Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА САМОСТОЯТЕЛЬНО ЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА САМОСТОЯТЕЛЬНО ЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОЗАНЯТЫЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ / КРЕДИТНЫЕ КАНИКУЛЫ / НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ / COVID-19

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левшукова О. А., Духнова А. А., Бухлова В. В., Паненкова Н. Н.

Представленная статья посвящена исследованию и анализу предпринимаемых государственных мер поддержки для самозанятых лиц, применяющие специальный налоговый режим, «налог на профессиональный доход», в период пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19), и осуществляющие трудовую деятельность без договора найма на территории Российской Федерации. В ходе рассмотрения данной темы авторами были использованы различные методы, а именно: сравнительно-правовой, системный, статистический, формально-юридический. Благодаря применяемым способам были изучены нормативно-правовые изменения законодательства РФ, статистические данные о количестве самозанятых в России с 2019 по 2022 гг., а также отражена целесообразность и необходимость применения государственных мер поддержки в сложившихся условиях резкого изменения развития экономики страны и всего мира в целом. На примере зарубежных стран и Российской Федерации произведен анализ степени вовлеченности государственного сектора в улучшение экономического состояния, в частности за счет мер поддержки самостоятельно занятых лиц. Для российского общества введение специального налогового режима является важным процессом, проявлением осознанности населения и его правовой культуры. Данный режим позволил не только выявить теневую сторону обращения финансовых средств, но и пополнить государственный бюджет за счет взимаемых налогов с представленной категории граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT FOR SELF-EMPLOYED CITIZENS DURING THE CORONAVIRUS PANDEMIC

Absrtact. The presented article is devoted to the study and analysis of the state support measures taken for self-employed persons applying a special tax regime, the "professional income tax", during the coronavirus pandemic (COVID-19), and carrying out work without a contract of employment on the territory of the Russian Federation. During the consideration of this topic, the authors used various methods, namely: comparative legal, systematic, statistical, formal legal. Thanks to the methods used, regulatory changes in the legislation of the Russian Federation, statistical data on the number of self-employed in Russia from 2019 to 2022 were studied, and the expediency and necessity of applying state support measures in the current conditions of a sharp change in the development of the country's economy and the world as a whole were reflected. On the example of foreign countries and the Russian Federation, the analysis of the degree of involvement of the public sector in improving the economic condition, in particular through measures to support self-employed persons, was carried out. For Russian society, the introduction of a special tax regime is an important process, a manifestation of awareness of the population and its legal culture. This regime allowed not only to identify the shadow side of the circulation of financial resources, but also to replenish the state budget at the expense of taxes levied from the represented category of citizens.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА САМОСТОЯТЕЛЬНО ЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА»

EDN: HJILEA

О.А. Левшукова - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, loa18@rambler.ru,

O.A. Levshukova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Finance, Kuban State Agrarian University;

А.А. Духнова - студентка экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, adukhnova@mail.ru,

A.A. Dukhnova - student of the Faculty of Economics, Kuban State Agrarian University;

B.В. Бухлова - еШуудентка экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, vbuxlova@bk.ru,

V.V. Bukhlova - Student of the Faculty of Economics, Kuban State Agrarian University;

Н.Н. Паненкова - тудентка экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, nika.panenkova@yandex.ru,

N.N. Panenkova - Student of the Faculty of Economics, Kuban State Agrarian University.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА САМОСТОЯТЕЛЬНО ЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА STATE SUPPORT FOR SELF-EMPLOYED CITIZENS DURING THE CORONAVIRUS PANDEMIC

Аннотация. Представленная статья посвящена исследованию и анализу предпринимаемых государственных мер поддержки для самозанятых лиц, применяющие специальный налоговый режим, «налог на профессиональный доход», в период пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19), и осуществляющие трудовую деятельность без договора найма на территории Российской Федерации. В ходе рассмотрения данной темы авторами были использованы различные методы, а именно: сравнительно-правовой, системный, статистический, формально-юридический. Благодаря применяемым способам были изучены нормативно-правовые изменения законодательства РФ, статистические данные о количестве самозанятых в России с 2019 по 2022 гг., а также отражена целесообразность и необходимость применения государственных мер поддержки в сложившихся условиях резкого изменения развития экономики страны и всего мира в целом. На примере зарубежных стран и Российской Федерации произведен анализ степени вовлеченности государственного сектора в улучшение экономического состояния, в частности за счет мер поддержки самостоятельно занятых лиц. Для российского общества введение специального налогового режима является важным процессом, проявлением осознанности населения и его правовой культуры. Данный режим позволил не только выявить теневую сторону обращения финансовых средств, но и пополнить государственный бюджет за счет взимаемых налогов с представленной категории граждан.

