Научная статья на тему 'Перспективы обновления организации и содержания работы областного Центра дополнительного образования детей'

Перспективы обновления организации и содержания работы областного Центра дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
466
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / ИНФОРМИРОВАНИЕ / ФУНКЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАННОСТЬ / СОЦИАЛИЗОВАННОСТЬ / ГЕНДЕРНОСТЬ / МУЛЬТИПЛИЦИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов Владимир Петрович, Молчанов Сергей Григорьевич

В статье обсуждаются перспективы развития Центра, его роль в организации сетевого взаимодействия учреждений ДОД Челябинской области; обсуждаются традиции и инновации в дополнительном образовании детей в новой образовательной ситуации, предполагающей усиление акцентов на формирование социальной компетентности обучающихся в рамках исполнения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попов Владимир Петрович, Молчанов Сергей Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы обновления организации и содержания работы областного Центра дополнительного образования детей»

УДК 371.2 Владимир Петрович Попов

Областной центр дополнительного образования детей

Сергей Григорьевич Молчанов Академия гуманитарных наук

ПЕРСПЕКТИВЫ ОБНОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИИ СОДЕРЖАНИЯРАБОТЫ ОБЛАСТНОГО ЦЕНТРАДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯДЕТЕЙ1

В статье обсуждаются перспективы развития Центра, его роль в организации сетевого взаимодействия учреждений ДОД Челябинской области; обсуждаются традиции и инновации в дополнительном образовании детей в новой образовательной ситуации, предполагающей усиление акцентов на формирование социальной компетентности обучающихся в рамках исполнения федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.

Ключевые слова: традиции и инновации в дополнительном образовании детей, стратегические и тактические проекты, повышение квалификации, методическая работа, информирование, функции, управление, образованность, социализованность, гендерность, мультиплицирование.

Функционирование государственного учреждения дополнительного образования детей «Областной центр дополнительного образования детей - ОЦ ДОД»2 осуществлялось, по сложившейся на протяжении последних десяти лет традиции, по следующим направлениям:

• организация и проведение областных массовых мероприятий с обучающимися (воспитанниками) образовательных учреждений;

• развитие системы партнерских отношений с социальными институтами;

• организационно-методическое сопровождение функционирования учреждений дополнительного образования детей и других образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дополнительного образования детей;

• информационное обеспечение региональной системыДОД;

• сопровождение и (или) организация методической работы в учреждениях дополнительного образования детей;

• издание информационных, методических, инструктивных документов, пособий, рекомендаций и иной научно-методической продукции (по поручению Министерства образования и науки Челябинской области3;

• реализация образовательных программ дополнительного образования детей в следующих формах получения образования: очной, очно-заочной, экстерната.

Однако новая образовательная ситуация требует от Центра не только значительного обновления сложившихся практик, но также уточнения и корректировки приоритетных направлений его функционирования, как ведущего регионального центра в части а) методического и научно-методического сопровождения традиционных и инновационных образовательных программ дополнительного образования детей; б) организации прикладных исследований в учреждениях их реализующих и управления ими; в) в повышения квалификации педагогического и управленческого персонала (в рамках методической и организационно-методической работы).

© В. П. Попов, С. Г. Молчанов, 2012.

Инновационные направленияработы и (или) приоритетные,

стратегические функции Центра

В рамках Национальной стратегической инициативы «Наша новая школа» и в условиях внедрения ФГОСов 2-ого поколения, а также в соответствии с «Государственным заданием государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей “Областной центр дополнительного образования детей” на 2012 год» и поручений Министерства, очевидна необходимость в оптимизации количества и содержания направлений работы Центра, в их укрупнении, уточнении и представлении их в виде стратегических функций:

а) проектирование нормативных документов, регламентирующих организацию сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования детей в регионе;

б) создание организационных и методических условий для обеспечения открытости и доступности образовательных программ дополнительного образования детей;

в) методического и научно-методического сопровождения традиционных и инновационных образовательных программ дополнительного образования детей;

г) организация и проведение образовательно-исследовательской деятельности;

д) обеспечение функционирования образовательного учреждения - ОЦ ДОД - как образовательной системы дополнительного образования детей, т. е. обеспечение реализации образовательных программ дополнительного образования;

е) повышение квалификации (в части сопровождения внутриинституциональной методической работы) работников учреждений дополнительного образования.

