УДК 371.398
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Т.П. Воробьева
В статье рассмотрены понятие оценки качества, особенности оценки качества в дополнительном образовании детей, современные подходы к системе оценки качества в учреждениях дополнительного образования. Представлена региональная модель оценки качества и механизмы оценивания образовательных результатов в учреждениях дополнительного образования Курганской области.
Ключевые слова: качество, оценка качества, оценка качества дополнительного образования, региональная система оценки качества дополнительного образования детей и молодежи, механизмы оценивания образовательных результатов в учреждениях дополнительного образования.
Стратегической целью развития российского образования сегодня является обновление его содержания и достижение нового качества. Оценка качества образования является не только одним из приоритетов национальной образовательной политики, но и выступает предметом активных общественных и научных дискуссий. Это вызвано, прежде всего, тем, что у всех есть свое понимание качества. «Качество - вещь забавная. Все о нем говорят, все с ним живут, и каждый думает, что знает, что это такое. Но лишь немногие придут к единому мнению об определении качества» (Дж. Харрингтон).
В настоящее время существует множество подходов к определению содержания понятий «качество», «качество образования», «оценка качества образования».
В словаре Ожегова качество определяется как «наличие существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих один предмет или явление от других» и подчеркивается, что описывая качество предмета или явления, мы выделяем «то или иное свойство, достоинство, степень пригодности кого-чего-нибудь» [2].
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (ст. 2, п. 29) качество образования - это «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [5].
Под качеством понимается степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Используется понятие оценка качества достаточно широко: от текущего контроля до систематического анализа того, насколько реализованы поставленные цели. Разные авторы по-разному представляют свое понимание оценки качества и достаточно своеобразно преломляют его в теории и реальной практике образования. Особенно это касается качества дополнительного образования детей (ДОД).
«Разброс в трактовках его содержания не поддается измерению, поскольку к сложности категории «качество» прибавляется сложность категории «дополнительное образование детей» с показательными и для нее вариациями толкований. Однако лучшего или единственного правильного определения нет и быть не может, что не исключает возможность применения этой категории к чему-либо в дополнительном образовании детей, исследовать их, доказывать правомерность, обсуждать, спорить в поиске истины»
[3].
В частности, Л.Г. Логинова под качеством дополнительного образования детей пони-
мает все то, что имеется, происходит и делается в конкретной организации или системе дополнительного образования детей. Качество - это ценность, система, процесс, результат, но и показатель успеха организации, системообразующая задача управления [4].
Анализ литературы, практики оценочной деятельности в системе дополнительного образования детей позволил выявить ряд нерешенных проблем:
- не сформировано единое концептуально-методологическое понимание проблем качества дополнительного образования, отсутствует необходимое научно-методическое обеспечение для объективного и надежного сбора информации;
- не существует унифицированных критериев, апробированных и стандартизированных инструментариев оценки эффективности дополнительного образования, а также комплексной оценки деятельности учреждений дополнительного образования детей (УДОД);
- отсутствует нормативно закрепленная или устоявшаяся (принятая профессиональным сообществом и общественностью) система оценки индивидуальных достижений обучающихся по итогам освоения дополнительных общеобразовательных программ;
- отсутствуют единые подходы к организации итоговой и промежуточной аттестации обучающихся, осваивающих (освоивших) программы;
- деятельность различных субъектов сферы образования, занимающихся проблемами качества дополнительного образования, недостаточно скоординирована;
- не реализуется в полной мере весь потенциал внутренней системы оценки качества, в том числе по причине дефицита кадров, готовых осуществлять данную деятельность.
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» (ст. 75) говориться, что дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культу-
ры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Оно обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности [5]. Исходя из этих особенностей, процесс оценки качества дополнительного образования является многомерным, многоаспектным, длительным и поэтапным.
Сложность оценки качества дополнительного образования заключается в наличии существенных различий во взглядах на качество ДОД по сравнению с общим образованием. Прежде всего они состоят в отсутствии в дополнительном образовании образовательных стандартов; необходимости ориентироваться на запросы потребителей и гибко реагировать на изменения внешней среды.
Признание права каждого ребенка на свободный выбор дополнительного образования, определение содержания образования и приоритетных результатов, свое видение условий, процессов, их обеспечивающих -все это затрудняет определение критериев и показателей качества дополнительного образования детей. В этой связи необходимо отметить, что в дополнительном образовании личностные достижения ребенка могут рассматриваться как значимый критерий его качества и результативности.
