УДК 373.3/.5 ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Туманова К.Р.
Статья посвящена исследованию проблем современной системы дополнительного образования детей в аспекте прогнозирования путей совершенствования управления развитием конкурентоспособности данных учреждений. В статье обосновывается значимость обращения к развитию системы дополнительного образования детей, проявляющейся в ее социальнопедагогических возможностях. Выявляется потенциал современного учреждения дополнительного образования, заключающийся в возможностях консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства, преодоления этнонациональной напряженности, ограничения социального неравенства и др. Делается акцент на аналитике основных проблем системы дополнительного образования детей в современных исследованиях. Представлены группы проблем современной системы дополнительного образования детей (группа социально-имиджевых проблем, группа приоритетно ориентированных проблем, группа содержательно-методических проблем, группа организационно-финансовых проблем). Делаются выводы о необходимости исследования указанных проблем, возможностях их разрешения.
Ключевые слова: проблемы системы дополнительного образования детей; развитие системы дополнительного образования детей.
PROBLEM OF MODERN DEVELOPMENT OF CHILDREN EXTENDED EDUCATION SYSTEM
Tumanova K.R.
The article is devoted to a research of problems of the modern system of children extended education in the aspect of predicting ways of mastering management of development of competitive ability of the given institutions. The article motivates significance of facing development of system of children extended education, being represented in its social-pedagogical capabilities. It reveals the potential of the modern institution of extended education, resulting in possibilities of consolidation of society, of preservation of the common socio-cultural space, of negotiation of ethnic-social tension, of limitation of social inequality, etc. The article accentuates analysis of essential problems of system of children extended education in the modern researches. There are represented groups of problems of the modern system of children extended education (group of social-image problems, group of priority-oriented problems, group of content-methodical problems, group of organization-financial problems). The conclusions are being done about necessity of researching the pointed problems, about possibilities of their solution.
Keywords: problems of system of children extended education; development of system of children extended education.
В последние годы на уровне современных региональных образовательных систем идет процесс создания подсистемы дополнительного образования детей, которое реализуется не только на базе учреждений дополнительного образования детей, но и в образовательных учреждениях других типов.
Возрос интерес к дополнительному образованию детей не только со стороны детей и родителей, но и педагогов и руководителей образовательных
учреждений и органов управления образованием. Большинство руководителей ставят цели развития дополнительного образования и стремятся создавать условия для их реализации. Современные исследования показывают, что модернизация системы общего образования невозможна без использования потенциала дополнительного образования детей. Это самая интегративная составляющая образовательного пространства, обладающая потенциалом преемственности, непрерывности и межведомственного взаимодействия [1].
Образование является способом овладения современной культурой, традиционной культурой, а также организационной культурой. Как часть культуры, образование выступает фактором ее развития и влияет на процесс становления новых культурных образований.
Дополнительное образование, как социокультурное явление способствует экономическому, социальному, культурному функционированию и развитию общества в целом и каждой личности в частности, регулирует, направляет объективные сущностные процессы развития человека. Обращенность к личности, стремление удовлетворить ее разнообразные познавательные потребности - характерная черта современного дополнительного образования.
Динамичное развитие макросреды учреждения, оказывающего образовательные услуги, диктует необходимость постоянного контроля складывающейся ситуации и внесения соответствующих корректив в свою деятельность, что позволит сохранить и укрепить конкурентные позиции.
Создание единого образовательного пространства требует применения новых методов управления, способствующих повышению конкурентоспособности услуг образовательного учреждения.
Следовательно, есть все основания полагать, что потребность разработки теоретических и практических путей развития системы дополнительного образования детей актуальна.
Неким обобщением данных позиций выступает определение, данное Т.А. Антопольской. Дополнительное образование детей рассматривается как
подсистема общего образования, обладающее механизмами социальнопедагогического выравнивания различных категорий детей для получения образования в соответствии с их потребностями, нуждающееся в развитой организационной культуре, помогающей расширять и обогащать культурное пространство самореализации личности ребенка и других его субъектов [2].