Конечно же, стратегические функции региональной системы дополнительного образования детей в Челябинской области, равно как и стратегические функции Центра, определяет Министерство, а управленческий, методический и педагогический персонал Центра, с учетом своего места и роли в этой системе, своими действиями, как бы «наполняет» и реализует функции тактические.

Тактические функции Центра

Конечно же, стратегические, перспективные функции Центра определяет Министерство. В их рамках Центр реализует тактические функции. Так, например, предполагается усиление функции сбора, анализа, систематизации и нормирования (уже на уровне Министерства) социально-образовательных явлений и фактов в системе дополнительного образования детей. Реализация этой группы функций обеспечит необходимую и достаточную информированность обо всех компонентах образовательной системы дополнительного образования детей и создаст предпосылки для реализации функций научно-методического и методического ее сопровождения. Функцию сбора информации уже осуществляют структурные подразделения (рабочие группы) Центра.

После ее первичной обработки, состоящей в отнесении образовательных явлений и фактов к традиции или инновации, производится их первичная систематизация. Эта информация передается в структурные подразделения (рабочие группы) Центра, где она исследуется на предмет установления позитивных или негативных закономерностей, обнаруживающихся в ходе реализации новации (инновации). Для этого организуется экспертное оценивание. Его можно назвать функцией первичного оценивания. Затем проводится эксперимент и (или) апробация в строго контролируемых условиях и доводка новых позитивных закономерностей до уровня норм (алгоритмов), готовых к внедрению в практику. На этом этапе вновь производится экспертное оценивание. Его можно назвать внедренческим. По его итогам готовится проект нормативного документа, который представляется на согласование и утверждение в Министерство.

Таким образом, реализуется функция научного прогнозирования развития региональной образовательной системы дополнительного образования детей.

Экспертное оценивание эффективности (проведенное достаточно широким кругом привлеченных экспертов) уже внедренных и апробирующихся образовательных программ (авторских, в том числе), позволяет реализовывать функцию создания (на базе типовых федеральных) региональных образовательных программ дополнительного образования. После этого проекты региональных образовательных программ могут выноситься на утверждение в Министерство и приобретать статус «типовых, региональных». Эта функция- функция нормирования является компетенцией Министерства.

Новые нормы становятся содержанием непрерывного профессионально-педагогического и профессионально-управленческого образования персонала системы дополнительного образования детей и, таким образом, создаются условия для реализации функции повышения квалификации и управления качеством педагогического и управленческого персонала образовательной системы.

По мере возникновения различных проблем и для их последовательного разрешения в Центре предполагается формировать проектно-рабочие группы для исполнения функций проектирования, прогнозирования. Каждый проект возглавляется руководителем Проекта, который будет нести персональную ответственность за его исполнение, конечный результат, реализуя функции сопровождения и управления проектами. В состав группы Проекта будут входить как специалисты из различных структурных подразделений Центра, так и работники образовательных учреждений, органов управления образованием и служб сопровождения образовательной системы Челябинской области. По мере необходимости, это функции централизации-децентрализации.

Каждый специалист Центра является, как бы, главным специалистом (функция оперативного управления) в региональной образовательной системе по определенной группе направлений дополнительного образования детей и готовит ежегодный доклад (функции анализа, синтеза, систематизации, прогнозирования) по курируемой группе направлений, имея для этого определенную (нормативно-закрепленную) систему сбора, переработки и хранения информации. Каждый специалист Центра формирует свой актив, определяет и нормативно закрепляет «свои» экспериментальные и пилотные площадки, на которых ведется отработка алгоритмов деятельности по курируемым группам направлений дополнительного образования детей (функции апробации и экспертизы).

В Центре необходимо сформировать дирекции образовательных программ (туристско-краеведческой, экологической, художественно-творческой и т. д.) для реализации функций методического и научно-методического сопровождения каждой образовательной программы. Образовательные программы разрабатываются, корректируются дирекциями ОП и утверждаются Министерством в виде примерных, стандартно-типовых региональных образовательных программ, которые затем реализуются в учреждениях дополнительного образования Челябинской области.

