Научная статья на тему 'Пропедевтический курс как метод повышения квалификации руководителя ДОД'

Пропедевтический курс как метод повышения квалификации руководителя ДОД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
200
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / РУКОВОДИТЕЛЬ ДОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ / БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мацаренко Татьяна Николаевна

В статье представлена возможность повышения квалификации руководящих работников системы дополнительного образования детей, что является неотъемлемой частью непрерывного педагогического образования, отражающая задачи совершенствования теоретических и практических знаний, профессиональной компетентности, развития творческого потенциала личности руководителя, повышение педагогической культуры. Современные условия образования требуют решения проблемы развития и совершенствования профессионально-педагогической подготовки руководителя центра дополнительного образования детей. Это обусловлено изменением содержания организации центров ДОД, методов обучения и воспитания обучающихся. Указанные обстоятельства вызывают необходимость организации профессионально-педагогической подготовки в условиях повышения квалификации из числа сотрудников учреждений дополнительного образования детей, не имеющих педагогического образования. Практика показывает, что становление, формирование педагогической компетентности руководящих работников системы дополнительного образования детей, происходит главным образом, в процессе повышения профессиональной квалификации, способствующей созданию условий к дальнейшему непрерывному самообразованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мацаренко Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The introductory course as a method of training managers of supplementary education centres

The article discusses the issue of training managers of supplementary education centres, which is an integral part of a continuouing pedagogical education. The training performs tasks of improving the theoretical and practical knowledge and professional competence, of developing the manager’s creative potential and increasing pedagogical culture. The current conditions of education require to solve the problem of developing and improving the professional and pedagogical training of supplementary education centres managers. This is due to the change in the content of the supplementary education centres organization and methods of training and education of students. These circumstances necessitate the organization of professional and pedagogical training under conditions of professional development of the supplementary education centers staff who do not have pedagogical education. Practice shows that formation and development of pedagogical competence of the supplementary education centres managers occur mainly during the professional development, contributing to creating conditions for further continuing self-education.

Текст научной работы на тему «Пропедевтический курс как метод повышения квалификации руководителя ДОД»

Современная школа

УДК 378.091.398

Пропедевтический курс как метод повышения квалификации руководителя ДОД

Т. Н. Мацаренко

The introductory course as a method of training managers of supplementary education centres

^ N. Matsarenko

Аннотация. В статье представлена возможность повышения квалификации руководящих работников системы дополнительного образования детей, что является неотъемлемой частью непрерывного педагогического образования, отражающая задачи совершенствования теоретических и практических знаний, профессиональной компетентности, развития творческого потенциала личности руководителя, повышение педагогической культуры. Современные условия образования требуют решения проблемы развития и совершенствования профессионально-педагогической подготовки руководителя центра дополнительного образования детей. Это обусловлено изменением содержания организации центров ДОД, методов обучения и воспитания обучающихся. Указанные обстоятельства вызывают необходимость организации профессионально-педагогической подготовки в условиях повышения квалификации из числа сотрудников учреждений дополнительного образования детей, не имеющих педагогического образования. Практика показывает, что становление, формирование педагогической компетентности руководящих работников системы дополнительного образования детей, происходит главным образом, в процессе повышения профессиональной квалификации, способствующей созданию условий к дальнейшему непрерывному самообразованию.

Abstract. The article discusses the issue of training managers of supplementary education centres, which is an integral part of a continuouing pedagogical education. The training performs tasks of improving the theoretical and practical knowledge and professional competence, of developing the manager's creative potential and increasing pedagogical culture. The current conditions of education require to solve the problem of developing and improving the professional and pedagogical training of supplementary education centres managers. This is due to the change in the content of the supplementary education centres organization and methods of training and education of students.

These circumstances necessitate the organization of professional and pedagogical training under conditions of professional development of the supplementary education centers staff who do not have pedagogical education. Practice shows that formation and development of pedagogical competence of the supplementary education centres managers occur mainly during the professional development, contributing to creating conditions for further continuing self-education.