Потенциал дополнительного образования заключается в его широких возможностях относительно: консолидации общества; сохранения единого социокультурного пространства; преодоления этнонациональной напряженности и национальных конфликтов на началах: приоритета прав личности; равноправия национальных культур и различных конфессий; ограничения социального неравенства [3] и др.
В соответствии с этим отличительными, потенциально конкурентными чертами дополнительного образования детей выступают следующие требования:
- создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы, педагога;
- личностно деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;
- личностно ориентированный подход к ребенку, создание ситуации успеха для каждого;
- создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;
- многообразие видов деятельности, удовлетворяющее интересы и потребности ребенка;
- признание за ним права на пробу и ошибку в выборе, пересмотр возможностей в самоопределении.
Российская система дополнительного образования детей одна из наиболее развитых в мире, она имеет ряд преимуществ, которые могут быть использования при формировании интеллектуального ресурса государства.
Следовательно, преимущество дополнительного образования детей в современный период заключается в его особом социально-педагогическом потенциале.
Анализ современного состояния системы дополнительного образования детей позволяет выделить ряд проблем и тенденций его развития.
Ф.Ф. Харисов выделяет следующие проблемы: доступности (как
территориальная, так и др.); «сертификация» типов учреждений (дом, дворец, центр и др.); программно-методическое обеспечение; получение аттестата или другого документа по окончании обучения (есть практика в регионах); вопросы управления (есть базовые учреждения в регионах); кадровое обеспечение (нет высшего образования); разработка организационно-управленческой базы для разных видов учреждений; развитие межведомственного взаимодействия, сотрудничества, обмен опытом по проблемам воспитания (Минкультуры, Госкомспорта, Минобороны, Минздрава, РОСТО, РАО); внедрение информационных технологий; определение содержания дополнительного образования, его психолого-педагогическое сопровождение для детей одаренных, детей с ограниченными возможностями; разработка критериального аппарата по оценке качества дополнительного образования; проведение мониторинга функционирования системы; развитие исследований деятельности педагогов и детей [4].
М.Н. Поволяева отмечает, что наряду с положительными тенденциями (создание системы воспитательной работы, образовательных программ, изменению содержания и внедрению новых педагогических технологий, повышение уровня квалификации руководителей учреждений и педагогов на различных условиях), среди теоретиков и практиков не существует единого
мнения о предпочтительности того или иного подхода к целому ряду проблем дополнительного образования детей:
- это прежде всего оценка качества дополнительного образования детей;
- вопросы расширения полномочий родителей и общественных организаций в определении нормативных подходов к оценке дополнительного образования детей;
- вопросы повышения квалификации педагогов дополнительного образования детей, уровня их подготовки;
- вопросы о роли и месте дополнительного образования детей в предпрофильной подготовке;
- вопросы содержания форм и методов дополнительного образования детей в организации школ полного дня;
- создание автономных некоммерческих объединений и их место в системе [5].
Теоретический анализ позволил выделить следующие проблемы в деятельности учреждений дополнительного образования детей:
- трудоемкость реализации идей интеграции, недостаточная координация и согласованность между структурами, занимающимися вопросами дополнительного образования детей;
- кадровые проблемы: нехватка квалифицированных специалистов по некоторым направлениям дополнительного образования детей, отсутствие подготовки кадров в системе высшего образования; недостаточное материальное стимулирование кадров дополнительного образования детей;
- недостаточная изученность социального заказа на дополнительное образование детей, отсутствие технологий его изучения, невозможность полного удовлетворения известного социального заказа детей из-за нехватки кадров, неразвитости материальной базы;
- система дополнительного образования недостаточно разнообразна, расположение учреждений дополнительного образования детей не всегда
удобно для детей и родителей, удаленность сельских школ от учреждений дополнительного образования;
- невозможность введения платных дополнительных образовательных услуг в связи с низким материальным положением семей [1].
