Научная статья на тему 'Формирование позитивной социализованности у обучающихся с нарушениями речи'

Формирование позитивной социализованности у обучающихся с нарушениями речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТОРЫ / ЛОГОПЕДИЯ / ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ / ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ / МОНИТОРИНГИ / ПАТРИОТИЧНОСТЬ / ACTORS / LOGOPEDICS / CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS / SEVERE SPEECH DISORDERS / SOCIALIZATION OF CHILDREN / MONITORING / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Войниленко Наталия Васильевна, Молчанов Сергей Григорьевич

В статье обсуждаются состояние и перспективы работы инновационной площадки Федерального института развития образования (ФИРО Министерства образования и науки РФ), открытой на базе школы-интерната; обосновывается социальная значимость решаемой проблемы «формирование позитивной социализованности у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи»; уточняются цели программы развития образовательной организации (образованность и социализованность обучающихся); описывается (через триаду «Что? Как? Каков?») новая, адекватная решаемой проблеме воспитательная компонента в образовательной организации; уточняется содержание феномена «воспитание» как способа социального вмешательства в процесс социализации человека; предлагается к обсуждению инновационное инструментальное наполнение профессионально-педагогической деятельности (социального вмешательства) педагогов и родителей в процесс социализации обучающихся и воспитанников; фиксируются объекты и субъекты социального вмешательства: дети и родители (семья); доказывается новизна предлагаемого научного, методического и инструментального обеспечения воспитательной работы (воздействия на социализованность; оценивания, измерения и фиксации социального статуса обучающегося); предлагается описание полученных от реализации инноваций эффектов для обучающихся, педагогов, менеджеров и родителей; предлагается обновление и уточнение терминологического пространства коррекционной педагогики такими категориями, как «актор», «действие», «временная стандартизация содержания социализации», «инновирование», «инновировать», «патриотичность», «поступок», «социализованность», «социальное вмешательство», «способы активизации участия родителей в социализации детей».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF POSITIVE SOCIALIZATION AMONG LEARNERS WITH SPEECH DISORDERS

The article discusses the current state and prospects of functioning of the innovative platform of the Federal Institute of Education Development (FIED of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation) opened on the base of a boarding school. It also substantiates the social significance of the problem of “formation of positive socialization of learners with severe speech disorders”. The goals of the educational organization development program (education and socialization of students) are specified. The authors describe a new component of upbringing adequate to the problem under solution (via the triad “What? How? What kind of?”). The article specifies the content of the phenomenon of “upbringing” as a method of social intervention in the process of human socialization. The authors offer innovative instrumental content of professional-pedagogical activity (social intervention) of teachers and parents in the process of socialization of students and pupils for discussion. The study determines the objects and subjects of social intervention: children and parents (family). The novelty of the proposed scientific, methodological and instrumental support for educational work (intervention on socialization, evaluation, measurement and fixation of the student’s social status) has been proved. The article provides a description of the effect of the implementation of innovations for students, teachers, managers and parents. It suggests new terminology of special pedagogy and specifies such concepts as “actor”, “action”, “temporary standardization of the content of socialization,” “innovation,” “innovate,” “patriotism,” “act,” “socialization,” “social intervention”, and “methods of activation of the participation of parents in socialization of children”.

Текст научной работы на тему «Формирование позитивной социализованности у обучающихся с нарушениями речи»

УДК 37.035; 376.37

ББК Ч457 ГСНТ

Н. В. Войниленко С. Г. Молчанов Челябинск, Россия

14.29.29 Код ВАК 13.00.03

N. V. Voynilenko S. G. Molchanov Chelyabinsk, Russia

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗОВАННОСТИ

У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

FORMATION OF POSITIVE SOCIALIZATION AMONG LEARNERS WITH SPEECH DISORDERS

Аннотация. В статье обсуждаются состояние и перспективы работы инновационной площадки Федерального института развития образования (ФИРО Министерства образования и науки РФ), открытой на базе школы-интерната; обосновывается социальная значимость решаемой проблемы «формирование позитивной социали-зованности у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи»; уточняются цели программы развития образовательной организации (образованность и социализованность обучающихся); описывается (через триаду «Что? Как? Каков?») новая, адекватная решаемой проблеме воспитательная компонента в образовательной организации; уточняется содержание феномена «воспитание» как способа социального вмешательства в процесс социализации человека; предлагается к обсуждению инновационное инструментальное наполнение профессионально-педагогической деятельности (социального вмешательства) педагогов и родителей в процесс социализации обучающихся и воспитанников; фиксируются объекты и субъекты социального вмешательства: дети и родители (семья); доказывается новизна предлагаемого науч-

Abstract. The article discusses the current state and prospects of functioning of the innovative platform of the Federal Institute of Education Development (FIED of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation) opened on the base of a boarding school. It also substantiates the social significance of the problem of "formation of positive socialization of learners with severe speech disorders". The goals of the educational organization development program (education and socialization of students) are specified. The authors describe a new component of upbringing adequate to the problem under solution (via the triad "What? -How? - What kind of?"). The article specifies the content of the phenomenon of "upbringing" as a method of social intervention in the process of human socialization. The authors offer innovative instrumental content of professional-pedagogical activity (social intervention) of teachers and parents in the process of socialization of students and pupils for discussion. The study determines the objects and subjects of social intervention: children and parents (family). The novelty of the proposed scientific, methodological and instrumental support for educational work (interven-

