УДК 373.3/.5
Туманова Кусна Рустамовна
Аспирант кафедры педагогики и психологии Челябинской государственной академии культуры и искусств, [email protected], Челябинск
ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Tumanova Kusna Rustamovna
Post-graduate student of the Chair of Pedagogics and psychology of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, [email protected], Chelyabinsk
PROBLEM OF QUALITY ASSESSMENT OF CHILDREN ExTENDED EDUCATION
для современного состояния образовательной практики характерны перемены цивилизационного значения, высочайший динамизм и глобальность социокультурного развития, что обосновывает повышение требований к качеству образовательных систем и качеству общественного интеллекта, а именно восхождение к качеству человека, качеству образования, качеству интеллектуальных ресурсов.
Концепция общероссийской системы оценки качества образования (2007г.), Концепция развития психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательных учреждениях до 2012 года, свидетельствуют об актуальности рассматриваемой проблемы, особенно в системе дополнительного образования [В. А. Караваева, 2008].
Образование является способом овладения культурой современности и культурной традицией, а также организационной культурой. Как часть культуры, образование выступает фактором ее развития и влияет на процесс становления новых культурных образований. дополнительное образование детей рассматривается как подсистема общего образования, а их взаимодействие дает результат, основной характеристикой которого является полнота и целостность (В. А. Горский, Е. Б. Евладова, О. М. Железнякова, л. Г. логинова, Н. Н. Михайлова, Н. А. Соколова и др.). Оно, с его механизмами социально-педагогического выравнивания различных категорий детей для получения образования в соответствии с их потребностями, нуждается в развитой организационной культуре, помогающей расширять и обогащать культурное пространство самореализации личности ребенка и других его субъектов [Т. А. Антопольская, 2009]. Следовательно, преимущество дополнительного образования детей в современный период заключается в его особом социально-педагогическом потенциале, а значит и проблема оценки качества данного вида образования зависит от его специфики.
Российская система дополнительного образования детей - одна из наиболее развитых в мире, она имеет ряд преимуществ, которые могут быть использования при формировании интеллектуального ресурса государства.
Потенциал дополнительного образования заключается в его широких возможностях относительно: консолидации общества; сохранения единого социокультурного пространства; преодоления этнонациональной напряженности и национальных конфликтов на началах: приоритета прав личности; равноправия национальных культур и различных конфессий; ограничения социального неравенства, как утверждает В. А. Корытов [В. А. Корытов, 2008] и др.
Считается, что качество образования складывается из двухосновных характеристик: соответствия результатов требованиям и качества самого процесса образования [О. В. Караваева, 2010].
На основе обобщения существующих в науке определений (В. И. Зверева, Т. Д. Макарова, М. М. Поташник, Н. Н. Мельникова, Л. А. Серебрякова,
А. И. Субетто, Л. И. Фишман и др.) был сделан вывод, что понятию «качество» придается следующий смысл:
- качество как категория представляет собой не единичное (или групповое) свойство, а полный комплекс, совокупность всех устойчивых и существенных признаков вещи;
- качество - совокупность свойств изделия или услуги, позволяющих судить о способности изделия или услуги удовлетворять сегодняшние или предсказуемые потребности;
- качество предопределяет сущность вещи и, даже, весь последующий характер ее существования и использования.
Качество образования включает четыре составляющих: качество образования как системы, качество образования как процесса, качество образования как ценности, качество образования как результата [Г. А. Шапорен-кова, 2009].
Важно понимать, что качественное образование обеспечивается не столько государством, сколько совместной и творческой работой всех основных сторон образовательного процесса [В. Аванесов].
На основании изложенного качество образования в самом общем смысле может быть определено как степень соответствия результатов и процесса образования требованиям государства, запросам потребителей, потребностям, возможностям и интересам непосредственных субъектов педагогического процесса.
Спецификой «качества дополнительного образования детей» при этом выступают:
- особенности функционирования и развития самой системы дополнительного образования детей как образовательного учреждения без специализированных стандартов, при обеспечении, как свободного выбора аспектов педагогической деятельности, так и направлений самореализации детей и подростков;
- особенности диагностики результатов образовательной деятельности учреждения;
- вероятностный характер финансового развития учреждения;
- смена социальной позиции общества относительно необходимости включения ребенка в систему дополнительного образования как залог будущего успешного развития в целом и др.
Вместе с тем, исследования последних лет показали необходимость поиска подходов к оценке качества образования не только в учреждениях общего, среднего и высшего профессионального образования, но и в учреждениях дополнительного образования детей.
В соответствии с общепринятыми международными стандартами управление качеством предполагает оценку показателей в соответствии с тремя основными характеристиками:
- показатели вложения в дополнительное образование, его ресурсное обеспечение (кадровое, нормативное, информационное, финансовое, материальное);
- показатели качества образовательного процесса (дополнительных образовательных программ);
- показатели результатов дополнительного образования в соответствии с требованиями дополнительных образовательных программ [Л. Б. Малыхи-на, 2009].