В исследованиях практиков, директоров и педагогов учреждений дополнительного образования детей указываются не только проблемы данной системы, но кризисность их разрешения, а именно снижение имиджа. УДОД (финансирование по остаточному принципу); система обучения, которая связанная с часами и поурочными планами (деятельность педагогов дополнительного образования оценивается в преподавательских часах); проблема оценки результативности образовательно-воспитательной деятельности; замкнутость учреждений, слабое развитие системы социального партнерства; непропорциональность направленности программ по контингенту; несовершенство процедур аттестации учреждений; проблема интеграции общего и дополнительного образования и др.
Контекстный анализ современной системы дополнительного образования в теории и практике позволил нам обобщить и рассматривать следующие группы проблем системы дополнительного образования детей:
Группа социально-имиджевых проблем, включает в себя проблемы интеграции дополнительного образования; развития в системе социального партнерства; применение имиджевых технологий; расширения полномочий родителей и общественных организаций в определении нормативных подходов к оценке дополнительного образования детей.
Группа приоритетно ориентированных проблем основанная на аналитике контингента, его потребностей, включение в систему групп, нуждающихся в социально-педагогической поддержке (подростки группы риска, одаренные, дети-инвалиды и др.).
Группа содержательно-методических проблем, заключающаяся в противоречиях между традиционными формами преподавания и новыми
привлекательными возможностями досуга, инновационными технологиями и формами организации образовательной среды; проблема оценки результативности образовательно-воспитательной деятельности; а так же между требованиями к уровню квалификации педагога дополнительного образования и возможностям его профессиональной подготовки.
Группа организационно-финансовых проблем определяющая финансирование, аттестацию, включение платных услуг, распределение учреждений территориально и пр.
При этом исследователи замечают, что программы негосударственных учреждений дополнительного образования уже сегодня являются более гибкими, чем традиционные программы муниципальных учреждений. Такие программы за короткое время решают локальные проблемы в образовании ребенка: подготовка к поступлению в школу, вуз, обучение работе на компьютере, развитие коммуникативных навыков и пр. Реализация этих программ задает темп для повышения конкурентоспособности учреждений дополнительного образования детей.
Список литературы
1. Золотарева А. В. Дополнительное образование детей как фактор социально-экономического развития региональной системы образования // Вестник образования России. № 22. 2008. С. 35-39.
2. Антопольская Т. А. Организационная культура учреждения дополнительного образования детей : понимание, структурирование, развитие // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2009. № 4. С. 7-11.
3. Корытов В. А. Генезис проблемы управления качеством дополнительного профессионально-технического образования в ситуации модернизации российского образования // Современные проблемы науки и образования. №4. 2008. Режим доступа: www.rae.ru
4. Харисов Ф. Ф. Дополнительное образование - фактор социального и профессионального самоопределения детей и молодежи // Вестник образования. № 20. 2007. С. 30-32.
5. Поволяева М. Н. Научно-методическое и информационное обеспечение системы ДОД // Вестник образования России. № 20. 2007. С. 33-37.
References
1. Zolotareva A. V. Vestnik obrazovaniya Rossii, no. 22 (2008): 35-39.
2. Antopol'skaya T. A. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika, no. 4 (2009): 7-11.
3. Korytov V. A. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, no. 4 (2008): www.rae.ru
4. Kharisov F. F. Vestnik obrazovaniya, no. 20 (2007): 30-32.
5. Povolyaeva M. N. Vestnik obrazovaniya Rossii, no. 20 (2007): 33-37.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Туманова Кусна Рустамовна, соискатель кафедры педагогики и психологии
Челябинская государственная академия культуры и искусств Орджоникидзе 36/а, г. Челябинск, 454062, Россия kaf-ped@chgaki. ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Tumanova Kusna Rustamovna, postgraduate student of Chair if pedagogics and psychology
Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts 36/a, Ordzhonikidze Chelyabinsk, 454062, Russia kaf-ped@chgaki. ru
Рецензент:
Литвак Римма Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии Челябинской государственной академии культуры и искусств, Директор Института культуры детства