ного, методического и инструментального обеспечения воспитательной работы (воздействия на социализо-ванность; оценивания, измерения и фиксации социального статуса обучающегося); предлагается описание полученных от реализации инноваций эффектов для обучающихся, педагогов, менеджеров и родителей; предлагается обновление и уточнение терминологического пространства кор-рекционной педагогики такими категориями, как «актор», «действие», «временная стандартизация содержания социализации», «инновирова-ние», «инновировать», «патриотичность», «поступок», «социализован-ность», «социальное вмешательство», «способы активизации участия родителей в социализации детей».

Ключевые слова: акторы; логопедия; дети с нарушениями речи; тяжелые нарушения речи; социализация детей; мониторинги; патриотичность.

Сведения об авторе: Войниленко Наталия Васильевна, кандидат педагогических наук, почетный работник образования РФ.

Место работы: доцент кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования, ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет; директор муниципального бюджетного образовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) № 11 г. Челябинска».

Контактная информация: 454074, града, 21.

E-mail: [email protected].

tion on socialization, evaluation, measurement and fixation of the student's social status) has been proved. The article provides a description of the effect of the implementation of innovations for students, teachers, managers and parents. It suggests new terminology of special pedagogy and specifies such concepts as "actor", "action", "temporary standardization of the content of socialization," "innovation," "innovate," "patriotism," "act," "socialization," "social intervention", and "methods of activation of the participation of parents in socialization of children".

Keywords: actors; logopedics; children with speech disorders; severe speech disorders; socialization of children; monitoring; patriotism.

About the authorVoynilenko Nataliya Vasil'evna, Candidate Of Pedagogy, Associate Professor.

Place of employment: South-Urals State Humanitarian-Pedagogical University; Municipal Budgetary Educational Institution "Chelyabinsk Special (rehabilitation) General Education Boarding-School for Children with Disabilities (severe speech disorders) № 11".

[, г. Челябинск, ул. Героев Танко-

Сведения об авторе: Молчанов Сергей Григорьевич, доктор педагогических наук, профессор, почетный работник высшего образования РФ, отличник просвещения РФ.

Место работы: профессор кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования, ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет; Председатель родительского движения «Союз семьи и школы»; эксперт Национальной родительской ассоциации (НРА РФ). Контактная информация: 454080, E-mail: [email protected].

About the author: Molchanov Sergey Grigor'evich, Doctor of Pedagogy, Professor.

Place of employment: Department of Theory, Methods and Management of Preschool Education, South Urals State Humanitarian Pedagogical University; Chairman of the Parents' Movement "Union of School and Family", Chelyabinsk, Russia.

[, г. Челябинск, пр-т Ленина, 69.

Задачи инновационной площадки

Во исполнение ФЗ «Об образовании ...» функционирование нашего учреждения (специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) № 11 г. Челябинска) осуществляется в соответствии с Программой развития на период до 2018 г.

Нам представляется, что генеральная цель Программы развития любой образовательной организации [11] состоит в том, чтобы развивать (увеличивать их количество и качество) образовательные и социальные компетенции обучающихся. Ведь любая образовательная организация создается для образования и

© Войниленко Н. В., Молчанов С. Г., 2017

социализации обучающихся и воспитывающихся в ней, а для этого в организации и развернуты два процесса: обучение и воспитание. Обучение готовит человека к действию, а воспитание — к поступку, как утверждается в наших исследованиях [1; 7; 8; 9; 10; 12].

Для выполнения цели Программы развития решаются, в частности, следующие две задачи:

1) увеличение эффективности социализационной деятельности педагогов по формированию позитивных поведенческих компетенций обучающихся;

2) внедрение инновационных технологий социализации параллельно с реализацией образовательных программ дошкольного1, общего, коррекционного и дополнительного образования.

Поскольку реализация этих задач обусловила необходимость поиска их адекватного инструментального обеспечения, постольку мы обратились в ФИРО при Министерстве образования и науки (МОиН) РФ с просьбой открыть на базе нашей образовательной организации федеральную инновационную площадку под руководством Б. В. Белявского [1].

Целью нашего инновирова-ния2 мы определили разработку и апробацию инструментального обеспечения формирования позитивных социальных компетенций у обучающихся и воспитанников (включая детей дошкольного возраста).

В качестве объекта инновационной деятельности мы выбрали процесс социализации обучающихся и воспитанников. Подчеркнем при этом, что мы инно-вировали одновременно в нескольких направлениях, и одно из них — обновление воспитательной работы с усилением акцента на социализацию. Затем мы конкретизировали предмет инноваций, приняв решение сосредоточиться на инструментальном обеспечении формирования позитивных социальных компетенций у наших обучающихся и воспитанников.

