Научная статья на тему 'САМОЗАНЯТОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ СОКРАЩЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В ПЕРИОД КРИЗИСА'

САМОЗАНЯТОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ СОКРАЩЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В ПЕРИОД КРИЗИСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
344
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / КРИЗИС / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / SELF-EMPLOYMENT / UNEMPLOYMENT / CRISIS / GOVERNMENT REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамова Е. А.

В Российской экономике на сегодняшний момент сложилась тяжелая ситуация, кризис вызванный пандемией коронавируса отличается от всех, которые происходили ранее - это кризис шокового типа, связанный с карантинной политикой. Сегодня пандемия коронавируса оказывает негативное влияние не только на малый, средний и крупный бизнес, но и затрагивает категорию самозанятых граждан. В статье исследованы проблемы самозанятости населения в России; законодательство, определяющее правовой статус самозанятых. Рассмотрены меры государственной поддержки самозанятых. Сделаны выводы о возможностях населения иметь легальный дополнительный источник дохода, являясь плательщиками «налога на профессиональный доход».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-EMPLOYMENT AS A TOOL TO REDUCE UNEMPLOYMENT IN THE PERIOD OF CRISIS

The Russian economy is currently in a difficult situation, the crisis caused by the coronavirus pandemic is different from all that happened before - it is a shock-type crisis associated with quarantine policy. Today, the coronavirus pandemic has a negative impact not only on small, medium and large businesses, but also affects the category of self-employed citizens. The article examines the problems of self-employment of the population in Russia; legislation defining the legal status of the self-employed. The measures of state support for the self-employed are considered. Conclusions are made about the possibilities of the population to have a legal additional source of income, being payers of the "tax on professional income".

Текст научной работы на тему «САМОЗАНЯТОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ СОКРАЩЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В ПЕРИОД КРИЗИСА»

САМОЗАНЯТОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ СОКРАЩЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В

ПЕРИОД КРИЗИСА

Е.А. Абрамова, канд. экон. наук, доцент

Ивановский государственный химико-технологический университет (Россия, г. Иваново)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10853

Аннотация. В Российской экономике на сегодняшний момент сложилась тяжелая ситуация, кризис вызванный пандемией коронавируса отличается от всех, которые происходили ранее - это кризис шокового типа, связанный с карантинной политикой. Сегодня пандемия коронавируса оказывает негативное влияние не только на малый, средний и крупный бизнес, но и затрагивает категорию самозанятых граждан. В статье исследованы проблемы самозанятости населения в России; законодательство, определяющее правовой статус самозанятых. Рассмотрены меры государственной поддержки самозанятых. Сделаны выводы о возможностях населения иметь легальный дополнительный источник дохода, являясь плательщиками «налога на профессиональный доход».

Ключевые слова: самозанятость, безработица, кризис, государственное регулирование.

Безработица - это один из главных макроэкономических показателей, который непосредственно отражает текущее состояние экономики страны. Рост уровня безработицы приводит к снижению доходов населения, а, следовательно, и снижению покупательской способности, падению доходов организаций, снижению заработной платы по конкурентным рабочим местам, так как предложение превышает количество вакансий, а соискатели готовы работать и за меньшую заработную плату. Безработица так же оказывает отрицательное влияние на демографическую обстановку, на развитие социальной инфраструктуры и социальной сферы в целом [1; 2].

В мировом масштабе доля занятых в общей численности населения (доля населения трудоспособного возраста, имеющего работу), сократилась с 62% в 1991 году до 59,4% в 2019 году, прогнозное значение на 2020 год представляет увеличение на 1,7%. Возможности трудоустройства уменьшились как в развивающихся, так и в развитых регионах. В период 1991-2019 гг. доля занятых в общей численности населения развивающихся регионов сократилась на 3,4%, тогда как в развитых регионах этот показатель составил 1%. Наибольшее снижение наблюдается в Восточ-

ной Азии и Южной Азии, где уменьшение доли занятых в общей численности населения составили 6,9 и, соответственно, 4,7%. В Африке к югу от Сахары ситуация в области занятости немного улучшилась, но прогресс в обеспечении источниками средств к существованию устойчиво нивелируется высоким уровнем неполной и неофициальной занятости, а также низкой производительностью труда [3].

Согласно данным Международной организации труда, в 2019 году безработными являлись более 188 млн. человек, к концу 2020 года прогнозируется увеличение еще на 2,5 млн. человек [3].

Безработица, представляя серьезную макроэкономическую проблему и выступая показателем нестабильности, предполагает реализацию определенных мер со стороны государства. Одним из способов снижения уровня безработицы является самозанятость населения.

Самозанятые в России - это те, кто сам обеспечивает и организует свою деятельность, которая служит им основным источником дохода. Неудовлетворенность спроса на рабочие места приводит к расширению самозанятости населения [4].

Самозанятость представляет собой одно из направлений решения проблем занятости населения РФ. Кризисное состояние

российского общества способствуют ее развитию.

1 января 2017 года были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ (Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ) устанавливающие особый порядок налогообложения отдельной категории физических лиц (п. 70 ст. 217 НК РФ), которые относятся к категории самозанятых граждан (официально вставшим на налоговый учет были введены двухлетние «налоговые каникулы»).

В 2017 г. число самозанятых граждан в РФ составляло 3542 тыс. человек (4,89% от общей численности занятых в экономике). В 2018 г. число самозанятых граждан в РФ составляло 3598 тыс. человек (4,96% от общей численности занятых в экономике) [5].