Центр в структуреуправления дополнительным образованием детей

Центр - головная организация в системе дополнительного образования детей региональной образовательной системы. Структура управления Центром имеет в своем составе стабильную и мобильную подструктуры.

Стабильная подструктура необходима для решения задач стратегического контура и обеспечения функционирования Центра как образовательной организации. В ее составе дирекция (директор, заместители, руководители структурных подразделений, филиалов4) а также методисты по образовательным программам дополнительного образования; лаборанты; технический, обслуживающий персонал.

Мобильная подструктура обеспечивает решение задач оперативного контура, а также предназначена для исполнения поручений Министерства. В ее рамках создаются рабочие группы для сопровождения стратегических и тактических проектов, экспериментальных, пилотных и инновационных площадок, инновационных образовательных программ дополнительного образования детей, проектов сопровождения дополнительного профессионально-педагогического образования, проектов организации и проведения конкурсов, региональных представительств внешних организаций, координационных советов.

Руководителями этих мобильных подструктур назначаются работники Центра или другие специалисты, по согласованию с Министерством.

ФункцииЦентрав региональной системеуправлениякачеством

дополнительного образования детей

В системеуправления:

- создание и (или) отбор региональных образовательных программ дополнительного образования; организация их экспертизы;

- подготовка проектов для утверждения Министерством;

- методическое сопровождение реализации в УДОД области;

- создание типологии образовательных программ;

- обновление системы приема и передачи информации на всех уровнях управления и принятия управленческих решений.

В финансовом обеспечении (в разработке механизмов управления финансированием в системеДОД):

- разработка проектов нормативных документов финансово-экономического обеспечения:

У образовательных программ дополнительного образования;

У образовательных программ дополнительного профессионально-педагогического образования;

У инновационных площадок в системе дополнительного образования детей;

У организации и проведения конкурсов, олимпиад, выставок, смотров, фестивалей.

В материально-техническом обеспечении:

-разработка проектов нормативов:

У оснащенности образовательных программ дополнительного образования;

У рабочих мест различных специалистов в учреждениях дополнительного образования детей.

В содержании дополнительного образования с акцентом на допрофессиональное (предпрофессиональное) образование:

У отбор и систематизация авторских учебных материалов к образовательным программам дополнительного образования;

У сопровождение авторских (региональных) образовательных программ дополнительного образования;

У создание и (или) отбор... за счет наращивания издания множества вариантов образовательных программ, учебных и методических пособий;

У дидактическое и методическое сопровождение модифицированных программ;

У экспертное оценивание методического и дидактического обеспечения образовательных программ дополнительного образования.

В повышении квалификации педагогического персонала системыДО:

У разработка и реализация образовательных программ дополнительного профессионального образования работников ДО;

У создание ресурсных центров в региональной образовательной системе, а также учреждений-лабораторий, экспериментальных, пилотных, опорных площадок и включение их в сетевое взаимодействие;

У разработка образовательных программ профессионального образования (базового и дополнительного) тьюторов.

Обновление содержания обучения: форм организации обучения (воспитания), образовательных и социализационных занятий

В актуальной образовательной ситуации и с учетом внедрения ФГОСов 2-ого поколения возникла необходимость создания и (или) отбора новых методик (технологий) организации освоения обучающимися (воспитанниками) содержания дополнительного образования.

Наиболее перспективными являются: акции; проекты; конкурсы; олимпиады (интернет-олимпиады); выставки; форумы; торжественные линейки; программы; конференции; соревнования; профильные смены; областной палаточный лагерь (тематические смены); защита исследовательскихработ..

Все названные формы нуждаются в систематизации, описании, экспертной оценке и, после накопления позитивного опыта их внедрения, включения их в практику через повышение квалификации педагогического персонала.

Доминирующим способом организации работы с обучающимися (воспитанниками) должны стать социально-образовательные проекты (групповые и индивидуальные).