Такая постановка инновационной деятельности обусловлена нашим пониманием чрезвычай-

ной социальной значимости проекта. Мы исходили из необходимости исполнения следующих нормативных документов: 1) «Стратегии развития воспитания в РФ (2015—2025)»; 2) Закона РФ «Об образовании...» (статьи 44-я, 89-я, 97-я) [5]; 3) ФГОС СКО; 4) «Стратегии развития гражданского общества на Южном Урале»; 5) госпрограммы от 30.12.2015 № 1493 «Патриотическое воспитание граждан РФ в 2016—2020 годах».

Следует особо подчеркнуть, что социальная значимость проекта обосновывается также и необходимостью преодоления «ценностной катастрофы» [14], о которой В. В. Путин говорил в Послании Президента 12 декабря 2012 г.

Решаемая проблема

В вышеназванном Послании Президента РФ также говорится о необходимости создания современной воспитательной компоненты [14] в каждой образовательной организации [1; 13].

Проблема ее выстраивания состоит в том, что в обществе и, следовательно, в образовании, во-первых, отсутствует представление о стандартном содержании социализации, т. е. нет нормативного ответа на вопрос что воспитывать? и, во-вторых, нет ответа на вопрос как измерять, как оценивать социализован-ность?4. Между тем создание

новой воспитательной компоненты предполагает «внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий воспитания и социализации детей и молодежи» [13, с. 12] (курсив наш. — Н. В., С. М.).

Поэтому мы считаем, что инновационная воспитательная компонента должна быть стандартной и отвечать на следующие стандартные вопросы:

1) какие ценности (социальные компетенции) воспитывать (формировать)?

2) как это делать: а) адекватно (вызовам), б) экономично (с учетом сложившихся социально-экономических условий), в) операционально (обеспечивая комфортное для педагогов, детей и родителей социальное вмешательство в социализацию всех субъектов социализационно-образова-тельного процесса)?

3) как фиксировать увеличение/ уменьшение позитивной социали-зованности?

К этим вопросам можно предложить следующие пояснения.

Ответить на первый вопрос означает определить стандартную совокупность социальных компетенций, т. е. стандартное содержание социализации. Президент РФ В. В. Путин уже стандартизировал ответственность, гражданственность и духовность, назвав их основными ка-

чествами российского гражданина, поэтому отбор стандартного содержания социализации должен производиться, во-первых, из названных в Президентском послании от 12 декабря 2012 г. «духовных скреп»; во-вторых, — из компетенций, названных в госпрограмме «Патриотическое воспитание граждан.» (30.12.2015).

Однако пока МОиН РФ и РАО такую стандартизацию не провели, мы, опираясь на статьи 44-ю, 87-ю и 97-ю ФЗ «Об образовании.» [5], предлагаем вариант временной стандартизации содержания социализации: стандартные компетенции могут быть определены для каждой конкретной группы обучающихся (воспитанников) на основе социального заказа самих обучающихся и (или) их родителей 5 [1; 3; 7].

Ответить на второй вопрос означает стандартизировать способы социального вмешательства в социализацию обучающихся (воспитанников), т. е. формы, методы, приемы и средства воспитания; произвести систематизацию всех имеющихся и на ее основе создать хотя бы предварительную (пусть временную, но стандартную) таксономию (классификацию) способов воспитания. Мы уже попытались произвести стандартизацию, основанную на том, что ребенок должен знать, что уметь и как реально действовать [1; 2; 7].

Ответить на третий вопрос означает стандартизировать процедуры, формы и инструменты фиксации (оценивания) увеличения/уменьшения выраженности позитивных социальных компетенций. И здесь основанием для создания инструментального обеспечения служит наша теория поступка [9].

Мы уже давно отстаиваем собственную точку зрения, согласно которой новая «воспитательная компонента» должна отвечать на три вопроса: «ЧТО?», «КАК?» и «КАКОВ?». И на эти три вопроса должны получить ответ и ребенок, и родитель, и педагог, и государство [10].

Мы уже не однажды отмечали [7; 13], что нынешняя «воспитательная компонента» в школах, детских садах и подобных учреждениях по преимуществу отвечает на вопрос «КАК?» и находит свое отражение в плане воспитательной работы в виде перечня мероприятий на определенный период. Мы же предлагаем ответы на вопросы «ЧТО?» и «КАКОВ?». Предлагаем инструментарий для заполнения этих лакун (1) что воспитывать и 2) как фиксировать социализованность), и в этом новизна нашего проекта.

Научная и практическая значимость наших инноваций

Апробация инструментального обеспечения формирования и

оценивания позитивных социальных компетенций, таких как «ответственность», «гражданственность», «пассионарность», «патриотичность», «уважительность», «готовность к защите» и других «духовных скреп», будет иметь своими следствиями:

- систематизацию содержания и организации воспитательной работы для решения локальных и глобальной проблем «ценностного и демографического кризиса» (В. В. Путин) [14];

- повышение управляемости социализации в образовательной организации и семье;

-увеличение достоверности получаемой информации;

- увеличение эффективности (на фоне экономичности трудозатрат) воспитательного воздействия (взаимодействия) педагогического персонала;

- повышение эффективности управления компетентностью персонала.

Целевые группы (аудитория)

В рамках инновирования мы определили и объекты социального вмешательства, исходя из того, что без участия семьи (родителей) эффективность только педагогического воздействия (классных руководителей, социальных педагогов, психологов) снижается [2; 15]. Поэтому воздействие должно осуществляться одновременно на два объекта:

1) семью (родителей)6;

2) социальную группу в образовательной организации (группа, класс, секция, кружок, общественное движение, отряд, команда и др.).