Ключевые слова: инновационные преобразования, пропедевтический курс, дополнительное образование детей, руководитель ДОД, профессиональный рост, базовые компетенции, личностные качества руководителя.

Keywords: innovative transformations, the introductory course, supplementary education for children, manager of supplementary education centre, professional growth, basic competencies, manager's personal qualities.

Инновационные преобразования в центрах дополнительного образования детей начинаются с инновационных преобразований руководителей, которые можно рассматривать в трех направлениях: усвоение базовых компетенции руководителя ДОД, развитие личных качеств, взаимодействие с воспитанниками, их родителями, коллегами, образовательными организациями. В основе базовых компетенций лежит умение стратегически мыслить, реализовать новые идеи (креативность), ориентироваться на конечный результат, видеть модель построения и развития своей организации. Личные качества руководителя ДОД определяются уверенностью, оптимизмом, этичностью поведения, решительностью. Основу коммуникации составляют навыки межличностного общения: управление взаимодействиями, доверие, интерес к людям, поиск и сбор информации, ориентация на развитие [1].

Для приобретения данных качеств и развития компетенций в деятельности руководителя ДОД необходим пропедевтический курс, для усвоения знаний по организации и творческой работе с коллективом, нарабатывания навыков организационно-управленческой деятельности, формирование эффективного межличностного взаимодействия, обеспечивающего реализацию поставленных задач.

Руководители центров дополнительного образования детей должны осознавать, что для закрепления определенных знаний, умений, навыков в организационной деятельности, диагностики причин слабых и сильных сторон коллектива, которыми они управляют, умения дать оценку деятельности коллективу необходимо повысить свой образовательный уровень. Мотивация саморазвития обусловлена профессиональными потребностями - желанием совершенствовать организационно-управленческую деятельность или устранить возникшие в ней проблемы, то есть стать профессионально более успешным [2].

Для апробации пропедевтического курса был организован формирующий эксперимент, который проводился пролонгированно на протяжении одного года работы с руководителями

ДОД. Цель курса - формирование компетентности руководителя дополнительного образования детей на основе современных технологий и методик по организации и работе центра дополнительного образования детей.

Пропедевтический курс учитывал направленность личности руководителя (потребности, чувства, интересы); возможности (способности выполнять функции руководителя); стиль (мотивация достижений, обретение уверенности в себе, возможность самовыражения).

Пропедевтический курс начинался с теоретической части с целью усвоения базовых компетенции руководителя ДОД. Лекционный курс помог действующим руководителям уверенно владеть методическим материалом и применять его в деятельности руководителя центра с педагогами, воспитанниками различных возрастных групп и их родителями.

Постановка задач по реализации организационной функции обосновывалась в ходе лекционных занятий пропедевтического курса, семинарские занятия с руководителями центров ДОД ориентировали на коллективную творческую дискуссию, которая предоставляла возможность равноправного, активного участия каждого слушателя в обсуждении предлагаемых решений, обмена идеями, суждениями (табл. 1].

В результате лекционных и семинарских занятий руководители центров ДОД имели возможность поделиться своими знаниями и опытом, что повлияло на повышение мотивации к избранной деятельности руководителя.

Установка «Я - руководитель» формировалась в процессе лекций, семинаров и закреплялась на практических занятиях посредством анализа организационно-управленческой деятельности, что способствовало активизации самостоятельности слушателей курса. Руководители ДОД представляли собственные взгляды на развитие своей образовательной организации, в своих выступлениях прибегали к визуальным средствам, умели зримо обрисовать будущее развитие коллектива, применяли разнообразные формы убеждения других слушателей.