Методическое сопровождение управления «качеством» педагогического персонала

Основным объектом управления является профессиональная компетентность педагогического и управленческого персонала.

Первое направление: повышение профессиональной компетентности педагогического персонала дополнительного образования:

У дополнительное профессионально-педагогическое образование а) руководителей, б) педагогов;

У организация институциональной методической работы;

У организация инновационной (научно-методической) работы.

Второе направление: повышения социально-профессионального статуса работников дополнительного образования:

У организация и проведение профессиональных конкурсов («Сердце отдаю детям»: возможные номинации: «Педагог года - дополнительного образования детей»; «Руководитель года - учреждения дополнительного образования детей»; «Социальный педагог года»; «Тьютор года»).

У организация и проведение дидактико-методических конкурсов («Лучший конспект занятия в учреждении дополнительного образования»; «Лучшая авторская образовательная программа»; «Пассионарий Южного Урала»; «Инновация в дополнительном образовании»).

У методическое и экспертное сопровождение аттестации руководящих и педагоги-ческихработников дополнительного образования5.

У профессионально-педагогический трибунал работников дополнительного образования;

У создание ассоциаций работников дополнительного образования.

Методическое сопровождение аттестации УДОД

Методическое сопровождение аттестации учреждений дополнительного образования детей сопровождается со стороны Центра следующими направлениями его работы:

- создание и (или) отбор инструментария для оценивания образовательного учреждения, образовательной системы, образованности и социализованности обучающихся (воспитанников).

- участие в составе аттестационных (лицензионных, аккредитационных) комиссий (по поручению Министерства) в качестве экспертов;

- методическое и аудиторское сопровождение внутриинституционального оценивания.

Управление качеством освоенности содержания дополнительного образования

В решении проблемы управления качеством образования мы определили для Центра следующие направления работы:

- инструментальное обеспечение оценивания образованности и социализованности обучающихся (воспитанников) по образовательным программам дополнительного образования для всех уровней и направлений образования;

- обеспечение нормирования и стандартизации контрольно-измерительных материалов; их представление на различных носителях и в различных знаковых системах.

Управление качеством содержания обучения и воспитания

Направления работы6:

- организация широкого экспертного оценивания7:

У учебных материалов;

У методического и инструментального обеспечения образовательных программ дополнительного образования с акцентом на а) позитивную мотивацию обучающегося (воспитанника) в познавательной, творческой деятельности; б) выявление, актуализацию потенциала каждого обучающегося (воспитанника); в) формирование позитивных социальных компетенций и, прежде всего, личностной ответственности и гражданственности с учетом гендерности их проявления в поведении;

У способов профессионально-педагогического (профессионально-управленческого) воздействия и взаимодействия;

- внедрение позитивных практик и оценивание их эффективности с позиций: психического (динамика интеллектуальных функций), социального (освоение позитивных способов социальной деятельности) и физиолого-биологического (освоения способов здоровьесбережения) развития;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- методическое обеспечение технологии социально-образовательного проектирова-

Повышение квалификации

Направления работы:

- проведение обучающих семинаров, совещаний, практикумов, творческих лабораторий по вопросам организации, проведения и участия в областных мероприятиях;

- областное методическое совещание (ежегодное) «Развитие детского и молодежного общественного движения как одно из условий формирования социальной активности, инициативы, гражданской позиции детей и подростков»;

- деловые площадки (в виде методических дискуссий) «Социальная инициатива», «Социальная активность», «Социальная ответственность»;

Формы: видеоконференции; технология управленческих «поединков» (как инновационный подход) в теории и практике управленческой деятельности; вопросах воспитания лидеров молодёжных общественных объединений.

Создание системырегиональной образовательной статистики в системе ДОД

Направления работы:

- создание и (или) отбор инструментального обеспечения мониторинга образовательных объектов в системе дополнительного образования детей;

- создание центра образовательной статистики.

Издание инструктивно-методических материалов

Издание ежегодников:

1. «Экспедиции, поиски, исследования» (методические рекомендации).

2. «Летняя кампания - 201_____год» (сборник нормативно-правовых документов; сборник методических материалов и рекомендаций).

