Научная статья на тему 'НАЛОГОВЫЙ СПЕЦРЕЖИМ ДЛЯ САМОЗАНЯТЫХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРЕИМУЩЕСТВА И СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ'

НАЛОГОВЫЙ СПЕЦРЕЖИМ ДЛЯ САМОЗАНЯТЫХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРЕИМУЩЕСТВА И СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
672
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / БЕЗРАБОТИЦА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЙ СПЕЦРЕЖИМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамова Елена Анатольевна

В статье рассмотрены понятие самозанятости, причины возникновения, преимущества и спорные вопросы налогового спецрежима для самозанятых в Российской Федерации. В настоящее время пандемия коронавируса оказывает негативное влияние не только на малый, средний и крупный бизнес, но и затрагивает категорию самозанятого населения. Автор исследовал проблемы самозанятости населения в России; законодательства, определяющего правовой статус самозанятых. Проведен сравнительный анализ состояния самозанятости населения за 2017-2020гг. в РФ. Рассмотрены меры государственной поддержки самозанятых. Новизна исследования представлена в авторской оценке особенностей специального налогового режима «налог на профессиональный доход». Как показало проведенное исследование, государственный эксперимент с самозанятыми дал возможность части населения иметь легальный дополнительный источник дохода, являясь плательщиками «налога на профессиональный доход». Автор исследует самозанятость в контексте снижения уровня безработицы в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL TAX REGIME FOR THE SELF-EMPLOYED IN THE RUSSIAN FEDERATION: ADVANTAGES AND CONTROVERSIAL ISSUES

The article deals with the concept of self-employment, the causes, advantages and controversial issues of the tax special regime for the self-employed in the Russian Federation. Currently, the coronavirus pandemic has a negative impact not only on small, medium and large businesses, but also affects the category of self-employed people. The author investigated the problems of self-employment of the population in Russia; legislation defining the legal status of the self-employed. A comparative analysis of the state of self-employment of the population for 2017-2020 in the Russian Federation is carried out. Measures of state support for the self-employed are considered. The novelty of the study is presented in the author's assessment of the features of the special tax regime "tax on professional income". As the study showed, the state experiment with the self-employed made it possible for a part of the population to have a legal additional source of income, being payers of the "professional income tax". The author examines self-employment in the context of reducing the unemployment rate in Russia

Текст научной работы на тему «НАЛОГОВЫЙ СПЕЦРЕЖИМ ДЛЯ САМОЗАНЯТЫХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРЕИМУЩЕСТВА И СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ»

Экономические науки Economic sciences

DOI:10.6060/snt.20216501.0001 УДК: 338.43

НАЛОГОВЫЙ СПЕЦРЕЖИМ ДЛЯ САМОЗАНЯТЫХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРЕИМУЩЕСТВА И СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ

Е.А. Абрамова

Елена Анатольевна Абрамова

Кафедра информационных технологий и цифровой экономики

Ивановский государственный химико-технологический университет, просп. Шереметевский,7, Иваново, Российская Федерация, 153000 E-mail: aea-77@vandex.ru

В статье рассмотрены понятие самозанятости, причины возникновения, преимущества и спорные вопросы налогового спецрежима для самозанятых в Российской Федерации. В настоящее время пандемия коронавируса оказывает негативное влияние не только на малый, средний и крупный бизнес, но и затрагивает категорию самозанятого населения. Автор исследовал проблемы самозанятости населения в России; законодательства, определяющего правовой статус самозанятых. Проведен сравнительный анализ состояния самозанятости населения за 2017-2020гг. в РФ. Рассмотрены меры государственной поддержки самозанятых. Новизна исследования представлена в авторской оценке особенностей специального налогового режима «налог на профессиональный доход». Как показало проведенное исследование, государственный эксперимент с самозанятыми дал возможность части населения иметь легальный дополнительный источник дохода, являясь плательщиками «налога на профессиональный доход». Автор исследует самозанятость в контексте снижения уровня безработицы в России.

Ключевые слова: самозанятость населения, безработица, государственное регулирование, налоговый спецрежим.