При этом воздействие на оба объекта должно быть обеспечено адекватным педагогическим инструментарием.

Инструментальное обеспечение инноваций

На нашей инновационной площадке проводится апробация (табл. 1) и разработка (табл. 2) двух групп инструментов:

1) социального вмешательства (воздействия, взаимодействия);

2) фиксации увеличения/уменьшения выраженности социальных компетенций.

Таблица 1

Инструментарий для апробации

Наименование методики Назначение

Отбор содержания социализации (ОСС) обеспечивает выбор референтных групповых компетенций, фиксирующих социальный заказ детей и (или) родителей [7; 12]

Оценивание социализо-ванности (ОС) обеспечивает взаимное оценивание (фиксацию поступков) качеств каждого члена группы [7; 12]

Таблица 2

Инструментарий для разработки

Наименование методики Назначение

\Мео-8еЦМ:еасЬ (видео-дидакто-воздействие) обеспечивает быстрое изменение вектора социализации ребенка и (или) родителя [4]

Социализационное занятие обеспечивает расширение представлений о позитивных компетенциях (способах позитивного поведения)

Эффекты от инновирования

В течение уже более десяти лет от запуска инноваций в социальном пространстве школы-интерната происходят изменения в выраженности позитивных социальных компетенций в семьях, социальных группах (классах, кружках, секциях и других объединениях), у взрослых и детей, и это уже нашло отражение в наших публикациях [1; 2; 4; 6; 7; 9; 10; 12].

Инновации обеспечивают позитивные изменения в следующих объектах.

Первый — «педагог». Все ак-

7

торы имеют возможность оптимизировать свою деятельность, освоив и внедрив экономичный, адекватный и операциональный инструментарий: а) набор способов воздействия на социализо-ванность обучающихся (воспитанников) и ее оценивания; б) включение обучающихся и родителей в процесс социализации (в частности, в процедуры (1) отбора содержания социализации и (2) оценивания социали-зованности); в) получение достоверной информации о состоянии социализованности обучающихся (воспитанников); г) информирование обучающихся и родителей.

Второй — «обучающийся». Обучающиеся участвуют в экспертном отборе референтных для них качеств в рамках формирования и формулирования социального заказа для педагогического

персонала и менеджмента школы-интерната. Отобранные качества по существу выступают как признаки желательного социального пространства. Это описание формулируется обучающимися, и поэтому оно принимается ими как комфортное, поскольку не навязано извне, например, как традиционно, педагогами (взрослыми). В социальных группах (родители детей дошкольного и школьного возраста, воспитанники дошкольного отделения, обучающиеся школьного возраста), таким образом, формируется интенция к превращению этого описания 8 в реальность, в создание общими усилиями данного комфортного социального пространства. Именно это и позволяет создать адекватные условия для получения и комфортного освоения содержания общего образования.

Обучающиеся (воспитанники) осваивают различные способы деятельности. Причем все эти новые для них способы социального взаимодействия и воздействия на самих себя сопровождаются применением конкретных инструментов: и (а) освоения позитивных социальных компетенций, и (б) взаимного воздействия и оценивания, и (в) индивидуального (группового) социально-образовательного проектирования.

Третий — «управленец (менеджер)». Менеджмент школы -

интерната получает возможность формирования базы данных о 1) социальном заказе обучающихся (воспитанников) и родителей; 2) социализованности обучающихся (воспитанников) и взрослых (педагогов и родителей); 3 ) совокупности инструментов для анализа эффективности образовательно-социализационных технологий (в частности, социальных проектов); 4) целевых программах институциональной системы повышения квалификации (в рамках методической работы внутри образовательной организации).

Четвертый — «родитель». Сегодня родитель удален от образовательного процесса. И это происходит из-за методологической ошибки, когда образование определено как воспитание и обучение. То есть и то, и другое лежит в сфере ответственности только педагога, только образовательной организации. На самом деле, если различить образование 9 и социализацию, то становится очевидно, что в образовании (обучении) родитель и не может участвовать, а вот в социализации (воспитании) — обязан (в соответствии с ФЗ «Об образовании...», статьей 44). Но поскольку родитель не включен в процесс социализации 10, то он и остается как бы сторонним на-

блюдателем, зрителем и даже жестким критиком педагогов, говоря: «Вам за это деньги платят! Вот и воспитывайте!» И эта родительская позиция превращается и в позицию общества по отношению к системе образования в целом. Возникает противоречие — противостояние между «они» и «мы». И его нужно разрешить путем вовлечения родителей в социализационно-образовательный процесс.