3. «Образовательные программы научно-технической и спортивно-технической направленности»8 (сборник)

4. «Я - гражданин России» (сборник лучших социальных проектов - победителей одноименного конкурса в электронном виде).

Информационная поддержка Работы Центра

Направления работы:

1. Активизация работы сайта Центра:

> увеличение количества разделов и объема информации;

> увеличение посещаемости форумов;

> открытие персональных блогов педагогов (руководителей) - победителей конкурсов;

^ формирование сетевых сообществ: обучающихся (воспитанников)9, педагогов, руководителей, социальных и бизнес-партнеров.

2. Мультиплицирование способов взаимодействия со средствами массовой информации: информационными агентствами («Урал-Пресс-Информ»), телевизионными каналами («Вести-Южный Урал», «Губерния», «Восточный экспресс», «СТС»), газетами («Южноуральская панорама», «Челябинский рабочий», «Российские недра», «Природа и мы», «Открытая газета»).

3. Проведение ежегодного «круглого стола»: «Роль молодежи в социально-экономическом развитии Челябинской области».

4. Плановые заседания рабочей группы по реализации ведомственной программы Главного управления молодежной политики Челябинской области «Нравственно-патриотическое воспитание молодежи Челябинской области».

5. Проведение ежегодного семинара: «Развитие молодежных инициатив. Программа SWOT с существующим молодежным самоуправлением».

6. Участие в плановых заседаниях Русского географического общества, Челябинского отделения Общества краеведов России.

7. Представление информации в пресс-службу при Министерстве.

8. Презентация публичного ежегодного отчета о функционировании Центра на совещании при заместителе Министра.

Для продвижения в решении всех вышеназванных направлений работы необходимо принять управленческие решения и выполнить некоторые управленческие действия по:

- регламентации и автоматизации планирования и организации исполнения мероприятий;

-оснащению компьютерной и оргтехникой;

- развитию информационно-методической и рекламно-издательской деятельности;

- внедрению информационно-коммуникационных технологий для очной дистанционной форм получения дополнительного образования.

Глоссарий

Для пояснения некоторых позиций, представленных в статье, авторы посчитали необходимым представить в виде глоссария свое авторское понимание некоторых традиционных и инновационных реалий в современном дополнительном образовании детей.

Аттестация педагогического персонала дополнительного образования - оценивание происходит относительно достижений детей, групп, команд, делегаций в различных состязательных акциях или количества участников. Таким образом, педагог «заточен» на результат в виде демонстрации его обучающимся (воспитанником) результата в рамках состязательной акции. Но обучающихся (воспитанников), которые становятся победителями, призерами, лауреатами ит. п. - не более 5-7 % от общего числа. А остальные?

Таким образом, оценивание компетентности педагога производится относительно количества побед и участников.

При этом победитель демонстрирует образовательные компетенции в определенной предметной области: (наука, искусство, конструирование, технология).

Эти образовательные, «предметные» компетенции ребенок (подросток, юноша, девушка) может приобрести и без участия педагога дополнительного образования. А компетенции в области социальных отношений, поведения? Т. е. социальные компетенции?

А вот позитивные социальные компетенции без помощи, поддержки, сопровождения со стороны взрослого (педагога, воспитателя, тьютора, наставника, тренера) приобрести невозможно!

И, если «предметные» компетенции высокого уровня возникают не у всех, то вот позитивные социальные компетенции должны возникнуть и развиться у всех обучающихся (воспитанников). Но поскольку это никак не оценивается, то и «заточенности» на эту работу нет.

Таким образом, оценивание профессиональной компетентности педагога должно производиться относительно прироста позитивных социальных компетенций у обучающегося (воспитанника). Но это не исключает возможности оценивания педагога относительно количества побед и участников.

Аттестация УДОД - задачи аттестации: установление..., идентификация... состояния...