Absrtact. The presented article is devoted to the study and analysis of the state support measures taken for self-employed persons applying a special tax regime, the "professional income tax", during the coronavirus pandemic (COVID-19), and carrying out work without a contract of employment on the territory of the Russian Federation. During the consideration of this topic, the authors used various methods, namely: comparative legal, systematic, statistical, formal legal. Thanks to the methods used, regulatory changes in the legislation of the Russian Federation, statistical data on the number of self-employed in Russia from 2019 to 2022 were studied, and the expediency and necessity of applying state support measures in the current conditions of a sharp change in the development of the country's economy and the world as a whole were reflected. On the example of foreign countries and the Russian Federation, the analysis of the degree of involvement of the public sector in improving the economic condition, in particular through measures to support self-employed persons, was carried out. For Russian society, the introduction of a special tax regime is an important process, a manifestation of awareness of the population and its legal culture. This regime allowed not only to identify the shadow side of the circulation of financial resources, but also to replenish the state budget at the expense of taxes levied from the represented category of citizens.

Ключевые слова: Самозанятые, государственные меры поддержки, специальный налоговый режим, кредитные каникулы, налоговый вычет, COVID-19.

Keywords: Self-employed, government support measures, special tax regime, credit holidays, tax deduction, COVID-19.

Государство в настоящее время выполняет множество функций: политическую, правовую, социальную, культурно-воспитательную и одну из самых важных - экономическую. Постоянное улучшение экономической сферы выступает сложным процессом в развитии любой страны [1].

Неожиданные и резкие изменения в экономике всех стран были вызваны пандемией коронавирусной инфекции в 2020 году, в следствие чего многие участники рынка были вынуждены изменить привычные формы и режимы работы. Для стабилизации положения были разработаны и приняты разнообразные нормативно-правовые акты, которые позволили обеспечить поддержку граждан, занятых в экономической сфере. Далее будут рассмотрены изменения законодательной базы, касающиеся самостоятельно занятых лиц. Для более полного понимания представленной темы обратимся к терминологии.

В действующем законодательстве отсутствует четкое определение «самостоятельно занятых лиц». Данные субъекты экономики представляют собой граждан, которые осуществляют свою деятельность самостоятельно, то есть без привлечения наемных работников, и не имеют работодателя. Доходная часть самозанятых зависит от их собственного труда или же размера вознаграждений за оказанные услуги. Они, как и иные физические и юридические лица, обязаны выплачивать налоги, а именно налог на профессиональный доход. В роли самозанятых могут выступать люди различных профессий из разнообразных областей, некоторые из них представлены на рисунке 1 [8].

Рисунок 1 - Сферы деятельности самостоятельно занятых лиц

Специальный налоговый режим впервые был введен 1 января 2019 года, как экспериментальный метод, с тех пор происходит непрерывный процесс легализации деятельности самозанятых граждан.

С начала пандемии 2020 года проводились мероприятия по поддержке лиц, занимающихся самостоятельной деятельностью. Одним из таких проявлений защиты экономически активного населения выступал налоговый капитал, выдаваемым индивидуальным предпринимателям и физическим лицам, которые выплачивают налог на профессиональный доход (НПД). Также, налогоплательщикам был возвращен уплаченный налог за 2019 год. Далее появилась возможность пользования кредитными каникулами.

В соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2020 г. № 169-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и статьи 1 и 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» для создания единого реестра субъектов МСП - получателей поддержки» самостоятельно занятые лица получили поддержку, которая относится к малым и средним предприятиям.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.09.2020 № 1563 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» разработан ряд льготных условия для самостоятельно занятых лиц.

Определить значимость и целесообразность можно с помощью данных, приведенных на рисунке 2 [2]. Несмотря на снятие карантинных мер, некоторые внесенные изменения продолжают эффективно действовать в настоящее время, что подтверждает динамика изменения количества самозанятых в период с 2019 года, то есть в период до начала пандемии, и до сегодняшнего дня.