В системе ДОД оцениванию должны подлежать не только знания, умения и навыки учащегося, но и его творчество и инициатива во всех сферах деятельности ребенка. Безотметочная система оценивания предполагает использование таких средств оценивания, которые позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка и не провоцируют педагога на сравнение детей между собой, их ранжирование: положительная динамика проявлений ценностно-значимых качеств личности; обогащение личного опыта социальным и личностным содержанием и т.п. Для оценивания образовательных достижений детей и подростков нужны особые подходы.
А.В. Золотарева отмечает, что принципи-
ально важно отказаться от понимания качества как статической характеристики и проводить оценивание образовательной деятельности в значениях услуги (процесса) и в значениях результата. Поэтому, наряду с критериально-ориентированным, индивидуально-ориентированным и
нормативно-ориентированным подходами в ДОД для оценки творчества и инициативы учащихся могут быть применены: содержательная оценка работ в процессе обсуждения, участие в выставках, концертах, фестивалях, спектаклях, публикации, презентация исследовательских проектов, портфолио достижений, дневники успешности и др.
При проведении оценки качества дополнительного образования необходимо использовать комплексный подход, при котором оценка качества дополнительного образования может включать в себя оценку качества образовательных достижений учащихся; оценку качества
образовательного процесса (содержания, организации образовательного процесса, дополнительной общеобразовательной программы); условий реализации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении (качество педагогических кадров; качество
материально-технической базы,
информационно-образовательной среды); результатов образовательного процесса (управления, педагогической деятельности).
Причем, качество результатов
образовательного процесса понимается нами как сопоставление полученных результатов с предполагаемыми или заданными; соотношение результатов отслеживания с критериями; качественный анализ деятельности относительно целей, а качество деятельности самого учреждения дополнительного образования - как соответствие характеристик «продукции» (образовательных услуг) требованиям потребителя (детей, родителей, общества) [1].
При проведении оценочных исследований важно принять технологию,
предполагающую использование
определенных процедур анализа в реальных
условиях и способствующую накоплению объективной информации для принятия ответственных решений. Оценка должна быть как внешней, в т.ч. через государственную процедуру лицензирования образовательной деятельности, так и внутренней. Общая цель оценки - получение достоверной и качественной информации о состоянии объекта, выраженного в форме, удобной для установления надежной обратной связи [4].
Чаще всего в качестве источников информации для проведения оценки используются: статистические данные и экспертные опросы. Такая информация может быть субъективной. Поэтому требуется еще и независимая оценка. Особое внимание уделяется региональной модели оценки качества дополнительного образования.
В целях определения единых подходов к оценке дополнительного образования, мно-гоуровневости оценки, учета мнения родителей, прозрачности и объективности информации о качестве образования в Курганской области разработана и реализуется региональная модель оценки качества дополнительного образования детей и молодежи (Абрамов Э.Н.). Система оценки качества дополнительного образования выполняет функции внешней оценки (аудита) и самооценки, одновременно выполняя роль механизма саморегуляции, самоорганизации и адаптации к потребностям населения Курганской области.
Оценка качества дополнительного образования осуществляться на следующих уровнях:
региональный уровень:
- процедуры лицензионного контроля, государственного контроля (надзора) в сфере образования;
- анализ и интерпретация информации, полученной в рамках федеральных статистических наблюдений, мониторинговых исследований;
- формирование рейтингов эффективности деятельности УДОД;
- оценка деятельности образовательных организаций дополнительного образования в рамках региональных конкурсов или региональных этапов Всероссийских конкурсов;
- аттестация педагогических работников
УДОД;
- оценка профессионализма и компетентности педагогических работников в рамках региональных конкурсов профессионального мастерства;
- мониторинг удовлетворенности родителей качеством дополнительного образования;
- независимая оценка качества образовательных услуг.
муниципальный уровень:
- муниципальный контроль и оценка эффективности деятельности УДОД со стороны учредителя;
- оценка деятельности ОО в рамках муниципальных конкурсов или региональных этапов Всероссийских конкурсов;
- общественный мониторинг, независимая оценка качества подготовки обучающихся, независимая оценка качества образовательной деятельности УДОД, социологические опросы;
- оценка профессионализма и компетентности педагогических работников в рамках муниципальных конкурсов профессионального мастерства.