Многое из вышесказанного уже описано в научных трудах [1; 2; 3; 4; 7; 8; 9; 10; 11; 12], но мы сверх этого готовы также продемонстрировать способы активизации участия родителей:

1) в формировании и формулировании содержания социализации обучающихся;

2) оценивании социализованно-сти своих детей в образовательной организации и семье;

3) реализации проектов в а) учреждении, б) семье и в) других социальных пространствах;

4) принятии обоснованных родительских решений (на основании результатов оценивания (п. 2 — см. выше) актуального социального статуса всех членов социальной группы сверстников) на основании состояния социали-зованности своего ребенка в целом и по каждой его компетенции в отдельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Готовность педагогического персонала к инновационной деятельности

Поскольку мы обозначили различение двух параллельно разворачивающихся процессов (см. выше), то, конечно же, педагогический персонал должен быть готов к участию в иннови-ровании 11 и в (а) образовательном, и в (б) социализационном.

Новый социальный заказ [5; 16] ориентирует педагога на инициацию позитивного поведения (поступка), поэтому педагог должен быть оснащен инструментарием для оценивания этого социально-образовательного объекта. Ведь совокупность поступков есть характеристика социализованности. Без измерения этого образовательного объекта, без его оценивания и фиксации педагог действует «вслепую», т. е. не имеет достаточной и необходимой информации для принятия организационно-педагогических, управленческих решений; для реализации педагогического и (или) социального вмешательства в процесс социализации группы обучающихся и каждого обучающегося в отдельности.

Для восполнения этой лакуны в школе-интернате начиная с 2006 г. была проведена серия занятий для педагогического персонала по освоению новых методик социального вмешательства [6; 7; 10; 12], воспитания (табл. 1 и 2), воздействия и оценивания.

Значимые результаты

Основным результатом нашей инновационной площадки стало создание и вербальное описание модели новой «воспитательной компоненты» в школе-интернате. Все составляющие этой модели поэтапно наполняются инструментальным обеспечением, а педагоги оснащаются реальными инструментами, снижающими их трудозатраты и увеличивающими продуктивность их педагогического воздействия (взаимодействия).

Так, ответ на вопрос «ЧТО воспитывать?» обеспечен методикой «Отбор содержания социализации». Ответ на вопрос «КАК воспитывать?» обеспечен методиками 1) «video-seHЧeach», 2) «социализа-ционное занятие классный час трех типов», 3) «audю-self-teach», 4) «images-self-teach», 5) «метод проектов»12. Ответ на вопрос «КАКОВ уровень социализованно-сти?» обеспечен методикой «Оценивание социализованности».

Таким образом, проблема, ради решения которой инициирован наш проект, решается через наполнение инструментарием всех составляющих формируемой нами институциональной «воспитательной компоненты». Процесс наполнения происходит медленно и предполагает на каждом новом витке проведение экспертного оценивания каждого нового инструмента, его апробации и только после этого нормирования и

стандартизации. Это пока происходит на институциональном уровне только в нашей школе-интернате, но мы хотели бы предложить этот алгоритм нашим коллегам. В качестве примера можно привести организацию и содержание работы по оцениванию патриотичности обучающихся.

Оценивание патриотичности обучающихся

Особое внимание с начала 2016 г. мы уделяем патриотическому воспитанию молодежи в связи с утверждением 30 декабря 2015 г. Правительством РФ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016— 2020 годы». Правительство полагает, что исполнение этой программы должно увеличить выра-

13

женность патриотичности 13 граждан, а следовательно и наших обучающихся (воспитанников), на 8—10 %.

Мы разработали новый инструментарий для измерения прироста патриотичности у наших обучающихся (воспитанников). Инструментарий состоит из экспертного листа (табл. 3) и бланка фиксации результатов экспертного оценивания.

В оценивании названных в экспертном листе качеств учащихся участвуют все обучающиеся и все родители 14. Вновь

полученные результаты мы сравниваем с осенними — 2016 и 2017 гг. Это сравнение позволяет фиксировать изменение (увеличение либо уменьшение) выраженности позитивных социальных компетенций [3; 4; 11]. Оценивание производится относительно количества поступков [9], а количество, как известно, переходит в качество, в увеличение выраженности компетенции и (или) в компетенцию более высокого социального статуса: например, от пунктуальности к дисциплинированности; от дисциплинированности к ответственности.

И уже сейчас мы можем провести первичный анализ наших инноваций, сделать выводы и принять управленческие решения, адекватные исполнению социального заказа нашего приоритетного партнера — родителей.

Мы предполагаем провести в 2017/18 уч. г. по этой же схеме экспертное оценивание увеличения (уменьшения) выраженности патриотичности у педагогов и сотрудников, а также у родителей. Хотим предложить эту методику и родителям для использования в семье. Думаем, что каждый родитель также заинтересован в том, чтобы его дети проявляли готовность «уважать», «защищать» и «созидать» (табл. 3 и прим. 13).