Предмет аттестации:

либо образовательная система и тогда оцениванию подлежат следующие ее компоненты: педагогический персонал, содержание образования, содержание обучения, материально-техническое оснащение, финансово-экономическое обеспечение, система управления;

либо образовательное учреждение и тогда оцениванию подлежат следующие его компоненты: характеристика здания и прилегающей территории, учебно-методический аспект (оборудование мастерских, библиотечный фонд, учебно-опытный участок, спортивное оборудование и т. п.), социальный аспект (медицинская служба, пищеблок и т. п.),

воспитательный аспект (актовый зал, танцевальный класс, хоровой класс, оборудование для занятий и т. п.), управленческий аспект (автоматизированное рабочее место управленца, педагога, наличие оргтехники, банк образовательной информации, каналы обмена (получения и приема) информации и т. п.), вспомогательный аспект (наличие договоров найма и аренды помещений, развитие подсобных хозяйств и других видов производственной деятельности и т. п.), финансово-экономический аспект (источники финансирования).

Методическая дискуссия - обмен информацией о способах воздействия (взаимодействия) на (с) обучающихся (-имися) в рамках организации освоения образовательных и социальных компетенций и измерения их освоенности.

Мультиплицирование (от лат. тиШрИсайо - умножение) - обеспечение отражающего воздействия одной переменной на другую, зависимую; индуцирование новых способов взаимодействия со средствами массовой информации на основе активизации уже реализуемых, а также их инновационных сочетаний.

Образовательное учреждение - материальный носитель образовательной системы. Нормативная база функционирования образовательного учреждения. Взаимодействие с различными социальными институтами. Материально-техническое оснащение обучения и воспитания. Финансово-экономическое обеспечение. Наличие служб сопровождения и общественных организаций. Управление образовательным учреждением.

Образовательная программа - это комплекс, состоящий из определенного содержания образования, описанных средств педагогической коммуникации (формы, методы, приемы и средства обучения), а также из реально существующих и (или) создаваемых кадровых и материальных условий для реализации образовательных потребностей каждого обучающегося (воспитанника).

Образовательная система - обладает совокупностью следующих признаков: 1) педагогический персонал; 2) содержание образования; 3) содержание обучения; 4) материально-техническое оснащение; 5) финансово-экономическое обеспечение; 6) система управления.

Образованность - уровень освоенности стандартного содержания образования; уровень освоенности ключевых компетенций.

Педагогический персонал дополнительного образования - приоритетом, на котором следует сосредоточиться, является компонент «педагогический персонал». При этом мы понимаем, что рассчитывать на повышение заработной платы тоже не приходится в актуальной ситуации. При этом персонал в сфере образования - это тот фундамент, на котором держится вся отрасль. Если «уйдут» педагоги, то тогда завтра не понадобятся ни новое содержание образования, поскольку его некому будет реализовывать, ни новое материально-техническое оснащение, поскольку некому будет с ним работать, ни новые тарифные ставки, поскольку некому будет ни получать, ни платить и т. п.

Таким образом, в актуальной ситуации приоритетом должно стать сохранение персонала системы. Не имея возможности повысить заработную плату, можно пойти по пути создания законодательной, нормативно-правовой базы, обеспечивающей педагогическому персоналу а) социальную защиту б) повышение квалификации.

На сегодняшний день сформулированы концептуальные подходы и созданы инструменты для оценивания:

а) социально-профессионального статуса:

б) профессионально-педагогической квалификации

Рабочая группа - создается в связи с поручением Министра по исполнению конкретной задачи, реализации проекта, акции и проч. В ее состав входят специалисты из различных подразделений Центра. Группа формирует Проект, реализует его и готовит аналитический доклад по итогам.

Руководители координационных советов - обеспечивают координация работ с внешними организациями, институтами (Совет по детско-юношескому геологическому движению в Уральском Федеральном округе; Совет с Управлением ГИБДД ГУВД).

Внешние организации: Челябинский государственный университет, Челябинский государственный педагогический университет, Русско-Британский институт управления; ветеранские организации; Челябинским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования.

Руководители проектов организации и проведения конкурсов - обеспечивают организацию и проведения плановых конкурсов, а также конкурсов (по поручению Министерства). Подготовка делегаций (команд) для участия во Всероссийских конкурсах.