SPECIAL TAX REGIME FOR THE SELF-EMPLOYED IN THE RUSSIAN FEDERATION: ADVANTAGES AND CONTROVERSIAL ISSUES

E. А. Abramova

Elena А. Abramova

Department of information technology and digital economy

Ivanovo state University of chemical technology, prosp. Sheremetevskiy ave.,7, Ivanovo, Russian Federation, 153000 E-mail: aea-77@yandex.ru

The article deals with the concept of self-employment, the causes, advantages and controversial issues of the tax special regime for the self-employed in the Russian Federation. Currently, the coronavirus pandemic has a negative impact not only on small, medium and large businesses, but also affects the category of self-employed people. The author investigated the problems of self-employment of the population in Russia; legislation defining the legal status of the self-employed. A comparative analysis of the state of self-employment of the population for 2017-

2020 in the Russian Federation is carried out. Measures of state support for the self-employed are considered. The novelty of the study is presented in the author's assessment of the features of the special tax regime "tax on professional income". As the study showed, the state experiment with the self-employed made it possible for a part of the population to have a legal additional source of income, being payers of the "professional income tax". The author examines self-employment in the context of reducing the unemployment rate in Russia

Keywords: self-employment of the population, unemployment, state regulation, tax special regime.

Безработица - важнейшая проблема современной экономики России. Рост уровня безработицы приводит к снижению доходов населения, а, следовательно, и снижению покупательской способности, падению доходов организаций, снижению заработной платы по конкурентным рабочим местам, так как предложение превышает количество вакансий, а соискатели готовы работать и за меньшую заработную плату. Безработица так же оказывает отрицательное влияние на демографическую обстановку, на развитие социальной инфраструктуры и социальной сферы в целом [1-3].

Безработица, представляя серьезную макроэкономическую проблему и выступая показателем нестабильности, предполагает реализацию определенных мер со стороны государства.

Самозанятость представляет собой одно из направлений решения проблем занятости населения РФ. Кризисное состояние российского общества способствуют ее развитию. Самозанятые в России - это те, кто сам обеспечивает и организует свою деятельность, которая служит им основным источником дохода. Неудовлетворенность спроса на рабочие места приводит к расширению самозанятости населения [4].

Регулирование самозанятости со стороны государства - это адаптация к текущим изменениям на рынке труда.

1 января 2017 г. были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ (Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ), устанавливающие особый порядок налогообложения отдельной категории физических лиц (п. 70 ст. 217 НК РФ), которые относятся к категории самозанятых граждан (официально вставшим на налоговый учет были введены двухлетние «налоговые каникулы»).

27 ноября 2018 г. был принят Федеральный закон № 422-ФЗ «О проведении

эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)», который определил правовой статус самозанятых и их деятельность на территории России [7].

15 декабря 2019 г. был принят Федеральный закон № 428-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон № 422-ФЗ [8].

Проектное управление реструктуризацией социально-экономических систем играет важную роль в развитии национальной экономики [12]. Сфера самозанятости и малый бизнес требуют особой поддержки на государственном уровне [11]. Для активизации индивидуальной предпринимательской инициативы и поддержки малого бизнеса с 2019 г. по 1924 г. в России реализуется государственный национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», в котором уделяется значительное внимание реализации налогового режима для самозанятых [13].

С 1 июля 2020 года все регионы РФ получили возможность вводить специальный налоговый режим «налог на профессиональный доход» для самостоятельно занятых граждан. Так же стало возможно получение статуса самозанятого с 16 лет.

Эксперимент по внедрению специального налогового режима для самозанятых в РФ планируется провести в течение десяти лет (до 31 декабря 2028 г.) В течение всего срока эксперимента не будут увеличиваться налоговые ставки, не будет уменьшаться предельный размер дохода, дающий право перехода на данный спецрежим.

В 2017-2020гг. государственная под-

держка позволила гражданам реализовать самостоятельную занятость, благодаря которой часть населения смогла работать и зарабатывать.

По официальным данным Федераль-

ной службы государственной статистики общая численность самозанятых граждан от общего числа занятых в РФ составляла в 2017 г. 4,9%, в 2018 г. - 5,0% и в 2019 г. -4,9% (табл. 1) [14].

Таблица 1

Численность самозанятых граждан в РФ в 201 7-2019 гг., тыс. человек

Количество самозанятых граждан в Российской Федерации 2017г 2018г. 2019г.