Рисунок 2 - Статистика самозанятого населения в период с 2019 года по 2022 год

Динамика количества самозанятых заметно изменялась с каждым годом. Так, на начало

2019 года численность лиц, занимающихся самостоятельной деятельностью, составляла 3092 человека, а уже в 2020 году она увеличилась до 500 тысяч человек. Анализируя данные на конец соответствующего периода виден резкий скачек увеличения числа трудящихся данной сферы экономики, с 2019 г. по

2020 г. прирост составил свыше 330 тысяч человек.

По данным на начало 2021 и 2022 гг. этот же показатель составил 1 603 638 и 3 862 144 человек соответственно. Прирост относительно 2019 года составил свыше 3,5 миллионов чел., что доказывает эффективность и правильность применяемых государственных мер, несмотря на сложившиеся трудные условия во время пандемии коронавирусной инфекции.

Государство активно предпринимало меры по поддержке самозанятых лиц, их можно разделить на общие и специальные.

Введение кредитных каникул для самостоятельно занятых граждан - одна из мер государственной поддержки в период пандемии коронавирусной инфекции. Главная цель данной программы заключалась в том, что субъекты экономической деятельности, работающие без договора найма, а также предприниматели, применяющие налог на профессиональный доход, могут обратиться с заявлением о предоставлении кредитных каникул, чтобы иметь возможность не совершать платежи по кредитным обязательствам в течение 6 месяцев со дня подачи соответствующего документа. Президент РФ 25.03.2020 года обратился с предложением о предоставление льготных условий, а именно приобретение права пользования каникулами по ипотечным обязательствам и кредитам для заемщиков, если их доходная часть снизилась более чем на 30 % в период пандемии коронавирусной инфекции [3].

Был создан Федеральный закон от 03.04.2020 № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», содержание которого закрепляет возможность использования кредитных каникул для самостоятельно занятых субъектов экономики в период пандемии [4]. Самозанятым необходимо было подтвердить свой доход путем предоставления справки о постановке на учет в качестве самостоятельного занятого лица, а также справку о состоянии расчетов по НДП, если таковая требуется [7].

Следующей мерой, касающейся только самозанятых лиц, является возврат налога на профессиональный доход, уплаченный в 2019 году. Такую поддержку стоит относить к категории специальных мер. Подписано Постановление Правительства от 29.05.2020 года № 783 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, применявшим в 2019 году специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции». Суть программы заключалась в том, что самозанятым не нужно было предоставлять никаких заявлений, сведения о них должны были иметься в реестре физических лиц и индивидуальных предпринимателей, в связи с чем граждане могли воспользоваться предоставленной мерой поддержки. Одним из главных критериев для включения в реестр и получения субсидии являлось наличие информации о банковской карте субъекта экономики в приложении «Мой налог» [8]. На данную программу были выделены средства из резервного фонда Правительства РФ, сумма составила 1,6 млрд рублей [2].

Иным способом поддержки выступает налоговый капитал, он так же относится к специальным мерам, предпринимаемым государством. Внесение ст. 21 Федерального закона от 08.06.2020 № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции» позволило получить дополнительный бонус со стороны государства. Налоговым капиталом является прибавка к вычету на НПД и составляет 12 130 рублей, который прибавляется к первоначальному вычету, в размере 10 тысяч рублей [7]. Если участники программы не успели или не смогли воспользоваться данной поддержкой, то остаток по налоговому вычету за 2020 год учитывается в январе 2021 года.

На территории нашей страны с 27.05.2020 г. и по настоящее время активно действует законопроект по поддержке самозанятых в виде аренды государственного или муниципального имущества с применением льготной ставки.

Также, самостоятельно занятые лица имеют возможность пройти бесплатное обучение в заочной форме по интересующим направлениям, средства для этого выделяются из федерального бюджета. Такая мера разработана для лиц старше 16 лет, преимущество данной программы в том, что она может осуществляться в дистанционном формате, это особенно актуально в карантинных условиях, связанных с пандемией коронавирусной инфекции.

Краснодарский край с 01.07.2020 г. вошел в эксперимент по применению НПД, однако несмотря на это, регион уже занял лидирующее место среди тех, кто перешел на эту программу гораздо раньше.

На территории Краснодарского края эффективно примеряются все вышеуказанные меры государственной поддержки самозанятых, однако существует и локальная помощь данным субъектам экономики, применительно региона. Краснодарский край славится развитым аграрным сектором экономики, следовательно этой сфере было уделено особое внимание. Таким образом, с начала 2022 года владельцам личных подсобных хозяйств (ЛПХ), которые зарегистрированы как самозанятые, начали предоставляться субсидии с увеличенной ставкой на возмещение затрат на выпуск и переработку сельхозпродукции. Данная мера поддержки касается производителей молочной и мясной продукции, а также тех, чья деятельность связана с выращиванием ягодных культур, им впервые будет оказана государственная материальная поддержка.