В условиях постоянных изменений в области образования руководителю необходимо развивать умение замечать и просчитывать различные варианты действий и когда это целесообразно, рисковать, стремясь при этом максимально предвидеть последствия, использовать

Таблица 1

№ п/п Наименование разделов дисциплин, тем Всего Виды занятий

лекции семинары практические занятия

I Организационная работа по созданию Центра дополнительного образования детей 26 12 6 8

1.1 Функции руководителя дополнительного образования детей 10 8 2

1.2 Этапы становления коллектива в системе дополнительного образования детей 8 2 4 2

1.3 Специфика работы с воспитанниками в системе дополнительного образования детей 8 2 - 6

II Функционирование Центра дополнительного образования детей 28 14 6 8

2.1 Формирование культуры предметной деятельности 8 4 2 2

2.2 Формирование культуры социального взаимодействия 6 4 2

2.3 Методики преподавания в системе дополнительного образования детей 10 4 - 6

2.4 Методика изучения личности воспитанника 4 2 2

III Реализация творческих умений и навыков 18 4 4 10

3.1 Воспитание в различных сферах деятельности (познавательной, игровой, трудовой, досуговой, общественно значимой) 8 2 2 4

3.2 Воспитательное значение совместных мероприятий с различными образовательными организациями 10 2 2 6

Всего 72 30 16 26

креативный подход и интеллектуальный потенциал своих преподавателей.

Практические задания курса носили творческий характер и позволяли максимально раскрыться, быть готовым к быстрому переключению с одной идеи на другую, развивали способность детально разрабатывать возникшие идеи.

Пропедевтический курс способствовал осознанию руководителя ДОД невостребованных ранее своих потенциальных возможностей и развитию личностных особенностей, раскры-

тию «Я - творческого», умению замечать и поддерживать новое, искать более эффективные пути выполнения заданий, самосовершенствоваться, выходить за рамки формальных обязанностей, направленных на более широкие цели.

Важным ресурсом деятельности руководителей ДОД являются помощники (круг людей, способствующих развитию этой сферы), благодаря которым руководители могут сделать свою работу более интенсивной, индивидуально ориентированной, облегчить организацию

тех или иных занятий, использовать опыт окружающих.

Опора на использование педагогического потенциала в дополнительном образовании детей дает возможность построения процесса профессионально-творческого совершенствования на принципах гибкости, вариативности, динамичности, открытости [3].

Сотрудничество обогащает личный опыт руководителя центра дополнительного образования детей значимым содержанием, раскрывает объективную и субъективную значимость его профессиональной деятельности.

Овладение новыми знаниями помогает раскрыть цели педагогической профессии, связав их с целями общественными, что делает очевидной связь между общественной и личной значимостью педагогической профессии [4].

Взаимодействие с субъектами образовательного процесса способствует не только профессиональному росту руководителей, но и дает возможность получения оперативной информации о возможности включения учащихся в деятельность центра ДОД, помогает в организации занятий и участии в мероприятиях, что способствует развитию и продвижению центра [5].

Для реализации своих потенциальных возможностей и потребностей в самореализации, творческом развитии коллективов центра ДОД руководителям необходимо взаимодействовать с педагогом-организатором, который помогает в решении методических, организационных, воспитательных проблем, содействует выявлению и развитию талантов учащихся.

Педагог-организатор помогает проектировать мероприятия, создавать условия для работоспособности коллективов, организации и участия в различных выступлениях, конкурсах, концертах, способствует педагогическому росту руководителя центра ДОД, обеспечивая совместное проектирование образовательной деятельности.

Педагог-организатор оказывает помощь в овладении основами педагогического общения, в повышении его профессионально-педагогической компетентности, во взаимоотношениях и взаимодействиях с учащимися: безоценочно воспринимать их личностные особенности, сопереживать их успехам и неудачам, развивать собственную наблюдательность, признавать и подчеркивать уникальность каждого

учащегося, придерживаться сотруднического типа отношений.