В исследовании С. И. Обущенко помимо вышеуказанных (компонент содержания и организации (педагогический процесс); результативность дополнительного образования (обученность, развитие, воспитанность); эффективность деятельности учреждения дополнительного образования (кадровые, финансовые и др. затраты)) выявляется ресурсный компонент (условия деятельности УДОД) [С. И. Обущенко].
Анализ диссертационных исследований и научных статей по проблемам дополнительного образования детей позволил выявить еще ряд критериев оценки качества, такие как развитие социокультурной компетентности воспитанников (М. Н. Филатова), профессиональное развитие и саморазвитие педагогов дополнительного образования (Н. А. Дибцева), экспериментальная деятельность (Ю. В. Шаронин) и развитие социального партнерства.
В соответствии со спецификой деятельности учреждения дополнительного образования на наш взгляд следует выделить критерий сотворчества как плодотворного общения учителя и ученика в совместной преобразовательной деятельности, результатом которой становиться творческое вза-имообогащение. Отсюда следует, что чем ярче проявляются творческие функции учащегося, тем продуктивнее процесс совместной деятельности, направленной на развитие личности педагога. При этом, именно сотворчество выступает прерогативной формой общения и взаимодействия педагога и личности, наличие данного критерия позволяет судить о гуманистической развитости учреждения и высокой педагогической культуре педагогов.
При этом в исследованиях пропущена важная составляющая качества дополнительного образования детей - информационное развитие учреждения.
Разброс критериев оценки качества дополнительного образования достаточно большой, поскольку каждое учреждение дополнительного образования детей с набором черт, делающих его непохожим на все другие учреждения, гарантирует бесконечное многообразие содержания дополнительных образовательных программ. Они имеют на это законное право, но для управления развитием системы дополнительного образования детей, качеством ее деятельности, а не только стабилизации достигнутого состояния, должен быть создан механизм обеспечения целостности, единства в многообразии. Основой для этого могут стать принятые конкретные критерии эффективности реализации дополнительных образовательных программ как результат согласия всех субъектов и, тем самым, признаваемая социальная норма в контексте идеи непрерывного образования [Л. Б. Малыхина, 2009].
При оценке качества дополнительного образования необходимо выделить две составляющие: инвариантную и вариативную, содержание критериев в каждой из этих групп соответствует выявленным паритетам.
В процессе управления качеством дополнительного образования детей необходимо учитывать зависимость развития самой системы от: широкой поддержки со стороны общественности; ответственности и активной роли государства в этой сфере; модернизации образования с выделением для этого необходимых ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования; уровня готовности личности к широкому социальному выбору; информационного развития общества при значительном расширении масштабов межкультурного взаимодействия; сотрудничества в рамках международного сообщества; конкурентоспособности педагогов дополнительного образования, их профессиональной мобильности и др.
В нашем исследовании оценка качества дополнительного образования детей осуществляется на нескольких уровнях:
- уровень субъекта (родитель, ребенок),
- уровень объекта (педагог дополнительного образования, эксперт, управление дополнительного образования),
- уровень социума (район, город).
При этом критериями качества дополнительного образования детей выступают: социально-информационный (партнерства, имидж учреждения, значимость для региона и пр.); технолого-ресурсный (наличие материально-технической базы, ее развитие); квалификационно-компетентностный (развитие потенциала педагогов дополнительного образования детей, систем управления и пр.); научно-методический (качество образовательных программ и научно-методического обеспечения образовательного процесса); личностно-развивающий (интеллектуальное, физическое и др. развитие личности ребенка); успешности (психологический комфорт ребенка, его социальная успешность).
Решение проблемы оценки качества образования, становится основой и залогом конкурентоспособности учреждения дополнительного образования детей.
Библиографический список
1. Аванесов, В. Стратегия развития российского образования в ХХ1-ом веке /
B. Аванесов. - Режим доступа: http://viperson.ru/wind. php
2. Антопольская, Т. А. Организационная культура учреждения дополнительного образования детей: понимание, структурирование, развитие [Текст] / Т. А. Антопольская // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 7-11.
3. Караваева, О. В. Влияние психолого-педагогического сопровождения на качество образования в системе дополнительного образования детей [Текст] / О. В. Караваева // В мире научных открытий. - 2010. - №4 (10). - Часть 8. -
C. 20-21.
4. Корытов, В. А. Генезис проблемы управления качеством дополнительного профессионально-технического образования в ситуации модернизации российского образования [Текст] / В. А. Корытов // Современные проблемы науки и образования. - №4. - 2008. - Режим доступа: www.rae.ru
5. Малыхина, Л. Б. Проблемы управления качеством образования в учреждении дополнительного образования детей [Текст] /Л. Б. Малыхина // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2009. - Вып. 2 (13). - С. 88-96.
6. Обущенко, С. И. Образовательный Форсайт качества и результативности дополнительного образования как цель модернизации деятельности УДОД [Текст] / С. И. Обущенко // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. Аспирантские тетради. - СПб., 2007. - № 22(53). -С. 353-358.
7. Шапоренкова, Г. А. Эффективность региональных и муниципальных систем образования в условиях их инновационного развития [Текст] / Г. А. Шапоренкова // Профессиональное образование. Столица. - 2009. - №3.