В период пандемии была разработана еще одна мера поддержки данной категории граждан, и связана она с получением займов на льготной основе. В 2021 году был создан специальный займ краевого Фонда микрофинансирования - «Самозанятый», он позволил получать средства на сумму до 150 тысяч рублей без залога и поручителей. Если сумма займа больше 150 тысяч рублей, но не превышает 500 тысяч рублей, то получить средства возможно под залог или поручительство, в случаях отсутствия достаточного объема залогового имущества, Фонд развития бизнеса Краснодарского края может выступать поручителем. При этом процентная ставка будет равна:

- базовая ставка - 3 % годовых;

- ставка для участников программы «Самозанятый Старт» - 2 % годовых.

Также, возможны отсрочки по платежам основного долга на период до 6 месяцев.

Как считают эксперты, на территории региона существуют все благоприятные условия для увеличения числа самозанятого населения. После наступления пандемии, вызванной С0УГО-2019, стало очевидным, что многие трудящиеся нуждаются в поддержке со стороны государство, а особенно лица, занимающиеся самостоятельной деятельностью. Не только на территории нашей страны проводились всевозможные правовые и законодательные реформу в пользу занятого населения, но и зарубежные государства прибегли к вынужденным мерам по защите граждан.

Мировой опыт также показывает, что предусмотрены разнообразные формы помощи самозанятым. Одними из них выступают: прямые денежные выплаты; отсрочки и иные налоговые льготы.

На рисунке 3 представлены данные Всемирного банка, которые отражают статистику применения различных действовавших нестраховых мер поддержки граждан на 01.05.2020 года. Всего существовало 455 мероприятий по помощи населению. Большую долю занимают выплаты, осуществляемые в период пандемии, их процентное число равно 54 %. [4]

Рисунок 3 - Статистика применения нестраховых мер поддержки на 01.05.2020 г.

В Дании органы государственной власти приняли решение о компенсации средств, которые самозанятые потеряли из-за сокращения доходной части в связи с кризисной ситуацией, вызванной коронавирусной инфекцией во всем мире. Документально подтвердив факт того, что предполагаемый доход снизится свыше чем на 30 % с 9 марта 2020 года по 9 июня того же периода, работник может рассчитывать на возмещение потери в размере 75 % от него. Максимальным пороговым значением при осуществлении выплат считается компенсация в размере 2 тысяч датских крон ежемесячно.

В Великобритании для самозанятых предоставляются денежные выплаты в течение трех месяцев с 1 марта 2020 года в размере 80 % от среднего дохода за последние три года. Самозанятые получали равнозначную поддержку, как, например, и занятые по договору найма. Сумма выплат доходила до 2,5 тысяч фунтов стерлингов в месяц, данный вид финансовой помощи стал доступен гражданам, чей доход не превышал 50 тысяч фунтов стерлингов за год. Однако воспользоваться им возможно было с

июня 2020 года. Свыше 90 % лиц, занимающихся самостоятельной деятельностью, стали участниками этой государственной программы. Также, власти Великобритании отменили минимальный уровень дохода самозанятых, теперь каждый субъект этой категории граждан мог претендовать на универсальный кредит, который выступал в роли пособия по безработице.

В Бельгии самозанятым предоставили замещающий доход во время тяжелых условий, вызванных пандемией. В марте и апреле 2020 года сумма выплат составляла 1,5 тысячи евро, если работник прекращал свою работу на срок от 7 рабочих дней в месяц. Власти Испании не оставили своих граждан без поддержки, они ввели пособие, которое выплачивалось каждый месяц в размере 430 евро, что значительно улучшило положение самостоятельно трудящихся и фрилансеров на территории страны. Tozo - вид государственной поддержки, который применяли власти в Нидерландах. Сумма такой выплаты была равна полутора тысячам евро, воспользоваться которой стало возможным с 1 марта 2020 года в случае потери дохода у самозанятых в связи с ограничениями, вызванными пандемией коронавируной инфекции.

Говоря об опыте других стран, например, Франции, можно отметить, что органы государственной власти провели масштабную работу, направленную на поддержание стабильного и оптимального положения малых предприятий, микропредприятий и самозанятых. Выплаты для данных категорий граждан составляли 1,5 евро ежемесячно.