Таблица 3

Бланк экспертного листа для оценивания патриотичности

Экспертный лист Уважаемый (имя, отчество, фамилия) Вы добровольно участвуете в оценивании выраженности качеств ребят, с которыми общаетесь. Вам предлагается выставить оценку выраженности каждого качества (столбец 2) у каждого (-ой) Вашего (-ей) сверстника (сверстницы) Проставьте в строках 1—3 (качества: мальчиков; девочек) в столбцах 3, 4, 5, 6, 7 и т. д. балльную оценку— от 1 до 10, отражающую Ваше субъективное мнение о выраженности каждого качества у каждого. Если Вы не можете выразить свое мнение, то поставьте в э^у «клеточку» знак «-». / ВНИМАНИЕ! Балльная оценка должна фиксировать количество поступков, в

которых качество'проявилось по отношению к Вам. у /

V / Л 1

№№ п/п Качества 1 ' (социал/ныЬ компетенции) | 1 мальчиков | ' / ' '± ' ' т Имена, фамилии'

* / * * * * * ✓ ✓ * ✓ / / / / / / > / /

1 ъ /2 31 4 5 в 7 8, 9 10 11 12 13 14 15

1. ► созида^ (делал что-то) / / /

2. проявлял уважение / / /

3. защищал /

№№ п/п 1 Качества (социальные ком-ретенции) 1девочек 1 1 / / / ► 4 / / 9 /

12 2 3 4 5 в 7 8 9 10 11 12 13 14 15

1. V созидала (делала что-то)

2. проявляла уважение

3. защищала

Масштабирование, пролонгация и перспективы инноваций

Мы видим свою задачу в организации освоения педагогами и родителями 15 методик, наполняющих нашу новую воспитательную компоненту. Занятия для педагогов и родителей мы проводим в основном в виде практикумов освоения инновационных способов социального вмешательства 16.

Прошедшие практическую проверку в рамках инновирования методические и дидактические материалы по созданию условий для формирования позитивных социальных компетенций у обучающихся (воспитанников) и оценивания их социализованности могут быть использованы в проектировании и реализации социали-зационно-образовательного процесса по образовательным программам дошкольного, общего, коррекционного и дополнительного образования.

На основании этого на педагогическом совете было принято решение ориентировать педагогов (прежде всего классных руководителей и воспитателей) и менеджмент школы-интерната на перенос акцентов в воспитательной работе на формирование адекватных современной социально-экономической и геополитической ситуации социальных (гражданских, патриотических и пассио-

нарных) компетенций у обучающихся, педагогов и родителей.

Примечания

1. С 2012 года у нас функционирует дошкольное отделение.

2. Термин введен нами (С. Г. Молчанов). Наши французские коллеги давно используют наряду с термином innovation (инновация) термин innover (инновировать, т. е. внедрять новацию). Более того, словом innover они обозначают одну из обязательных компетенций педагога, что в нашем профессиональном обиходе принято называть готовность к инновациям и их реализации. Для удобства и краткости это можно обозначить термином инновиро-вание. Кстати, интересно заметить, что профессионально-педагогические компетенции французские коллеги называют глаголами, обозначающими действия, а мы глаголами, обозначающими состояние: «знать», «уметь», «владеть». Первые два глагола не вызывают сомнения, а вот третий (владеть) следовало бы заменить на «действовать».

3. В советском обществе такое стандартное содержание социализации определялось Моральным кодексом строителя коммунизма, в религии — христианскими заповедями, в конфуцианстве — традициями, в дзен-буд-дизме — самурайским кодексом чести и т. п.

4. Сейчас этот вопрос в связи с необходимостью исполнения госпрограммы «Патриотическое воспитание.» встал еще острее и принял вид «Как оценивать патриотичность?».

5. Дети школьного возраста могут и должны сами участвовать в экспертном отборе позитивных компетенций. К отбору можно привлекать и родителей с тем, чтобы они могли сравнить свой выбор с выбором своих детей. Что касается детей дошкольного возраста, то здесь выбор желаемых качеств (компетенций) остается за родителями. И, возможно, другими взрослыми. Это соответствует статье 44-й ФЗ «Об образовании...».

6. Перенос акцентов на работу с семьей позволит активизировать участие родителей в социализа-ционном и воспитательном процессе.

7. Нам кажется неуместным употребление модного сегодня термина «игрок» для обозначения участника каких-то социально -политических событий. Ведь политики не в карты и не в шашки играют, а распоряжаются судьбами людей и стран. И, поскольку мы не ИГРАЕМ в игры, а по-настоящему занимаемся воспитанием, то правильнее, если мы будем называть себя деятелями или акторами, лицами, оказывающими воздействие или участвующими во взаимодействии.

Актор — это тот, кто осуществляет деятельность, направленную на принесение пользы. От activité— деятельность, активность, активное воздействие. Акторы — это и педагоги, и психологи, и логопеды, и врачи, и социологи, и менеджеры, и технический персонал.

8. Еще раз подчеркнем, что это описание предложено самими детьми и их родителями (методика ОСС — см. табл. 1). И, поскольку оно не навязано извне, а идет как бы изнутри социальной группы, то оно воспринимается членами этой референтной группы как личностно значимое. Таким образом, мы создаем позитивную установку (Д. Н. Узнадзе) на позитивное поведение, позитивные поступки. Это, на наш взгляд, и есть временное, конкретно-историческое стандартное содержание социализации, полученное на основе консенсуса всех участников социализацион-но-образовательного процесса.