Взаимодействие с классным руководителем (если центр ДОД работает в общеобразовательной школе), помогает обнаружить учащихся, обладающих инициативой, самостоятельностью, творческими способностями. Классный руководитель является духовным посредником между руководителем центра дополнительного образования детей, учащимся и родителями в освоении основ человеческой культуры, организатором их отношений сотрудничества. Подобное взаимодействие дает возможность руководителю не только сделать центр дополнительного образования массовым, т. е. вовлечь наибольшее количество учащихся, но и помогает обсудить волнующие его проблемы (воспитательные, дидактические, социальные). Классный руководитель информирует руководителя центра ДОД о динамике развития учащегося, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье, помогает скорректировать действия, предварительно познакомив с особенностями психического развития учащихся, со способами педагогического влияния. Руководитель центра ДОД в процессе взаимодействия с классными руководителями обогащает свои знания об особенностях воспитательной деятельности, получает более полное представление об учащихся, которые пришли на хореографические занятия.

Взаимодействие с социальным педагогом позволяет выявлять интересы и потребности, трудности и проблемы учащихся, способствует разрешению конфликтных ситуаций, подсказывает руководителю центра ДОД, как лучше вести себя с проблемным ребенком, как его заинтересовать творчеством.

Функция взаимодействия психолога и руководителя дополнительного образования детей является основной как с педагогической, так и с психологической точки зрения. Оказывая соответствующую поддержку, психолог помогает решать задачи развития, самоактуализироваться в педагогической деятельности. Думающие руководители ДОД благодаря взаимодействию с психологом становятся не только хорошими педагогами, но и умелыми психологами, целенаправленно изучающими в процессе своей деятельности психологические особенности учащихся; используют получаемые им знания

для совершенствования своей деятельности. Консультации психолога содействуют личностной успешности руководителей ДОД, помогают выявлять причины сложностей в работе и взаимоотношениях с учащимися.

Основой коллегиального взаимодействия психолога и руководителей ДОД является рефлексивно-содержательный анализ совместных действий, их взаимная координация, контроль и оценка, совместный поиск и последующее планирование новых способов организации совместной работы.

Сотрудничество с руководителями других творческих коллективов позволяет найти единомышленников для осуществления творческих и деловых контактов, для определения содержания и подготовки различных массовых мероприятий. Для руководителей ДОД значима атмосфера доверия и взаимопомощи среди коллег, взаимодействие с субъектами образовательного процесса является важной организационной базой для осуществления педагогической деятельности и развития детских коллективов центра.

Необходимо отметить, что в качестве средства повышения эффективности работы по функционированию центров ДОД выступает и взаимодействие руководителей с родителями учащихся. Для формирования сотрудничества между взрослыми и воспитанниками важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность, что способствует единению, сплочению коллектива. Формирование сотрудничества между руководителем центра, воспитанниками и родителями зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимоотношение взрослых в этом процессе. Руководители центров ДОД и родители - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда руководители центров и родители станут союзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения результатов. Продуктивное сотрудничество руководителей центров дополнительного образования детей с родителями учащихся при опоре на их ценности, традиции и жизненный опыт позволяют решать

общие проблемы коллектива. Выявление таланта учащихся и оказание помощи в его развитии происходит, в основном, в семье, поэтому родительское внимание направлено на понимание тех процессов, которые происходят в период взросления ребенка, чему способствует дополнительное образование. Задача руководителей хореографических коллективов заключается в поиске путей взаимодействия с родителями воспитанников с целью обеспечения единой образовательной среды.

По завершению формирующего эксперимента было проведено анкетирование 50 слушателей курса. Результаты анкетирования показали, что 33% респондентов отметили творческий подход главным качеством в деятельности руководителя центра. Практические задания помогли в развитии способности креативно мыслить, быстрому анализу педагогической ситуации, внимательности, сообразительности, самостоятельности. Творческое отношение к профессии проявлялось в способности во всем находить возможность для творчества, в поиске принципиально новых решений. 42% акцентировали важным поиск стиля преподавания, 12% указали потребность в повышении профессиональной квалификации, то есть желание руководителя ДОД стать профессионально успешным.