В Германии самостоятельно занятые оказались под защитой государства, им была обеспечена финансовая поддержка из-за потери части дохода по причине возникновения ограничений, вызванных коронавирусом. Она составляла 5000 евро и могла доходить до 15000 евро, такая мера оказывалась на протяжении 3 месяцев. Немецкие самозанятые, в отличие от российских, могут иметь штат из наемных работников. Следовательно государство осуществляло следующие меры поддержки для данного населения: если численность штата не превышает количества 5 человек, то сумма выплат будет составлять 5000 евро от местных властей и до 9000 евро - от органов федерального значения; если штат был свыше 10 человек, то выплаты увеличивались и их значение было равно 15000 евро. Стоит отметить, что все средства выделялись из федерального бюджета страны, что говорит о качественном выполнении государством своих основных функций.

Описанный выше опыт многих стран мира позволяет сделать выводы о том, что пандемия ко-ронавирусной инфекции внесла серьезные изменения как в повседневную жизнь, так и в развитие экономики, законодательства и в иные сферы каждого государства. Сравнить приведенные меры с российскими довольно сложно, так как налоговые системы стран имеют множество отличий. Также, статус самозанятых в зарубежных государствах определяется по-разному, что ведет к применению отличных друг от друга мер поддержки граждан. Анализируя опыт российского государства, можно заметить, что власти при проведении мероприятий оказывали помощь всем самозанятым, вернув налог за 2019 год. Предпринимаемые программы поддержки оказались эффективными и отразили положительное влияние на состояние и развитие сферы деятельности самостоятельно занятых лиц, что показывают приведенные статистические данные. Этот сложный период помог выявить слабые стороны в нормативно-правовых аспектах, а также способствовал активному развитию сферы самозанятости, что сказывается положительно на экономике страны. Власти смогли не только поддержать трудящихся, а еще и улучшить информационно-технологическое обеспечение рабочих, перейдя на дистанционный режим работы. В настоящее время сфера фриланса вызывает большой интерес у молодежи, так как государство обеспечивает легкий старт для начала трудовой деятельности с нуля, а также упрощенный вариант предоставления отчетностей и многое другое.

Безусловно, период пандемии негативно сказался на развитии экономики нашей страны, однако этот опыт доказал готовность государства проявлять гибкость к постоянным изменениям, а также он отражает степень заинтересованности властей в создании благоприятных условий жизни и труда для населения. Своевременные правильные решения помогли самостоятельно занятым справиться со сложившейся ситуацией. Ранее внесенные изменения в законы и иные нормативно-правовые акты эффективно действовали в период пандемии, но также продолжается уже начатая работа по разработке новых мер поддержки всех субъектов, пострадавших из-за ограничительных условий, возникшим из-за распространения коронавирусной инфекции по всему миру.

Источники:

1. Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" от 27.11.2018 N 422-ФЗ.

2. Федеральный закон от 03.04.2020 № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» // СПС «Консультант Плюс. http://www.vectoreconomym/images/publicatims/2020/5/ taxes/Korobkova_Amirova_K.

3. Обращение Президента России от 25.03.2020 «Обращение к гражданам России» // СПС «Гарант».

4. Постановление Правительства РФ от 29 мая 2020 г. № 783 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, применявшим в 2019 году специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» / [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.

5. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2020 г. N° 1431-Р «О выделении ФНС России в 2020 г. из резервного фонда Правительства РФ бюджетных ассигнований на предоставление субсидий физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, применявшим в 2019 г. специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» / [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.

6. Коробкова Н.А., Амирова Д.Р., Курдова М.А. Зарубежный опыт регулирования самозанятости // Вектор экономики (электронный научный журнал). 2020. № 5. URL: urdova.pdf.

7. Кострова Ю.Б., Шибаршина О.Ю. Анализ подходов к регулированию самозанятости населения: российский и международный опыт // Экономика труда. № 4. С. 1137-1146.

8. Левшукова О.А., Матвеев А.С., Позоян Д.П. Возможные последствия пандемии covid-19 на развитие экономики России // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 29 (3). С. 191-194..

9. Шередеко, Е. В. Зарубежный опыт налогообложения самозанятых - физических лиц / Е. В. Шередеко. - Текст: непосредственный // Notabene. - 2018. - № 2. - С. 111-117

References:

1. Federal Law "On conducting an experiment to establish a special tax regime "Professional income tax" in the Federal City of Moscow, in the Moscow and Kaluga Regions, as well as in the Republic of Tatarstan (Tatarslan)" dated 27.11.2018 N 422-FZ.