Занятые в РФ - всего 72316 72532 71933

Самостоятельно занятые граждане 3542 3598 3521

На сегодняшний день в период пандемии коронавируса пострадало как самозанятое население, так и многие малые и микропредприятия, а так же крупные компании (происходит сокращение штата сотрудников, появляются группы работающих неполное рабочее время, неформально,

выполняющие разовую и случайную работу).

Уровень безработицы в России, определенный по методологии Международной организации труда (оперативные данные, процент) в 2018-2020 гг., представлен в табл. 2 и на рис. 1 [16].

Таблица 2

Уровень без

заботицы в России (оперативные данные

процент) в 2018-2020 гг.

Месяц 2018г. 2019г. 2020г. Месяц 2018г. 2019г. 2020г.

январь 5,2 4,9 4,7 июль 4,7 4,5 6,3

февраль 5 4,9 4,6 август 4,6 4,3 6,4

март 5 4,7 4,7 сентябрь 4,5 4,5 6,3

апрель 4,9 4,7 5,8 октябрь 4,7 4,6 6,3

май 4,7 4,5 6,1 ноябрь 4,8 4,6 6,1

июнь 4,7 4,4 6,2 декабрь 4,8 4,6 -

В 2019 году прослеживалась динамика снижения показателя уровня безработицы в Российской Федерации, рис. 1. Однако, в связи с мерами предотвращения распространения коронавирусной инфекции, которые начались с марта 2020 г., экономика России пережила очередной кризис, который привел к увеличению числа безработных граждан с апреля 2020 г. (рис. 1).

Возможным выходом из сложившейся кризисной ситуации может стать снижение налоговой нагрузки (особенно для ма-

лых и микропредприятий), а так же поддержка альтернативных способов занятости населения.

В связи с данными обстоятельствами часть граждан (физических лиц), потерявших работу, но имеющих возможность получать доход от своей личной профессиональной деятельности, согласно Федеральным законам № 422-ФЗ и № 428-ФЗ может перейти в разряд самозанятых - официально зарегистрироваться и стать плательщиком «налога на профессиональный доход» (НПД) (табл. 3).

% 12013 02019 а 2020

январь февраль март апрель май нюнь июль август сентябрь октябрь ноябрь

Рис. 1. Уровень безработицы в России за аналогичные периоды: январь-ноябрь 2018 - 2020 гг., %

Выбирая специальный налоговый режим НПД, граждане делают свой дополнительный доход легальным.

Согласно принятому законодательству на специальный налоговый режим в качестве самозанятых могут перейти и индивидуальные предприниматели, чтобы оптимизировать свое налогообложение.

Официально получать доход в качестве самозанятых так же могут и граждане, работающие по трудовому договору.

В этом случае они будут являться плательщиками налога на профессиональный доход, совмещая свою деятельность с основной работой.

Можно выделить следующие социально-экономические факторы, которые могут побудить граждан заняться самозанятым трудом:

- потеря работы;

- увеличение стоимости жизни;

- ухудшение жилищных условий.

Рассмотрим более подробно, какие

виды деятельности разрешено осуществлять самозанятым, а какие - нет в 2021 г. (табл. 3).

Актуальный список видов деятельности самозанятым можно всегда посмотреть и скорректировать в приложении «Мой Налог» на сайте ФНС России - выбирать можно любое количество видов деятельности.

В период пандемии коронавируса государство разработало ряд мер для поддержки самозанятых:

- всем самозанятым изначальный налоговый вычет в 10000 руб. увеличен на 12130 руб. (это 1 МРОТ). Данный «бонус» в течение 2020 г. будет автоматически применяться для полной уплаты налога по спецрежиму НПД, НДФЛ он не облагается

[17];

- предоставление субсидии в размере уплаченной получателем субсидии суммы налога на профессиональный доход за налоговые периоды 2019 года по состоянию на 30 апреля 2020 г.[9].

В рамках исследуемой проблемы автор провел анализ особенностей налогового спецрежима «налог на профессиональный доход» для самозанятых и представил его в таблице 4 [15].