9. Участие родителя в образовательном процессе возможно, но ограничено. Например, профессиональная деятельность родителя может выступать как некая иллюстрация к программной теме занятия. Что же касается социализации ребенка (подростка, юноши, девушки), то родитель вмешивается в нее начиная с детства и до тех пор, пока ребенок находится в пределах его дося-

гаемости. Способ вмешательства называется воспитанием. Такой же способ используется и в профессиональной деятельности педагога. Таким образом, мы наблюдаем процесс, в котором с одной стороны действует профессионал, а с другой — дилетант. Один эффективен, а другой — нет. Более того, в нынешней ситуации родитель может оказывать еще и активное противодействие, снижая эффективность профессионала. И противоречие состоит в том, что нет инструментального обеспечения включения родителей в социали-зационный процесс. Противоречие также наблюдается на методологическом уровне, когда в категории «образование» мы объединяем «воспитание и обучение». При этом в ФЗ «Об образовании.» (статья 44-я) говорится, что родители имеют преимущественное право на воспитание и обучение детей. Но это право инструментально не подкреплено, и оно повисает без опоры. Именно эти противоречия мы и попытались разрешить с помощью наших методик (С. Г. Молчанов).

10. Это, кстати, еще и нереализо-ванность широко декларируемого принципа открытости.

11. Инновирование можно определить как внедрение в практику новых способов профессионально-педагогической деятельности.

12. Методики 1 и 2 уже апробированы; методики 3, 4, 5 находятся в стадии апробации.

13. Под патриотичностью мы понимаем наличие и выраженность патриотических компетенций («защищать, созидать, уважать»), зафиксированных в виде количества и качества таких поступков человека по отношению к членам социальной группы, в которых явлены прежде всего вышеназванные компетенции.

14. Что касается детей дошкольного возраста, то в этом случае оценивание производится родителями, но «глазами детей» [12].

15. Мы полагаем уместным провести социализационные занятия с родителями нашего техникума и, по возможности, с родительским активом других образовательных организаций СПО области. Это предложение исходит от родительского регионального движения «Союз семьи и школы».

16. Термин «социальное вмешательство» (intervention sociale) мы заимствовали у французского социолога Ж. Ладсу, соглашаясь с его позицией, что воспитание есть способ социального вмешательства в процесс социализации человека.

Литература

1. Войниленко, Н. В. Новая «воспитательная компонента» в специальном кор-рекционном образовательном учреждении — школе-интернате № 11 г. Челябинска / Н. В. Войниленко, С. Г. Молчанов // Организация и содержание обучения

детей со сложной структурой дефекта : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (12—14 марта 2014 г.) / под ред. Б. В. Белявского (отв. редактор). — Челябинск : ИИУМЦ «Образование», 2014.

2. Войниленко, Н. В. Модель оценки качества образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении V вида : метод. пособие / Н. В. Войниленко. — Челябинск : ИИ-УМЦ «Образование», 2009.

3. Григорьева, Л. А. Video-self-teach — занятие по формированию позитивных социальных компетенций у обучающихся с ОВЗ в системе СПО / Л. А. Григорьева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 1 (13).

4. Дорохова, Е. С. Формирование у обучающихся (воспитанников) толерантного отношения к различным социальным группам / Е. С. Дорохова, Е. А. Джафа-рова ; под ред. проф. С. Г. Молчанова. — Челябинск : Энциклопедия, 2014.

5. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» // Новый закон «Об образовании в Российской Федерации». — М. : Эксмо, 2013.

6. Молчанов, С. Г. Дети-билингвы — новый феномен российского образования: обучение и воспитание / С. Г. Молчанов, Н. В. Войниленко // Челябинский гуманитарий. — 2015. — № 2 (31).

7. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ВПО) и оценивания социализованности юношей и (или) девушек (ОС-ЮД-ВПО) в образовательном учреждении высшего профессионального образования : пособие для кураторов акад. групп вузов / С. Г. Молчанов. — Челябинск : Энциклопедия, 2013.

8. Молчанов, С. Г. Профилактика семейного неблагополучия: построение проекта «Кризисная семья» / С. Г. Молчанов, Н. В. Войниленко, Е. П. Солнцева, С. Б. Но-сачева // Детский сад от А до Я. — 2016. — № 4 (82).

9. Молчанов, С. Г. Мониторинг «вне-учебных достижений» и (или) поступка в профессиональном образовании / С. Г. Молчанов // Инновационное развитие профес-

сионального образования. — 2016. — № 4 (12).

10. Молчанов, С. Г. Как исполнить IV раздел нового ФГОС дошкольного образования / С. Г. Молчанов // Детский сад от А до Я. — 2014. — № 5 (71).

11. Молчанов, С. Г. Как подготовить программу развития дошкольной образовательной организации / С. Г. Молчанов // Детский сад от А до Я. — 2015. — № 5 (77).

12. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС — ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и (или) девочек (ОС — ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении : пособие для работников дошкольного образования / С. Г. Молчанов. — Челябинск : Академия гуманитарных наук, 2012.

13. Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях : письмо МОиН РФ «О направлении Программы» : от 13 мая 2013 г. N ИР-352/09/.

14. Путин, В. В. Послание Президента Федеральному собранию РФ / В. В. Путин // Российская газета. — 2012. — N° 287 (5960).

15. Филатова, И. А. Практическое пособие по дисциплинам: «Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями», «Семейное воспитание детей с нарушениями речи»: для студентов, обучающихся по специальности 031800 «Логопедия» / И. А. Филатова, З. А. Репина, Е. Н. Иванов. — Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2005.