2. Federal Law No. 106-FZ of 03.04.2020 "On Amendments to the Federal Law "On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)" and Certain Legislative Acts of the Russian Federation regarding the Specifics of Changing the Terms of the loan agreement, loan Agreement" // SPS "Consultant Plus. http://www.vectoreconomy.ru/ images/publications/2020/5/taxes/Korobkova_Amirova_K.

3. Address of the President of Russia dated 03/25/2020 "Appeal to the citizens of Russia" // SPS "Garant".

4. Decree of the Government of the Russian Federation No. 783 dated May 29, 2020 "On Approval of the Rules for Granting Subsidies from the Federal budget to Individuals in 2020, including Individual Entrepreneurs who Applied the special tax regime "Professional Income Tax" in 2019, in the conditions of deterioration of the situation as a result of the spread of a new coronavirus infection" / [Electronic resource] // SPS Consultant Plus.

5. Decree of the Government of the Russian Federation dated May 29, 2020 No. 1431-R "On the allocation of the Federal Tax Service of Russia in 2020 from the Reserve Fund of the Government of the Russian Federation budget allocations for the provision of subsidies to individuals, including individual entrepreneurs, who applied in 2019 a special tax regime "Tax on professional income" / [Electronic resource] // SPS Consultant Plus.

6. Korobkova N.A., Amirova D.R., Kurdova M.A. Foreign experience of self-employment regulation // Vector of Economics (electronic scientific journal). 2020. № 5. URL: urdova.pdf.

7. Kostrova Yu.B., Shibarshina O.Yu. Analysis of approaches to the regulation of self-employment of the population: Russian and international experience // Labor economics. No. 4. pp. 1137-1146.

8. Levshukova O.A., Matveev A.S., Pozoyan D.P. Possible consequences of the covid-19 pandemic on the development of the Russian economy // Natural sciences and humanities research. 2020. No. 29 (3). pp. 191-194.

9. Sheredeko, E. V. Foreign experience oftaxation of self-employed individuals / E. V. Sheredeko. - Text: direct // Notabene. - 2018. - No. 2. - pp. 111-117.

EDN: HUCIAB

О.А. Левшукова - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, loa18@rambler.ru,

O.A. Levshukova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of finance, Kuban state agrarian university;

А.С. Саарян - студент, Кубанский государственный аграрный университет, asmik.saaryan@mail.ru, A.S. Saaryan - student, Kuban state agrarian university;

А.В. Харченко- студент, Кубанский государственный аграрный университет, assti1801@mail.ru, A.V. Kharchenko - student, Kuban state agrarian university.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА TAXATION AS AN INSTRUMENT OF STATE REGULATION OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

Аннотация. В истории социально-экономического развития стран всего мира сельское хозяйство всегда рассматривалось как основная производственная деятельность человека. Сельское хозяйство выполняет функцию производства продуктов питания и играет роль в обеспечении экономической и социальной стабильности в процессе развития. Вместе с развитием общества увеличивается население земли, увеличивается количество людей, которых нужно прокормить. Сельское хозяйство должно развиваться, чтобы удовлетворить эту растущую потребность. В статье рассматриваются особенности налогообложения агропромышленного комплекса как составная часть государственной поддержки. В исследовании изложен сравнительный анализ российского и зарубежного опыта формирования налогообложения в сфере сельского хозяйства. Сформулированы отрицательные и положительные стороны влияния практики налогообложения как инструмента государственного регулирования агропромышленного комплекса. Выявлены современные инструменты налогообложения, позволяющие сформировать эффективную систему регулирования.

Abstract. In the history of socio-economic development of countries around the world, agriculture has always been considered as the main human production activity. Agriculture performs the function of food production and plays a role in ensuring economic and social stability in the development process. Along with the development of society, the population of the earth increases, the number of people who need to be fed increases. Agriculture must develop to meet this growing need. The article discusses the peculiarities of taxation of the agro-industrial complex as an integral part of state support. The study presents a comparative analysis of Russian and foreign experience in the formation of taxation in the field of agriculture. The negative and positive aspects of the influence of taxation practice as an instrument of state regulation of the agro-industrial complex are formulated. Modern taxation tools have been identified, which make it possible to form an effective regulatory system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.