Таблица 3

Виды деятельности, которые можно и нельзя применять на специальном налоговом режиме - «налог на профессиональный доход»

Самозанятость Перечень возможных видов самозанятости в России согласно законодательству

При каких видах деятельности можно применять НПД (должны соответствовать принятому Федеральному закону № 422-ФЗ [5] и пункту 70 статьи 217 Налогового Кодекса РФ [8]) - Уход за детьми, тяжелобольными (старше 80-и летнего возраста) и т.п.; - Репетиторство, домашнее обучение; - Оказание помощи по дому и домашним подворьем; - Услуги охраны; - Оказание ремонтно-строительных работ и ремонт помещений; - Оказание услуги в качестве фотографа, художника, веб-дизайнера, - Установка и обслуживание программного обеспечения, компьютерной техники, заправка ксероксов, принтеров; - Настройка музыкальных инструментов; - Диагностика и ремонт электронно-бытовых и других домашних (садовых) приборов и предметов; - Работа с животными (кормление, дрессировка и т.п.); - Изготовление и продажа продукции собственного производства; - Переработка продуктов животноводства и охоты (шерсти, шкур и т.д.); - Работа по переводу текста с иностранных языков; - Медицинские услуги не относящиеся к высококвалифицированным; - Работа стилистов, парикмахеров, косметологов; - Сдача в аренду собственной недвижимости; - Написание дипломов, рефератов, курсовых работ, статей и материалов для интернет-ресурсов; - Оказание юридических консультаций и бухгалтерских услуг; - Организация праздников и мероприятий; - Услуги по перевозке пассажиров и грузов; - Удаленная работа через электронные площадки; - Другие профессиональные услуги, если соблюдаются все условия, предусмотренные ФЗ от 27.11.2018 № 422-ФЗ.

Где нельзя применять НПД - При реализации подакцизных товаров, подлежащих обязательной маркировке; - При перепродаже продукции или имущественных прав (кроме продажи имущества, которое использовалось в личных целях и домашних нуждах); - При добыче и реализации полезных ископаемых; - Нельзя применять НПД - лицам, имеющих работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях; - При осуществлении деятельности в интересах других лиц по агентским, комиссионным и другим договорам; - При оказании услуг по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц за исключением случаев применения контрольно-кассовой техники которую зарегистрировал продавец; - При применении иных специальных налоговых режимов или при ведении предпринимательской деятельности, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 Федерального закона; - Нельзя применять НПД налогоплательщикам, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

Таблица 4

Особенности специального налогового режима «налог на профессиональный доход»

Особенности налогового режима «Плюсы» специального налогового режима НПД «Минусы» специального налогового режима НПД

1 .Отчеты и налоговые декларации Налоговую декларацию представлять не надо. Учет доходов и отчетность ведется автоматически в приложении для самозанятых («Мой налог»).

2. Выдача чека клиентам обязательна Чек формируется в специальном приложении для самозанятых («Мой налог») и обязательно передается покупателю в бумажном или электронном виде. В связи с этим самозанятые на спецрежиме НПД освобождены от обязанности приобретать контрольно-кассовый аппарат. Чек необходимо сформировать и передать клиенту не позднее девятого числа следующего месяца. Если пропустить этот срок, налоговая начислит штраф в 20% от суммы дохода при первом нарушении, а при повторном нарушении в течение шести месяцев штраф будет равен сумме дохода. Самозанятый может сформировать и предоставить только чек. Юридические лица могут просить самозанятого выставить для оплаты счет и акт об оказанных работах (услугах). У самозанятого нет инструментов для выставления счета или акта в специальных приложениях («Мой налог» или личном кабинете банка).

3. Страховые взносы Пенсионное страхование осуществляется в добровольном порядке - фиксированные взносы на пенсионное страхование можно не платить. Нет уплаты взносов в ФСС. Если не уплачивать пенсионные взносы при использовании спецрежима НПД, то страховой стаж не начисляется.

4. Легализация работы Можно не регистрировать ИП для работы. Доход подтверждается справкой из приложения для самозанятых («Мой налог»). Ограничение лимита дохода суммой в 2,4 миллиона рублей (п. 2 ст. 4 ФЗ № 422). Риск блокировки счета банком при поступлении крупных денежных средств. Нельзя нанимать сотрудников по трудовым договорам.

