объектов, характеристики которых или факт самого существования этих объектов влияет на принятие решения о предоставлении льготных условий кредитования или субсидий. При этом такие объекты в действительности заведомо для преступника не обладают необходимыми свойствами [1].
Это позволяет предложить три группы приемов документальной проверки, используемые при расследовании преступлений в сфере госзакупок:
1. Проверка учетных документов, которая может проводиться с использованием приемов контрольно-ревизионной работы: счетной, формальной, логической, нормативной, прослеживания и подтверждения;
2. Проверка в отношении связанных документов, осуществляемые путем проведения встречной проверки и прослеживания с подтверждением указанных в первичных документах и регистрах бухгалтерского учета сумм;
3. Проверка документов, отражающих типовые факты хозяйственной деятельности, включающие в себя такие приемы, как, контрольное сличение остатков, сальдовый метод, контрольный запуск сырья и выпуск продукции, приемы количественного и натурального учета, инвентаризация имущества и хронологический анализ хозяйственных операций [2].
Таким образом, нами могут быть сделаны следующие выводы:
Во-первых, результаты современной криминологической ситуации в свете использования бюджетных средств, обозначают следующие задачи, возложенные на правоохранительные органы:
- обеспечение соблюдения нормативно-правовых актов, регулирующих финансово-хозяйственную деятельность учреждений;
- обеспечение эффективного контроля за осуществлением закупочных процедур;
- обеспечение целевого использования бюджетных средств;
- контроль за эффективностью использования бюджетных средств.
Во-вторых, признаками противоправной деятельности в сфере государственных закупок, допускаемые государственными (муниципальными) учреждениями при осуществлении процедур размещения заказов, являются:
- нарушения при организации размещения заказов;
- ошибки при планировании закупочной деятельности;
- нарушения порядка составления документации о проведении закупки;
- нарушения при определении победителя закупки;
- ошибки при заключении и исполнении контрактов;
- прочие нарушения.
Дроздова Е. А., Волкова О. В.
НЕЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ: УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 91,7%.
Список литературы:
1. Белова Я.Б. Сведения о способах нецелевого расходования бюджетных средств [Текст] // Территория инноваций. - 2018. - № 3. - С. 50-56.
2. Белова Я.Б. Нецелевое расходование бюджетных средств как объект криминалистического исследования [Текст] // Современные научные исследования и разработки. - 2017. - № 8 (16). - С. 75-77.
3. Григорьева И.В. Хищения государственных бюджетных средств как угроза экономической безопасности Российской Федерации [Текст] // Пробелы в российском законодательстве. - 2017. - № 5. - С. 204-206.
4. Глазкова Е.И. Субъект нецелевого расходования бюджетных средств [Текст] // Уголовная юстиция. - 2017. - № 2. - С. 139-1443.
5. Коноваленко С.А. Классификация нарушений и преступлений в бюджетной сфере, выявляемые с помощью бухгалтерского учета. [Текст] // Сборник научных трудов «Роль бухгалтерского учета, контроля и аудита в обеспечении экономической безопасности России» под общей редакцией Т.А. Сигуновой. - Москва, 2018. - С. 34-40.
6. Никифорова И.А., Толстухина Т.В. Использование специальных знаний при расследовании нецелевого расходования бюджетных средств [Текст] // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып.1. Ч. I. Юридические науки. -Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. -С. 147 -153.
7. Паршин Д. В. Проведение экспертиз финансовых документов при расследовании преступлений, связанных с хищением бюджетных средств [Текст] // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: Сборник материалов XXII международной научно-практической конференции. - М.: ВСИ МВД России, 2017 г. -С. 402-406.
8. Шурпаев Ш.М. Некоторые аспекты криминологической характеристики коррупционных преступлений в сфере государственных и муниципальных закупок // Российский следователь. 2016. № 21. С. 36 - 40.
9. Официальные сетевые ресурсы Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс] 2018 URL: https://v^^.
РЕЦЕНЗИЯ
на научную статью Дроздовой Е. А. научного сотрудника НИЦ-3 ФКУ НИИ ФСИН России, кандидата юридических наук и Волковой О. В. доцента кафедры криминального права АНО ВО «Российский новый университет», кандидата юридических наук «Нецелевое использование бюджетных средств: уголовно-правовой аспект» Постоянное совершенствование уголовно-правовых норм в сфере государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления - одно из приоритетных направлений деятельности государства по укреплению законности и правопорядка, усилению борьбы с преступностью. В интересах государственной службы и службы в органах местного самоуправления очень важное значение, имеет решение вопроса о соблюдении режима законности компетентными органами, связанного с целевым расходованием бюджетных средств, поскольку сфера финансов является не только жизненно необходимой областью экономических отношений, но и наиболее незащищенной в настоящее время. Все вышесказанное обуславливает актуальность темы представленной для рецензирования статьи.
Авторы в статье довольно детально рассмотрели способы нецелевого использования бюджетных средств, сделали выводы относительно совершенствования уголовно-правовых норм.
Статья изложена доступным языком, имеет научную обоснованность выводов и будет интересна как практическим работникам, так и для учебных целей.
Оригинальность текста в системе «Антиплагиат» составляет 91,7%. Публикация Дроздовой Е.А., Волковой О.В. «Нецелевое использование бюджетных средств: уголовно-правовой аспект» может быть опубликована в журнале, рекомендованном Высшей аттестационной комиссией.
Главный научный сотрудник
НИЦ-1 ФКУ НИИ ФСИН России
доктор экономических наук, профессор
М.Н.Козин