институциональный уровень:
- проведение самообследования;
- осуществление внутреннего контроля;
- функционирование внутренней системы оценки качества образования, текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
- аттестация педагогических работников в целях подтверждения их соответствия занимаемым должностям на основе оценки профессиональной деятельности;
- оценка профессионализма и компетентности педагогических работников в рамках внутриучрежденских конкурсов профессионального мастерства.
Оценка качества дополнительного образования на институциональном уровне предполагает оценку: условий осуществления образовательного процесса (материально-технические, кадровые, научно-методические, нормативные, организационные, мотиваци-онные); реализации образовательного процесса (полнота реализации программ, использование современных образовательных технологий, методическое обеспечение, сис-
тема воспитательной работы, рациональность организации учебного процесса); результатов образовательного процесса (обучающихся, педагогов, организации). Оценка результатов образовательной организации дополнительного образования включает так же такие показатели как: отсутствие нарушений действующего законодательства; отсутствие случаев детского травматизма; результативность научно-практической деятельности; инновационная деятельность; степень социальной активности; привлечение внебюджетных средств; сетевое взаимодействие с иными организациями и др.
При формировании рейтинга образовательных организаций дополнительного образования Курганской области учитывается:
- информационная открытость, активная работа официального сайта;
- развитие материально-технической базы, наличие необходимого ресурсного обеспечения образовательного процесса, грантовая активность, привлечение внебюджетных средств, предоставление платных услуг;
- обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ;
- кадровая обеспеченность организации, укомплектованность штатов, уровень квалификации и образования работников, наличие авторских программ;
- успешность освоения учащимися программ, наличие внутриучрежденческой системы оценки качества, сохранность контингента, отсутствие случаев травматизма, результативность участия в конкурсах различного уровня;
- организация работы с детьми с особыми потребностями;
- наличие дополнительных общеобразовательных программ для молодежи, охват молодежи дополнительным образованием;
- инновационная деятельность организации, работа экспериментальных площадок.
Таким образом, результаты оценки качества дополнительного образования могут быть использованы для выявления проблем и резервов повышения качества образования в данной сфере.
Список литературы
1.Воробьева, Т. П. Управление качеством дополнительного образования детей [Текст] / Т. П. Воробьева // Педагогическое Зауралье. Современные технологии управления и развития образования - 2011 - № 1. - С. 36-44.
2. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст]: в 4-х томах. Т.2 / В. И. Даль. - М. : ОЛМА-Пресс, 2004. -672 с.
3. Логинова, Л. Г. О качестве в дополнительном образовании детей: методические рекомендации к пониманию [Текст] / Л. Г. Логинова // Теория и практика дополнительного образования. - М.: - 2015. - №2. - C- 1218.
4. Логинова, Л. Г. Смысл и значение оценки качества в дополнительном образовании детей [Текст] /Л. Г. Логинова // Воспитание школьников. - 2016. - №5. - С.49-56.
5.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/.
References
1.Vorob'eva, T. P. Upravlenie kachestvom dopolnitel'nogo obrazovaniya detey [Tekst] / T. P. Vorob'eva // Pedagogicheskoe Zaural'e. Sovremennye tekhnologii upravleniya i razvitiya obrazovaniya - 2011 - № 1. - S. 3644.
2. Dal', V. I. Tolkoviy slovar' zhivogo ve-likorusskogo yazyka [Tekst]: v 4-h tomah. T.2 / V. I. Dal'. - M. : OLMA-Press, 2004. - 672 s.
3.Loginova, L. G. O kachestve v dopolnitel'nom obrazovanii detey: metodiches-kie rekomendatsii k ponimaniyu [Tekst] / L. G. Loginova // Teoriya i praktika dopolnitel'nogo obrazovaniya. - M.: - 2015. - №2. - C- 12-18.
4. Loginova, L. G. Smysl i znachenie otsenki kachestva v dopolnitel'nom obrazovanii detey [Tekst] /L. G. Loginova // Vospitanie shkol'ni-kov. - 2016. - №5. - S.49-56.
5.Federal'niy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii (poslednyaya redaktsiya) [Elektronniy resurs]. -Rezhim dostup: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_140174/.
Сведения об авторе
Воробьева Татьяна Петровна - канд. пед. наук, доцент, Почетный работник сферы образования РФ, заведующая кафедрой педагогики и профессионального образования, ГОУ ДПО «Институт развития образования и социальных технологий», г. Курган
Information about authors
Vorobyeva T.P. - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Honourable worker of the general education of the Russian Federation Head of the Department «Pedagogics and Processional Education», Institute for the Development of Education and Social Technologies, Kurgan