5. Налоговые ставки Налог уплачиваются только в том случае, если самозанятый получает доход. 4% - с доходов от физ. лиц. 6% - с доходов от юр. лиц и ИП. Других обязательных платежей нет. Нельзя уменьшать полученные доходы самозанятых на расходы, понесенные ими при осуществлении профессиональной деятельности.

6. Поддержка самозанятых на спецрежиме НПД-налоговый вычет Сумма вычета - 10 000 руб., в 2020г. сделали дополнительный вычет 12130 руб. Ставка 4% уменьшается до 3%, ставка 6% уменьшается до 4%. Расчет автоматический.

7. Налоги Налог начисляется автоматически в приложении для самозанятых («Мой налог»). Налог уплачивается не позднее 25 числа следующего месяца. Ежемесячная уплата налога. За нарушение порядка уплаты налога применяются специальные санкции - налогоплательщик автоматически штрафуется на сумму в 20 % от суммы налога, неуплаченного правильно своевременно. За повторное нарушение - штраф в размере 100% дохода (ст. 129.13 НК РФ).

8. Простая постановка на учёт Возможна постановка на учет без визита в инспекцию: в мобильном приложении, на сайте ФНС России, через банк или портал Госуслуг. Неопределенность законодательного регулирования режима НПД (налоговый режим на профессиональный доход действует до 2028 года включительно (п. 2 ст. 1 ФЗ № 422), продлят ли его пока не известно).

9. Совмещение с основной работой (по трудовому дого- в°ру) Зарплата не учитывается при расчете налога. Трудовой стаж по основному месту работы не прерывается.

Подводя итог проведенному анализу автор дает собственную интерпретацию понятий: «самозанятые граждане», «самозанятость» и «профессиональный доход» актуальных для граждан (физических лиц).

Самозанятые граждане - это физические лица, которые самостоятельно осуществляют трудовую профессиональную деятельность, направленную на систематическое получение дохода, не имея при этом работодателя и не привлекая наемных работников по трудовым договорам.

Самозанятость - представляет такой вид занятости физических лиц, при которой их доход зависит непосредственно от произведенных товаров, работ или услуг.

Профессиональный доход - это доход (который иначе можно назвать - заработная плата), который физическое лицо получает в рамках реализуемой профессиональной деятельности.

Самозанятость, или «работа на себя» - неизбежное явление в условиях ограниченного рынка труда.

Оценить в полном объеме достоинства и недостатки специального налогового режима «налог на профессиональный доход», который регламентирует деятельность самозанятых, можно будет через несколько лет, когда накопится определенная практика: законодательная, судебная, административная.

Выделим основные достоинства налогового спецрежима НПД на сегодняшний день:

- позволяет налогоплательщикам снизить налоговую нагрузку;

- дает возможность легально заниматься профессиональной деятельностью и получать доход, не подвергая себя налоговым санкциям (это способствует снижению теневой занятости).

Самостоятельная занятость позволяет незанятым людям вести трудовую деятельность, способствуя снижению безработицы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение налогового спецрежима «налог на профессиональный доход» так же позволит регионам повысить свой экономи-

ческий потенциал за счет сокращения числа безработных граждан и поступление налогов от деятельности самозанятых в бюджет. Очевидно, что в РФ развитие малого предпринимательства через самозанятость граждан является одним из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней в рамках решения вопросов социально-экономического развития территорий и смягчения социальных проблем [5].

Однако следует отметить, что перейти в разряд самозанятых (граждан и индивидуальных предпринимателей) толкают не только определенные преимущества и поддержка налогового спецрежима «налог на профессиональный доход» государственными структурами, но и негативные стороны современной экономики:

- высокие налоги;

- вакансии с низкой заработной платой, которые не позволяют вести достойный образ жизни (в период кризиса существенно снижается уровень оплаты труда);

- недоверие к государственным инициативам и обещаниям о поддержке предпринимательской деятельности в период кризиса.

Задачей Федеральных законов № 422-ФЗ и № 428-ФЗ является выведение «из тени» занятых россиян, однако пока гражданам самим не станет выгодно открыть государству свои доходы в обмен, например, на социальные гарантии или иные преференции это будет происходить достаточно долго.