В начале прохождения пропедевтического курса 18% респондентов акцентировали, что педагогическая деятельность для них - это сфера самореализации, где можно вносить изменения в процесс преподавания, по завершению занятий 33% отметили, что готовы к инновациям в преподавании и профессиональному росту. Потребность в повышении профессиональной квалификации для совершенствования педагогической деятельности, была выявлена в начале проведения занятий у 5% слушателей, по завершении курса 27% респондентов выразили желание повысить уровень своего образования для более высоких достижений в качестве руководителя ДОД.

Проведенное анкетирование руководителей центров дополнительного образования детей показало, что в начале проведения пропедевтического курса интерес к профессии руководителя центра ДОД проявляли 17% респондентов, после его завершения число возросло до 45%. Мотивы работы руководителем Центра допол-

нительного образования детей абсолютно индивидуальны, их вряд ли возможно уложить в рамки строго установленных правил. Одни слушатели говорили о личностной реализации 15%, другие о возможности карьерного роста 6%, необходимости в разработке новой методики преподавания 5%, желании работать с детьми 24%. Но чем бы ни мотивировалось желание быть в данной профессии, каждый руководитель центра ДОД желает своему коллективу максимальной безупречности, чтобы он производил наиболее позитивное впечатление.

Библиографический список:

1. Зарецкая И. И. Профессиональная культура педагога : учебное пособие. - М. : Арманов-центр, 2010. - 144 с.

2. Сидорова Н. И., Коминова Е. Б. Педагогический поиск: практика дополнительного образования детей. - М., 2007.

3. Логинова Л. Г. Методология управления качеством дополнительного образования детей. - М. : АПК и ППРО, 2009. - 132 с.

4. Полтавец Г. А. Научно-методические материалы по анализу практической проблемы оценивания качества в системе дополнительного образования детей : метод. пособие для рук. и педагогов учреждений доп. образования / Г. А. Полтавец, С. К. Никулин; Центр техн. творчества учащихся. - М. : Б. и., 2000. - 94 с. -Библиогр.: 79-85 с.

5. Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей : учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования, обучающихся по специальности 0317 «Педагогика доп. образования» /

Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. - М. : Владос, 2002. - 348 с.

References:

1. Zaretskaya I. I. Professional'naya kul'tura pedagoga: Uchebnoe posobie [The Teacher's Professional Culture: Study Guide], M., 2010, 144 p.

2. Sidorova N. I., Kominova E. B. Pedagogi-cheskiy poisk: praktika dopolnitel'nogo obrazova-niya detey [Pedagogical Search: Practice of Additional Education of Children], M., 2007.

3. Loginova L. G. Metodologiya upravleniya ka-chestvom dopolnitel'nogo obrazovaniya detey [The Methodology of Managing the Quality of Additional Education of Children], M., 2009, 132 p.

4. Poltavets G. A., Nikulin S. K. Nauchno-metodicheskie materialy po analizu prakticheskoy problemy otsenivaniya kachestva v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya detey : metod. posobie dlya ruk. i pedagogov uchrezhdeniy dop. obrazovaniya [Scientific and Methodological Materials on the Analysis of the Practical Problems of Evaluating the Quality of the Supplementary Education System : Handbook for Managers and Teachers of Supplementary Education Institutions], M., 2000, 94 p.

5. Evladova E. B., Loginova L. G., Mikhaylo-

va N. N. Dopolnitel'noe obrazovanie detey : ucheb. posobie dlya studentov uchrezhdeniy sred. prof. obrzovaniya, obuchayushchikhsya po spetsial'nosti 0317 «Pedagogika dop. obrazovaniya» [Supplementary Education: Handbook for Students of Secondary Vocational Education Institutions Majoring in 0317 "Pedagogy of Supplementary Education"], M., 2002, 348 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.