В 2017-2018 гг. государственная поддержка позволила гражданам реализовать самостоятельную занятость, благодаря которой часть населения смогла работать и зарабатывать.

В 2019 году прослеживалась динамика снижения показателя уровня безработицы в Российской Федерации, который составил около 4,4% [6].

Однако, в связи с мерами предотвращения распространения коронавирусной инфекции, которые начались с марта 2020 г., экономика России пережила очередной кризис, который привел к увеличению числа безработных граждан с апреля 2020 г. Уровень безработицы вырос до 6,5% [6].

На сегодняшний день в период пандемии коронавируса пострадало как самозанятое население, так и многие малые и микропредприятия, а так же крупные компании (в связи с этим, происходит сокращение штата сотрудников, появляются группы работающих неполное рабочее время, неформально, выполняющие разовую и случайную работу).

Возможным выходом из сложившейся кризисной ситуации может стать снижение налоговой нагрузки (особенно для малых и микропредприятий), а так же поддержка альтернативных способов занятости населения.

В связи с данными обстоятельствами часть граждан (физических лиц), потерявших работу, но имеющих возможность получать доход от своей личной профессиональной деятельности, согласно Федеральным законам №422-ФЗ и №428-ФЗ может перейти в разряд самозанятых -официально зарегистрироваться и стать плательщиком «налога на профессиональный доход» (НПД).

Согласно данному законодательству на специальный налоговый режим в качестве самозанятых могут перейти и индивидуальные предприниматели, чтобы оптимизировать свое налогообложение.

Официально получать доход в качестве самозанятых так же могут и граждане, работающие по трудовому договору. В этом случае они будут являться плательщиками налога на профессиональный доход, совмещая свою деятельность с основной работой.

Можно выделить следующие социально-экономические факторы, которые могут побудить граждан заняться самозанятым трудом:

- потеря работы;

- увеличение стоимости жизни;

- ухудшение жилищных условий.

Выбирая специальный налоговый режим НПД, граждане делают свою подработку легальной и имеют дополнительный источник доходов.

Эксперимент по внедрению специального налогового режима для самозанятых планируется провести в течение десяти лет (до 31 декабря 2028 г.) В течение всего срока эксперимента не будут увеличиваться налоговые ставки, не будет уменьшаться предельный размер дохода, дающий право перехода на данный спецрежим.

В период пандемии коронавируса государство разработало ряд мер для поддержки самозанятых:

- всем самозанятым изначальный налоговый вычет в 10000 руб. увеличен на 12130 руб. (это 1 МРОТ). Данный «бонус» в течение 2020 г. будет автоматически применяться для полной уплаты налога по спецрежиму НПД, НДФЛ он не облагается [7];

- предоставление субсидии в размере уплаченной получателем субсидии суммы налога на профессиональный доход за налоговые периоды 2019 года по состоянию на 30 апреля 2020 г. [8].

Оценить в полном объеме достоинства и недостатки специального налогового режима «налог на профессиональный доход», который регламентирует деятельность самозанятых, можно будет через несколько лет, когда накопится определенная практика: законодательная, судебная, административная.

Однако уже сейчас стоит выделить основные достоинства налогового спецрежима НПД:

- позволяет налогоплательщикам снизить налоговую нагрузку;

Библиографический список

1. Абрамова Е.А., Ильченко А.Н. Проблемы безработицы в странах мира: сравнительный анализ, опыт разрешения // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2011. - №2. - С. 5-10.

2. Абрамова Е.А., Ильченко А.Н. Безработица в монопрофильных городах: взгляд изнутри // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2011. - №1. С. 5-10.

3. Уровень безработицы. Рейтинг стран мира. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://take-profit.org/statistics/unemployment-rate/

4. Абрамова Е.А. Самозанятость населения в антикризисном развитии депрессивного региона / Е.А. Абрамова, А.Н. Ильченко; Ивановский государственный химико-технологический университет. - Иваново, 2012. - 209 с.

5. Российский статистический ежегодник. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12994

6. Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) (оперативные данные). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fedstat.rU/indicator/57341#

7. ФНС России опубликовала раздел о мерах поддержки самозанятых. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/9795885/

8. Правительство Российской Федерации. (2020) Постановление от 29.05.2020 №783 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, применявшим в 2019 году специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции». Москва, Россия.

- дает возможность легально заниматься профессиональной деятельностью и получать доход, не подвергая себя налоговым санкциям. Это способствует снижению теневой занятости.

Самостоятельная занятость позволяет незанятым людям вести трудовую деятельность, способствуя снижению безработицы.

Введение налогового спецрежима «налог на профессиональный доход» так же позволит регионам повысить свой экономический потенциал за счет сокращения числа безработных граждан и поступление налогов от деятельности самозанятых в бюджет.

SELF-EMPLOYMENT AS A TOOL TO REDUCE UNEMPLOYMENT

IN THE PERIOD OF CRISIS

E.A. Abramova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Ivanovo State University of Chemical Technology (Russia, Ivanovo)

Abstract. The Russian economy is currently in a difficult situation, the crisis caused by the coronavirus pandemic is different from all that happened before - it is a shock-type crisis associated with quarantine policy. Today, the coronavirus pandemic has a negative impact not only on small, medium and large businesses, but also affects the category of self-employed citizens. The article examines the problems of self-employment of the population in Russia; legislation defining the legal status of the self-employed. The measures of state support for the self-employed are considered. Conclusions are made about the possibilities of the population to have a legal additional source of income, being payers of the "tax on professional income ".

Keywords: self-employment, unemployment, crisis, government regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.