Переход в разряд самозанятых гражданам, у которых доход от профессиональной деятельности незначителен и есть риск потерять основную работу, следует с осторожностью т.к. самозанятый не считается безработным и не может получать пособие от Центра Занятости. Самозанятые могут получать пособие по безработице, только в том случае, если они снимутся с учета в качестве плательщика «налога на профессиональный доход» (причем пособие по безработице в этом случае может быть рассчитано в минимальном размере). Если гражданин стоит на учете в центре занятости как

безработный и при этом занимается профессиональной деятельностью, от которой получает доход, он признается самозанятым.

В заключение автор отдельно отмечает, что:

1. Введение налогового режима «налог на профессиональный доход» (НПД) является беспрецедентной практикой - в мире подобного рода режим отсутствует.

2. Самозанятость удобный способ легализовать свой получаемый доход, но наряду с этим следует учитывать тот факт, что данный налоговый спецрежим (НПД) является экспериментальным и будет ли он продлен неизвестно;

3. Поддержка самозанятых со стороны государства позволит снизить уровень безработицы и социальной напряженности;

4. Пока в РФ не разработана полноценная законодательная база, которая бы создала благоприятные условия для деятельности самозанятых.

С помощью налоговой системы государство должно решать взаимно противоречивые и поэтому трудныезадачи: обеспечивать достаточные поступления в бюджет всех уровней дляфинансирования государственных расходов и социальных про-грамм;стимулировать рост объемов производства; решительно воздействовать напро-цесс структурной перестройки всей производственной сферы [6]. Самостоятельная занятость граждан, конечно, решает вопросы существующей безработицы, однако автор считает, что в настоящее время наряду с легализацией самозанятых, необходимо задуматься о формировании эффективных механизмов, способствующих созданию в России достойных рабочих мест, которые бы в первую очередь решали острую проблему современной безработицы и дополнительного денежного дохода.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова, Е.А., Ильченко, А.Н. Безработица в монопрофильных городах: взгляд изнутри // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2011. - №1. с. 5-10.

2. Абрамова, Е.А., Ильченко, А.Н. Пробле-

мы безработицы в странах мира: сравнительный анализ, опыт разрешения // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2011. - №2, с. 5-10.

3. Абрамова, Е.А. Самозанятость как инструмент сокращения безработицы в период кризиса // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020 -№11-1 (69), с. 9 -11.

4. Абрамова, Е.А. Самозанятость населения в антикризисном развитии депрессивного региона / Е.А. Абрамова, А.Н. Ильченко; Ивановский государственный химико-технологический университет. - Иваново, 2012. - 209 с.

5. Буйских, В.А., Гонова, О.В. Современное состояние региональной системы государственного регулирования малого предпринимательства (на материалах Ивановской области) //Аграрный вестник Верхневолжья, 2016. - №3, с. 111-115.

6. Гонова, О.В., Малыгин, А.А. Практика применения налоговых инструментов для повышения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей //Аграрная наука в условиях модернизации и инновационного развития АПК России. Сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, посвященной 100-летию высшего аграрного образования в Ивановской области, 2018. с. 972-977.

7. Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» от 27.11.2018 № 422-ФЗ. Москва, Россия. Режим доступа (Дата обращения 17.01.2021).

8. Федеральный закон от 15.12.2019 № 428-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)». Москва, Россия. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/ (Дата обращения 17.01.2021).

9. Постановление от 29.05.2020 № 783 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, применявшим в 2019 году специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в условиях ухудшения ситуации врезультате распространения новой коронавирусной инфекции». Москва, Россия. Режим доступа: http://government.ru/docs/39788 (Дата обращения 17.01.2021).

10. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2020)/НК РФ Статья 217. Доходы, не подлежащие налогообложению. Москва, Россия. Режим до-

ступа: http ://www.kremlin. ru/acts/bank/15925 (Дата обращения 17.01.2021)

11. Рычихина Н.С. Поддержка малого бизнеса как инструмент управления социально-экономическим развитием малых муниципальных образований // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2013. №2 (34). С.85-90

12. Рычихина Н.С. Проектное управление реструктуризацией социально-экономических систем // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2018. № 1 (53). С. 57-60.

13. Рычихина Н.С. Реализация проектного управления в сфере среднего и малого бизнеса // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Экономика. 2020. №4 (46) с.73-79.

14. Федеральная служба государственной статистики. Статистический сборник «Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы) 2020».