16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : приложение к приказу Минобрнауки России : № 1155 от 17.10.2013 г. — Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru.

References 1. Voynilenko, N. V. Novaya «vospita-tel'naya komponenta» v spetsial'nom korrekt-sionnom obrazovatel'nom uchrezhdenii — shkole-internate № 11 g. Chelyabinska / N. V. Voynilenko, S. G. Molchanov // Orga-nizatsiya i soderzhanie obucheniya detey so

slozhnoy strukturoy defekta : materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. (12—14 marta 2014 g.) / pod red. B. V. Belyavskogo (otv. redaktor). — Chelyabinsk : IIUMTs «Obra-zovanie», 2014.

2. Voynilenko, N. V. Model' otsenki ka-chestva obrazovaniya v spetsial'nom (kor-rektsionnom) obrazovatel'nom uchrezhdenii V vida : metod. posobie / N. V. Voynilen-ko. — Chelyabinsk : IIUMTs «Obrazova-nie», 2009.

3. Grigor'eva, L. A. Video-self-teach — za-nyatie po formirovaniyu pozitivnykh sotsial'nykh kompetentsiy u obuchayu-shchikhsya s OVZ v sisteme SPO / L. A. Gri-gor'eva // Innovatsionnoe razvitie professio-nal'nogo obrazovaniya. — 2017. — № 1 (13).

4. Dorokhova, E. S. Formirovanie u obu-chayushchikhsya (vospitannikov) tolerant-nogo otnosheniya k razlichnym sotsial'nym gruppam / E. S. Dorokhova, E. A. Dzha-farova ; pod red. prof. S. G. Molchanova. — Chelyabinsk : Entsiklopediya, 2014.

5. Zakon RF «Ob obrazovanii v Rossiy-skoy Federatsii» // Novyy zakon «Ob obra-zovanii v Rossiyskoy Federatsii». — M. : Eksmo, 2013.

6. Molchanov, S. G. Deti-bilingvy — no-vyy fenomen rossiyskogo obrazovaniya: obuchenie i vospitanie / S. G. Molchanov, N. V. Voynilenko // Chelyabinskiy guma-nitariy. — 2015. — № 2 (31).

7. Molchanov, S. G. Metodiki otbora so-derzhaniya sotsializatsii (OSS-VPO) i ot-senivaniya sotsializovannosti yunoshey i (ili) devushek (OS-YuD-VPO) v obrazovatel'nom uchrezhdenii vysshego professional'nogo obrazovaniya : posobie dlya kuratorov akad. grupp vuzov / S. G. Molchanov. — Chelyabinsk : Entsiklopediya, 2013.

8. Molchanov, S. G. Profilaktika semey-nogo neblagopoluchiya: postroenie proekta «Krizisnaya sem'ya» / S. G. Molchanov, N. V. Voynilenko, E. P. Solntseva, S. B. No-sacheva // Detskiy sad ot A do Ya. — 2016. — № 4 (82).

9. Molchanov, S. G. Monitoring «vneu-chebnykh dostizheniy» i (ili) postupka v pro-fessional'nom obrazovanii / S. G. Molchanov // Innovatsionnoe razvitie professional'-nogo obrazovaniya. — 2016. — № 4 (12).

10. Molchanov, S. G. Kak ispolnit' IV razdel novogo FGOS doshkol'nogo obrazovaniya / S. G. Molchanov // Detskiy sad ot A do Ya. — 2014. — № 5 (71).

11. Molchanov, S. G. Kak podgotovit' pro-grammu razvitiya doshkol'noy obrazova-tel'noy organizatsii / S. G. Molchanov // Detskiy sad ot A do Ya. — 2015. — № 5 (77).

12. Molchanov, S. G. Metodiki otbora soderzhaniya sotsializatsii (OSS — DOU) i otsenivaniya sotsializovannosti mal'chikov i (ili) devochek (OS — DOU) v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii : posobie dlya rabotnikov doshkol'nogo obrazovaniya / S. G. Molchanov. — Chelyabinsk : Aka-demiya gumanitarnykh nauk, 2012.

13. Programma razvitiya vospitatel'noy komponenty v obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh : pis'mo MOiN RF «O napravlenii Programmy» : ot 13 maya 2013 g. N IR-352/09/.

14. Putin, V. V. Poslanie Prezidenta Fede-ral'nomu sobraniyu RF / V. V. Putin // Rossiyskaya gazeta. — 2012. — № 287 (5960).

15. Filatova, I. A. Prakticheskoe posobie po distsiplinam: «Pedagogicheskie sistemy vos-pitaniya detey s rechevymi narusheniyami», «Semeynoe vospitanie detey s narusheniyami rechi»: dlya studentov, obuchayushchikhsya po spetsial'nosti 031800 «Logopediya» / I. A. Filatova, Z. A. Repina, E. N. Ivanov. — Ekaterinburg : Ural. gos. ped. un-t, 2005.

16. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazo-vatel'nyy standart doshkol'nogo obrazova-niya [Elektronnyy resurs] : prilozhenie k prikazu Minobrnauki Rossii : № 1155 ot 17.10.2013 g. — Rezhim dostupa: https:// docviewer.yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.