Руководители стратегических проектов - обеспечивают работу в рамках следующих проектов (по поручению Министерства):

- методологические основы дополнительного образования детей;

- компаративные исследования образовательных программ дополнительного образования детей;

- проблемы социализации, воспитательной работы, создание (отбор) инструментального обеспечения социологических исследований;

- организация и содержание управления дополнительным образованием детей;

- нормативное финансирование, типовые штатные расписания, типовые формы организации управления, типовые документы о структурных подразделениях образовательных учреждений;

- разработка и (или) отбор методик для оценивания динамики интеллектуальных и социальных компетенций;

- профилактика профессионального «выгорания» педагогических и руководящих работников учреждений дополнительного образования;

- обеспечение эффективного взаимодействия педагогов и учащихся;

- психологическая помощь детям в семье (обучение детей приемам психологической защиты); интеграция образовательных программы дополнительного и специального (коррекционного) образования;

- проблемы теории обучения.

Руководители тактических проектов - обеспечивают работу в области частных дидактик (методик) обучения и воспитания в рамках образовательных программ дополнительного образования.

Руководители проектов сопровождения дополнительного образования - обеспечивают работу в области партнерства с различными службами сопровождения; организуют создание и (или) отбор методик (технологий): аттестации педагогического и управленческого персонала и образовательных структур ДОД; организации и содержания методической и научно-методической работы в дополнительном образовании; организации и содержания психологического обеспечения дополнительного образования; организации и содержания социологического обеспечения образования (социальной защиты участников образования); экспертных систем в сфере дополнительного образования (разработка инструментального обеспечения измерения различных объектов в сфере образования); оценивания материально-технического обеспечения образования, охраны труда.

Руководители региональных представительств - обеспечивают региональную работу Всероссийских организаций, конкурсов, соревнований, олимпиад и т. д. (Всероссийский Национальный конкурс водных проектов; Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов учащихся «Вода на Земле»; конкурс Общественного Совета по патриотическому воспитанию и военно-шефской деятельности при Законодательном собрании Челябинской области);

Руководители образовательных программ дополнительного образования - обеспечивают методическое и научно-методическое сопровождение образовательных программ дополнительного образования. Создают и (или) отбирают методики (технологии) реализации. Создают методические дирекции образовательных программ; определяют сеть УДОД, в которых они развернуты. Определяют головные УДОД по отдельным образовательным программ, на базе которых разворачивается методическая, научно-методическая, инновационная, экспертная работа, а также повышение квалификации, включая стажировки. (10 направлений образовательных программ дополнительного образования: по способу получения образования: очная, заочная: по уровню освоения: профессионально - ориентированный уровень; углубленный уровень; общекультурный уровень; по срокам: 1, 2, 3, 4 года): художественно- эстетическое (народного уральского творчества); туристско-краеведческое (историческому краеведению, основам геологии, флористики Уральского края); эколого - биологическое; социально-педагогическое; культурологическое; спортивно-техническое; физкультурно-спортивное («Чарлидинг» и «Волейбол»; историческо-краеведческое (геология, флористика уральского края).

Тьютор - посредник между обучающимся (воспитанником) и работодателем, защитник его прав и интересов в социально-образовательных, правовых институтах.

Функция - (от лат. Шпсйо исполнение) - «1) обязанность, круг деятельности; назначение, роль...» [11. С. 859].

Экспериментальные (пилотные) образовательные учреждения, на базе которых производится разработка, апробация, экспертиза стандартно-типовых проектов ДОД и дополнительное профессиональное образование специалистов ДОД Челябинской области.

Документы:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Об образовании. - ФЗ РФ № 3266-01 от 10.07.1992 г.

3. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. - ФЗ РФ № 124-ФЗ от 24.07.1998 г.

4. Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) и на содержание имущества областных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Челябинской области. - Приказ № 01-1427 от 13.09.2011 г.

5. Областная целевая программа реализации национального проекта «Образование» в Челябинской области.

6. Примерная основная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е. С. Савинов. - М. : Просвещение, 2010. - 191 с. - (Стандарты второго поколения).

7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы детских туристических лагерей палаточного типа в период летних каникул. - СанПиН 2.4.4.2605-10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010г.№91,г. Москва.

8. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения). - СанПиН 2.4.4.1251-03, № 4594 от 27.05.2003 г.

9. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Постановление Правительства№ 233 от 07.03.1996 г.

10. Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления. - Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52887-2007.

Список литературы

1. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов [Текст] : 17 000 слов. - М. : Русские словари : АСТ : Астрель, 2007. - 957, [3] с.

2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов [Текст] / Диоген Лаэртский. - М. : Мысль, 1986. -571 с.

3. Закурдаева, Л. Г. Формирование социальных компетенций у детей с особыми образовательными потребностями [Текст] / Л. Г. Закурдаева // Челябинский гуманитарий.

- 2009. -№2 (8). -С.51-54.

4. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. -№5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетент-ностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст] / И. А. Зимняя. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

6. Леднев, В. С. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования : теория и практика [Текст] / В. С. Леднев, Н. Д. Никандров, М. В. Рыжаков. - М., 2002.

7. Марушкина, И. А. Эволюция урока в общеобразовательных учебных заведениях России: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Электронный ресурс] / И. А. Марушкина. -иг1:Шр://к8ри.ка1^а.ги/й1е8/паика/ёос/ё/тагшккта.ёос.

8. Молчанов, С. Г. Категория «воспитание» и образовательные программы воспитательной работы [Текст] / С. Г. Молчанов, К. Г. Трот // Челябинский гуманитарий. - 2009.

- № 3(9). - С. 74-86.

9. Молчанов, С. Г. Формирование и оценивание социальных компетенций в образовательном учреждении : учеб.-метод. пособие для классного руководителя [Текст] / С. Г. Молчанов. - Челябинск : Челябинский гуманитарий, 2010.- 96 с.

10. Молчанов, С. Г. Формирование и оценивание социальных компетенций в образовательном учреждении : учеб.-метод. пособие для классного руководителя [Текст] / С. Г. Молчанов. - Челябинск : ООО «Энциклопедия», 2010.- 36 с.

11. Молчанов, С. Г. Воспитание - инструмент социализации и образования [Текст] / С. Г. Молчанов, Г. Г. Вороненко // Актуальные проблемы повышения качества общего и профессионального образования в условиях модернизации. Материалы международной научно-практической конференции (г. Челябинск, 16 декабря 2008). Ч. 2. - Челябинск : Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009.

12. Молчанов, С. Г. Содержание социализации, социальные компетенции, социализо-ванность [Текст] / С. Г. Молчанов, А. Т. Тутатчиков // Челябинский гуманитарий. - 2009.

- № 3(9). - С. 87-97.

13. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б. М. Бим-Бад ; ред. кол. : М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. - М. : Большая Рос. Энциклопедия, 2003. - 528 с.

14. Психологический словарь [Текст] / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. - М. : Педагогика, 1983. - 448 с.

15. Рототаева Н. А. Психологические условия развития социальной компетентности в юношеском возрасте [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н. А. Рототаева. - М., 2002.

16. Советский энциклопедический словарь [Текст]. - М. : Сов. Энциклопедия, 1979. -1600 с.

17. Энциклопедия для детей. Т. 6, Ч. 2. Религии мира [Текст]. - М. : Аванта+, 1996. -688 с.

Примечания

1 Научно-консалтинговое сопровождение подготовки материалов к статье осуществлено С. Г. Молчановым, академиком Академии гуманитарных наук, профессором, доктором педагогических наук.

2 В дальнейшем - Центр.

3 В дальнейшем - Министерство.

4 Например, «Театральная школа», опытная площадка «Тургояк».

5 Участие в инструментальном обеспечении работы экспертных групп при ГАК.

6 Любое из вышеназванных направлений может быть развернута в виде проекта, имеющего в своей структуре институциональные, групповые и индивидуального подпроекты, связанные между собой.

7 Оценивание их эффективности производится при помощи специального инструментария. Наиболее эффективные учебные материалы и способы профессионально-педагогического воздействия становятся содержанием непрерывного профессионально-педагогического образования.

8 Издаются региональные образовательные программы, а также авторские, прошедшие экспертизу, конкурс, одобренные и рекомендованные Министерством образования и науки Челябинской области.

9 Прежде всего областных заочных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.