15. Федеральная налоговая служба. Налог на профессиональный доход. Специальный налоговый режим для самозанятых граждан «налог на профессиональный доход». (2020).

16. Единая межведомственная информационно-статистическая система. Государственная статистика. Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) (оперативные данные) (2020).

17. ФНС России опубликовала раздел о мерах поддержки самозанятых. 2020. [Электронный ресурс].

REFERENCES

1. Abramova, E.A., Ilchenko, A.N. Bez-rabotitsa in the monoprofile cities: look from with-in//Modern high technologies. Regional supplement. 2011. - No. 1. page 5-10.

2. Abramova, E.A., Ilchenko, A.N. Unemployment problems in the countries of the world: comparative analysis, experience of permission//Modern high technologies. Regional supplement. 2011. - No. 2, page 5-10

3. Abramova, E.A. Samozanyatost as the instrument of reduction of unemployment during cri-sis//Economy and business: theory and practice. 2020 -No. 11-1 (69), page 9 - 11

4. Abramova, E.A. Samozanyatost of the population in anti-recessionary development of the depressive region / E.A. Abramova, A.N. Ilchenko; Ivanovo state chemical and technological university. - Ivanovo, 2012. - 209 pages.

5. Buyskikh, VA., Gonova, O.V. The current state of a regional system of state regulation of small business (on materials of the Ivanovo region) // the Agrarian bulletin of the Upper Volga, 2016. - No. 3, page 111-115.

6. Gonova, O.V., Malygin, A.A. Practice of use of tax tools for increase in financial stability of agricultural producers//Agrarian science in the conditions of modernization and innovative development of agrarian

and industrial complex of Russia. The collection of materials of the All-Russian scientific and methodical conference with the international participation devoted to the 100 anniversary of the higher agrarian education in the Ivanovo region, 2018.s. 972-977.

7. Federal law "About Carrying Out an Experiment on Establishment of Special Tax Regime " a Tax on Professional Income " in the Federal City of Moscow, in the Moscow and Kaluga Regions and also in the Republic of Tatarstan (Tatarstan)" of 27.11.2018 No. 422-FZ. Moscow.

8. Federal law of 15.12.2019 No. 428-FZ "About introduction of amendments to the Federal law "About Carrying Out an Experiment on Establishment of Special Tax Regime " a Tax on Professional Income " in the Federal City of Moscow, in the Moscow and Kaluga Regions and also in the Republic of Tatarstan (Ta-tarstan)". Moscow, Russia. Access mode: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44931 (Date of the address 17.01.2021).

9. Resolution of 29.05.2020 No. 783 "About the Approval of Rules of Granting in 2020 from the Federal Budget of Subsidies to Natural Persons, including the Individual Entrepreneurs Applying in 2019 Special Tax Regime " a Tax on Professional Income " in the conditions of Deterioration in a Situation to a Vrezultata of Spread of New Coronavirus Infection".

10. Tax Code of the Russian Federation (Part second) of 05.08.2000 No. 117-FZ (an edition of 31.07.2020) (with amendment and additional, BCTyn. in force from 01.10.2020) / the Tax Code of the Russian Federation Article 217. Income, non-taxable.

11. N.S. Rychikhina. Support of small business as instrument of management of social and economic development of small municipal units//Modern high technologies. Regional supplement. 2013.№2 (34). Page 85-90

12. N.S. Rychikhina. Project management by restructuring of social and economic systems//Modern high technologies. Regional supplement. 2018. No. 1 (53). Page 57-60.

13. N.S. Rychikhina. Realization of project management in the sphere of medium and small busi-ness//the Bulletin of the Ivanovo state university. Series: Economy. 2020. No. 4 (46) of page 73-79

14. Federal State Statistics Service. Statistical collection "Labour, Employment and Unemployment in Russia (by results of Selective Inspections of Labour) 2020". (Date of the address 17.01.2021).

15. Federal Tax Service. Tax on professional income. Special tax regime for self-employed citizens "a tax on professional income". (2020).

16. Uniform interdepartmental information and statistical system. State statistics. Unemployment rate (on methodology of the International Labour Organization) (operational data) (2020).

17. FTS published the section on measures of support of self-employed. 2020. [Electronic resource].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.